Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Культура эпохи эллинизма



После кончины Александра его сподвижники, диодохи, разделили между собой огромную империю, образовав четыре эллинистических царства, начавших жестокую борьбу за первенство. На протяжении почти трехсот лет, пока эллинистический мир не был практически полностью поглощен Римской империей, образовывались, возвышались, исчезали новые государства. Богатейшее в свое время Родосское царство погибло при землетрясении, крупнейшие культурные центры: Пергамское царство, Антиохийское царство и Птолемеевский Египет были побеждены римлянами. Атмосфера напряженности, постоянной борьбы стала типичной для эпохи эллинизма. Лучшие творения пластического искусства точно передают эмоциональное напряжение, динамику борьбы:. Ника Самофракийская, выдающийся скульптурный памятник эпохи эллинизма, пятиметровая статуя крылатой богини победы; 150-метровый рельефный фриз Пергамского алтаря (алтаря Зевса), крупнейшего комплекса эпохи эллинизма, запечатлевшего апофеоз сражения между богами и гигантами; скульптурные группы "Лаокоон" и "Фарнезский бык", передающие борьбу людей со смертельной опасностью. В централизованно-бюрократических государствах эпохи эллинизма непосредственное участие гражданина в жизни общества заменяется исполнением приказа властителя. Мощь государства подавляла инициативу и активность. Рядовой гражданин уже не мог заниматься политикой, принимать участие в решении государственных проблем. Это стало считаться привилегией избранных. В результате человек стремится уйти в себя, в глубину своих

переживаний. Духовную культуру эллинизма отмечает ярко выраженный индивидуализм, культ чувств и настроений в изоляции от больших общих идей. Человек начинает фокусировать внимание лишь на частной жизни. Спасаясь от противоречий внешнего мира, он ищет убежища в собственном доме, который начинает активно благоустраивать. Строятся роскошные дома, дворцы, виллы, стены их украшаются фресками, рельефами с идиллическими видами природы. Украшением частных домов и двориков становится скульптура, воспроизводящая древнегреческие каноны красоты, но в миниатюрном, "одомашненном" виде. В моде мелкая пластика. Танагрская статуэтка, изображающая неприхотливые сценки из обыденной жизни: мирно беседующих женщин, танцующих или сидящих в задумчивости девушек и т.д. Появляется декоративная скульптура для украшения парков, которые теперь кажутся более приятными местами для времяпровождения, чем улицы и площади. Именно тогда создаются такие знаменитые сейчас творения, как Венера Милосская и Аполлон Бельведерский. В то время это были вполне заурядные образцы скульптуры, выполненные в точном соответствии с классическими традициями. Сейчас эти работы воспринимаются как образцы утонченной и элегантной пластики, восхваляющие человеческую красоту. В старину города вырастали сами собой, улицы внутри города были узкими, хаотично застроенными. Теперь начинают придавать огромное значение великолепию строящихся городов. Проводится предварительная распланировка города; улицы прокладываются прямые и скрещивающиеся под прямым углом, причем особенной широтой и роскошью отличаются два главных, тоже скрещивающихся под прямым углом, проспекта. Почин принадлежит тут строителю Александрии Динократу, одному из корифеев архитектуры всех времен. Рядом с этой широко развивающейся светской архитектурой сакральная отступает на задний план. Но новые города должны были иметь и свои храмы. Идеалом и здесь стала пышность: огромные размеры, навеянные архитектурной гигантоманией Востока. В эллинистический период расширяется сфера применения живописи. Появляются живописный портрет и пейзаж. Три наиболее популярных художника: Апеллес, Протоген и Антифил. Апеллес был портретистом Александра Великого и первых диадохов. Антифил - один из первых в истории пейзажистов. Благодаря знакомству с разноцветным мрамором Азии и Африки возникает новая техника живописи, мозаика, составление картин посредством сложения мелких разноцветных кусочков мрамора, а позднее - цветной стеклянной пасты, смальты. О качестве мозаики можно судить по образцам из раскопок в Помпее: мозаичное изображение битвы Александра Македонского с персидским царем Дарием Ш. Размер театров уменьшается, представления становятся более камерными. Популярны комические пьесы. Эллинистическая комедия существенно отличается от классической своей тематикой. Высмеиваются теперь не общественные явления и философские школы, а свойства человеческих характеров: жадность, подозрительность, эгоизм. Самым популярным драматургом и исполнителем собственных пьес был Менандр, автор комедий "Брюзга" и "Третейский суд". Литература эллинизма точно отражает время, которое было неоднозначным. Появились новые жанры, углубился психологический рисунок образов, было отшлифовано само по себе писательское мастерство. Литература стала играть более значимую роль в жизни людей. Чтение стало традиционным домашним времяпровождением многих людей. Из литературных направлений главенствовала поэзия. Высокий интеллектуализм, гражданственность и патетичность авторов прошлого более не казались привлекательными. Читатель хотел простого и обыденного, чем стало изображение любовных историй. Романтичность, изысканность, эротизм - характерные признаки "александрийской" поэзии. Ее главой был Каллимах, подобно многим, и ученый, и поэт. Эпосом он пренебрегал, не желая тягаться с Гомером. Его эпиллии (то есть маленькие эпосы) и элегии, в которых он воспевал чувственные радости известны по сборнику "Причины", так как их объединяло стремление выявить причину явления, обычая, происшествия. Он воскресил эпиграмму, найдя и в этой области многочисленных подражателей.

Другим представителем эллинистической литературы был Феокрит, создатель жанра идиллии. Поэтические творения Феокрита описывают незатейливые сценки из сельской и городской жизни, передают чувства влюбленных, но встречаются также и острые эпиграммы на недругов. Идиллический жанр утвердился в живописи и в рельефной скульптуре. Из исторических произведений частично сохранились только труды Полибия, автора описания войн Рима с Карфагеном и с греческим Востоком. В эту же эпоху зарождается беллетристика. Основоположником литературной повести принято считать Аристида ("Милетского"), автора сборника "Милетские истории". Благодаря ему новелла, задорная и чувственная, стала излюбленным чтением. Начал формироваться еще один литературный жанр - роман. Меняется содержание философских произведений. Человек все больше углубляется в свой внутренний мир, стараясь найти возможность выстоять в изменчивом мире. Формируются два существенные для дальнейшего развития философии и показательные для характеристики сути эллинистической культуры философских направления: стоицизм (стоя) и эпикурейство (эпикуреизм). Стоицизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв жить согласно с природой и самим собой. Родоначальник стоицизма, Зенон из Китиона,- ок. 301 г.до н.э основал школу в Афинах. В стоицизме нужно различать само философское направление, стою, и определенный жизненный принцип, стоицизм. Сама по себе стоя - достаточно многообразное, даже эклектичное философское течение, объединяющее вопросы религии, логики и этики. Название произошло от портика в Афинах, в котором проводил занятия Зенон. Но особой популярностью пользовалась этическая часть учения, на основании которой человеку предписывалось жить в согласии с природой, которая и является по сути божеством, воплощением добродетели. Человеческий разум стоики рассматривали как неотъемлемую часть природы, а следовательно, жить в согласии с природой для них означало жить сообразно разуму. Все безнравственные поступки - саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Борясь с собственными слабостями, человек проявляет силу воли и сохраняет душевную чистоту. Мир полон пороков и искушений, а задача человека - следовать природным принципам, не подчиняясь велению времени. Эпикуреизм - этико-философское направление, в основе которого лежит призыв радоваться обыденному и не впадать в отчаяние. Его основатель Эпикур создал в Афинах в 306 г. школу, получившую название "Сад Эпикура". Он ввел понятие атараксии (невозмутимость, безмятежность), идеального душевного состояния, к которому должен стремиться человек. Атараксия достигается избавлением от страха перед богами, смертью, превратностями судьбы. Эпикур говорил: "Живи незаметно!" Его этика была рассчитана на человека, для которого вдумчивое отношение к своим поступкам не является роскошью и ценится выше, чем сам поступок. Нередко из этики эпикуреизма делают неверные выводы, которые основаны чаще всего на случайных сведениях. Полагают, например, что Эпикур учил чувственным наслаждениям. Действительно, он уделял большое внимание удовольствию, наслаждению, но учил находить их в самом малом, что дала судьба, а не страдать от недостатка жизненных благ.

Значителен расцвет науки в эллинистических государствах, создание новых научных центров. Местом, где мудрость Эллады встречалась с мудростью Востока, стала египетская Александрия, столица царей Птолемеев. Знаменитые писатели и ученые, приезжавшие в Александрию, получали бесплатную квартиру, освобождались от налогов и повинностей. Афинянин Деметрий Фалерский, принявший приглашение Птолемея I поселиться у него в Александрии, основал там научное учреждение по подобию афинских, александрийский Мусейон (Museion, то есть "святыня муз"), крупнейший научно-музейный комплекс, созданный в Александрии, совмещавший университет, научно-исследовательский центр, библиотеку (но не музей в нашем понимании). Знаменитой была библиотека (при Птолемее II было 500 тысяч книг).

Научных достижений в эллинистический период было так много, что придется ограничиться перечислением лишь некоторых из них. В области математики это труды Евклида: "Начала" в 8 книгах (I-VI - планиметрия, VII-X - алгебра на геометрической основе, XI-XIII — стереометрия прямоугольных тел). Он основал александрийскую математическую школу, из которой вышли Эратосфен, блестящий разносторонний учены櫫; систематизатор теории чисел и величайший математик древности Архимед Сиракузский. Архимед первым определил отношение окружности к диаметру (число p) и построил на его основании стереометрию круглых тел. В области гуманитарных наук начинает лидировать психология, но спор не о душевных явлениях, а, по стопам Платона и Аристотеля, о душе как таковой, духовное ли она существо или материальное, простое или сложное. Писались трактаты о свойствах людей: о гневе, о дружбе, о старости, о печали, о согласии, о благородстве и т.д. Одним из них был трактат Феофраста "О характерах". Дионисий Фракиец, александрийский ученый II века до н.э., - составитель первой греческой грамматики, основы всех европейских грамматик, в том числе и русской. Начинает развиваться филология, новая отрасль, изучающая письменные тексты. Значение культуры эллинизма велико, ибо ее традиции лежат в основе искусства Древнего Рима, Византии и Ближнего Востока.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 431 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...