Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
вием организма образуется связь, которая при повторении ста-
новится все более прочной. Так возникает и закрепляется услов-
ный рефлекс.
Большое значение имел и открытый Павловым ориентировоч-
ный рефлекс, или, как он его называл, рефлекс ≪Что такое?≫. Он
заключается в том, что организм как бы непрерывно задает этот
вопрос окружающему миру, стремясь выяснить значение ситуации,
в которой он оказался, и наилучшим образом ≪вычислить≫ то, что
представляет для него наибольшую ценность. Ориентировочный
рефлекс не только помогает адаптации в незнакомой среде, но и
является биологической основой любой познавательной мотива-
ции, стимулируя интерес к незнакомым, новым стимулам.
Исследуя биологические механизмы рефлекторной деятельно-
сти, Бехтерев доказал, что гибкость и пластичность нервной систе-
мы дает возможность изменять в нужном направлении рефлексы
любой степени сложности. То есть в поведении живых существ на-
следуемые рефлексы играют минимальную роль, ведущая же при-
надлежит приобретенным, условным.
Глава 3. Психика и организм 249
ВОПРОСЫ
1. Какие доказательства связи индивидуальных качеств с организмом существо-
вали в античности?
2. Как изменялись представления об органических основаниях индивидуально-
сти?
3. В чем роль эволюционной теории Дарвина в развитии психологии?
4. Какие данные о работе органов чувств были получены в исследованиях Мюл-
лера и Гельмгольца?
5. Что такое порог ощущения?
6. В чем различия между абсолютным и относительным порогами?
7. Что такое доминанта?
8. Какие психические процессы могут быть объяснены активностью доминанты?
9. Какова структура анализатора в концепции Сеченова?
10. Как Бернштейн объяснят сложный характер поведения?
11. Что такое условный рефлекс?
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1. Сравнительный анализ подхода к проблеме рефлекса в истории психологии.
2. Значение психофизиологии для психологической науки.
3. Органическая основа индивидуальности —от Гиппократа к Айзенку.
4. Теория доминанты, ее значение для психологии.
5. Роль теории рефлекса в развитии психологических концепций воспитания
и обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бернштейн Н.А. Очерк по физиологии движений и физиологии активности.
М., 1966.
2. Бехтерев В.М. Объективная психология. М., 1991.
3. Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
4. Ибн Сина. Канон врачебной науки. Ташкент, 1954. Кн.1.
5. Павлов И.П. Поли. собр. соч.: В 6 т. М.; Л., 1951. Т. 3.
6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1989. Т. 1, 2.
7. Сеченов И.М. Избранные произведения.: В 2 т. М., 1958. Т. 2.
8. Ухтомский А.А. Доминанта. Л., 1966.
Глава 4. Развитие психики
4.1. Развитие психики в филогенезе
В предыдущей главе уже говорилось о том, что теория эволюции
Дарвина оказала существенное влияние на психологию. В частно-
сти, это проявилось в идее о том, что психика не появляется сразу в
готовом виде, но постепенно развивается, минуя несколько стадий,
постоянно совершенствуясь и обеспечивая все более полное и адек-
ватное приспособление организма к изменяющейся среде.
Первый вопрос, который возникает при исследовании разви-
тия психики в онтогенезе, это вопрос об объективном критерии,
который отделяет психическую жизнь от допсихической. Субъек-
тивно этим критерием является наличие чувствительности, т.е.
ощущения. Однако тот факт, что ощущения возникают у самых
простейших живых существ, не оставляет исследователям иного
пути, кроме внешнего наблюдения, поскольку рефлексией эти жи-
вые существа, естественно, не обладают. Итак, необходимо, исходя
из особенностей поведения, разделить раздражимость и чувствите-
льность. Раздражимость —это реакция любого живого существа (и
обладающего психикой, и не обладающего ею) на жизненно важ-
ный стимул. Так, простейшие инфузории плывут в сторону света,
который является для них источником жизни, растения раскрыва-
ются навстречу солнцу и т.д. Чувствительность —это способность к
ощущениям, и она существует только у тех организмов, которые об-
ладают психикой.
Что же отличает поведение тех живых существ, которые уже
обладают психикой, пусть и в самом простейшем виде? Ведь они
также стремятся к жизненно важным для них стимулам, избегая
опасных. Разнообразные эксперименты показали, что разница в
том, что психические существа могут искать важные для них стиму-
лы, т.е. реагировать не только на пищу или опасность, но и на сиг-
налы о них. Этот вид реакций недоступен для не психической жиз-
ни. Так, лягушка прыгает в сторону мухи, являющейся пищей. Эта
реакция еще не говорит нам о том, обладает лягушка психикой или
Глава 4. Развитие психики 25 J
нет. Однако ее движение в сторону движущейся бумажки, или ко-
лышущейся веточки уже показывает наличие ощущений, т.е. сигна-
лов о движении объектов, которые могут оказаться пищей. Таким
образом, объективным критерием, отделяющим психическую
жизнь от допсихической, является реакция на абиотический сти-
мул —на сигнал о биотическом, жизненно важном стимуле.
Появление ощущения свидетельствует о том, что данное суще-
ство находится на п е р в ом этане развития психики, получив-
шем название сенсорного (сенсорика —ощущения). На этом этапе
находятся простейшие —амебы, инфузории, черви, рыбы, насеко-
мые. У большинства из них поведение достаточно простое (кроме
насекомых, поведение которых достигает значительной сложно-
сти за счет врожденных инстинктов), а психическая жизнь ограни-
чивается только ощущениями, т.е. отражением отдельных качеств
или свойств предметов.
На в т о р ом этапе, получившем название перцептивного (пер-
цепция —восприятие), поведение значительно усложняется. Расши-
ряются и сфера психического —кроме ощущения, развивается вос-
приятие, т.е. способность к отражению целостного образа предмета.
Поэтому живые существа могут отражать образы предметов и ситуа-
ций, хорошо ориентироваться в сложных условиях, находить пищу и
прятаться от опасности. Большинство животных находится именно
на этом этапе развития психики. Усложнение их поведения происхо-
дит и за счет появления навыков, способности к обучению. Навыки
формируются благодаря тому, что на этом этапе появляется, кроме
восприятия, еще и память, прежде всего память на движения (мотор-
ная). Животные сохраняют и наиболее значимые эмоциональные пе-
реживания, что помогает им регулировать свое поведение.
Млекопитающие, находящиеся на т р е т ь е м этапе развития
психики, обладают не только ощущениями, восприятием, памятью,
но и мышлением. Поэтому этот этап и получил название этапа ин-
теллекта. Возникающее здесь мышление —наглядно-действенное,
связанное с необходимостью манипуляции с предметами. Благода-
ря этому у животных складывается простейшая схема ситуации, в
которой отражаются не только предметы, но и связи и отношения
между ними. Поэтому высшие животные могут выстраивать слож-
ные системы поведения, решать простейшие задачи.
Однако, несмотря на способность решать задачи, регулировать
поведение благодаря эмоциям, жить группами, животные не обла-
252 Часть II. Психология
дают сознанием, т.е. не могу!1 отрефлексировать, дать отчет себе и
окружающим в том, что они думают, переживают, как находят вы-
ход из сложной ситуации. Появление осознания связано с перехо-
дом на следующий, четвертый этап развития психики, который
возникает только у человека. Появление сознания существенно из-
меняет структуру психики и деятельности, взаимоотношения чело-
века с окружающим миром. Изменяются и закономерности, опре-
деляющие развитие психики.
Законы формирования психики у животных остаются всегда биологи-
ческими, связанными только с необходимостью адаптации к среде.
Поэтому изменение среды, приводящее к необходимости усложнить
поведение (например, начать искать пищу, жить группами и т.д.),
приводит и к необходимости усложнения психики (отражения сиг-
налов, избирательного эмоционального отношения к сородичам и
т.д.). При этом развитие поведения несколько опережает развитие
психики, задавая ей новые цели. При всей сложности групповой
жизни животных их существование зависит, прежде всего, от собст-
венной силы, ловкости, умения скрыться от опасности и найти еду.
От этого же зависит и их положение в стае. Поэтому развитие деяте-
льности и, следовательно, развитие психики, определяется биологи-
ческими факторами, обеспечивающими наилучшую адаптацию.
На формирование же психики человека влияют и другие факто-
ры —культурные, которые играют не менее, а иногда и более важ-
ную роль в его оптимальной адаптации к социальной среде, опреде-
ляют его положение в группе, даже его физическое и материальное
^благополучие. Поэтому развитие психики человека определяется не
только биологическими, но социокультурными факторами. Изменяется и
характер деятельности, которая направлена теперь на производство
новых предметов и орудий. Эта. новая, трудовая деятельность и яв-
ляется причиной формирования сознания, появление которого зна-
менует переход к последнему, четвертому этапу развития
психики —этапу сознания.
4.2. Причины возникновения сознания.
Его уровни и структура
Усложнение и развитие деятельности, как было сказано выше,
приводит к изменению и усложнению психики. Это в полной мере
относится и к появлению сознания, которое связано с важными
Глава 4. Развитие психики 253
особенностями продуктивной, трудовой деятельности, которая не
может осуществляться неосознанно.
Первой и важнейшей особенностью этой деятельности явля-
ется то, что она связана с производством новых, оригинальных
продуктов. Животные делают что-то по аналогии, подражая соро-
дичам. Человек может производить предметы, которых нет в поле
его зрения. Для того чтобы правильно рассчитать последователь-
ность и содержание операций, найти нужные материалы, необхо-
димо заранее, еще до начала деятельности, представлять себе ее
конечный результат. Этот результат может быть представлен толь-
ко в идеальном плане, в плане сознания. Следовательно, сознание
возникает тогда, когда появляется новый вид деятельности, для вы-
полнения которой необходимо сознавать ее результат и ход. Это
относится не только к сложным творческим процессам, но и к про-
стейшим бытовым операциям. Например, чтобы сшить платье, не-
обходимо заранее представить, что именно мы хотим получить, в
какой последовательности будем кроить и шить это платье, какой
материал и фурнитуру для него купим. Тем более осознание цели и
состава операций необходимо при более сложной деятельности.
Второй особенностью трудовой деятельности, приводящей к
появлению сознания, является ее разделение между разными людь-
ми. Животные всегда совершают действия, направленные на до-
стижение потребности, даже если существует временной интервал
между началом действия и его результатом (например, хищник мо-
жет часами сидеть в засаде, подстерегая жертву). Люди же часто со-
вершают действия, которые не имеют прямой связи с их потребно-
стями и потому, на первый взгляд, бессмысленны. Например, про-
изводство посуды или лука, если человек не идет с ним на охоту,
бессмысленно, если люди не осознают, что с этим луком пойдет на
охоту другой человек, который часть своей добычи отдаст создате-
лю оружия. Точно так же осознание того, что за свой труд он полу-
чит часть добычи, придает смысл поведению того человека, кото-
рый делает посуду. Таким образом, сознание необходимо для того,
чтобы представить, отрефлексировать связь между целью и моти-
вом, между той конкретной деятельностью, которую совершает че-
ловек, и его потребностью. Чем сложнее социальный уклад, чем бо-
лее разделенной становится деятельность, тем важнее сознание,
помогающее человеку ориентироваться в действительности, нахо-
дить разные способы удовлетворения своих потребностей.
254 Часть П. Психология
Развитие сознания в филогенезе связано с тем, что круг созна-
ваемых предметов постепенно расширяется. Так, первобытные
люди осознавали преимущественно только те предметы окружаю-
щего мира, которые были непосредственно связаны с их жизнедея-
тельностью. Названия, которые получали эти предметы, фиксиро-
вались в языке, передаваясь от одних людей к другим, от поколе-
ния к поколению. У некоторых племен, сохранивших свою
традиционную культуру вплоть до XVIII в., одно слово могло озна-
чать несколько предметов, объединенных тем, что они выполняют
одно и то же назначение (например, пищи).
Развитие культуры приводило к тому, что человек начинал со-
знавать окружающий мир более широко, обращать внимание на
предметы, не имеющие сугубо утилитарного значения. В языке в
это время начинают появляться новые слова, названия предметов,
непосредственно не связанных с удовлетворением биологических
потребностей. Наконец приходит осознание эстетических катего-
рий, появляются понятия прекрасного, безобразного и т.д.
Осознание внешнего мира предшествует осознанию мира внут-
реннего, т.е. самосознание (осознание себя) появляется намного
позже, чем сознание. Нам трудно оценить временные границы это-
го процесса в филогенезе, в онтогенезе же мы знаем, что сознание
появляется уже к концу первого года жизни, а самосознание — лишь к трем годам. Осознанию себя предшествует осознание своей
группы. Как показали исторические и кросс-культурные исследова-
ния, вначале первобытное сознание включало понятие ≪Они≫, т.е.
отличные от нас, другие. Так как увидеть и охарактеризовать отли-
чия легче, чем сходство, то понятие ≪Мы≫ появилось уже после ка-
тегории ≪Они≫, как контрастирующее с ним. Постепенно эти слова
наполнялись конкретным содержанием. Люди начинали понимать,
что у группы есть не только отрицательные характеристики — (не-мы, чужие, другие), но и положительные. Например, все мы
связаны с одним тотемом (произошли, например, от антилопы),
верим в одно божество, имеем один язык, обычаи, пищу и т.д. Еще
в античности большинство людей судило о себе по принадлежно-
сти к племени, роду, семье. Осознание своей личной отличности
от других, своего Я пришло позже, лишь к III—I вв. до н.э. Именно
тогда люди начали понимать, что каждый человек уникален, наде-
лен особыми способностями, качествами, интересами, а потому
кроме понятия Мы есть и понятие Я. Рефлексия содержания Я,
Глава 4. Развитие психики 255
своих качеств и интересов —все это стало содержанием самосозна-
ния. Таким образом, в сознании человека выделяются две области - со-
знание внешнего мира, окружающих, и сознание себя - самосознание.
Появление сознания, естественно, не означает, что оно подме-
няет собой другие области психики, отождествляясь с ней, хотя в
Новое время некоторые психологи и были в этом убеждены. На-
пример, Декарт считал, что у человека область психического и об-
ласть сознания тождественны, равны по объему. Однако психика
имеет несколько уровней, отличающихся друг от друга по степени яс-
ности и осознанности своего содержания. Это области бессознатель-
ного, сознания, отчетливого, ясного сознания (или внимания) и надсозна-
тельного.
Бессознательное, о котором впервые заговорил немецкий уче-
ный XVII в. Г.В. Лейбниц, занимает значительное место в нашей
психике. Многие события, факты, идеи, которые мы не можем вос-
произвести в данный момент, не исчезли, но перешли из плана со-
знания в бессознательное. Некоторые, неприятные нам представ-
ления, были вытеснены туда. Отдельные впечатления в силу своей
малой интенсивности и значимости сразу попали в бессознатель-
ную область. Более подробно о факторах, которые влияют на то,
на какой уровень (сознательный или бессознательный) попадет
представление, мы поговорим в главах, рассказывающих о познава-
тельных процессах (восприятии, памяти, мышлении) и мотивации.
Однако любое впечатление, которое хранится в нашей психике,
может быть осознано нами, при этом существуют специальные ме-
ханизмы, помогающие вспомнить нужный нам факт.
Осознаваемые нами представления отличаются друг от друга
по степени яркости и отчетливости. Некоторые из них, представ-
ляемые смутно, размыто, находятся как бы на периферии нашего
сознания. Как правило, это предметы, которые и не важны для нас
в данный момент, и не отличаются яркостью или интенсивностью.
Особенно яркие или новые, или очень значимые для нас объекты
сразу же попадают в центр нашего сознания. Именно на них фик-
сируется наше внимание, при этом очень важный или привлека-
тельный объект может стать центром внимания, вытеснив осталь-
ные на периферию.
Некоторые ученые, особенно те, кто занимается изучением
творчества, выделяют еще и надсознательный уровень, отличая
его от бессознательного. Этим термином определяют те процессы,
256 Часть II. Психология
которые не рефлексируются человеком в момент интуитивного
мышления (озарения), характерного тем, что мы осознаем только
его результат, а процесс может происходить неосознанно, а иногда
и мгновенно. Так Менделееву приснилась периодическая система
элементов, так Ньютон открыл свой закон тяготения, так часто
приходит решение к любому человеку, особенно если задача была
интересной и важной и много времени было отдано ее решению.
Тогда в один прекрасный момент это решение приходит как бы
само собой, мгновенно. Однако за этим лежит сложный процесс
мышления, который, если это нужно, может быть осознан челове-
ком, однако только после получения результата. Именно это интуи-
тивное творчество и является содержанием надсознательного.
Содержание сознания представлено нам в виде его чувственной
ткани, значений и смыслов, которые и образуют его структуру. Созна-
ние наполняется содержанием благодаря работе восприятия, памя-
ти и мышления. Результаты их деятельности, прежде всего образы
и представления, и составляют чувственную ткань сознания. То
есть внешний мир представлен в сознании не в виде неясных и
аморфных образований, но четких структур. Когда мы осознаем ка-
кой-то предмет (море, яблоко, знакомого человека), мы можем с
большей или меньшей отчетливостью воспроизвести и его образ.
Часто имеют определенный вид и понятия, особенно конкретные,
а не абстрактные. Иначе говоря, чувственная ткань сознания на-
полняет его конкретными образами, делает наше представление о
мире богатым, разнообразным, красочным. С этим связан и тот
факт, что у людей с нарушениями восприятия (слепых, глухих
и т.д.) сознание отличается от сознания здоровых людей. Этот
факт получил отражение даже в литературе и искусстве. Так, в опе-
ре П.И. Чайковского прозревшая Иоланта не может различить от-
дельные предметы в хаосе цветов, не может даже узнать отца, пока
тактильное восприятие не поможет ей соотнести новый образ со
знакомым. Современные исследования выявили эти отличия в чув-
ственной ткани сознания при наблюдении за слепыми от рожде-
ния людьми, начавшими видеть после операции. Вначале они с тру-
дом ориентировались даже в знакомой обстановке, их первые ри-
сунки предметов существенно отличались от реальности.
Еще больше сознание отличается у людей с большими наруше-
ниями восприятия. Например, у слепо-глухо-немых детей отсутст-
вуют основные пути постижения мира, поэтому сознание может во-
Глава 4. Развитие психики 257
обще не сформироваться, несмотря на то, что остальные отделы
мозга, кора больших полушарий у них сохранны. Такие дети нужда-
ются в специальном обучении, которое помогает им научиться вос-
принимать окружающее и осознавать его.
Другой элемент структуры сознания —значение —отражает зна-
ние о предназначении и функциях объектов внешнего мира. Это
знание объективно, т.е. все люди, принадлежащие к данной культу-
ре, одинаково понимают, что представляет собой тот или иной
предмет. Например, топор нужен, чтобы рубить деревья, ложка — есть жидкую пищу, ручка —писать и т.д. Эти знания вырабатывают-
ся постепенно, в них кристаллизован опыт взаимодействия с окру-
жающим многих людей, т.е. они имеют культурно-исторический ха-
рактер, так как изменяются во времени и в разных культурах. Ребе-
нок получает значения в готовом виде при обучении, при
контактах со взрослыми.
Значения зафиксированы и в словах, и в орудиях труда, и в па-
мятниках культуры. При овладении значениями у человека форми-
руется культурное сознание и самосознание себя как культурного,
т.е. принадлежащего к этой культуре человека. Хотя, как уже отме-
чалось, в разных культурах некоторые значения могут отличаться,
однако большинство из них имеют гораздо больше общего, отлича-
ясь лишь внешней, прежде всего словесной, формой. Большинство
орудий труда, норм и правил поведения, логических операций тож-
дественны. Сходны и эстетические категории, поэтому люди раз-
ных культур любуются одними и теми же произведениями искусст-
ва, архитектуры. В то же время предназначение некоторых предме-
тов, многие понятия, ясные одной группе людей, абсолютно
неизвестны другой. Эти отличия вытекают не только из принад-
лежности к разным культурам, но и к разным социальным и про-
фессиональным группам (например, физические или математиче-
ские формулы и законы, непонятные всем, кроме профессиона-
лов). Это относится и к психологическим значениям, неизвестным
или имеющим неопределенное содержание для непсихологов. В до-
стоверности этого читатели могут убедиться сами, постепенно
овладевая этими значениями в процессе чтения учебника.
Если значения объективны, то смыслы всегда субъективны, они
отражают отношение конкретного человека к значению. Поэтому,
в отличие от значений, смыслы не могут быть переданы при обуче-
нии, они вырабатываются самим человеком в процессе его жизни,
17-4455
258 Часть П. Психология
они —результат его опыта. Ведь только в процессе взаимодействия
с другими (и предметами, и людьми) мы можем оценить их значи-
мость для нас, понять —нравятся они нам или нет, приносят нам
пользу или вредят. В результате у нас и вырабатывается определен-
ное эмоциональное отношение к этим объектам, а их значение для
нас начинает отличаться от их значения для других людей, т.е. они
начинают приобретать личностный смысл. Например, ручка, кото-
рой были написаны ответы на экзаменах, оцененные на ≪отлич-
но≫, может приобрести смысл талисмана, а белый халат медсест-
ры, сделавшей болезненный укол, стать для ребенка олицетворени-
ем боли.
Естественно, что значений в нашем сознании больше, чем
смыслов,, так как наш опыт ничтожно мал по сравнению с общече-
ловеческим, да и не все объекты, с которыми мы взаимодействова-
ли, вызвали определенное эмоциональное отношение к себе. Одна-
ко при общении мы склонны оперировать не только значениями,
понятными для всех, но смыслами, хотя и не всегда осознаем это.
Это может стать и причиной конфликта, как личностного, так и
конфликта между разными поколениями, разными социальными
группами.
Сказав на экзамене ≪Я забыла ручку≫, мы выражаем сожаление
не от того, что нечем писать, но от страха плохо сдать экзамен из-за
отсутствия талисмана. Поэтому предложение соседа дать другую руч-
ку (он ведь понял, что нечем записать ответ) может вызвать раздра-
жение и даже обиду из-за непонимания ситуации. Точно так же
люди, не пережившие лично войну, не могут понять многих выска-
зываний и поведения воевавших людей. Поэтому умение осознать
тот факт, что наше сообщение смысловое, т.е. непонятное для окру-
жающих, может предотвратить множество недоразумений и споров.
Кроме значений и смыслов в содержании сознания выделяется
три области —аноэтичное сознание, поэтичное сознание и автоноэ-
тичное сознание. Аноэтичное (незнающее) сознание связано с теку-
щей ситуацией, оно не выходит за его рамки, поэтому как бы не зна-
ет ничего о прошлом и будущем. Этот тип сознания помогает чело-
веку фиксировать значимые признаки окружающего, своевременно
и адекватно реагировать на изменение условий. Как будет показано
ниже, его содержание формируется оперативной памятью.
В ноэтичном (знающем) сознании зафиксированы объектив-
ные данные, сведения об общих законах, правилах, и понятиях. От
Глава 4. Развитие психики 259
значений содержание ноэтичного сознания отличается тем, что
эти сведения не только объективны, но носят всеобщий, надлично-
стный характер, это скорее научные, а не житейские знания. Поэ-
тому содержание ноэтичного сознания связано главным образом с
семантической памятью.
Автоноэтичное (знающее о себе) сознание отражает знания че-
ловека о себе, но не только о своем внутреннем мире, как самосо-
знание, но и о внешних фактах и событиях жизни, различных эпи-
зодах, произошедших с данным человеком. Поэтому этот вид со-
знания связан с эпизодической памятью, подробнее о которой
также будет сказано ниже.
4.3. Развитие,психики в онтогенезе
Виды развития психики
В гл. 1 уже говорилось о том, что существует два вида психиче-
ского развития —филогенетическое и онтогенетическое, между
которыми имеется известное сходство. В связи с изучением законо-
мерностей, определяющих динамику развития психики в онтогене-
зе, особую актуальность приобретает вопрос о роли наследственно-
сти и среды в этом процессе, соотношении роста и развития. Если
рост связан преимущественно с количественными изменениями, с
увеличением, например, массы тела или клеток головного мозга,
то развитие подразумевает и качественные преобразования, изме-
нения в мироощущении, понимании себя и окружающих. Необхо-
димо отметить и тот факт, что в психологии разделение роста и
развития особенно сложно, так как становление психической сфе-
ры, о чем подробно говорилось в предыдущей главе, тесно связано
с ростом материального субстрата психики.
Важным для психологии является и вопрос о границах и осо-
бенностях динамики процесса психического развития, о том, яв-
ляется ли он преформированным или непреформированным.
Преформированное развитие имеет верхний предел, заложенный
изначально в развивающуюся систему. Например, любой цветок,
как бы он ни изменялся, распустившись или увядая, остается ро-
зой или фиалкой, не превращаясь в ландыш или ромашку. Его раз-
витие преформировано и ограничено структурой того семени, из
которого вырастает конкретный цветок. Но ограничено ли разви-
тие психики? В определенной степени психологи склонны были
17*
260 Часть П. Психология
положительно ответить на этот вопрос, так как существуют, на-
пример, ограничения, связанные с продолжительностью жизни
человека, его врожденными способностями, границами его ощу-
щений и т.д. В то же время многие данные показывают, что разви-
тие, познание, совершенствование воли, личности человека не
имеют предела.
Если первоначально речь шла о преимущественном доминиро-
вании биологического фактора, а само развитие понималось как
созревание врожденных качеств, то уже в работах ученых XIX в.
появляется другой подход к пониманию процесса генезиса психи-
ки. Говоря о саморазвитии психики, ученые подчеркивали, что это
саморазвертывание данных от рождения качеств, которое зависит
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 370 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!