Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индивидуальная культура и культура сообщества



Система моде­лей сообщества — культура — представлена находящимися в обраще­нии текстами, обычаями, нормами поведения и т.д. Во взаимодей­ствии со всем этим личность, проходя путь формирования в качестве члена данного сообщества, приобщается к тем ценностям, которые зафиксированы в культуре. В развитом обществе культура обладает достаточно высокой степенью разнообразия, чтобы личность, приме­ряясь к различным образцам, нашла себе ту или иную социально-культурную нишу, уместилась бы в ней. Однако, если бы дело ограни­чивалось только этим, продвижение вперед, усложнение всей системы моделей общества в целом было бы невозможным.

Человек с ярким творческим потенциалом, желая во всем дойти до самой сути, ставит перед собой все более глубокие вопросы и до­ходит в конце концов до таких, на которые невозможно получить ответы ни в рамках собственной системы моделей, ни в системе моделей, существующей к данному моменту в обществе. Стремление к познанию приводит его к пересмотру существующих в культуре представлений, а иногда и ценностей сообщества. Это требует особо­го, в сущности, противоречивого к ним отношения: приходится одновременно их принимать и не принимать, принадлежать к тради­ции, но не быть ею связанным, находиться внутри данной культуры (или субкультуры, или индивидуальной культуры) и смотреть на нее со стороны.

Путь индивидуальной культуры выстраивается в соответствии с собственной природой человека и культурой сообщества, он обес­печен и ограничен возможностями того и другого. Культура сообще-

{66}

ства в данное время в данном месте, вообще говоря, определяет гори­зонт развития культуры личности, но при наличии ярко выраженной творческой активности личность со временем может (в том или ином направлении) подойти к горизонту настолько близко, что это заставит его отодвинуться: так воздействие выдающейся индивидуальной куль­туры преобразует культуру сообщества.

Сказанное Н.И. Конрадом о писателе в старинной китайской традиции может быть отнесено вообще к личности, сознательно самоопределяющейся в культуре: «Писатель лишь тот, на ком лежит вся целокупность «вэнь», кто сам носитель просвещения — культу­ры — цивилизации par excellence. Это образованнейший прежде всего человек, и не наносно-формально, но внутренне-претворенно; чело­век, впитавший в себя прошлое своего народа в его чистейшей эссен­ции и сконцентрированной форме и переработавший соответственно этому весь свой психический строй. Такой писатель совершенно оп­ределенно относится и к своему творчеству; оно для него — не исход накопившимся чувствам, не запечатление своих наблюдений, не аги­тационное изложение своих мыслей, но служение «вэнь», свободное от узости, ограниченности и косности данного момента, места, поло­жения. Основные направления творчества — к стихии «человечества» в чистейшей форме; основное чувство писателя — сознание ответст­венности за каждое слово перед лицом «человеческого» и его истори­ческого воплощения «вэнь» — культуры». (Слово «вэнь» буквально означает «письменные тексты».)





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 383 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...