Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Агон (греч. «состязание», «соревнование») – один из важнейших признаков античной культуры; признак всякой подлинной культуры как игрового пространства (Хейзинга).
Агора – площадь древнегреческого города, которая была местом проведения народных собраний, средоточием социально-политической жизни античного полиса, своеобразным символом демократии.
Ампир -поздний классицизм, художественный стиль, сформировавшийся в эпоху Наполеона, для которого характерны монументальные и помпезные формы, обращение к культуре Древнего Рима эпохи империи.
Анимизм (лат. аnima – душа, animus – дух) – первобытная форма религии, основанная на вере в существование души как особой субстанции, отличной от тела, предполагающая одушевление всех явлений природы.
Антисциентизм – критическое или скептическое отношение к возможностям науки и последствиям научно-тезнического прогресса.
Антропоморфизм (от греч. antropos – человек, morphe – форма) – уподобление человеку, наделение человеческими свойствами предметов и явлений неживой природы, а также живых и мифологических существ.
Антропоцентризм – мировоззренческий принцип, утверждающий “центральное”, главенствующее положение человека в мире, оценивающий действительность с точки зрения интересов человека.
Апостол (греч. “посланник”) – ученик Иисуса Христа, посланный им проповедовать Евангелие.
Архаика (греч. «древность») – в широком смысле – всякая древность, в узком смысле – эпоха древнегреческой истории (VIII – VI в.в. до н.э.), в течение которой происходило формирование основ античной цивилизации.
Аскетизм – ограничение и подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физических страданий, одиночества, лишений. Цель аскетизма – достижение свободы от потребностей, духовного сосредоточения.
Барокко (ит. вarocco – странный, причудливый) – основной стиль в искусстве Европы XVI – сер. XVII в., для которого характерна динамичность, напряженность, сложность форм, монументальность, синтез разных видов искусства.
Брахман – 1) представитель высшей жреческой касты в Индии; 2) одно из основных религиозно-философских понятий, служащее для обозначения мирового абсолюта, первоначала; 3) имя одного из трех верховных богов индуизма, бога-творца вселенной; 4) брахмана – название определенной категории священных книг ведического канона.
Варна – сословие древнеиндийского общества, связанное с разделением видов деятельности на более и менее «чистые» в религиозном отношении. Существовало четыре варны - брахманы (жрецы), кшатрии (воины), вайшьи (земледельцы, скотоводы, ремесленники, купцы) и шудры (слуги), разделившиеся впоследствии на касты.
Веды – священная литература древней Индии, являющаяся основой ее духовной культуры, главным источником религиозно-философских идей и нравственных ценностей.
Готика (лат. gоtico – буквально готский) – художественный стиль, существовавший в искусстве и литературе Европы между XII и XIV в. Готическое искусство было культовым, символико-аллегорическим по содержание. Наиболее характерное воплощение готики – устремленный ввысь городской собор со стрельчатой крышей.
Гуманизм (лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие своих способностей, утверждение блага человека в качестве главной цели общественного развития. В узком значении – основное интеллектуальное течение эпохи Возрождения.
Дао – центральное понятие философии даосизма, общий смысл которого может быть передан словами «путь», «естественный ход вещей»; в даосской литературе специально говорится о невозможности выразить его суть в словах.
Двоеверие – термин, принятый для обозначения религиозной ситуации, характеризующейся сосуществованием «двух вер» - язычества и христианства.
Доминаканцы – обиходное название нищенствующего католического монашеского ордена братьев-проповедников, восходящее к имени его основателя Доминика; орден основан в Тулузе в 1215 г.
Доминат (от лат. dominus – господин) – система власти, установившаяся в Римской империи в III в. и представлявшая собой абслютное единовластие обожествленного императора, опиравшееся на бюрократический аппарат.
Дхарма – одно из центральных понятий индийского религиозно-философского сознания, означающее закон, моральный порядок, совокупность добродетелей, предписанных личности, касте, варне.
Евангелие (греч. «благая весть») – книга, повествующая о жизни проповедях, чудесах Иисуса Христа; в состав Нового Завета включены четыре канонических Евангелия – от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; существуют также апокрифические (тайные, неканонические) евангелия.
Европоцентризм – комплекс теоретических и идеологических представлений о Европе как носительнице высшего типа культуры, освоение которого необходимо неевропейским народам для обретения цивилизованности.
Евхаристия (греч. «благодарность») – одно из таинств христианской церкви, свершая которое, верующие вкушают хлеб и вино, в которых воплощены «тело и кровь» Христа. Другое название евхаристии – причащение.
Закят – обязательная милостыня в пользу бедных в исламе.
Зооморфизм (греч. zoon – животное, morphe – форма) –уподобление животному, наделение обликом животных мифологических существ и богов.
Иезуитоворден (от лат. Societas Jesu – Общество Иисуса) – монашеский орден католической церкви, основанный в 1534 г. Игнатием Лойолой в ходе контрреформации.
Импрессионизм – художественный стиль, возникший в последней четверти XIX века во Франции, характеризующийся стремлением к передаче первого мимолетного впечатления, изменчивости и подвижности жизни.
Индуизм – традиционная религия народов Индии, определяющая образ жизни и мировоззрение различных каст и общества в целом.
Инициация – обряд перехода в более высокую возрастную группу, влекущий за собой повышение социального статуса человека, обретение им социальной полноценности.
Йога – одна из традиционных философских школ Индии, занимающаяся разработкой методов освобождения «Я» всех ограничений тела, чувств и ума.
Кааба - главная культовая святыня ислама: кубическое здание черного цвета во дворе главной мечети Мекки, в котором находится черный камень, символизирующий руку Аллаха.
Канон – общепризнанный порядок, совокупность непреложных правил, которым подчиняются определенные виды деятельности (например, религиозное искусство, культ).
Карма (санскр. «дело», «действие») – деяние или поступок, влекущий за собой воздаяние; сумма свершенных дел, влияющая на характер настоящего или последующего существования. Одно из основных понятий индийского сознания, имеющее специфический смысл в различных религиозно-философских традициях (индуизме, буддизме, джайнизме).
Каста – замкнутая эндогамная социальная группа, объединяющая людей одной профессии, иногда – одного племени, для которой характерна специфическая субкультура. Классическую форму кастовый общественный строй приобрел в Индии.
Классика – в широком смысле – высочайшие достижения в какой-либо сфере творчества, являющиеся образцами, примерами для подражания; в узком смысле – периоды наивысшего расцвета античной культуры: греческой (V в. до н.э.), римской (I – II в.в. н.э.).
Классицизм – художественный стиль в искусстве Европы XVII в., основанный на подражании классическим образцам античности, особенно периода Римской империи.
Коан – вопрос, загадка, не имеющая разрешения средствами формальной логики; используется в практике дзэн-буддизма для просветления сознания.
Контрреформация – движение в католицизме в XVI- XVII в.в., направленное против Реформации и призванное укрепить позиции католической церкви.
Культура - многозначное понятие, означающее в самом широком смысле все, что создано или преобразовано человеком, в более узких значениях – духовные ценности; нормы и правила деятельности; знаковые системы, передающие смыслы и т.д.
Литургия – христианское богослужение, во время которого совершается евхаристия (причащение). Включает чтение библейских текстов, песнопения, молитвы. В просторечии у православных – обедня, у католиков – месса.
Магия – символические действия, призванные своим влиянием на человека, предметы, события привести к желаемому результату.
Миф - рассказ о событиях, происходивших в священном хронотопе (времени-простанстве) и определяющих существование мира и человека.
Модернизм (от фр. modern - новейший, современный) - общее условное обозначение направлений искусства XX в., для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!