Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование в зеркале социально-гуманитарных наук



Как известно, образование относится к числу тех реальных явлений и процессов общественной жизни, которые привлекают пристальное внимание представителей целого ряда социальных и гуманитарных на­ук. Количественный рост числа тех среди них, которые занимались изу­чением образования, был пропорционален актуализации его проблема­тики и усилению внимания к нему в обществе со стороны отдельных социальных групп и слоев, конкретных людей. Чем больше образование распространялось в мире, в отдельных странах, тем значительнее — и количественно, и качественно — становились его научные исследова­ния. Их осуществление в рамках тех или иных наук означало формиро­вание различных подходов к изучению образования.

/. /. Педагогический подход к образованию

Очевидно, что генетически первой наукой, проявившей интерес к не­му как объекту исследования, стала педагогика. Само ее возникнове­ние в качестве отрасли научного знания, самостоятельной научной

дисциплины находилось в тесной и неразрывной связи с развитием образования.

Можно бесконечно долго спорить о том, что является объектом и предметом педагогики (дискуссии такого характера продолжаются и по сей день). Можно продолжать выяснять, как соотносятся воспита­ние, обучение и образование, каковы их сущность, задачи, законо­мерности, роль в жизни общества и развитии личности. Но нельзя не признать внутренней и органичной связи между образованием и на­учно-педагогическим подходом к нему — исторически первым подхо­дом к образованию в системе научного знания. Не вдаваясь в полеми­ку (здесь она просто не входит в круг задач нашей книги), отметим, что этот подход сформировался в XVII—XIX вв. в теориях Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, И.Ф. Гербарта, А. Дистервега и других, в том числе отечественных педагогов К.Д. Ушинского, Н.И. Пирогова, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого.

Прежде чем охарактеризовать суть педагогического подхода к об­разованию (а мы к нему будем обращаться еще не раз), остановимся на кратком рассмотрении терминологического описания этого клю­чевого понятия. Термин «образование» содержит ряд значений и по­лучает множественные толкования, даже если не иметь в виду под об­разованием действия по созданию чего-либо в результате какого-то процесса. Академический четырехтомный «Словарь русского языка» приводит два основных толкования термина: 1) образование — это процесс усвоения знаний, обучение, просвещение; 2) образование — это совокупность знаний, полученных в результате обучения.

Используя иное, более широкое значение слова «образование» — образование как создание, формирование кого-либо или чего-либо, можно связать педагогический подход к образованию с созданием, формированием человека, осуществляемым в ходе учебно-воспита­тельного процесса с помощью определенных методов, средств и форм педагогической деятельности, точнее, педагогического взаимодейст­вия, базирующегося на признании различных типов отношений меж­ду его субъектами.

В этом смысле образование является и объектом, и предметом пе­дагогики, понимаемой и как наука, и как искусство (практика). Вообще же под педагогическим подходом будем иметь в виду прежде всего научно-педагогический, т.е. осуществляемый с позиций педагогической теории, педагогической науки, хотя при этом следует, конечно, иметь в виду, что последняя сильна только тогда, когда опирается на педагогическую практику.

Большинство иных научных подходов к изучению образования сложилось позднее, в основном в XX столетии. Уже в начале века про­исходит осмысление тесной связи между развитием науки, производ­ства и состоянием образования. Перспективы его прогресса и вклад общества (государства) в этот процесс заставляют представителей фи­лософской, экономической, социологической, психологической и других наук обратить специальное внимание на сферу образования. Вместе с тем резко повышается интерес к обучающемуся человеку, особенно заметный в психологии и физиологии.

На протяжении всего XX столетия подходы к образованию, сфор­мулированные в рамках названных выше наук, разрабатывались, дета­лизировались. На их основе возникали научные школы, формирова­лись особые отрасли знания, получившие сегодня четко выраженный научный статус: философия образования, экономика образования, со­циология образования и др.

Дифференциация научного знания об образовании получила настолько выраженный характер, что оказалась вполне естественной обратная реакция — возник интерес к интеграции отраслей науки, за­нимающихся исследованием образования. На рассмотрении обеих названных тенденций — дифференциации и интеграции научных от­раслей и соответствующих подходов к образованию — мы еще специ­ально остановимся далее. Здесь же необходимо сформулировать су­щество отдельных подходов к изучению образования. Определим коротко содержание некоторых из них и затем представим подробнее интересующую нас позицию социологии.

1.2. Философский подход к образованию

В первую очередь рассмотрим философский подход к образованию, оформившийся в границах особой отрасли знания — философии об­разования. По поводу определения ее предмета до сих пор продолжа­ются дискуссии. Мы вынуждены кратко остановиться на изложении основных позиций полемизирующих сторон, поскольку от этого за­висит, что понимать под философским подходом к образованию.

Одни исследователи считают, что философия образования являет­ся прикладной философией (у многих читателей такое словосочета­ние вполне может вызвать недоумение, поскольку изначально фило­софия как наука в представлениях людей выступает в качестве

мировоззрения, фундаментального знания, учения об отношении че­ловека к миру, о всеобщих законах развития природы, общества и мы­шления, об общих принципах бытия и познания и т.д.). Прикладной в том смысле, что общие принципы и положения философии применя­ются (прикладываются) для анализа самых различных сторон и ипос­тасей образования, рассматриваемого и как система, и как процесс, и как деятельность, и как ценность, и как социальный институт. Акцент именно на прикладном характере философии образования был про­демонстрирован рядом авторов в ходе заседания «круглых столов», проведенных редакциями журналов «Вопросы философии» и «Педа­гогика» в 1992, 1995, 1999 гг. и посвященных исключительно пробле­матике философии образования.

Есть иная точка зрения на философию образования, которая, по сути дела, отрицает ее статус как особой отрасли знания. Сторонники такой позиции утверждают, что содержание философии образования в основном совпадает с теоретико-методологической проблематикой педагогической науки. Если приверженцами прикладного характера философии образования являются преимущественно представители философской науки, то сторонниками второй позиции оказываются ученые-педагоги, причем именно те, кто занимается в первую очередь разработкой ее методологических основ.

Характеризуя различные точки зрения на философию образова­ния, особо необходимо остановиться на представлениях известного отечественного философа, академика РАО Ф.Т. Михайлова. В статье, написанной в форме своего рода парадокса, он в ее первой части стре­мится доказать, что философия образования невозможна, а во вто­рой — наоборот, что она возможна как фундаментальная теория обра­зовательной деятельности.

Почему философия образования невозможна? Михайлов называет две причины: а) все многообразие теорий образования не имеет в сво­ей основе собственной фундаментальной теории; б) особой филосо­фии — философии образования — быть не может, ибо по своей сути философия принципиально не может быть особой. И все же она — философия образования — возможна. Как? В общем и целом — в ви­де совокупности постулатов фундаментальной теории образователь­ной деятельности. Специфика нашей книги избавляет от необходи­мости характеризовать их вслед за Ф.Т. Михайловым. Желающие могут познакомиться с ними в упомянутой выше журнальной статье.

В рамках еще одного подхода к пониманию статуса философии об­разования она рассматривается как самостоятельная область научных знаний, предметом которой являются закономерности функциониро­вания и развития сферы образования во всех ее аспектах — ценност­но-целевых, системных, процессуальных и результативных.

Отметим сразу, что именно такая точка зрения на предмет рассмат­риваемой науки оказывается наиболее созвучной нашему пониманию философского подхода к образованию, более того, сближает с ним со­циологический подход, позволяет анализировать связь между ними как соотношение общего и специального. Точно так же можно определить связь между философским и педагогическим, философским и психоло­гическим, философским и экономическим подходами к образованию.

Тесные взаимоотношения между названными выше подходами обусловливаются прежде всего возможностями философии образова­ния характеризовать само образование как сферу и общественной, и индивидуально-личностной жизнедеятельности. «Философия обра­зования, — пишет Б.С. Гершунский, — рассматривает наиболее об­щие проблемы сущего и должного в весьма специфической и в то же время "вечной" сфере общественной жизни любой страны: сфере воспроизводства и качественного преобразования человеческих ре­сурсов социально-экономического и социокультурного, нравствен­ного прогресса, с одной стороны, и, что еще важнее, в сфере удовле­творения естественных и постоянно меняющихся образовательных потребностей личности, с другой».

Что дает философский подход к образованию для развития самого различного знания об этой сфере и вместе с тем о каких опасностях он нас предупреждает? Начнем с последних. Известно, что философия — наука достаточно абстрактная, а это значит, что существует реальная опасность рассматривать образование в отрыве от конкретных про­блем жизни, социальных и политических отношений, развития науки и культуры. Акцент на анализ законов, категорий, понятий, принци­пов, методов, гипотез и т.д., что так характерно для философии как науки в целом, может увести от выявления реальных противоречий и коллизий, столь типичных для развития образования.

Другая опасность состоит в отрыве философского подхода к образо­ванию от конкретно-научных — экономического, психологического, социологического и других — подходов. Эта опасность столь же реаль­на для обозначенных выше подходов к образованию при рассмотрении их отношения к философскому. Анализ имеющейся литературы убеди­тельно доказывает наличие такого отрыва. Редко кто-либо из экономи­стов, психологов, социологов, исследующих проблематику образова­ния, обращается к работам философов в этой области научного знания.

Между тем использование философского подхода; к образованию цает понимание основных направлений и перспектив его развития, 5ез чего нельзя выстроить ни стратегии, ни практики, ни политики в этой сфере общественной и личной жизни. Применение философ­ского подхода к образованию позволяет выявить существо такого важнейшего явления современности, как единое мировое образова­тельное пространство, без осмысления интеграции в которое вряд ли можно рассчитывать на сколько-нибудь заметные достижения в обла­сти обучения, воспитания, профессиональной подготовки, социали­зации, развития личности.

Именно философский подход нацеливает на осмысление образова­ния как явления и процесса, глубоко противоречивого в своей основе в силу его сущностных характеристик. Анализ многосторонних и мно­гоаспектных противоречий в сфере образования ведет, с позиций фи­лософского подхода, к осознанию и раскрытию существа мирового (а тем более национального) образовательного кризиса, состоящего в признании неспособности современного образования удовлетвори­тельно решать стоящие перед ним социальные и индивидуально-лич­ностные задачи и выполнять основные функции.

Философский анализ образования как явления противоречивого, с одной стороны, общественного (социального, экономического и куль­турного), с другой — индивидуально-личностного, позволяет рассмат­ривать эти противоречия более конкретно и детально в рамках иных на­учных подходов, в первую очередь экономического и социологического.

1.3. Экономический подход к образованию

Очень развитым и весьма значимым для XX в. оказался экономичес­кий подход к образованию. В рамках этого подхода образование рас­сматривается в качестве одного из важнейших социально-экономичес

стр 116-117

торые оно в состоянии направить на реализацию ряда программ разви­тия образования.

Таким образом, цель экономического подхода состоит в том, что­бы показать разумные возможности и рациональные пропорции в со­четании свободного рынка образовательных услуг с механизмами го­сударственного регулирования сферы образования в интересах потребителей этих услуг.

Характеристика образования как сферы взаимодействия (либо столкновения) потребителя и продавца соответствующих услуг, их свободного рынка и механизмов государственного регулирования этой сферы, выявление маркетинговых аспектов образования, свя­занных с изучением общественных и индивидуально-личностных потребностей в нем, означают наличие связи между экономическим и социологическим подходами к образованию, которая далее будет раз­вернута шире и подробнее в рамках его социологической трактовки.

1.4. Социологический подход к образованию

Теперь обратимся к более детальному содержательному анализу со­циологического подхода к образованию. В чем его смысл? Прежде всего он нацелен на определение места и роли образования в общест­ве. Это означает выявление диалектики, взаимодействия, взаимовли­яния образования и различных подсистем общества: экономических, политических, социальных, культурных. Социология обращает вни­мание на взаимосвязи образования с различными общественными структурами, институтами и организациями, с которыми его соединя­ет много общих задач. Социологию волнует эффективность образова­ния, трактуемая в широком социально-экономическом и культурно-нравственном диапазоне.

Образование как социальное явление и процесс, как социальная си­стема, наконец, как социальный институт, являясь элементом общест­ва, испытывает на себе влияние практически всех изменений, происхо­дящих в нем. Это вдвойне справедливо по отношению к образованию в обществе, переживающем глубокие, качественные трансформации. Именно таким, как известно, и оказывается сегодня российское обще­ство. Переходный характер процессов, происходящих в нашей стране, экономические, политические, социальные реформы, связанные с де­мократизацией общества, его движением к доминированию рыночных отношений, не могли не повлиять на социальный институт образова­ния в целом, его конкретные подсистемы в частности.

Поэтому, рассматривая современное состояние образования в Рос­сии, методологически правильно было бы проанализировать его зави­симость от общественных преобразований в стране. Такой подход подразумевает выявление места образования в системе социальных отношений и процессов, социальных институтов и структур, его со­циальной роли в жизни трансформирующегося общества.

Применение социологического анализа обнаруживает возмож­ность и иного, «обратного» подхода к выявлению диалектики образо­вания и трансформирующегося российского общества, что связано с изучением способа влияния первого на второе. Действительно, любое образование, включенное в общественную систему, не может оста­ваться безразличным, безучастным к ней, так или иначе воздействует на нее, заставляет систему реагировать на потребности образования, непрерывно напоминает о себе, постоянно «теребит» государствен­ные структуры своими проблемами.

Но социологический подход к образованию не сводится лишь к его «общественным» характеристикам и не означает рассмотрения его только как социального феномена. Он означает также изучение обра­зования как одного из наиболее значимых элементов образа жизни людей, тесно связанного с другими элементами повседневного (регу­лярного) способа деятельности. Поэтому социологию интересует вли­яние на образование труда, быта, свободного времени, условий жиз­ни, ценностных ориентации, различных форм и видов деятельности. Вместе с тем ее интересы связаны и с изучением обратного воздейст­вия образования как вида деятельности на разные стороны образа жизни человека (социальных групп).

Стремление выявить личностные аспекты образования, выход на его «знаниевую» сферу (в данном случае будем рассматривать освое­ние знаний как содержание образования), проблематику социализа­ции сближают социологию с педагогикой и психологией, что само по себе является весьма значимым позитивным фактором.

Специфика социологического подхода к образованию состоит также в том, чтобы анализировать степень удовлетворенности им раз­личных социальных общностей, как непосредственно включенных в его систему, так и косвенно связанных с ней. Это предполагает выяв­ление социального самочувствия различных групп в сфере образова­ния, факторов социального комфорта и дискомфорта (что особенно актуально для общества, совершающего переход к рыночным отно­шениям), готовности людей продолжать образовательную деятель­ность в течение всей их жизни либо достаточно долгого времени. Социологию волнуют вопросы непрерывного образования, причем как с точки зрения личной заинтересованности людей в его развитии, так и с позиций общественного признания значимости этой проблемы. Это должно выражаться в существовании особого направления социаль­ной политики, поощряющей и финансирующей создание различных структур дополнительного образования и его центров за пределами институционализированных учреждений и учебных заведений для удовлетворения самых разнообразных образовательных потребностей не только молодежи, но и взрослого населения.

Таким образом, использование социологического подхода позво­ляет сочетать в изучении образования общественную и личностную, объективную и субъективную стороны. Они могут быть объединены в том случае, когда образование рассматривается в различных ипоста­сях — и как социальный институт, и как социальная система, и как вид деятельности. Будучи разновидностями социологического подхо­да, институциональный, системный и деятельностный подходы дают возможность исследовать образование и на социальном (даже социетальном), и на общностном (групповом), и на личностном уровнях.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1236 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...