Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Любопытные факты. В XVII—XVIII вв. Амати, Гварнери, Страдивари в Кремоне, на севере Италии, три династии скрипичных мастеров завоевали не­преходящую мировую славу



В XVII—XVIII вв. Амати, Гварнери, Страдивари в Кремоне, на севере Италии, три династии скрипичных мастеров завоевали не­преходящую мировую славу. Стать обладателем прекрасного инст­румента, созданного кем-либо из кремонцев, было заветной меч­той каждого скрипача. Особенно знаменит и доныне Антонио Стра­дивари. На его инструментах играют крупнейшие музыканты.

Секреты кремонцев пытались разгадать во многих странах, в том числе и в самой Италии. Но никому еще не удалось создать скрипку, которая обладала бы такой певучестью, как дошедшие до наших дней инструменты этих мастеров.

Американский биохимик Джозеф Надживари опубликовал со­общение, заинтересовавшее не только специалистов, но и широ­кие круги ценителей музыки. По мнению ученого, древесина, из которой сделаны эти инструменты, не так уж хороша, например, для столярных поделок.

Надживари обнаружил следы деятельности микроскопических грибов в нескольких скрипках работы знаменитых кремонских ма­стеров. Ученому удалось найти документы, в которых говорится, что лес доставляли в Кремону с гор сплавом по реке По, на бере­гу которой стоит город. Надживари также раздобыл древесину, по­раженную микроскопическими грибами того же вида, что и ста­ринные скрипки, и смастерил несколько скрипок. Опытные му­зыканты признали, что скрипки эти по звучанию близки старин­ным кремонским.

По-видимому, считает ученый, грибы разрушают смолистые вещества древесины, она делается мягче, лучше вибрирует.

В последние полтора столетия, говорит Надживари, скрипич­ные мастера совершают одну и ту же ошибку, изготовляя скрипки из слишком сухой, выдержанной древесины, не имеющей ника­ких внешних и внутренних изъянов.

Грибы бурой гнили предпочитают целлюлозу, оставляя после повреждения бурые участки древесины, которые от прикосновения легко рассыпаются в порошок. Бурая гниль бывает причиной разрушений деревянных конструкций и сооружений.

Имеется еще один тип биоповреждений древесины — ковро­вая гниль: мелкие очаги слабых разрушений древесины при таком типе гниения образуют на поперечном разрезе вид пестрого ковра из чередующихся серых, синеватых, коричневых и желтых пятен. Древесина, пораженная гнилью этого типа, легко проницаема для воды и при затяжных дождях может полностью увлажняться.

По степени разрушающего воздействия на древесину различа­ют гнили деструктивного и коррозионного типа, различающиеся механизмом действия, который наглядно прослеживается при ана­лизе динамики соотношения компонентов лигнин/целлюлоза. Так, для древесины сосны, пораженной деструктивной гнилью, ха­рактерно увеличение этого соотношения. Поражение древесины гнилью коррозионного типа приводит к относительному увеличе­нию содержания целлюлозы, что сказывается на соотношении ком­понентов лигнин/целлюлоза. Этот показатель почти не изменяет­ся у лиственницы или имеет тенденцию к понижению у сосны.

При поражении древесины гнилью происходит распад целлю­лозы, лигнина, пентозанов, смол и жиров. В процессе разруше­ния в древесине значительно возрастает содержание водораство­римых веществ, а также веществ, растворимых в слабых щелочах, что является, очевидно, основными показателями деструкции. Плотность древесины в зависимости от стадии поражения снижа­ется по сравнению со здоровой древесиной на 32 — 39 %.

Биоповреждения древесины, как правило, сочетаются со старе­нием под действием погодных факторов, механических или других эксплуатационных нагрузок. Под влиянием периодических увлаж­нений, смены температуры, солнечного света и других факторов происходит разрыхление волокон поверхностного слоя древесины, повышение ворсистости (мацерация). Здесь скапливаются влага и пыль и создаются условия, благоприятные для развития спор гри­бов. Пораженная гнилью древесина легче впитывает воду. Имеющи­еся трещины за счет усадки древесины расширяются. Замерзающая в трещинах вода усиливает разрушения, появляются сколы и осы­пи заболони. Более уязвимым становится ядро древесины.

Помимо микроскопических грибов повреждение древесины вы­зывают насекомые. Хотя в целом ущерб, причиняемый древесине насекомыми, меньше, чем ущерб от грибов, в отдельных случаях и в некоторых районах жуки, и особенно термиты, настолько опас­ны, что требуют применения специальных мер защиты.

По ГОСТ 2140—81 «Пороки древесины» не допускаются сле­дующие пороки:

наружная трухлявая гниль, при которой пораженная древеси­на легко распадается и растирается в порошок;

заболонная гниль в виде пятен и полос более '/з площади;

сучки табачные, в которых древесина полностью или частично заменена рыхлой массой табачного или белесого цвета, либо за­гнившие, имеющие мягкую гниль, занимающую более '/з площа­ди разреза сучка;

червоточины — ходы и отверстия, проделанные в древесине насекомыми (неглубокие, глубокие и сквозные), допускаются толь­ко поверхностные, глубиной не более 3 мм при условии заделки.

Защита древесины от биоповреждений. Защита должна осуще­ствляться комплексно, включая мероприятия по профилактике биоповреждений, путем предотвращения увлажнения древесины, рационального использования ее природных защитных свойств, путем подбора соответствующих пород, разработки оптимальных конструктивных решений и, наконец, применения химических средств защиты — биоцидов (в практике защиты древесины их называют антисептиками).

Химическая защита древесины от биоповреждений осуществ­ляется в случаях применения древесины в наиболее жестких усло­виях, например, при постоянном или периодическом контакте с почвой, влажной атмосферой воздуха и водой. Обработке биоци­дами должно подвергаться около 5—10% всей потребляемой в промышленных целях и строительстве древесины. В результате в несколько раз увеличивается срок службы изделий и сооружений. Так, например, при правильном применении антисептирования древесины срок службы стандартных деревянных домов может в среднем увеличиться с 15 до 50 лет.

В нашей стране сложилось положение, при котором потери дре­весины в лесной и деревообрабатывающей промышленности на этапах, включающих заготовку, хранение, транспортирование и переработку, доходят до 60 %, тогда как в технологически разви­тых странах, таких как Финляндия, Швеция они не превышают нескольких процентов. В отечественной практике используется ан-тисептирование пилопродукции, поставляемой на экспорт, круг­лые лесоматериалы при этом практически не защищаются.

Антисептики для защиты древесины должны:

защищать древесину от дереокрашивающих и плесневых гри­бов и сохранять ее не менее двух месяцев;

быть устойчивыми к атмосферным влияниям и не окрашивать древесину;

обладать способностью проникновения в достаточном количе­стве в древесину на глубину не менее 0,5 мм;

хорошо растворяться в воде;

быть безопасными для рабочих и обслуживающего персонала;

быть стойкими при хранении, не испаряться с выделением вред­ных веществ.

Водорастворимые антисептики — твердые сыпучие порошки, которые применяют в виде водных растворов, суспензий и паст.

Основные антисептики этой группы — бихромат натрия (ка­лия), применяемый обычно в сочетании с сульфатом меди, а так­же фтористый и кремнефтористый натрий и аммоний, пентаф-лорфенолят натрия. За рубежом распространен препарат на осно­ве оксида меди и хромового ангидрида — селькур. При пропитке им древесины на поверхности волокон образуется слой кислого хромата меди, который плохо растворяется в воде, этим обеспе­чивается предохранение от вымывания антисептика в процессе эксплуатации древесины.

Недостатком водорастворимых антисептиков является необхо­димость дополнительной операции по просушке древесины. Кро­ме того, просушка древесины сопровождается усадкой и образо­ванием трещин.

Существует много способов защитной пропитки древесины ан­тисептиками, которые можно разделить на две группы — пропит­ка путем погружения древесины в раствор; поверхностная обра­ботка распылением антисептика, нанесение кистью.

При погружении древесины в жидкий антисептик происходит его проникновение в поры, трещины и щели. Плотную древесину с мелкими порами предварительно накалывают на специальных станках для увеличения поглощения антисептика. Пропитку осу­ществляют в ваннах, заполненных раствором антисептика, в ко­тором выдерживают древесину. Более глубокую пропитку и луч­шую защиту обеспечивает пропитка горячим растворителем, а затем холодным раствором антисептика. При нагревании находя­щийся в трещинах и порах древесины воздух расширяется и час­тично выходит. Благодаря вакууму, создающемуся в порах в ре­зультате сжатия воздуха при охлаждении, холодный раствор ан­тисептика глубоко проникает в поры.

Обычно защиту древесины от биоповреждений совмещают с защитой от возгорания. Для этого в состав препаратов наряду с антисептиками включают антипирены.

Защитной обработке антисептиками подвергают также неко­торые материалы, изготавливаемые из древесины — фанеру, дре-весно-волокнистые и древесно-стружечные плиты и др. Антисеп-тирование осуществляется путем добавления биоцида в состав клея, применяемого для склеивания листов шпона, или путем пропит­ки готового материала.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1102 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...