Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тристан Тзара



(1896–1963)

Тзара, Тристан (Tristan Tzara, настоящее имя Сами Розеншток) – глава дадаистов. Родился в Мойнешти (Румыния) в 1896 г. Поэтический дебют состоялся на родине, в Румынии, где Тзара начинал как символист. Во время первой мировой войны переехал в Швейцарию. Изучал математику и философию в Цюрихе, издавал там журнал «Символ». В 1916 г. под влиянием друзей-художников (Г. Арпа, Г. Балля, М. Янко и др.) у Тзара появилась идея создать новый поэтический кружок «Дада». В 1918 г. Тзара издал также журнал «Дада».

Ранние сборники «Первое небесное приключение господина Антипирина» («La première aventure céleste de Monsieur Antipyrine», 1916) и «Двадцать пять стихотворений» («Viengt-cinq poèmes», 1918) - сочетание речевой зауми и наивного взгляда на мир. Две встречи Тзара (с Пикабиа в 1918 г., который пригласил Тзара в Париж, и с лидерами журнала «Литтератюр» Арагоном, Бретоном и Супо в 1920 г.) оказали существенное влияние на расцвет дадаизма. Театральные представления дадаистов (например, пьеса Тзара «Носовой платок из облаков», 1924) постоянно сопровождались скандалами.

Вскоре в группе назрел конфликт из-за однообразия всеотрицающей деятельности. А. Бретон со своими соратниками порвал с дадаистами (драка на вечере «Бородатого сердца» в 1923 г.). Тзара в конце 20 – начале 30-х гг. после распада дадаистского объединения примкнул к сюрреалистам. Книги «Индикатор сердечных дорог» («Indicateur des chemins de coeur», 1928), «Приблизительный человек» («L’homme approximatif», 1931), «Где пьют волки» («Où boivent les loups», 1932), «Антиголова» («L’Аntitête», 1933), «Зерна и шелуха» («Grains et issues», 1935), написанные с черным юмором, свидетельствовали о примирении с Бретоном. Однако после неудавшейся попытки упрочить связи между сюрреалистами и коммунистами произошел новый, окончательный разрыв между Тзара и Бретоном.

Тзара был сначала теоретиком авангардного искусства («Семь манифестов дада» – «Sept manifestes dada», 1924; «Эссе о положении поэзии» – «Essai sur la situation de la poésie», 1931), впоследствии – его критиком (прочитанная в Сорбонне лекция «Сюрреализм и послевоенные годы» – «Surréalisme et l’après guerre», 1947). Тзара критиковал сюрреалистов (и прежде всего А. Бретона), которые, покинув Францию, отказались от подпольной деятельности во время второй мировой войны. Во время войны Тзара был участником Сопротивления, вступил во Французскую компартию, выступал апологетом ангажированной литературы. В 1956 г. Тзара осудил вторжение советских войск в Венгрию, отошел от сталинизма.

Тзара умер в Париже в 1963 г.

Литература

Балашова Т.В. Французская поэзия ХХ века. – М., 1982. - С. 56-61.

Шенье-Жандрон Ж. Сюрреализм / Пер. с фр. – М., 2002. – С. 66–68 (см. именной указатель).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 536 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...