Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бабушка дедушка мама папа старш. брат 9 страница



Институт семьи существует потому, что выполняет жизненно важные для существования общества функции. Но не только поэтому. Вступление в брак, рождение, содержание и воспитание детей отвечают глубоко личным потребностям индивидов. Причем эти потребности сопряжены с доставлением индивиду разнообразных. Иногда чрезвычайно тонких и всегда притягательных удовольствий.

Наиболее полно сущность семьи проявляется в функциях – способах жизнедеятельности семьи и ее членов. В литературе выделяют два вида функций: специфические и неспецифические функции семьи.

Специфические функции – это те, которые выполняет семья во все времена, при всех исторических изменениях общества. Хотя характер связи между семьей и обществом при этом может меняться. К специфическим функциям семьи относят:

1. Репродуктивную функцию, т.е. деторождения, воспроизводства населения. С нею связана свобода выбора супругов, сколько им иметь детей (свобода прокреативного выбора). Воспроизводство населения имеет как биологический, так и социальный момент, т.е. не только рождение детей, но и их воспитание, обучение. Достоверно установлено, что семья в этом отношении никакими общественными учреждениями адекватно заменена быть не может. Именно в теплой благоприятной атмосфере семьи ребенок естественным образом и наиболее эффективно получает первую социализацию своей личности, обретает основы своей индивидуальности.

Поскольку репродуктивная функция семьи тесно связана с обществом, постольку общество всегда уделяет ей внимание. Проводя ту или иную социальную политику, общество может стимулировать воспроизводство населения, создавая благоприятные условия (экономические, политические, социальные) для рождения и питания детей, или же наоборот, различными принудительными мерами вынуждать супругов иметь детей меньше, чем им хотелось бы.

2. Функция содержания детей (экзистенциальная функция), т.е. обеспечение их питанием, одеждой, нормальными жилищными условиями, условиями для подготовки к урокам в школе и т.д.

3. Функция воспитания детей (функция социализации) заключается в том, чтобы помочь ребенку усвоить социокультурные ценности того общества, той социальной среды, где он был рожден. Семья дает первичную социализацию ребенку, учит его жить среди людей. Семья прививает ребенку основы нравственных норм, навыков и образцов поведения, мировоззренческих установок, здорового образа жизни. Это осуществляется в процессе повседневного общения ребенка с членами семьи, родственниками, всеми людьми, с которыми семья наиболее поддерживает более или менее постоянные отношения.

Неспецифические функции семьи – это все те. которые показывают конкретно-историческое содержание семейной деятельности, ее связи с обществом, раскрывают исторически меняющуюся картину того, как происходит рождение, содержание и воспитание детей в семье. К ним относятся:

1. Экономическая (материально-производственная) функция семьи, которая долгое время в истории человечества была важнейшей функцией семьи. Однако с возникновением фабричного производства, основанного на машинных орудиях труда, производительный труд отделился от семьи. Это привело к тому, что семья постепенно превратилась из производительной в потребительскую ячейку общества. В современной семье трудовая деятельность сохраняется в основном лишь как увлечение, хобби, как способ развития и реализации индивидуальности. Можно сказать, что из труда-производства экономическая функция семьи превратилась в труд-искусство.

2. Хозяйственно-бытовая функция семьи заключается в способах организации и осуществления домашнего хозяйства: приготовление пищи, поддержание в чистоте помещений, занимаемых семьей, стирка, уход за домашними животными, обеспечение семьи продуктами питания (покупка в магазинах, выращивание на дачном участке и т.д.), обеспечение бытовой техникой и уход за ней и т.д.

3. Психотерапевтическая функция семьи заключается в удовлетворении потребности общения и обособления. Навязанное извне, вынужденное общение (на работе, в транспорте, в общественных местах) не столько удовлетворяет потребность в общении, сколько перегружает ее. Это порождает потребность временного обособления от всех, что может с глубоким пониманием предоставить только семья. Она снимает дискомфорт, накапливающийся от общения вне семьи с несимпатичными индивиду людьми.

И общение в семье имеет совершенно иной характер, чем вне ее. Оно происходит с социально и психологически близкими людьми, в более деликатных формах, с уважительным отношением к личности и ее индивидуальности. Здесь удовлетворяется потребность в желательном общении, в психологической взаимопомощи, в эмоциональной поддержке, во взаимопонимании. Очевидно, что такую функцию может выполнить только здоровая семья. Нравственное и психологическое здоровье человека находится в прямой связи с характером внутрисемейного общения, с тем, какой морально-психологический климат сложился в данной семье. По мнению социологов, именно от реализации (или не реализации) этой функции зависят удовлетворенность браком и стабильность семьи, ощущение полноты жизни, счастья. В благополучных семьях всегда создается особый микроклимат любви, защищенности, психологической комфортности.

4. Функция отдыха и досуга направлена на организацию семейного свободного времени, на восстановление сил, улучшение состояния здоровья, повышение уровня культуры. Общественные места отдыха и досуга используются людьми далеко не каждый день, а семья для каждого человека является повседневным местом отдыха и досуга. Именно здесь индивид каждодневно сбрасывает с себя то напряжение, которое получает в обществе, в своем профессиональном и гражданском функционировании. Социологи установили тесную связь между семейным благополучием и проведением досуга. Всегда проводит досуг вместе только одна из пяти несчастливых супружеских пар, а среди счастливых эта цифра в 2,5 раза выше (см.: Мы и наша семья. Книга для молодых супругов.-М.,1989.-С.217). И день жизни в благополучной семье может по своей эффективности сравняться с неделями пребывания в доме отдыха. А в неблагополучной семье по своей психической нагрузке один день порой превышает недели трудовой нагруженности человека.

Таковы наиболее важные неспецифические функции семьи. Некоторые авторы публикаций по проблемам семьи указывают и другие функции. Но они так или иначе входят в указанные выше специфические либо неспецифические функции. Так, некоторые социологи выделяют регулятивную функцию семьи как определения характера отношений каждого члена семьи друг с другом. Но по сути она реализуется уже на первых стадиях формирования и развития ребенка, т.е. является составной частью воспитательной функции (социализации). В последнее время выделяется в литературе сексуальная функция семьи. Несомненно, что сексуальная гармония супругов занимает важное место в числе факторов удовлетворенности браком (по некоторым данным – третье место после духовной и психологической совместимости). Однако по своему главному функциональному назначению ее следует рассматривать в качестве момента, стороны, этапа в реализации репродуктивной функции, а по вспомогательному – в качестве снятия психофизиологического напряжения, т.е. одного из моментов отдыха. Выделяют еще функцию создания условий для счастья каждого члена семьи. С этим трудно согласиться, ибо ощущение семейного счастья или несчастья, есть результат взаимодействия всех функций семьи, их, так сказать, суммарное следствие. И вместе с тем не бывает семей постоянно счастливых или вечно несчастных. Счастье и несчастье – это две противоречивые стороны семейной жизни. Они чрезвычайно динамичны, находятся в противоборстве, которое заканчивается победой то одной, то другой стороны в зависимости от динамики развития самой семьи и условий ее существования.

Семейное поведение личности реализует наиболее фундаментальные потребности в самых благоприятных для этого условиях – потребность в браке, сексуальную потребность, потребность в детях и родительстве, потребность в духовной и психологической общности, потребность в семейном образе жизни, в особой психологической атмосфере (сочувствия, сопереживания, понимания, уважения и т.п.), потребность в семейном отдыхе и проведении досуга и другие. В совокупности эти потребности не могут быть замещены в полной мере никакими иными формами их удовлетворения. Внесемейное удовлетворение всех этих потребностей (или по крайней мере большинства из них) имеет ущербный характер и не дает главного, что может дать семья, - глубокого ощущения счастья.


Лекция 9. Роль сферы сервиса в удовлетворении потребностей

9.1. Специфика сферы сервиса и ее место в системе сфер общественной жизни.

9.2. Формы и методы удовлетворения потребностей сервисной деятельностью.

9.1. Специфика сферы сервиса и ее места в системе

сфер общественной жизни

В отличие от других сфер общественной жизни сфера сервиса (услуг), как отмечалось выше, связана с удовлетворением материально-духовных потребностей. К ним относятся такие потребности, которые либо содержат как равнозначимые материальную и духовную стороны (например, посещение ресторана, туристическая поездка, посещение магазинов и т.п.), либо в них материальная потребность выступает лишь средством для удовлетворения иной материальной или духовной потребности (например, ремонт бытовой техники, обуви, одежды, предоставление гостиничных услуг, прокат видеокамер, телевизоров, велосипедов, автомашин и т.п.). Однако этим специфика сферы услуг не ограничивается.

Сфера сервиса - это сфера прежде всего не удовлетворения потребностей, а предоставления услуг. Услуга, по определению С.И.Ожегова, есть «действие, приносящее пользу, помощь другому» (Ожегов С.И. Словарь русского языка. – М., 1988.-С.686). Иначе говоря, услуга есть действие, совершаемое одним человеком для удовлетворения потребности другого; это потребление с помощью других людей. Например, удовлетворение чувства голода с помощью официанта в ресторане – это использование услуги с последующим удовлетворением материальной потребности, а поедание человеком пищи, приготовленной им самим дома – это уже непосредственное удовлетворение материальной потребности без всяких услуг.

Вместе с тем услуга может не только предварять процесс удовлетворения потребности, но и заключать его в своем осуществлении, то есть может совпадать с процессом удовлетворения потребности. Например, театральное действие само по себе уже удовлетворяет духовную потребность зрителей. Или трение банщиком мочалкой спины посетителя есть удовлетворение его материальной потребности.

Таким образом, разные услуги могут как создавать условия, предоставлять средства и в иных формах предварять удовлетворение потребностей, так и непосредственно удовлетворять материальные или духовные потребности. Главное для услуги –то, что она представляет собой определенное действие одного человека для другого. Причем это действие всегда имеет личный, индивидуализированный, конкретно-адресный характер. Промышленное производство товаров массового потребления никак нельзя назвать услугой потому, что имеет обезличенный характер (например, шитье костюмов на фабрике). Но производство этого же товара для конкретного индивида становится услугой (например, пошив костюма в ателье).

Отличительными особенностями услуг, по мнению В.Г.Федцова, являются:

«- неосязаемость, т.е. их нематериальный характер, другими словами - услуга не может быть предложена клиенту в осязаемой форме до завершения процесса его обслуживания;

услуги нельзя хранить, то есть процесс предоставления услуг протекает одновременно и потребители являются непосредственными участниками этого процесса;

изменчивость по своим качествам, поскольку они во многом зависят от квалификации работника, его индивидуально-личностных черт и настроения» (Федцов В.Г. Культура сервиса. - М.,2000.-С.3).

Эти особенности услуг не вызывают возражения за исключением первой из них. Нельзя согласиться с тем, что могут быть неосязаемые услуги, т.е. иметь нематериальный характер. Всякая услуга имеет материальный, чувственно воспринимаемый характер, поскольку представляет деятельность людей в определенных пространственно-временных условиях. Другое дело, что услуга может быть направлена на удовлетворение как материальных, так и духовных потребностей. Но даже при удовлетворении духовных потребностей объект потребности (духовное благо, ценность) всегда имеет своего материального носителя – звуковые колебания голоса, живописные картины, печатные тексты, балетные телодвижения и т.д. И воспринимая этот носитель органами чувств, человек извлекает его духовное содержание.

Остальные же две особенности услуг, выделенные В.Г.Федцовым, в совокупности с отмеченными выше показывают специфику услуг в отличие от иных форм удовлетворения потребностей. Обобщая отмеченные особенности, можно дать следующее определение услуг. Услуга - это чувственно воспринимаемое действие людей, направленное на создание условий для удовлетворения потребности индивида или непосредственно удовлетворяющее ее.

Определяя специфику сферы сервиса, ее отличие от других сфер общественной жизни, надо отметить прежде всего то, что она удовлетворяет не один какой-то вид потребностей, а все: и материальные, и духовные, и социально- культурные потребности как сплав тех и других.

Сфера сервиса представляет собой систему специализированных предприятий и организаций, которые производят и реализуют те или иные услуги для конкретных индивидов, обращающихся к ним при возникновении соответствующей потребности. В отличие от других сфер общественной жизни специализация сферы заключается в предоставлении услуг индивидам. При этом в сфере сервиса может осуществляться как производство материальных и духовных ценностей, так и использование уже готовых, произведенных в других сферах всевозможных ценностей и благ для удовлетворения потребностей индивида. А поскольку главной, основополагающей сферой производства материальных благ является материально-производственная сфера, а духовных благ – духовная сфера, поскольку сфера сервиса тесно связана с ними, в значительной мере обусловлена ими. Ведь только в материально-производственной сфере создаются и могут быть созданы прежде всего материальные средства, которые используются в сфере сервиса (например, оборудование гостиничных и туристических организаций, транспорт, бытовая техника, оборудование для досуга и развлечений и т.д.), а также многие материальные блага, предоставляемые индивидам сферой сервиса. Аналогичным образом в духовном производстве создаются многие духовные ценности (например, книги, газеты, журналы, телевизионные программы, кинофильмы и т.д.), которые предоставляются индивидам также сферой сервиса. В то же время какую-то часть материальных и духовных благ сфера сервиса производит сама; и это сближает ее со сферами материального и духовного производства.

Сфера сервиса тесно взаимодействует и с другими сферами общественной жизни – политической, правовой, образовательной, медицинской, спортивно-физкультурной и другими. Взаимодействие с ними происходит двояким образом: 1) либо посредством передачи каких-то благ и ценностей сфере сервиса, 2) либо за счет создания сервисных организаций в той или иной сфере. Тот и другой варианты взаимодействия возникают тогда, когда данная сфера не удовлетворяет своим функционированием соответствующие потребности индивида. Примером первого может служить репетиторство для поступления в вузы. Репетиторские услуги получают большое распространение тогда, когда общественная система общего среднего образования снижает качество подготовки выпускников школ, а вузы не только не снижают, но даже повышают требования к абитуриентам. Примером второго являются услуги адвокатуры – специального института, созданного в правовой сфере для удовлетворения потребностей индивида в правовой защите.

Таким образом, специфика сферы сервиса среди всех других сфер общественной жизни заключается в том, что она не имеет самостоятельной пространственно-временной локализации, отграничивающей ее от других сфер. Конечно, сфера сервиса имеет свои пространственно локализованные предприятия и организации. В то же время она проникает (как пространственно, так и не пространственно, но это уже не столь важно) в другие сферы общественной жизни, тесно взаимодействуя с ними.

В этом плане сфера сервиса сходна со сферой нравственности, которая не имеет в обществе конкретной локализации, а проявляется всюду как особый аспект взаимодействия людей (с точки зрения добра и зла, справедливости и несправедливости и т.д.). Сфера сервиса возникает, существует, проявляет себя там, где один человек (или несколько) предоставляет какую-то услугу другому – индивиду.

Конкретно-исторический характер сферы сервиса связан с конкретно-историческим уровнем развития общества в целом. И в этом плане сфера сервиса обусловлена прежде всего уровнем развития материального производства, его технико-технологическим развитием. Именно от этого зависит основа, материальная база сферы сервиса и важная часть ее услуг, связанная с потреблением материальных благ и ценностей, произведенных в сфере производства.

Сфера сервиса зависит далее от уровня политического развития общества. В диктаторском или тоталитарном обществе даже при достаточно высоком развитии материального производства сфера сервиса развита слабо. И это закономерно, поскольку власть в таком обществе ориентирована не на отдельного и каждого своего гражданина, а на избранные классы, группы, элиты. И, напротив, в демократическом обществе чем выше развиты материальное и духовное производство, тем развитее и сфера сервиса, ибо по своей сути она направлена на удовлетворение потребностей индивида. Иначе говоря, ориентации сферы сервиса и демократического политического устройства общества совпадают, так как направлены на индивида.

Наконец, сфера сервиса зависит от уровня развития духовного производства и всей духовной жизни общества. Понятно, что чем выше уровень духовной культуры граждан, тем более разнообразны и высокоразвиты их духовные потребности. И для их удовлетворения требуются более разнообразные и высококачественные социально-культурные услуги. Именно услуги, а не духовное потребление. Ибо с ростом духовной культуры человека все ярче проявляется его индивидуальность, которая наиболее полно может быть удовлетворена не в массовом потреблении, а только в социокультурных услугах.

Роль сферы сервиса в общественной жизни огромна. Она выступает посредником между обществом и индивидом, доводя общественные блага и ценности до индивидуального потребления. Тем самым она соединяет процесс общественного производства материальных и духовных благ с процессом удовлетворения потребностей индивида.

9.2. Формы и методы удовлетворения потребностей

сервисной деятельностью

Деятельность по оказанию услуг – сервисная деятельность обусловлена спецификой сферы сервиса. Она осуществляется в своеобразных формах и особыми методами.

Наиболее общая характеристика сервисной деятельности в отличие от деятельности в других сферах общественной жизни связана с ее направленностью на индивида. Если другие виды деятельности имеют массовый характер, то сервисная деятельность – индивидуальный. При массовом характере деятельности объектом выступают различные совокупности людей: производственные объединения людей (коллективы фабрик, заводов, фирм и т.д.), региональные (жители Урала, Сибири, Дальнего Востока, жители города или села, определенной республики, области, края, района и т.д.), половые (мужчины и женщины), возрастные (дети, взрослые, пенсионеры, школьники) и т.д. Естественно, что в этой деятельности учитываются специфические особенности группы в целом, либо той деятельности, которую они осуществляют. В сервисной деятельности учитываются индивидуальные особенности каждого человека (его вкусы, желания, прихоти и т.д.). Индивидуальный характер сервисной деятельности меняется в зависимости от пространственного охвата обслуживаемого населения - будь то микрорайон или вся страна. Вместе с тем для организации сервисной деятельности и ее результативности пространственный фактор достаточно важен. Следовательно, на этом основании можно выделить такие формы сервисной деятельности, как:

микрорайонная, деревенская,

районная,

городская,

областная, краевая,

всенародная,

международная,

всемирная.

По содержанию сервисной деятельности наиболее общими видами ее будут такие, которые определяются преимущественной направленностью на удовлетворение материальных или духовных потребностей:

материально-ориентированная и

духовно-ориентированная.

Государственными статистическими органами используется общероссийский классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), который делит все сферы общественной жизни прежде всего на: материальное производство и непроизводственную сферу. К сфере материального производства ОКОНХ относит все виды деятельности, создающие материальные блага в форме продуктов питания, энергии, в форме перемещения грузов, хранения продуктов, сортировки, упаковки и других функций, необходимых для продолжения производства в сфере обращения.

К непроизводственной сфере относятся предприятия, учреждения, организации, которые не создают материальных благ в процессе своей деятельности:

жилищно-коммунальное хозяйство,

непроизводственные виды бытового обслуживания,

здравоохранение, физическая культура и социальное обеспечение,

образование,

культура и искусство,

наука и научное обслуживание,

финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение,

управление,

общественные объединения.

Эта классификация используется статистическими органами почти всех стран для измерения национального дохода, его перераспределения и определения эффективности общественного производства.

Сфера сервиса (услуг) составляет не часть непроизводственной сферы, а скорее ее аспект, связанный с предоставлением услуг индивиду. Например, кредиты, предоставляемые индивиду, являются услугой, а кредитование отраслей, предприятий и организаций не может считаться услугой. Управление же по своей сути вообще не может быть услугой, поскольку оно касается не индивида, а различных объединений людей.

В сферу сервиса в то же время входят и некоторые элементы производственной сферы – те, которые при производстве материальных благ ориентируются не на массового потребителя, а на индивида (например, пошив одежды или обуви по индивидуальным заказам, предпродажная подготовка техники по желанию покупателя и т.п.).

С философской точки зрения и в непроизводственной сфере может производиться материально-ориентированная сервисная деятельность. Так, жилищно-коммунальное хозяйство производит и (или) поставляет материальные блага в виде горячей воды, отопления, вывоза мусора и пр.; бытовое обслуживание – в виде стирки, химчистки, ремонта бытовой техники и т.д.

К материально-ориентированной сервисной деятельности можно отнести:

Жилищно-коммунальные услуги.

Услуги в сфере быта.

Услуги здравоохранения, физической культуры и спорта, социального обеспечения.

Финансовые услуги, страхование и пенсионное обеспечение.

Торговые услуги.

Транспортные услуги.

К духовно-ориентированной сервисной деятельности относятся:

Всевозможные консультационные услуги (юридические, научные, медицинские, технические, финансовые, предпринимательские и т.д.).

Образовательные услуги (репетиторство, платное среднее и высшее образование, разнообразные курсы повышения квалификации, кружки кройки и шитья и прочее).

Социокультурные:

досугово-развлекательные (концерты, дискотеки, компьютерные игры, азартные игры и т.п.);

спортивно-физкультурные (когда эти услуги направлены не на поддержание здоровья, а на формирование красивого тела);

туристические;

услуги духовной культуры и искусства (посещение библиотек, музеев, театров, кинотеатров, художественных выставок, салонов и выставок декоративно-прикладного искусства и т.д.);

религиозные и т.д.

Таковы формы удовлетворения потребностей сервисной деятельности. Что касается методов, используемых в сервисной деятельности, то они тоже достаточно разнообразны.

Методом сервисной деятельности можно назвать совокупность приемов, способов, операций, используемых в сервисном потреблении. Характер и формы потребления обусловливают специфику применяемых методов.

Различаются методы производства услуг и методы потребления услуг. Так, для написания картины художник использует одни методы: в содержательном плане – метод художественно-образного отражения действительности, в формальном – методы масляной живописи, акварели, гуаши, графики и т.п. А для «потребления» картины – методы долгого внимательного изучения либо беглого осмотра, методы сотворчества, сопереживания либо критического отношения, отторжения и т.д.

В некоторых видах услуг процессы производства, предоставления и потребления совпадают (например, парикмахерские услуги), поэтому в них используются единые методы, которые выступают и методами производства услуги, и ее потребления одновременно.

Существенно различаются методы в зависимости от ориентации услуг на материальные блага либо духовные. Методы материально-ориентированных услуг характеризуются массоэнергетическими преобразованиями вещества, предметными преобразованиями. И соответственно потребление их осуществляется методами функционального уничтожения, т.е. уничтожения не вообще, любыми способами, а только теми, которые соответствуют функциональному назначению материального блага. Например, если торт выбросить в помойку, то это будет его уничтожение, но не потребление. А если его съедают, то это означает потребление, т.е. уничтожение в соответствии с его функциональным назначением. Методы потребления материальных благ различаются в зависимости от длительности их применения: кратковременные, средневременные и долговременные. Первые используются преимущественно при употреблении пищи и питья, а последние – при эксплуатации бытовых приборов, транспортных средств и других вещей.

Методы духовно-ориетированных услуг характеризуются определенными массоэнергетическими преобразованиями, но они играют вспомогательную роль, а главную – информационное содержание этих преобразований. Именно в нем заключено духовное благо, которое является объектом потребления. Используемые в этих методах материальные вещи и процессы выступают лишь носителями самых разнообразных идеальных явлений: ощущений, чувств, эмоций, образов, идей, теорий, радостей, печалей, страданий, восторгов и т.д.

Методы духовной сервисной деятельности (как и духовной деятельности вообще) подразделяются на:

чувственно-образные и

мыслительно-рациональные.

Чувственно-образные методы связаны с непосредственными переживаниями людей в виде удовольствия или неудовольствия, радости или печали, отваги или страха и т.д. В зависимости от содержания конкретной деятельности людей они деляться на театральные, литературные, кинематографические, живописные, музыкальные и т.п.

Мыслительно-рациональные методы связаны с абстрактно-логическими правилами, приемами, способами освоения (производства и потребления) духовных ценностей. Среди них можно отметить научные методы, обыденные, мифологические, религиозные, философские, эстетические, этические и т.д. Если конкретизировать далее, то можно выделить наиболее типичные методы: наблюдения, сравнения, анализа и синтеза, индукции и дедукции, аналогии, абстрагирования и т.д. Есть и различия в использовании методов разными людьми, ибо каждый человек привносит в известные методы нечто свое, сугубо индивидуальное, а иногда вырабатывает и вообще уникальные методы, что характерно для гениальных творцов духовной культуры, науки.


Лекция 10. Потребности и время их удовлетворения

10.1. Рабочее и внерабочее время.

10.2. Роль свободного времени в удовлетворении потребностей.

10.3. Роль быта в обслуживании потребностей.

10.1. Рабочее и внерабочее время

Деятельность человека как способ бытия осуществляется в определенном пространстве и времени. А поскольку деятельность всегда имеет предметный характер, так или иначе связана с предметами, постольку время человеческой деятельности (социальное время) можно ускорить или замедлить (например, при повышении или снижении производительности труда), можно даже остановить (когда, например, не происходит существенных изменений). По тому, как человек использует время, отведенное ему судьбой, можно судить о его потребностях и интересах, о его ценностных ориентациях и общей направленности личности. Отношение человека ко времени и его заполнению является важным показателем культуры индивида вообще и потребительской культуры в частности.

По мере развития человечества фактор времени приобретает все большее значение и ценность в жизни индивида. Уже в глубокой древности римский философ Сенека писал своему другу Луцилию: «Поверь мне: часть времени у нас отнимают другие, часть его тратим даром, часть уходит незаметно для нас самих. И самая постыдная потеря времени та, которая происходит от нашей собственной небрежности… Много ли людей придают времени какую-либо цену, уважают и ценят свои дни, понимают, что с каждым днем они умирают… Люди настолько глупы, что… решительно ни во что не ценят чужого времени, хотя оно – единственная вещь, которой нельзя возвратить обратно при всем на то желании» (Цит. по: Зборовский Г.Е. Как стать незаменимым. – Свердловск, 1989. – С.133).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.028 с)...