Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Бабушка дедушка мама папа старш. брат 8 страница



К материальным следует отнести и потребности в предметах, которые используются для производства, распространения и потребления духовных благ. Ведь само по себе владение такого рода предметами еще не означает реализацию духовных потребностей. Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, что вряд ли связано с духовными потребностями, или вообще ничего не смотреть.

Чем более развиты индивиды, общество, человечество, тем более развиты и их как материальные, так и духовные потребности. Степень их развития проявляется, прежде всего, в их дифференциации. Первобытный человек обладал немногими вещами, которые свидетельствовали о невысоком уровне развития его потребностей. Современный человек обладает и овладевает очень многими вещами, что выражает высокий уровень развития его как материальных, так и духовных потребностей. При общем высоком уровне современного развития потребностей, конечно, существуют большие различия между разными регионами, обществами, социальными группами и индивидами. Отвлекаясь от этих различий, можно указать на высокую дифференциацию потребностей в наиболее развитых странах.

Дифференциация потребностей зависит, прежде всего, от уровня развития общественного разделения труда. Чем больше разных видов деятельности осуществляют индивиды и соответственно, чем больше существует видов общественных отношений, тем белее разнообразны в данном обществе потребности. Специфические виды деятельности и возникающие на их основе общественные отношения образуют самостоятельные сферы общественной жизни. Каждая из них складывается из определенных видов деятельности, опосредованной соответствующими вещами (например, материально- производственная деятельность людей предполагает использование соответствующих станков, инструментов, оборудования, сырья, полуфабрикатов, источников энергии, транспорта и т.д.), и общественных отношений, организационно оформленных в соответствующих социальных институтах (министерствах, отраслевых объединениях, предприятиях, фирмах, финансовых учреждениях и т.д.). И хотя в каждой сфере удовлетворяются как материальные, так и духовные потребности, но главное назначение каждой из них обусловлено удовлетворением одного какого-либо вида потребностей. Так, в материально-производственной (экономической) сфере общества могут функционировать научные и образовательные учреждения, связанные с удовлетворением духовных потребностей – добыванием нового знания и обучением новых кадров для производства. Однако главное направление экономической сферы – производство всевозможных вещей для удовлетворения материальных потребностей всех социальных субъектов от индивида до общества в целом.

Общественное разделение труда выражается в формах с разной степенью обобщения. Например, потребность в вещах удовлетворяется в материально – производственной сфере, которая включает деятельность (труд) разной степени обобщения: материально – производственную деятельность; производство средств производства и производство предметов потребления; в производстве средств производства – тяжелое машиностроение, среднее и легкое; в производстве предметов потребления – пищевая промышленность, текстильная, швейная, обувная и т.д.; на каждом промышленном предприятии конкретное разделение труда выражается в управленческом труде, основном производстве и вспомогательных видах деятельности, каждый из них (трех указанных) осуществляется в самых конкретных формах деятельности людей: директора его заместителей, главных специалистов, рабочих (токарей, слесарей, фрезеровщиков, кладовщиков, инструментальщиков, сборщиков и т.д.).

В зависимости от уровней обобщения общественного разделения труда могут быть выделены и потребности разной степени общности вплоть до конкретных видов.

Наиболее общей классификацией материальных потребностей является их деление на:

Производственные (экономические) – потребности в производстве вещей любого назначения (потребительских и производственных, продовольственных и промышленных, для материальной и духовной деятельности и т.д.). К производственным потребностям, пожалуй, следует отнести и такие, как энергетические, транспортные и потребности в средствах информации, ибо они являются необходимыми условиями функционирования процесса производства. В то же время они выходят за рамки собственно сферы производства и являются необходимыми условиями существования всего общества и соответственно всех его потребностей (как материальных, так и духовных).

Политические – потребности функционирования и развития власти в обществе, потребности в управлении обществом.

Правовые – потребности в регулировании отношений между людьми материальными средствами (с помощью законодательных, исполнительных и судебных органов).

Семейно-бытовые потребности связаны с удовлетворением материальных потребностей и созданием материальных условий для удовлетворения духовных потребностей в семье или во внерабочее время.

Медицинские – потребности поддержания здоровья, профилактики заболеваний и лечения болезней.

Спортивно–физкультурные – потребности физического развития людей и укрепления здоровья за счет этого.

Каждая из наиболее общих материальных потребностей конкретизируется в менее общих и конкретных видах материальных потребностей. Например, спортивно-физкультурные потребности делятся на спортивные (профессиональные) и потребности физической культуры (любительские); по видам спорта выделяют: зимние и летние, командные и одиночные; футбольные, легкоатлетические, гимнастические и т.д. и т.п.; а дальше можно конкретизировать потребности в каждом виде спорта.

Наиболее общей классификацией духовных потребностей может быть их деление на:

Нравственные – потребности в регулировании отношений между людьми духовными средствами (с помощью моральных норм, заповедей, традиций, идеалов и т.д.).

Эстетические – потребности в ценностях и оценках с точки зрения прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, трагического и комического, а также потребности в художественной деятельности (литературной, музыкальной, театральной, кинематографической, живописной и т.д.)

Научные – потребности в объективных знаниях о действительности.

Философские – потребности в мировоззрении, в понимании общества и человека, места человека в мире и смысла его жизни.

Религиозные – потребности в сочувствии, сострадании, душевном сопереживании относительно человеческого существования и смысла его жизни.

Каждая из наиболее общих духовных потребностей тоже находит свою конкретизацию в менее общих и конкретных видах потребностей.

При всем различии между материальными и духовными потребностями они находятся в тесном взаимодействии. С одной стороны, любая деятельность, связанная с функционированием материальных потребностей, содержит в себе в качестве момента, стороны духовную потребность. Например, приготавливая какое-то блюдо для удовлетворения голода, человек руководствуется не только полезностью продуктов, но и стремится к тому, чтобы блюдо было красивым, т.е. стремится к удовлетворению эстетической потребности, которая в свою очередь способствует лучшему удовлетворению материальной потребности. С другой стороны, удовлетворение любой духовной потребности невозможно без соответствующей материальной базы, которая является результатом удовлетворения определенных материальных потребностей (например, в производстве музыкальных инструментов, киносъемочной и кинопроекционной аппаратуры, холстов и красок, театральных декораций и т.д.).


Лекция 8. Структура обслуживания потребностей

8.1. Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей.

8.2. Малые социальные группы как организационные формы удовлетворения потребностей.

8.3. Роль семьи в удовлетворении потребностей.

8.1. Сферы общественной жизни как сферы удовлетворения потребностей

Общество функционирует как целостное системно-динамическое образование. Системный характер его определяет дифференциацию на составные элементы, которые находятся в сложном взаимодействии между собой. Такими наиболее общими элементами являются сферы общественной жизни. В каждой из них осуществляется специфический вид человеческой деятельности, а в совокупности они обеспечивают жизнедеятельность общества.

Как известно, всякая человеческая деятельность связана с реализацией какой – либо потребности, которая будучи побудителем определяет так или иначе все остальные ее элементы и прежде всего результат, служащий удовлетворению потребности. Специфика деятельности в каждой сфере общественной жизни обусловлена общественной потребностью нормального функционирования и развития. Например, сфера политической деятельности служит удовлетворению общественной потребности во власти и управлении, без которых невозможна никакая совместная деятельность множества людей.

В обществе стихийно или сознательно складываются на определенном этапе его исторического развития соответствующие сферы. Так, материально-производственная сфера как сфера удовлетворения производственных потребностей возникает стихийно с возникновением общества. Но когда люди достигают достаточно высокого уровня развития, что связано с политическим созреванием больших социальных групп, с появлением научного мировоззрения, тогда их сознательное воздействие на материально- производственную сферу усиливается. И становится тем эффективней, чем точнее и глубже отражает материальные потребности общества, пути, формы и средства их удовлетворения.

В обществе существует столько сфер, сколько имеется у него видов потребностей. Современное развитое общество имеет следующие сферы: материально-производственную, социальную, политическую, правовую, семейно-бытовую, спортивно-физкультурную, транспортную, энергетическую, образовательную, нравственную, эстетическую, научную, философскую, религиозную.

Механизм функционирования каждой сферы общественной жизни представляет собой взаимодействие следующих специфических элементов:

1. Социальные субъекты, т.е. наличие определенных индивидов, малых и больших социальных групп, которые осуществляют деятельность, служащую для удовлетворения именно этого вида потребностей. Например, в материально-производственной сфере трудятся коллективы бригад, участков, цехов, заводов, фабрик, металлурги, машиностроители, инженеры, токари, слесари-сборщики и т.д.. В эстетической же сфере трудятся писатели, художники, композиторы, певцы, работники кино и телевидения, журналисты и т.д.. Есть и группы людей, которые своей деятельностью участвуют в материальном производстве, но реализуют в нем духовные потребности, например, эстетические (архитекторы, дизайнеры). И наоборот, в сфере эстетической могут реализоваться материальные потребности, например, в деятельности рабочих сцены, которые строят театральные декорации, или в деятельности костюмеров, бутафоров.

2. Средства деятельности, используемые для удовлетворения именно данного вида потребностей. Так, в материально-производственной деятельности используются соответствующие станки, инструменты, приборы, приспособления и т.д.. В эстетической сфере используются такие средства, как книги, газеты, журналы, аудио- и видеозаписи, музыкальные инструменты, театральный реквизит, телевизионная аппаратура и т.д.. К специальным средствам, используемым в той или иной сфере общественной жизни относятся соответствующие здания и сооружения (корпуса заводов и фабрик, здания законодательных, исполнительных и судебных органов, музеи, театры, клубы, библиотеки, кино- и концертные залы и т.д.).

В качестве средства деятельности могут выступать не только орудия труда и другие предметы, но само поведение человека, его отношение к другим людям. Например, отношение к человеку, попавшему в беду, выражаемое в участии, стремлении посочувствовать или помочь выйти из затруднительного положения будет средством проявления нравственности, альтруизма, а равнодушие, насмешливое или даже злорадное – безнравственности, эгоизма. То или иное поведение человека, связанное с жизненными позициями и ориентациями, выступает в качестве основного средства деятельности в таких сферах общественной жизни, как нравственная, философская, религиозная. Вещно-предметные средства в них выступают как вспомогательные.

3. Общественные отношения как форма связи, устанавливаемая между людьми по поводу реализации того или иного вида общественных потребностей. Социальные субъекты, используя соответствующие средства, осуществляют определенную деятельность с целью удовлетворения потребностей. Но поскольку эта деятельность имеет не цельный, а разделенный характер (из-за постоянного развития общественного разделения труда между людьми с целью повышения его производительности и качества производимых продуктов), постольку объективно складываются между людьми постоянные. существенные, устойчивые связи – общественные отношения. Например, в сфере материального производства кооперационное разделение труда, обусловленное уровнем развития техники и технологии создает технико-технологические отношения между людьми, а разделение труда, обусловленное руководящей и исполнительской деятельностью, характером собственности на средства и предметы труда, отраслевым разделением труда и другими его видами на уровне общества порождает определенные общественные производственные отношения. И они зависят от конкретно-исторического уровня развития общественного разделения труда.

Поэтому можно говорить о специфических отношениях, складывающихся в каждой сфере общественной жизни: производственных, политических, нравственных, эстетических и других общественных отношениях. Поскольку общественные отношения функционируют за счет профессиональной деятельности людей (за которую они получают заработную плату или иное вознаграждение) и имеют вещно-предметное оформление, закрепление, постольку они существуют постоянно. И могут лишь развиваться или деградировать во времени.

Сферы общественной жизни выступают пространством, в котором реализуются соответствующие общественные потребности. И это главное их назначение, ибо сферы складываются для обеспечения нормального функционирования общества. Поэтому в них реализуют свои соответствующие потребности прежде всего большие социальные группы (социальные классы, слои, племена, народности, этнические группы и т.д.), которые являются специфическими носителями, субъектами общественной жизни. Но и другие социальные субъекты (неспецифические носители общественной жизни – индивиды и малые социальные группы) могут только в этих сферах удовлетворять свои соответствующие потребности. И по меньшей мере странно выглядел бы человек, который, к примеру, пришел в суд для решения своего гражданского дела и стал бы распевать там популярные арии из опер, т.е. стремился бы удовлетворить свою потребность в несоответствующей сфере.

Потребности и интересы разных социальных субъектов вступают в противоречия. Относительно материальных потребностей это обусловлено извечным недостатком материальных благ в обществе. Ведь возрастающие по мере их удовлетворения потребности закономерно обгоняют в своем развитии процесс производства материальных благ. Вместе с тем происходит постоянный рост населения на земном шаре, да еще и сопровождается периодически демографическими взрывами. И как закономерное следствие этих процессов – возникновение противоречий между материальными потребностями и интересами больших социальных групп и других социальных субъектов. Эта проблема в свете ограниченности природных ресурсов (и даже исчерпаемости некоторых из них) сохранит свою актуальность, а может и повысит остроту уже в ближайшем будущем.

Относительно духовных потребностей противоречивость между людьми обусловлена прежде всего материальными потребностями больших социальных групп. Противоположные материальные интересы больших социальных групп закономерно порождают их разное отражение в сознании. Как только большая социальная группа достигает политической зрелости, это отражение переходит из фрагментарного, поверхностного, несистематизированного понимания в групповую, классовую идеологию – систему воззрений на коренные (прежде всего материальные) потребности и интересы группы, пути и средства их наилучшего удовлетворения, место и роль данной группы в обществе. Первым в истории человечества политически зрелым классом оказалась буржуазия, которая осуществив в Новое время в разных странах Европы буржуазные революции, добилась своих политических притязаний. Следующим политически зрелым классом в Европе стал в 40-е годы XIX века пролетариат, идеологией которого явился марксизм. В современном развитом обществе противоречивость материальных интересов больших социальных групп (классов) утратила свою остроту, антагонистичность (непримиримый характер), но сохраняется как одно из движущих противоречий общественного развития. Это видно на примере США и Западной Европы.

Кроме этого различные и в том числе противоречивые взгляды на одни и те же духовные потребности порождаются объективными и субъективными духовными различиями между людьми. Объективные различия обусловливаются общественными факторами: существующими в обществе мировоззрениями (мифологическим, религиозным, научным) и характером отношений между ними, состоянием духовной атмосферы в обществе (демократическая или диктаторская, тоталитарная), уровнем развития системы воспитания и образования подрастающего поколения и т.д.. Субъективные духовные различия между людьми порождаются индивидуальностью каждого человека (задатками, способностями, талантами, мерой их развития и реализации), жизненным опытом и складывающейся судьбой, характером микросреды личности, которую каждый формирует по своему разумению и т.д..

Среди всех сфер общественной жизни выделяются в качестве основных материально-производственная, социальная, политическая и духовная. Именно в этих сферах удовлетворяются важнейшие общественные потребности материального порядка – экономические и политические, системно-организационного – социальные и духовного порядка в самом общем виде - духовные. Характер взаимодействия основных сфер общественной жизни глубоко раскрыт В.С.Барулиным (См.: Барулин В.С.Диалектика сфер общественной жизни. – М.,1982). Главная закономерность этого взаимодействия состоит в том, что на любом историческом этапе развития общества материально-производственная сфера прямо или косвенно обуславливает все сферы общественной жизни.

Вместе с тем при всей первичности материально-производственной сферы некоторые из сфер оказывают на нее обратное и довольно существенное воздействие. Особенно сильное воздействие оказывает политическая сфера: положительное при точном отражении политической властью внутренних, объективных закономерностей развития экономики и действии в соответствии с ними и отрицательное при непонимании объективных законов развития экономики или произвольном отбрасывании их, игнорировании в политической деятельности. Другие сферы общественной жизни оказывают на материально-производственную меньшее воздействие и главным образом через политическую. Имеется сложное, многообразное взаимодействие и между всеми неосновными сферами общественной жизни, что требует специального исследования.

8.2. Малые социальные группы как организационные формы удовлетворения потребностей

Во взаимодействии общества с индивидом малые социальные группы занимают место посредника. Связующего звена. Действительно, с одной стороны, индивид включается в общественную жизнь посредством вхождения в ту или иную малую социальную группу. И выполняя в ней определенную функцию, он вносит свою лепту в общественную жизнедеятельность. Это касается прежде всего тех групп, в которых индивиды трудятся профессионально, за определенную плату, - коллективов фабрик, заводов, предприятий, государственных органов, редакций газет, журналов, радио и телевизионных каналов и т.д., а также других малых групп, в которых индивиды действуют безвозмездно – всевозможные добровольные общества (рыболовов и охотников, юных натуралистов и т.п.) и прочие устойчивые объединения по интересам (фанатов того или иного футбольного клуба, дружеских компаний, завсегдатаев определенного места проведения досуга и т.п.). Только через малые социальные группы индивиды могут входить в большие социальные группы, которые являются специфическими носителями общественной жизнедеятельности. Поэтому малые социальные группы выступают организационными формами включения индивидов в общественную жизнедеятельность и соответственно реализации общественных потребностей.

С другой стороны, общество не может непосредственно ни воздействовать на индивида, ни привлекать его к выполнению того или иного вида деятельности. Не большие, а именно малые социальные группы выступают проводниками любого общественного влияния на индивида. Например, взыскать налоги с каждого индивида общество может только при создании сети местных налоговых органов (малых социальных групп), имеющих постоянную пространственную локализацию. И это позволяет им либо непосредственно, либо опосредованно через другие малые социальные группы (бухгалтерии предприятий и организаций, отделения сбербанка или других банков) систематически взимать налоги с населения. Для каждого специфического воздействия общества на индивидов создаются специальные малые социальные группы: для воспитательного и образовательного воздействия – детские ясли и сады, школы, колледжи, вузы, аспирантуры; для привлечения к исполнению военных обязанностей – военкоматы и многообразные воинские подразделения; для обеспечения коммунальными услугами – соответствующие организации (горгаз, водоканал, теплоцентрали, энергоучастки и т.д.)

К малым социальным группам относят немногочисленные общности людей, находящиеся между собой в непосредственной личном общении и взаимодействии. По определению авторов социологического словаря, «для членов такой общности характерно общее чувство внутренней принадлежности к группе, хотя это не исключает различий между ними по социальным ролям, взглядам, мнениям, оценкам и степени влияния (проблема лидерства)» (Социологический словарь. – Минск,1991.-С.222). Малые социальные группы делятся на формальные и неформальные. Первые имеют социально определенный и юридически зафиксированный статус (например, коллектив предприятия, учреждения, вуза и т.д.). Члены этих групп связаны социально заданной деятельностью и определенной иерархической структурой соподчиненности. Вторые – неформальные группы – отличаются тем, что направление их деятельности, система межличностных отношений и, как следствие, другие признаки обусловливаются не обществом, а самими индивидами, объединяющимися в эти группы ради осуществления определенной деятельности и достижения единой цели. По форме существования эти группы могут функционировать как относительно изолированные, замкнутые общности или в рамках формальных групп.

Во всех малых социальных группах в качестве объединяющих их сил выступают потребности, интересы и другие побудители деятельности индивидов. Самым фундаментальным из всех побудителей являются потребности. Причем, если в формальных группах на первом месте стоят общественные потребности, то в неформальных – индивидуальные. Это, впрочем, не исключает того, что общественные потребности могут как совпадать, так и не совпадать с индивидуальными в деятельности группы. Например, коллектив фабрики, производя кухонную мебель, выражает общественную потребность, но это вовсе не значит, что все работники фабрики хотели бы иметь именно эту мебель у себя дома. Многие работники испытывают потребность не в этой мебели, а в как можно более высокой заработной плате. В неформальных группах, напротив, удовлетворение индивидами своих потребностей (например, в коллекционировании марок) вовсе не означает, что и у общества имеется эта же потребность. Хотя и в тех, и в других группах возможны отдельные совпадения общественных и индивидуальных потребностей.

Причину несовпадения общественных и индивидуальных потребностей в деятельности малых социальных групп советские авторы видели в несоответствии уровней духовного развития общества и личности. «Если личность, - пишет, например, Т.А.Марченко, объясняя эту позицию, - в своем духовном развитии отстает от уровня духовной культуры всей общественной системы и ее опосредующих звеньев - классов, социальных групп, то она не в силу «равнодушия», а в силу неразвитости своих структур неспособна воспринимать и адекватно осознавать ценности среды. Если личность неразвита, ей «нечем» вступать в сложное потребностное взаимодействие, ей будут доступны лишь упрощенные взаимодействия» (Марченко Т.А. Потребность как социальное явление. – М,1990.-С.61). Думается, что в этой позиции советские авторы в угоду идеологическим установкам коммунистической партии все ставили с ног на голову. В конечном счете духовная жизнь людей есть лишь отражение их материальной жизни. Власть в тоталитарном советском обществе выражала и всячески защищала потребности и интересы господствующего класса – номенклатуры. Поэтому общественные потребности как потребности господствующего класса в принципе не могли быть гармоничны потребностям народа в условиях индустриального технико-технологического развития и соответственно потребностям каждого из составляющих его индивидов. Небольшое исключение здесь представляли потребности нормального функционирования общества в целом (потребности борьбы с преступностью, защиты страны от возможной агрессии, нормального функционирования коммунального хозяйства и пр.), ибо в них заинтересованы все группы общества. Противоречивость материальных потребностей номенклатуры и каждого представителя народа не могла быть устранена никаким культурным развитием индивидов. Например, чем более духовно был развит индивид, тем глубже он понимал эту противоречивость. И соответственно, чем менее культурно развит был индивид, тем легче он попадался на удочку социалистической пропаганды об общенародном государстве, о советском народе как новой общности людей, о коммунистической сознательности и т.п.

Степень совпадения общественных и индивидуальных потребностей в деятельности малых социальных групп зависит прежде всего от уровня удовлетворения материальных потребностей индивидов. Речь идет о формальных группах. Чем выше в них уровень удовлетворения материальных потребностей индивидов, иначе говоря, чем выше их заработная плата как универсальное средство удовлетворения потребностей, тем сильнее индивид воспринимает общественные потребности, реализуемые этой группой, как свои собственные, индивидуальные, отождествляя их.

И только во вторую очередь на совпадение общественных и индивидуальных потребностей оказывают влияние духовные факторы: образование, уровень развития духовной культуры, мировоззренческие и идеологические взгляды, политические симпатии и т.д. Причем эти факторы действуют неоднозначно.

Что же касается неформальных групп, то в них индивиды удовлетворяют свои преимущественно нематериальные потребности. И степень совпадения в них общественных и индивидуальных потребностей не имеет закономерного характера. Она зависит от назначения данной группы и соответственно от характера потребностей, ради удовлетворения которых сформировалась группа. Приятельская компания сорганизовавшаяся, например, для совместного проведения досуга может выражать и только индивидуальные потребности (заниматься карточной игрой в покер), и не только индивидуальные, но и общественные (заниматься каким-нибудь видом спорта), и индивидуальные, но антиобщественного характера (занимаясь употреблением наркотиков или беспричинными избиениями вечерних прохожих).

Таким образом, малые социальные группы являются необходимыми организационными формами удовлетворения как индивидуальных, так и общественных потребностей. Малые группы выступают вместе с тем формами взаимодействия общественных и индивидуальных потребностей, превращения одних в другие.

8.3. Роль семьи в удовлетворении потребностей

Среди малых социальных групп особое место занимает семья. Она отличается фундаментальностью выполняемых в обществе функций, из-за чего семью часто называют ячейкой общества. Т.е. своеобразным кирпичиком, из множества которых и складывается здание всего общества. Как и всякая малая социальная группа, семья выступает посредником во взаимодействии общества и индивида. С одной стороны, индивиды посредством семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей. С другой стороны, отношение общества к семье является лучшим индикатором его отношения к потребностям индивида. Семья является не только малой социальной группой, но и важнейшим социальным институтом по воспроизводству и социализации новых поколений. Ведь личностью не рождаются, а делаются. И это творение из индивидов личностей осуществляет семья как социальный институт.

Семья представляет собой систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию.

Отечественные социологи А.И.Антонов и В.М.Медков дают следующее определение семьи: «Семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи» (Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. – М., 1996.-С.66).

Возникновение семьи является важной вехой на пути цивилизованного развития человечества. Бинарная семья (строящаяся на одном муже и жене) возникла при достаточно высокой производительности труда и укрепилась с переходом к земледелию как основному способу добывания пищи. Мужчина, вооруженный плугом, стал главой семьи, ответственным за ее материальное благополучие, а крестьянская семья – главной формой организации первых земледельческих обществ. С тех пор семейный союз сохранился незыблемым до настоящего времени.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 319 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...