Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Логика и лингвистика 2 страница



Противоречия между требованиями соцреализма и реалиями жизни особенно отчетливо выразились в литературе послевоенных лет. Победа в Великой Отечественной войне дала огромный импульс творческой энергии, военная тематика сохранялась до самого конца ХХ века. Менялось, однако, изображение войны и того влияния, которое она оказывала на судьбы людей. Наряду с «Повестью о настоящем человеке» Бориса Полевого (о подвиге летчика А. Маресьева, потерявшего ноги, но вернувшегося в строй) зачитывались «Судьбой человека» М. Шолохова, которая вызвала неодобрение партийного руководства. Война, такой, какая она есть, не только с лихими и победными атаками, предстала в «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова, самого прошедшего всю войну (это и спасло его от суда). Позже вышла повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие», где чудеса героизма показывают обыкновенные девчонки, насмерть напуганные, попавшие в мясорубку войны со студенческой скамьи, из объятий любимых, нелепо погибающие. С замечательного фильма, снятого по этой повести С. Ростоцким, люди выходили, не скрывая слез. «У войны — не женское лицо», такую повесть написал белорус Алесь Адамович. «У войны — вообще не человеческое лицо», — в этом все больше убеждались простые люди, которые сами никогда бы не начинали никаких войн.

Все более смелые публикации появлялись в литературно-художественных журналах «Москва», «Новый мир», «Наш современник», «Юность». «Юность» напечатала повести братьев Стругацких, Василия Аксенова («Коллеги», «Апельсин из Марокко»), который в конце концов вынужден был уехать на запад. Еще более смелые шаги предпринял редактор «Нового мира» Александр Твардовский (1910—1971), автор поэмы «Василий Теркин», ставшей воистину всенародной. Обладая своеобразной «охранной грамотой» еще с довоенных времен — благодаря полюбившейся Сталину фразе о том, что «писатели должны быть инженерами человеческих душ» — Твардовский осмелился публиковать в своем журнале даже просидевшего в лагерях как «антисоветчика» Александра Солженицына (р. 1918). Стали известными читателю «Колымские рассказы» В. Шаламова, «Не хлебом единым» В. Дудинцева. Сложное осмысление советской истории предложил в 6-томной эпопее «Люди, годы, жизнь» (1961—1965) Илья Эренбург (1891—1967).

Скандальную известность приобрел роман «Доктор Живаго» Бориса Пастернака (1890—1960), в котором известный поэт показал, в какого зверя превращает человека война, будь он «красный» или «белый» (описаны события Гражданской войны). Даже «Наш современник» не решился опубликовать его, и он вышел в 1957 г. в Италии, завоевав Нобелевскую премию. Началась травля Пастернака, закончившаяся его вынужденным отказом от премии и тяжелой болезнью, сведшей его в могилу. Состояние писателя можно передать строками из его же стихотворения: «Окно раскрыть — что жилы отворить». О таланте Б. Пастернака, имевшего блестящее философское (в Марбурге) и музыкальное образование (обожал Скрябина, лично был знаком), могут поведать любые строки его «музыкально-философской», экспрессивной поэзии: «Действительность, как выспавшийся зверь, / Потягиваясь, поднялась спросонок» или «Сырое утро ежилось и дрыхло / Бросался ветер комьями в стекло» или «Меж блюд и мисок молнии вертелись / А следом гром откормленный скакал», или «Разгневанно цветут каштаны», «Полет орла как ход рассказа». Он же пишет: «Несдобровать забывшемуся сном / При жизни солнца, до его захода».

Скандалами были окружены еще две Нобелевские премии — Александра Солженицына, в которой, как и в случае с Пастернаком, достаточно просматривался политический подтекст (лагерная тематика, антисоветский пафос) и поэта Иосифа Бродского (1940—1996). Бродского обвинили в… тунеядстве, его обличали «передовики производства», собранные с этой целью в крупнейшем дворце культуры г. Ленинграда. Один из них вызвал хохот фразой «Не читал, но осуждаю». Бродский навсегда уехал из России, Солженицын был на много лет изгнан. Прошли суды над диссидентами А. Синявским и Ю. Даниэлем, которые вызвали особую ярость тем, что… не раскаивались. Иного рода скандал разгорелся в связи с повестью «Лолита» (1955) русского писателя Бориса Набокова (1899—1977), давно жившего в эмиграции и известного до этого «Защитой Лужина», «Приглашением на казнь». В «Лолите» описана похотливая страсть отчима, респектабельного профессора, к развращаемой им двенадцатилетней «нимфетке».

Уже в 60—70-е гг. огромную любовь народа завоевали Василий Шукшин (он же кинорежиссер и актер («Калина красная», «Печки-лавочки»), Ю. Бондарев, Ю. Трифонов («Дом на набережной»), Ф. Абрамов, В. Астафьев, В. Распутин. Потрясение вызвала в 1987 г. повесть А. Рыбакова «Дети Арбата», в которой автор знаменитых произведений для детей («Кортик», «Приключения Кроша») показал ужас жизни в тоталитарном государстве. Огромной популярностью пользовались всегда «дагестанский сын русского народа» поэт Расул Гамзатов («Журавли») и пишущий на русском киргиз Чингиз Айтматов («Белый пароход»).

Своеобразной трибуной стал театр, всегда занимавший важное место в русской культуре. Событием культурной жизни были постановки московских театров «На Таганке», «Современник», «Ленком», театра Сатиры, Ленинградского БДТ, которые возглавляли великие режиссеры (А. Любимов, М. Ефремов, М. Захаров, Г. Товстоногов) и в которых играли великие актеры — О. Табаков, А. Фрейндлих, А. Миронов, А. Папанов, И. Смоктуновский, О. Янковский.

Великой силой оставались киноискусство. В классику советского кино вошли после войны ленты весьма разнообразные — и о войне («Летят журавли» А. Калатозова с А. Баталовым и А. Самойловым первым из советских фильмов получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале), и о героических буднях («Коммунист» Ю. Райзмана с Евг. Урбанским), и о молодежи («Весна на Заречной улице» М. Хуциева), комедия «Приходите завтра» и добрые, светлые фильмы об обычных, вовсе не сошедших с доски почета людях — «Три тополя на Плющихе» реж. Т. Лиозновой с О. Ефремовым и Т. Дорониной, «Когда деревья были большими» (реж. — А. Кулиджанов, в гл. ролях — Юрий Никулин и Инна Гулая), и блестящие экранизации классики — пырьевские «Идиот» с Ю. Яковлевым и «Братья Карамазовы» с А. Мягковым и М. Ульяновым, «Дама с собачкой» И. Хейфица).

Замечательные фильмы создали С. Герасимов, С. Ростоцкий, С. Бондарчук, С. Соловьев, С. Говорухин, К. Шахназаров, Г. Данелия, снявший добрый, лиричный фильм «Я шагаю по Москве» с Н. Михалковым в главной роли, а также жесткую комедию «Осенний марафон» с О. Басилашвили. Никита Михалков сам стал впоследствии знаменитым на весь мир кинорежиссером — «Неоконченная пьеса для механического фортепиано», «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», в каждом из которых снимались целые созвездия прекрасных актеров. И все же, вероятно, наибольший авторитет в мире из советских кинорежиссеров завоевал Андрей Тарковский («Иваново детство», «Андрей Рублев», «Зеркало», «Сталкер», «Жертвоприношение»). Стали известны пролежавшие много лет на полке фильмы А. Германа («Мой друг Иван Лапшин», «Проверка на дорогах», «Двадцать дней без войны»).

Всенародно любимыми стали комедии Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь» с Л. Гурченко, «Берегись автомобиля» с И. Смоктуновским, «Ирония судьбы, или с легким паром», «Гараж»), а также Леонида Гайдая («Приключения Шурика, или операция «Ы», «Бриллиантовая рука», «Кавказская пленница», «Двенадцать стульев»), комедия В. Титова «Здравствуйте, я ваша тетя» с А. Калягиным в гл. роли. Лучшими в мире признаны советские мультфильмы, по-настоящему добрые — «Каникулы Бонифация» Ф. Хитрука, цикл «Ну, погоди» В. Котеночкина (с голосом А. Папанова за Волка), «Ежик в тумане» Е. Норштейна.

Все большую популярность завоевывали телевизионные сериалы, среди которых рекордсмен — «17 мгновений весны», где у Т. Лиозновой блистали В. Тихонов, О. Табаков, Л. Броневой. Улицы пустели, когда шел этот фильм, резко снижалось число преступлений. Огромную телеаудиторию собирали передачи «Клуб путешественников», «Клуб веселых и находчивых», «Что, где, когда».

Особенности культуры России после распада Советского Союза

Крах обещаний и надежд перестройки очень болезненно сказался на культуре России и других республик великого Союза. В условиях стремительного развала экономики не до культуры было как руководителям государства, так и простым людям. Нигилистические настроения по отношению к советскому прошлому и ко всему, что с ним связано, опасным образом включили в себя отношение к культуре, причем не только советской, но и культуре вообще. Крушение советских стереотипов и образование ценностного вакуума в условиях нецивилизованного рынка привели к тому, что туда хлынула самая низкопробная продукция — как зарубежная (жестокие боевики, порнография, «мыльные сериалы»), так и отечественная. Начав с песен про «Три кусочека колбаски», теперь дошли до почти философских коллизий — «Люби меня по-французски, если это неизбежно». С Запада стало проникать потребительское отношение к искусству, превращение его в бесконечные шоу, хотя наряду с этим стали гораздо доступнее прекрасные компакт-диски, художественные альбомы.

Стремительное падение интеллектуальных и эстетических запросов стало выражаться и в том, что первые страницы даже солидных газет завлекают сведениями о тусовках и скандалах разнообразных «звезд» и «звездочек», их разводах и любовных похождениях, в телевизионных передачах обычным явлением стали не только орфографические ошибки, но и обильный мат, а «Кудреватые митрейки и мудреватые кудрейки» (как сказал бы Маяковский) стали объяснять, что мат — это бесценное, неповторимое достояние русской культуры — культуры, которая дала миру величайших писателей, художников, композиторов, ученых, философов, педагогов.

Телереклама выдает за верх счастья шампунь и нижнее белье, предлагает поездки в Египет без посещения пирамид, а только с отдыхом на море. Весьма странными выглядят порой и религиозные беседы, нередко сдобренные откровенным шовинизмом. Не слишком вызывает доверие и внезапный поворот к религии недавних партийных функционеров. Не прекратились прочно вросшие в «совковый» менталитет «ожидание чуда», «идолопоклонство», «поиск врага», нетерпимость, мутирующие в новые, не менее опасные формы. О состоянии разброда в душах свидетельствует даже то, как долго и мучительно создавался текст гимна России, к которому пришлось привлечь в итоге автора гимна СССР С. Михалкова. Новая «национальная идея» не может появиться «по заказу».

Важнейшее значение в этих условиях имеет образование, адекватное мировым тенденциям и реалиям сегодняшней России, задачам, которые перед ней поставила жизнь, однако даже новый наплыв выпускников школ в вузы, после резкого спада в 90-х, также вызывает весьма неоднозначное ощущение. Снизилось качество знаний выпускников, далеко не всегда стимулом учебы является стремление к знаниям, много еще и весьма сомнительных вузов. Серьезные проблемы, и не только материальные, встают у молодежи в области досуга и отдыха.

Много десятилетий отгороженные от мира железным занавесом, мы входим в мир с большим трудом — с экономикой, ориентированной на сырьевой рынок, с утечкой умов, с высокой преступностью и коррупцией. Но даже в этих условиях Россия открывается миру и удивляющим его образом, заставляя вновь говорить о загадочной русской душе, о несгибаемости этой столько перенесшей страны.

Россия входит в мировую культуру, сохраняя свое лицо. Вновь стали создаваться прекрасные кинокартины, а фильм В. Звягинцева «Возвращение», победивший на Венецианском фестивале 2003 года, стал возвращением в элиту мирового киноискусства. Замечательно интересные передачи об искусстве по телеканалу «Культура» проводит диссидент, изгнанный в годы застоя, скульптор Михаил Шемякин, преображается, еще краше становится столица России (увы, став при этом и самым дорогим в мире городом). Свидетельством растущего авторитета России явилось и присуждение с промежутком всего в три года Нобелевских премий российским физикам (Жоресу Алферову в 2000 г., В. Гинзбургу и А. Абрикосову в 2003). Россия может общаться по телемостам с молодым, энергичным, не дающим популистских обещаний президентом, мы верим, что от нашего участия в выборах зависит состав и деятельность думы. Вновь, как и в пору Серебряного века, стали говорить о том, что молодая Россия могла бы стать ориентиром для всего раздираемого противоречиями, духовно уставшего мира. Если справится с «вызовом», перед которым стоит сейчас.

Вопросы и задания

1. Какие можно выделить вехи в советской истории? Какое они оказали влияние на русскую культуру?

2. Какой была политика Советского государства в области культуры? В чем состояла цель «культурной революции»?

3. Можно ли однозначно расценить советское образование и воспитание? В чем вы видите их успехи, в чем недостатки?

4. Каким был сформирован облик «советского человека»? Наблюдаем ли мы его сегодня?

5. Подробно остановитесь на этапах развития советской художественной культуры в различных областях, выделите их особенности.

6. Какими вам представляются проблемы и перспективы русской культуры сегодня?

Рекомендуемая литература

Березовая Л. Г., Берлякова Н. П. Введение в историю русской культуры. М., 2002.

Вайль П., Генис А. Шестидесятые: мир советского человека. М., 1996.

Евразийство: за и против, вчера и сегодня («Круглый стол») // Вопросы философии. 1995, № 6.

Капустин М. П. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1987.

Культура, культурология и образование. («Круглый стол») // Вопросы философии. 1997, № 2.

Культурология. Под ред. А. Н. Марковой. М., 2001.

Пастухов В. В. Будущее России вытекает из прошлого // Полис. 1992, №№ 5—6.

Померанц Г. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

Риск исторического выбора в России («Круглый стол») // Вопросы философии. 1993, № 7.


заключение

Проблемы, стоящие перед сегодняшней Россией, в острой форме фокусируют ситуацию бифуркации, раздвоенности, в которой находится весь мир. Она была предсказана философами и историками культуры для нынешнего милленарного рубежа по крайней мере с середины ХХ века. «Ситуация, наиболее богатая возможностями и опасностями» (К. Ясперс), допускает два выхода: «переход эволюции на уровень культуры», и тогда «человечество сможет держать ее нити в собственных руках» (Тейяр де Шарден) или же оно, «расписавшись в собственной несостоятельности, обречет себя на гибель».

В одном из международных телемостов говорилось о том, что жители нашей планеты смогут ощутить себя единым человечеством только в случае какой-либо экстраординарной угрозы, например, нашествия инопланетян. Не надо этого ждать, тем более, что угрозы, не менее серьезные, давно уже разъедают хрупкий мир, в котором мы живем. Сегодня, как никогда, «планета людей» представляет собой единый организм — повреждение в любой его части отзывается на других его частях и всем организме. Вместе с тем люди не берегут свою планету и самих себя, мир сотрясают постоянные конфликты и терроризм, который выходит на первое место среди глобальных проблем человечества. Ужасно то, что под эти разрушительные действия пытаются подводить различия в религиях, культурных традициях и т. д. Ни одна религия, однако, не проповедует насилия, а человек, с пониманием и уважением относящийся к культуре как таковой, постоянно общающийся с ней, так или иначе участвующий в культуросозидательной деятельности, никогда не заразится культурным шовинизмом — оставаясь патриотом, зная и ценя свою культуру.

Знакомство с любой из культур убеждает, сколь интересна и своеобразна каждая из них, как полезно общение и взаимодействие самых различных культур. Мир может быть единым социально-культурным организмом только при условии живого многообразия составляющих его частей. Знакомство с многообразием мировых культур не только обогащает, но и учит толерантности, открытости друг другу. «Восток и Запад, Джомолунгма и Эверест никогда не сойдутся», — говорил Киплинг. Но они могут хотя бы повернуться друг к другу лицом, — убежден автор этой книги.

ЛОГИКА И ЛИНГВИСТИКА

(Новосибирск, 2000)

ВВЕДЕНИЕ

Курс логики, к нашему огромному сожалению, сейчас исключен из ряда предметов, изучаемых студентами-филологами НГУ, хотя значение логической науки, ее законов, приемов и операций в практической и теоретической работе лингвиста трудно переоценить. Можно рекомендовать учебники по логике для студентов, специализирующихся в области гуманитарных наук, но учебника по логике для лингвистов нет, хотя именно лингвисты исследуют отражение логических категорий и логико-предметных связей средствами разных языков.

Данное учебное пособие имеет традиционную композицию учебника по логике [1] и сопровождается комментариями лингвистического толка. Основной целью этого издания является ознакомление студентов-филологов с основами логической науки и с теми терминами, которые используются как в логике, так и в лингвистике, или получили дальнейшую интерпретацию в исследованиях по языкознанию.

Связь языкознания с логикой является изначальной.

Европейская формальная логика по истории своего возникновения и развития особенно тесно связана с тремя науками - философией, грамматикой и математикой. Ее создателем считается Аристотель (384 - 322 гг. до н. э.). Сам термин "логика", введенный стоиками (в отличие от них Аристотель применял к законам мышления термин "аналитика"), обозначал словесное выражение мысли (logos). Таким образом, именно в античной философии обозначился вопрос о соотношении мышления и языка, и именно с античности мы наблюдаем встречающееся до сих пор в некоторых работах отождествление мыслительных, логических и языковых структур. Язык рассматривается как гибкий инструмент для выражения мысли, соответственно языковая система считается своего рода экспликацией системы мыслительной. Основным для большинства греческих философов был принцип "доверия к языку" в его обнаружении разума и доверия к разуму в его познании физического мира. Предполагалось, что, подобно тому, как имя выражает сущность обозначаемого им предмета, структура речи отражает структуру мысли. Поэтому теория суждения основывалась на свойствах предложения, способного выражать истину. Наиболее ранние термины, применявшиеся греками к языку, имели синкретичный логико-лингвистический смысл. Термином logos обозначались и речь, и мысль, и суждение, и предложение. Имя (греч. onoma) относилось и к классу слов (существительным), и к их роли в суждении (субъекту); глагол (греч. rema) означал и часть речи, и соответствующий ей член предложения (сказуемое) [2]. Таким образом, внимание фиксировалось только на случаях взаимного соответствия, гармонии логических и языковых категорий.

В последующие столетия философы также занимались формальной логикой и сделали ряд новых открытий в этой области, но структура логики как науки, выработанная Аристотелем, по существу, не изменилась. Эту форму логики называют также "традиционной логикой". Отдельные значительные вклады в дальнейшее развитие формальной логики, сделанные, например, в конце XVII столетия Готфридом Вильгельмом Лейбницем (1646 - 1717 гг.), практически не оказали влияния на ее традиционную форму. Лишь в середине XIX столетия началось бурное развитие этой науки. В этом отношении важнейшую роль сыграл Готлиб Фреге (1848 - 1925 гг.), которого считают создателем современной логики, а его труды сравнивают с трудами Аристотеля.

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЛОГИКИ КАК НАУКИ

Логику чаще всего определяют как философскую науку о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется.

Логика как наука
о законах мышления о формах мышления
закон тождества понятие
закон непротиворечия суждение
закон исключенного третьего умозаключение
закон достаточного основания  

Следовательно, чтобы разобраться в этой проблеме, нам нужно ответить на три главных вопроса:

а) что такое мышление (его часто отождествляют с языком, но это не одно и то же);

б) что такое форма мышления;

в) что такое закон.

Выяснение степени и конкретного характера связи между языком и мышлением - одна из центральных проблем теоретического языкознания и философии языка с самого начала их развития. В решении этой проблемы обнаруживаются глубокие расхождения - от прямого отождествления языка с мышлением (Ф. Шлейермахер, И.Г. Гаман [3]) или их чрезмерного сближения с преувеличением роли языка (В. фон Гумбольдт, Л. Леви-Брюль, бихевиористы, неогумбольдтианцы, неопозитивисты, американские этнолингвисты [4] и др.) до отрицания непосредственной связи между ними (Ф.Э. Бенеке, Н.Я. Грот [5]) или, чаще, игнорирования мышления в методике лингвистического исследования (например, представители московской фортунатовской школы или американские дескриптивисты [6]).

2. МЫШЛЕНИЕ, ЕГО ФОРМЫ И ЗАКОНЫ

Наше мышление подчиняется логическим законам и, разумеется, протекает в логических формах независимо от науки логики: люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется определенным логическим закономерностям. Мышление, с традиционной материалистической точки зрения, - это высшая форма активного отражения объективной реальности, состоящая в целенаправленном, опосредованном и обобщенном познании субъектом существенных связей и отношений между предметами и явлениями, в творческом создании новых идей, в прогнозировании событий и действий [Спиркин, 1983]. Наука о природе познания - эпистемология. В традиционной западной эпистемологии знание рассматривалось как определенная данность, но для современной эпистемологии более характерно его процессуальное определение, и потому интерес к таким проблемам, как генезис знания, его рост, его прогресс, его возникновение в процессе онтогенеза (процессе развития индивидуального организма), велик. Родоначальником одного из направлений эпистемологии - генетического - был швейцарский психолог Жан Пиаже (1896 - 1980 гг.): его идеи и разработки в области изучения процессов формирования мышления ребенка легли в основу объяснения становления генезиса мышления человека вообще. Главным ориентиром в построении генетической эпистемологии послужили идеи эволюционной теории развития (эволюционной биологии). Теория онтогенеза интеллекта интерпретировалась Пиаже как основа общей теории познания, и, соответственно, он подробно рассматривал вопрос о росте интеллекта у ребенка и о развитии у него базисных интеллектуальных операций: расширяя представления о структуре мышления, Пиаже использовал для его описания не только набор определенных категорий, но и выделял также главные мыслительные операции (о категориях и операциях см. подробно параграф 5 нашего издания). По Пиаже, индивид реагирует на информацию, поступающую из окружающей среды, исходя из той базы данных, которой он обладает. Новые данные трансформируются таким образом, чтобы приспособиться к уже существующим интеллектуальным схемам. В то же время данные схемы приспосабливаются, чтобы обеспечить включение (инкорпорацию) новых данных, и постепенно сами трансформируются. На основе экспериментальных данных Пиаже пришел к выводу о существовании трех основных стадий в когнитивном развитии ребенка, для которых характерна строгая последовательность формирования: 1) сенсомоторная (от момента рождения индивида (а сейчас уже включают и преднатальный период) до овладения языком - 0 - 2 года), 2) конкретно-операционная (7 - 12 лет) и 3) формально-операционная (12 - 15 лет). Рост знания предстает не как увеличение и расширение числа репрезентаций реальности (эмпиризм) или разворачивание в логических конструкциях так называемых врожденных идей (априоризм), а как процесс непрерывного структурирования при помощи определенных мыслительных схем, возникающий в результате взаимодействия организма со средой. Социокультурные факторы при этом игнорировались, и это вызвало массу критических выступлений против теории генетической эпистемологии Пиаже [Панкрац, 1996а].

Идеи Пиаже оказали колоссальное влияние на развитие онтолингвистики (лингвистики детской речи) [7].

Cледующее направление эпистемологии - эволюционное - связано с именами К. Лоренца (Германия) и Д. Кэмпбелла (США). Основная задача эволюционной эпистемологии - исследование биологических предпосылок человеческого познания. Она опирается на представление о том, что человек обладает познавательным аппаратом, развитым в процессе биологической эволюции, поэтому объяснение процессов познания осуществляется на базе современной теории эволюции. Познавательные способности человека есть достижение врожденного аппарата отражения мира. Этот аппарат был развит в ходе родовой истории человека и дает возможность фактического приближения к внесубъектной реальности. Г. Фоллмер (Германия) писал по этому поводу следующее: "Наш познавательный аппарат - результат эволюции. Субъективные структуры познания соответствуют реальности, так как они были выработаны в ходе эволюционного приспособления к этому реальному миру. Они согласуются (частично) с реальными структурами, потому что только такое согласование обеспечивает возможность выживания". Современная эволюционная эпистемология учитывает результаты исследований в области биологии, физики, психологии, лингвистики и других наук. К числу главных положений эволюционной эпистемологии относятся следующие: 1) возникновение жизни совпадает с формированием структур, которым присуща способность получать и накапливать информацию, "жизнь есть процесс получения информации" (Лоренц), познание есть функция жизни; 2) любые живые существа снабжены системой врожденных "априорных" когнитивных структур, и формирование этих структур осуществляется в соответствии с эволюционным учением: в результате селекции закрепляются те из них, которые в наибольшей степени соответствуют окружающим условиям и способствуют выживанию. Критика эволюционной эпистемологии связана с тем, что в рамках последней не различаются разные типы познавательных способностей, такие как: унаследованные в ходе генетического становления; употребляемые в ходе индивидуального развития, преимущественно в детском возрасте; культурно обусловленные, связанные, например, с типологическими особенностями языка.

Натурализованная эпистемология связана с работами американского философа Уилларда ван Ормена Куайна (р. 1908 г.), утверждавшего, что эпистемология должна рассматриваться как часть психологии и, соответственно, как часть естественной (natural) науки. Исследование процессов получения знаний осуществляется не непосредственно, а через наблюдение человека как некоторого физического объекта. Задача эпистемологии, с точки зрения Куайна, состоит в том, чтобы дать объяснение, каким образом чувственные данные, полученные посредством воздействия предметов внешнего мира на органы чувств, способствуют созданию теории внешнего мира [Панкрац, 1996а].

Решение основного вопроса философии - что первично, материя или сознание, - позволяет разделить методологический подход к исследованиям на идеалистический и материалистический. Идеалистическая концепция подробно рассматривается в рамках темы "Античная языковедческая традиция" [8]. Здесь же напомним кратко о материалистическом взгляде на познание.

Традиционно отечественная материалистическая философия ХХ в. рассматривает познание как процесс отражения сознанием человека объективной действительности, существующей вне этого сознания и независимо от него. Другими словами, признается внешний мир и отражение его в сознании человека. Познание начинается с отражения окружающего мира органами чувств, дающими непосредственное знание о действительности и являющимися источником всех наших знаний. Чувственное познание протекает в трех основных формах - ощущениях, восприятиях, представлениях, - приводящих к возникновению абстрактного мышления. Ощущение - это отражение отдельных чувственно воспринимаемых свойств предметов материального мира: цвета, формы, запаха, вкуса и т. п. Целостный образ предмета, возникающий в результате непосредственного воздействия последнего на органы чувств, называется восприятием. Более высокая форма чувственного познания является представлением.

Представление - это сохранившийся в сознании чувственный образ предмета, который воспринимался раньше, т. е. представление о предмете есть даже тогда, когда воздействие на органы чувств уже отсутствует (правда, остается вопрос: если мы рассматриваем предмет в данный момент, имеем ли мы представление о нем?). Но тут нужно отметить, что у каждого человека представление об одном и том же предмете неодинаково: оно имеет индивидуальные черты. Более того, человеку свойственно стремиться к обобщению восприятий и представлений, а обобщение невозможно без абстрактного мышления. Именно с помощью абстрактного мышления человек познает (или думает, что познает) недоступные чувственному познанию явления (например, число). Итак, процесс познания включает в себя чувственное познание и абстрактное мышление. К особенностям абстрактного мышления относят:





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 301 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...