Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Особое место в становлении науки о семье занимает социология семьи в России. Как частная социологическая дисциплина, она имеет свою историю, определенные этапы развития I — с середины XIX в. до 1917 г. (в дореволюционный пери
од рассматривалась как одна из общих проблем социологии);
II — с начала 20-х г. до середины 50-х г. XXв.;
III — с середины 50-х г. XX в. до настоящего времени.
Как и за рубежом, первоначально в центре внимания российской социологической науки о семье находились вопросы происхождения семьи.
Об этом писали Вл. Соловьев, Н. Бердяев, а также известные публицисты и писатели.
В дооктябрьский период были намечены лишь предпосылки формирования социологии семьи в России в рамках построения многообразных вариантов отечественной «общей» социологии.
В 1880 г. вышла книга Д. Дубакина «Влияние христианства на семейный быт русского общества в период до времени появления "Домостроя"». В ней автор, обобщая вклад в развитие науки о семье этнографов и писателей, на основе анализа древнерусской литературы рассмотрел влияние христианства на семейные отношения.
В 1895 г. появился «Очерк происхождения и развития семьи и собственности» М. Ковалевского, в котором глубоко проанализированы брачно--семейные отношения древности. Этот труд не был оценен по достоинству, так как находился в тени работы Ф. Энгельса о происхождении семьи. Только после революции 1917 г., возможно потому, что К. Маркс назвал М. Ковалевского «другом по науке», его работы переиздавались. А он был, пожалуй, единственный русский социолог. Более того, Ф. Энгельс при подготовке своего труда о происхождении семьи использовал материалы исследования М. Ковалевского.
Развернутый психологический и исторический анализ структуры, происхождения и направлений эволюции основных внутрисемейных отношений принадлежит историку П. Каптереву. Его работа «Развитие семейных чувствований в связи с историей семьи» во многом предвосхитила ряд исследований советского периода.
Большой интерес до настоящего времени представляет работа И. Кухаржевского «Общий очерк развития семейных отношений вообще и брачных в особенности» (1901 г.), в которой подробно прокомментированы разнообразные теории и концепции, связанные с правовой регламентацией брака в древности Философ П. Сорокин, будучи еще студентом I курса, начал полевые исследования форм брака и семьи народа коми. В 1911 г. вышла его статья «К вопросу об эволюции семьи и брака у зырян». На материале эволюционных форм брачно-семейных отношений у зырян он подтвердил научно доказанные Бахофеном, Леннаном, Морганом, Спенсером, Ковалевским положения относительно первобытной формы брака и зарождения матриархата.
В 1916 г. П. Сорокин написал статью «Кризис современной семьи», в которой показал причины ослабления института брака и семьи в послереволюционной России: «ослабление» союза мужа и жены, союза родителей и детей; изменение процесса первичной социализации и характеристик экономической функции семьи и т.д.
В 20-30-е г. XX в. вопросами социологии семьи занимались К.Н. Ковалев, Л.С. Сосновский, Е.А. Преображенский, A.M. Коллонтай и др.
То, что было сделано дореволюционными русскими социологами в области семейно-брачных отношений, не получило развития в советское постреволюционное время. В основном исследования об институте семьи шли в русле «от коммунистической семьи к коммунистическому обществу».
Так, в книге С. Вольфсона «Социология брака и семьи» автор использовал большой этнографический, статистический, социологический материал в области семейных и брачных отношений, который проанализирован с социологической точки зрения.
Достаточно авторитетной в 20-е гг. была идея К. Каутского о том, что с ликвидацией товарного производства исчезнет и семья.
Период со второй половины 30-х гг. до начала 60-х гг. XX в. не оставил в истории советской социологии семьи практически никаких следов: публикаций было мало, в большинстве своем они основывались на работе Ф. Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства».
Социология семьи и брака в качестве самостоятельной отрасли науки зародилась в 60-е гг. XX в., когда появилась теоретическая разработка вопросов семейно-брачных отношений и эмпирические исследования.
Программным тезисом стало признание семьи первичной ячейкой общества, т.е. важнейшим элементом социальной структуры. В те годы по важности с семьей мог сравниться только коллектив.
В 70-е гг. социологом А. Харчевым была сформулирована первая социологическая концепция двуединого статуса семьи. Семья предстает в двух аспектах: социальный институт и малая социальная группа.
Социолог С. Голод утверждает в своих работах, что семья в своем развитии прошла три идеальных исторических типа:
а) патриархальный (или традиционный);
б) детоцентристский (или современный);
в) супружеский (или постсовременный).
По его мнению, моногамная семья не вошла в полосу кризиса, а эволюционирует от патриархального к супружескому типу. Супружескую семью он не считает предельным типом, но без сомнения признает вершиной моногамии.
В начале 80-х гг. усилилось внимание специалистов к образу жизни семьи, эмоциональным отношениям супругов, конфликтам, ролевым отношениям и т.д. Иначе говоря, произошло смещение акцентов с социального института на изучение семьи как малой группы.
В 80-90-е гг. XX в. был издан ряд монографий и сборников статей, в которых широко представлена семейная проблематика. Например, рассматривались проблемы: формирования личности («Семья и формирование личности» под ред. А. Бодалева); репродуктивного поведения в современной семье («Семья и дети» А. Антонова); семьи и воспроизводства социальной структуры в социалистическом обществе («Семья и социальная структура» М. Мацковского); социального потенциала семьи («Социальный потенциал семьи» А. Антонова); формирования семьи как малой социальной группы и институционального становления современных брачно-семейных отношений («Становление брачно-семей-ных отношений» М. Мацковского, Т. Гурко).
В 90-е г. XX в. наиболее популярные темы исследований: девиантное поведение членов семьи, гомосексуальное поведение, до- и послеразводная ситуация, тендерные исследования, подготовка к браку и семейной жизни.
Новым явлением в институционализации социологии семьи в России стало создание Научно-исследовательского института семьи (в первые годы работы с 1991 по 1993 г. — Научно-исследовательский центр социальной защиты детства, семейной и демографической политики).
Наиболее крупный вклад в изучение брачно-семейных отношений внесли российские социологи: А.Г. Харчев (теория), М.С. Мацковский (методология и методика), А.И. Антонов (рождаемость), В.А. Сысенко (устойчивость брака), И.С. Голод (стабильность семьи), В.А. Борисов (потребность в детях), Д.Я. Кутсар (качество брака), Л.А. Гордон, Н.М. Рима-шевская (жизненный цикл семьи), Н.Г. Юркевич, М.Я. Соловьев (развод), И.А. Герасимова (типология семьи), Т.А. Гурко (молодая семья), Э.К. Васильева (этапы, виды жизнедеятельности семьи), В.Б. Голофаст (функции семьи), З.А. Янкова (городская семья, мужчина и женщина в семье).
Вопросы и задания
1. Что является предметом социологии семьи?
2. Какова связь социологии семьи с социальной антропологией, семейным правом, социальной психологией, демографией, социологией здоровья?
3. Означает ли интеллектуальное сближение социологии с другими
социальными науками размывание предмета этих сближающихся дисциплин?
4. В чем специфика социологического подхода к изучению семьи?
5. Дайте определение понятиям «брак» и «семья». Чем брачные отношения отличаются от семейных?
6. Назовите основные признаки семьи.
7. Согласны ли вы с точкой зрения о существовавших промискуитетных отношениях у людей?
8. Какие вам известны «табу» древнего общества, повлиявшие на развитие форм брачно-семейных отношений?
9. Каким образом появление частной собственности отразилось на брачно-семейных отношениях?
Ю. Можно ли считать развратом распространенное в некоторых обществах право вождя (священника, господина, хозяина) провести первую брачную ночь с невестой, если в основе этого права религиозные догмы? (Толковый словарь русского языка дает следующее определение понятию «разврат»: половая распущенность, испорченность общественных нравов, моральное разложение общества).
11. Какова взаимосвязь экономической формации общества и семьи?
12. В чем разница между эндогамными и экзогамными связями? Почему одни нормы сменили другие?
13. В чем отличие парной семьи от единобрачной?
14. Согласны ли вы с высказыванием Ф. Энгельса, что «падение права матери было всемирно-историческим порабощением женщины»? Какую роль сыграло феминистское движение в семейно-брачных отношениях?
15. Почему у некоторых народов распространены полигамные связи?
16. Какие взгляды на семью существовали у древних греков? Что Вы знаете о гетеризме?
17. В чем суть дискуссии между Вл. Соловьевым и А. Шопенгауэром?
18. Какие работы зарубежных социологов внесли весомый вклад в развитие науки о семье?
19. Какие стадии рода выделял Л. Морган и на основе чего?
20. Что говорил Ле Пле о типах семьи? Согласны ли вы с его мнением: «Чтобы понять общество, необходимо понять семью»?
21. Почему до середины XIX в. не могло возникнуть самостоятельной науки о семье и браке?
22. Назовите основные этапы развития социологии семьи как самостоятельной отрасли социологии.'
23. Какие подходы к изучению семьи вы знаете? В чем особенность каждого подхода?
24. Как развивалась социология семьи в России? Каковы предпосылки и проблемы ее развития?
25. Работы каких социологов о семье вы знаете? Назовите современные направления изучения брачно-семейных отношений.
26. Какие вы видите перспективы развития социологии семьи как научной отрасли?
Литература
Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи: Учеб. М., 1996.
Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ. СПб., 1998.
Семенов Ю.И. Происхождение брака и семьи. М., 1994.
Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. М., 1998.
Становление брачно-семейных отношений. М., 1989.
Семенова М. Быт и верования древних славян. СПб., 2000.
Черняк ЕМ. Социология семьи: Учебное пособие. М., 2003.
Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Ц., 1989.
Тема 2. СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ СЕМЬИ
1. Социологический анализ семьи в единстве структурных и динамических координат.
2. Семья и брак как социальные институты.
3. Семья как малая социальная группа.
4. Типология семейных структур и их основные разновидности.
5. Альтернативные жизненные стили.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 5847 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!