Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные концепции социологии семьи XIX - начала XX века



Большой вклад в развитие взглядов на семейно-брачные отношения внесли ученые-социологи, философы, демогра­фы разных стран: Льюис Морган, Фридрих Энгельс, Максим Ковалевский, Фредерик Ле Пле, Бронислав Малиновский, Питирим Сорокин.

Наибольший вклад в становление исторического подхо­да к исследованию института семьи принадлежит швей­царскому историку И.Я. Бахофену — автору «Материнского права» (1861 г.), а также шотландскому юристу Мак-Ленна-ну, написавшему книгу «Первобытный брак» (1865 г.).

И.Я. Бахофен разработал концепцию гетеризма как состояния, через которое прошли все народы в направле­нии к индивидуальному браку и семье, основанной на вы­соком положении женщин в обществе (материнское право). В продолжение данной теории Мак-Леннан ввел понятие «экзогамия».

Главная идея ученых состоит в том, что в ходе истории формы брака и семьи изменялись от матриархата к патри­архату.

Л. Морган, американский юрист и этнолог, занимался изучением проблемы семьи в полевых условиях, исследуя быт индейских племен. В своих основных трудах — «Древ­нее общество» и «Дома и домашняя жизнь американских туземцев» — он разработал идею прогрессивного развития человечества. Как утверждает ученый, первобытное обще­ство было родовым и трансформировалось от низших форм к высшим. Род — это совокупность родственников, проис­ходящих от одного общего предка, отличающихся особым тотемом (животное, от которого, считалось, произошел дан­ный род) и связанных узами крови. Роду свойственна кол­лективная собственность на землю, средства производства, первобытно-коммунистическая организация хозяйства, от­сутствие эксплуатации и равенство всех членов племени.

По мнению Л. Моргана, род в своем развитии прошел по­следовательные стадии:

1. Кровнородственная семья основана на групповом браке между братьями и сестрами, родными и коллатераль­ ными (дословно с лат. — боковой, т.е. двоюродные).

2. Пуналуалъная семья (гавайское слово, дословно -интимные друзья) — группа женщин и группа мужчин (про­исхождение ведется по материнской линии).

3. Синдиасмическая, или парная, семья возникает на основе брака отдельных пар, но без сожительства. Продол­жительность союза зависела от воли сторон.

4. Патриархальная семья — брак одного мужчины с несколькими женщинами, которые, как правило, вели за­творнический образ жизни. Главная цель создания такого вида семьи — установление отцовской власти над группой лиц для обработки земли и охраны домашних животных.

5. Моногамная семья. В брак вступает отдельная пара один раз и на всю жизнь. История такой формы семьи насчитывает около трех тысячелетий. Она постепенно будет усовершенствоваться и существовать до тех пор, пока не на­ ступит равенство полов и равноправие брачных отношений.

Смена одной формы брака другой происходит плавно, почти незаметно. Три из описанных типов — 1, 2 и 5 (кров­нородственная, пуналуальная и моногамная) являются ос­новными и универсальны для всех народов.

Л. Морган четко отграничил род от семьи, показав, что он является экзогамной группой, между членами кото­рой невозможны брачные отношения. Значит, первобыт­ный род не мог состоять из семей. Исходя из этого, первой формой рода оказывается материнский род, основанный на коллективном хозяйстве и на экзогамных-эндогамных брачных отношениях при наблюдавшихся парных союзах. Также Л. Морган отличал моногамную семью от брачных пар, легко распадавшихся в родовом обществе, так как они не имели хозяйственной самостоятельности, частной соб­ственности и наследования.

Наиболее известный труд, посвященный развитию ин­ститута семьи, принадлежит Ф.Энгельсу — автору «Проис­хождения семьи, частной собственности и государства».

Изучая архивы К. Маркса, Ф. Энгельс обнаружил конс­пект книги Л. Моргана «Древнее общество». Используя кри­тические замечания К. Маркса к данному сочинению, фи.-лософ создал свой трактат.

Ф. Энгельс считает, что периоду дикости соответствовал групповой брак. Это значит, что происходило непрерыв­ное сужение лиц, имевших право на сексуальные контак­ты. Таким образом, варварству — парный брак; цивилиза­ции — моногамия.

Моногамия отличается от парного брака большей проч­ностью брачных уз, поскольку они не могут быть расторгну­ты по желанию одной из сторон. Теперь право расторгнуть союз имеет только мужчина.

Моногамия, по мнению Ф. Энгельса, первый тип семьи, в основе которого лежали не естественные, а экономичес­кие факторы. Господство мужа в семье, рождение детей от достоверно известного отца и передача им наследства — та­кова единственная цель пожизненного единобрачия. Моно­гамия — это порабощение одного пола другим, провозгла­шение противоречия между мужчиной и женщиной.

Французский социолог Ф. Ле Пле, используя собственную методику, сконструировал три базовых типа семьи. В основу классификации был положен принцип передачи имущества по наследству молодому поколению:

• патриархальный: живут расширенной семьей, включая детей, имеющих собственные семьи, вся власть без­ аздельно принадлежит отцу, которая после его смерти переходит к сыну согласно завещанию (русские, южные славяне, башкиры и др.);

неустойчивый: дети обосновываются вне родительского дома, при этом каждый получает равную долю наслед­ства; по мнению исследователей, такой порядок приво­дил к социальной неустойчивости (Западная Европа, преимущественно Франция);

• устойчивый, или коренной: наследство переходит к одному из сыновей, который наследует профессию отца (англичане, американцы, скандинавы).

Основав традицию изучения семьи как малой первич­ной группы, имеющей свою особую историю возникнове­ния, функционирования и распада, Ле Пле испытал влияние О. Конта о семьях как о «мельчайших обществах», устойчи­вых при смене поколений, благодаря склонности к солидар­ности.

Суть теории Ле Пле заключена в следующем: «чтобы по­нять общество, необходимо понять семью». Внешняя среда определяет экономическую жизнь людей, а значит, и фор­мирует тип семьи, который в свою очередь влияет на обще­ственные процессы.

По мнению английского социолога и антрополога Б. Ма­линовского, промискуитетных отношений в человеческом обществе быть не могло. Он отрицал любые формы группо­вого брака, сравнивая два мира — природное и социаль­ное. Культура, подчеркивал В. Малиновский, сформировала новый тип человеческих связей — семью, институт, которо му нет аналогов у животных. И культура же предопределила и серьезную опасность его разрушения — тенденцию к ин­цесту (половая связь между ближайшими родственниками) и восстанию против авторитета.

Большой вклад в социологию семьи внес Э. Дюркгейм — родоначальник «функционализма». Он рассматривал роль каждого члена семьи в семейной жизни и обратил внима­ние на то, что семья под влиянием урбанизации теряет ряд своих важных функций (добровольность брака, уменьшение хозяйственных дел, малодетность и т.д.)

В XIX в. возникает направление эмпирического изучения семьи — акцент делается на эмоциональную близость чле­нов семьи, на их потребности и влечения.

Постепенно изложенные взгляды на эволюцию семейно-брачных отношений сложились в социологию семьи — на­правление в социологии, изучающее семью как социальный институт. Поначалу этот раздел социологии получил раз­витие только на Западе. До начала 60-х годов XIX в. об изу­чении истории института семьи не могло быть и речи. Ис­торическая наука в этом вопросе целиком находилась под влиянием Пятикнижия Моисея (Ветхий Завет), где была опи­сана патриархальная форма семьи, она отождествлялась с буржуазной семьей. Считалось, что институт семьи вообще не переживал никакого исторического развития.

Главные проблемы социологии семьи — исследование характера выполнения семьей своих основных функций, образа жизни семей различных типов, причин и последс­твий разводов и т.д.

Социология семьи имеет дело с групповым, а не с инди­видуальным субъектом жизнедеятельности. Она пересека­ется с социологией личности, но исследует личность сквозь призму ее внутрисемейных социокультурных ролей. Таким образом, существует тесная связь с социальной антрополо­гией, семейным правом (вопросы процесса распада, функ­ционирования), психологией семьи, демографией, медици­ной и социологией здоровья.

Специфика социологического подхода к изучению семьи заключается в особом внимании к фундаменталь­ному изучению посредничества семьи во взаимодействии личности и общества, к гармонизации взаимоотноше­ний личности и государства через интересы семьи.

Развитие социологии семьи прошло ряд следующих ос­новных этапов (классификация американского социолога Г. Кристенсена):

I. «Предысследовательский» период (до середины XIX столетия), главным образом, посвященный изучению семейных традиций, фольклора, философской и художест­венной литературы.

II. Период «социального дарвинизма» (конец XIX в.), для которого было характерно изучение прежде всего эволюции семейного института, появление работ, содержащих широ­кие теоретические обобщения в исторической и социокуль­турной перспективе.

III. Период так называемой спонтанной науки (первая половина XX в.), в котором, с одной стороны, появляется большое число спекулятивных работ о семье и ее роли в об­
ществе, с другой — накапливаются эмпирические данные о различных типах брачно-семейных отношений и их от­ дельных стадиях (выбор супруга, развод и т. д.).

IV. Период планомерного построения теорий (с середи­ны XX в. до настоящего времени), который можно описать как «период самосознания», основанный на систематизации результатов предшествующих исследований и анализе пер­
спектив развития семьи.

В разных странах существуют свои исследовательские традиции. С точки зрения социологов Р. Хилла и Д. Хансена, основные подходы к исследованию понятия семьи можно объединить в следующие пять групп:

интеракционистский подход, в рамках которого ис­следуется взаимодействие членов семьи, занимающих определенные позиции в ней, связанные с соответству­
ющими ролями. В большинстве исследований институт семьи рассматривается как относительно закрытая сис­тема, имеющая слабую связь с окружающими органи­
зациями и даже группами. Для этого подхода базовыми являлись такие понятия, как статус и межстатусные отношения в процессе коммуникации, конфликт, при­
нятие решений и т. д.;

структурно-функциональный подход, для которого характерен анализ института семьи как социальной системы. С этой точки зрения семья состоит из индиви­дов, имеющих свои статусы и роли. Связь между семей и обществом определяется через понятие функции. Семья анализируется сточки зрения ее приспособления к более широкой системе. Основой для данного подхода являются понятия «структура», «функция», «определе­ние ситуации», «референтная группа» и т.д.;

ситуационный подход^ фиксирующий внимание не на взаимодействии между членами семьи, а на ценнос­тях и нормах в сфере брачно-семейных отношений, рас­
сматривающий их'как социальную ситуацию, опреде­ляющую функционирование различных типов семей. Для последователей данного направления центральны­
ми являются понятия «социальная ситуация» и «роль»;

институциональный подход, связанный с наиболее ранними исследованиями брака и семьи и поэтому близ­ кий к культурно-историческому анализу брачно-семей­
ных отношений. Институционалисты рассматривают семью как социальную систему, которая является одним из основных социальных институтов. При этом они отмечают, что многие важные функции семьи перешли обществу. В этих исследованиях центральными поня­тиями оказываются индивид и культурные ценности, которые он разделяет;

эволюционный подход, представляющий собой попыт­ку свести различные подходы социологии семьи в одну общую систему. «Стадии и циклы в семейной жизни»,
«эволюция потребностей и целей», «социальные роли» и «образцы поведения» — все эти понятия широко исполь­зуются сторонниками данного направления.

По мере развития эмпирических исследований в тече­ние 50-60-х гг. прошлою столетия все больше разработок в области социологии семьи было сделано в рамках группо­вой парадигмы. Более всего социологические исследования семьи распространены в США (И. Най, И. Рейс, В. Берр и др.), во Франции (А. Жирар, Л. Руссель, М. Бекомбо), в скандинав­ских странах (Э. Хаавио-Маннила—Финляндия).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6175 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...