Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Amp;1. Предмет социальной философии



Социальная философия — это наука об общих законах развития человеческого общества. Она изучает универсальные, сущностные черты общества, его предельные основания независимо от конкретного проявления, а также раскрывает имманентную логику социума, взаимодействие людей в процессе производства материальных и духовных ценностей, необходимых для удовлетворения многообразных потребностей человека. Она абстрагируется от конкретных социальных организмов, и основное внимание уделяет исследованию имманентной логики развития человечества, показывает направленность исторического движения по восходящей линии, раскрывает глубинные причины тех или иных исторических событий, фактов, феноменов и процессов. Социальная философия показывает место и роль человека как творца материальных и духовных благ в социальной действительности.

Социальная философия дает общую картину социального мира. Эта общая картина отражает характерные черты и стороны социальной действительности. Поэтому знание этой картины помогает обществоведам глубже раскрыть и объяснить изучаемый ими тот или иной срез социума. Кроме того, социально-философские знания способствуют повышению культуры мышления и тем самым содействуют созданию теоретической конструкции социальной действительности.

Социальная философия, как теория высшей абстракции, выполняет, по крайней мере, такие функции: методологическую, мировоззренческую и прогностическую.

Методологическая функция. Суть данной функции заключается в том, что социальная философия дает универсальные знания, пригодные для всех общественных наук. Ее выводы и результаты могут быть использованы другими обществоведами. Историки, например, могут применять социальную философию как методологию при изучении разных конкретных социально-исторических организмов, культур разных народов и этносов. Социологам социальная философия помогает при выяснении, например, причин роста преступности или форм изменения семьи и семейных отношений и т. д.

Мировоззренческая функция. Мировоззрение — это совокупность философских, религиозных, научных, этических, эстетических и иных воззрений людей на окружающую природную и социальную действительность. Социальная философия изучает общество, а в обществе живут люди со своими интересами, целями и потребностями. Каждый человек имеет определенные воззрения на мир, в котором ему приходится жить и работать. Иначе говоря, у каждого человека есть свое мировоззрение. В формировании мировоззрения решающую роль играет социальная среда: семья, социальный класс, общество, государство. В зависимости от этой среды формируется мировоззрение человека: его взгляды на жизнь, на те или иные общественно значимые события, исторические факты, на страну и на общество.

Прогностическая функция. Социальная философия исходит из того, что развитие человеческого общества носит непрерывный, характер. Прошлое, настоящее и будущее неразрывно связаны. Они представляют собой некое единое целое, состоящее из прошлого, настоящего и будущего. Настоящее есть продукт прошлого, и в этом смысле его нельзя отрывать от прошлого. Для того чтобы понять настоящее, нужно анализировать прошлое, продуктом которого выступает настоящее. Поэтому социально-философское рефлексирование над бытием настоящего обязательно предполагает такое же рефлексирование над бытием прошлого. Скажем, если мы хотим понять нынешние сложные и противоречивые процессы, происходящие в России, мы должны обратиться к российской истории.

Социальной философии занимает важное в системе обществознания. Обществознание включает в себя все науки, изучающие тот или иной срез общества: социальную философию, историю, юриспруденцию, социологию, этику, эстетику, культурологию, политологию и др.

Мы не будем брать все дисциплины. Ограничимся лишь некоторыми из них. Прежде всего, рассмотрим соотношение социальной философии и истории. Историческая наука тоже изучает все человечество, но изучает не философски, т. е. не дает философского обобщения всего исторического процесса, а исторически, т. е. каждый социальный организм рассматривается во всем своем богатстве и конкретном проявлении. В курсе всемирной истории, например, изучаются все страны мира, но изучаются конкретно, в хронологическом порядке и изолировано. Так, в истории Древнего мира рассматриваются наряду с первобытными племенами сложившиеся уже государственные образования (Китай, Индия, Персия, Мидия, Греция, Рим, Урарту и т. д.), которые, хотя и имели некоторые общие черты, тем не менее представляли самостоятельные социальные организмы. Историк главное внимание обращает не на их универсальные черты, а на специфические характеристики.

Историческая наука в отличие от социальной философии должна соблюдать временную последовательность событий и исторических фактов. Если социальная философия есть сущность, схваченная во времени, т. е. такая сущность, которая постоянно меняется, но тем не менее сохраняется (скажем, цивилизации меняются, переходят от одного состояния к другому, но сущность их сохраняется), то историческая наука есть изложение фактов и событий в хронологическом порядке.

Социальная философия и социология. Термин «социология» (учение об обществе) был введен французским философом ХIХ века О.Контом. В ХХ веке крупнейшими социологами были М. Вебер, Э. Дюркгейм, П.А. Сорокин и др.

Социология в изучает общество, но на уровне средней абстракции. Это значит, что в поле ее зрения находятся вопросы взаимодействия и взаимообусловленности разных сфер общественной жизни — материальной, социальной, политической, духовной. Она их рассматривает на микроуровне, т. е. интересуется проблемами, касающимися социальных групп, коллективов, взаимоотношений индивидов, общества, государства и т. д. Социальная философия имеет дело с обществом вообще, социолог же — с конкретным социальным организмом.

Социальная философия и философия истории. Ф илософия истории и социальная философия пересекаются и довольно близки друг к другу по содержанию и исследуемым проблемам. Тем не менее философия истории и социальная философия имеют не только общие, но и специфические черты. Это проявляется прежде всего в методах исследования общественной жизни. Философия истории рассматривает общество в динамике, а социальная философия — в статике, т. е. на конкретно-историческом этапе развития общества. Философия истории исследует имманентную логику развития человеческого общества, единство и многообразие исторического процесса, проблемы социального детерминизма и и социального прогресса. Она дает теоретическую реконструкцию исторического прошлого, устанавливает истинность исторических фактов и событий.

Социальная философия и политология. Политическая наука, или политология, имеет в качестве объекта исследования только политическую сферу общества. Она изучает политические процессы конкретных социальных организмов, выявляет механизм функционирования и взаимодействия различных политических институтов и учреждений. Область политической науки — политическая жизнь общества, а не все общество.

Итак, социальная философия занимает важное место в системе обществознания. Она не претендует на какой-то особый статус. Она использует все достижения других общественных дисциплин и вместе с тем оказывает им эффективную методологическую помощь. В конце концов, все общественные науки тесно связаны между собой и плодотворно сотрудничают.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...