Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Современная социокультурная ситуация: противоречивость тенденций



Современная ситуация в культуре достаточно противоречива. Здесь нельзя не отметить позитивных изменений, которые произошли в области культуры в последнее десятилетие:

· в пласт реально функционирующих произведений возвращены ценности и имена, ранее преданные забвению — И. Бабеля, М. Булгакова, А. Платонова, А. Бека, А. Рыбакова, Е. Замятина и многих других;

· социальная практика и наука фиксируют раскрепощение сознания народа, что проявляется в расширении сферы художественного творчества и открытии новых театров, студий, ассоциаций ученых и исследователей;

· возвращается историческая память народа и восстанавливается в законных правах религиозная культура страны;

· исчезает чувство культурной изоляции, Россия на равных входит в мировое сообщество.

В условиях перехода экономики в русло новых экономических отношений и возвращения демократических свобод на путь самообновления встает и культура. Однако вопреки ожиданиям современное российское общество отмечено кризисом, проявляющимся в таких формах, как:

· усиление нестабильности,

· криминализация общественных отношений,

· маргинализация большой части населения, его стратификация,

· утрата общности культурной ориентации,

· понижение «психического уровня народа»,

· активизация различных форм отчуждения,

· формирование духовных элит, сознательно противопоставляющих себя массам,

· дискредитация традиционной системы ценностей,

· обострение глобальных проблем, причиной своей имеющее его дезадаптацию, т. е. нарушение равновесия между обозначенными адаптационными составляющими. Одним из проявлений подобного дисбаланса является и монополия массовой культуры в области воздействия на массовое сознание, осуществляющаяся параллельно с разрушением высокой элитарной культуры, не отвечающей новым требованиям.

По мнению экспертов, в данный период не появилось ни одного фундаментального произведения в области музыки, кино, литературы, более того — ушли в прошлое и те, кто представлял массовое направление культуры в 80-е гг.: ироничный и философичный А. Макаревич, интровертированный и интеллектуальный Б. Гребенщиков, сегодняшнее творчество этих авторов почти ничем не выделяется среди прочих артефактов массовой культуры, а фигуры, альтернативные названным, эпохой пока не выдвинуты.

О кризисном состоянии культуры сегодня также свидетельствуют следующие признаки:

· обострение демографической ситуации в стране, резкое падение рождаемости и отрицательный прирост населения;

· мифологизация и сакрализация сознания, где наряду с возвращенными православными ценностями наблюдается расцвет магии, ранних форм религиии их разновидностей в виде уфологии, сайентологии и т. п.;

· раскол общества изнутри и появление класса буржуазии (не так давно называемых «новыми русскими») и обслуживающей егомаргинально-люмпенизированной прослойки;

· разрушение общественного-политического уклада и смена государственного способа планирования — рыночным, частным;

· коллективного способа производства — индивидуальным;

· государственной системы образования — негосударственной;

· многонациональной культуры — культурной изоляцией, когда после распадения СССР за пределами границ России оказалось 25 млн русских;

· приоритетного финансирования культуры (в 50-е гг. на образование тратилось 10% национального дохода) — финансированием по остаточному принципу (в 90-е гг. — менее 1%).

Не может не вызывать тревоги состояние лингвистической культуры нашего народа, испытывающей все большее влияние англоамериканского культурного типа. Состояние языка является ярким показателем качества культуры, ее яркой характеристикой. Так, после революции процесс вторичного означивания, переименования был необычайно активен, а языковые идеологические клише наполняли не только протоколы комсомольских и партийных собраний, но и тексты интимного содержания: личные дневники, любовные письма и даже предсмертные записки[1].

При этом переживание и воспроизведение собственных биографий людьми этого времени осуществлялось в таких категориях кодифицированного языка, как «революционный», «отсталый», «культурный», «прославленный герой труда», «ветеран войны», «перерожденец», «пережитки происхождения», «ячейка государства» (о семье), «насущные проблемы момента», «проблемы воспитания молодежи» и т. д. и т. п. Здесь язык выступал в качестве социоисторического кода, системы правил высказывания о себе и об обществе, системы именования, почвы для «взаимопонимания между иначе разобщенными индивидами»[2].

Эти коллективные представления, как отмечал Л. Леви-Брюль, не зависят в своем бытии от отдельных личностей, но передаются последним, «пробуждая в них сообразно обстоятельствам, чувства уважения, страха, поклонения и т. д. в отношении своих объектов», а сам язык «навязывает себя каждой из этих личностей, он предсуществует ей и переживает ее»[3]. Сегодня наша психологияи культура выдерживает испытание такими словами иностранного происхождения, как «мэрия», «презентация», «брокер», «менеджер», «ментальность», причем изменяется не только словарь русского языка, но и манера артикуляции, озвучивания, характер структурирования фразы и текста, наконец, сама система мышления. Причем подобная стандартизация языка происходит не только на низовом, бытовом уровне, но и на том уровне, где каждое слово опирается на многовековую традицию, — имеется в виду язык Библии, который в странах Европы и Америке уже подвергся модернизации и стандартизации.

Это, к примеру, перевод Библии в США, из которой под влиянием политкорректности исключено упоминание о том, что Христос распят иудеями. Чтобы удовлетворить феминистские амбиции, понятие Бог-Отец изменено на Бог-Отец-Мать. В Англии приступают к изданию осовремененной Библии тиражом 10 млн экземпляров, из которой изъяты понятия искупления и покаяния и осовременены, опрофанизированы понятия Благодати (заменено на «незаслуженные блага»), распятия (замененено словосочетанием «прибивание к кресту»). Как сказал архидьякон Йорка, теперь Библия стала похожа на телесериал, но утратила сокровенное содержание.

Именно поэтому каждая культура обладает собственным вербальным арсеналом, где понимание происходит в первую очередь на уровне интонации и всего комплекса выразительных средств, а само слово функционирует наиболее оптимальным способом исключительно в определенном языковом контексте, вскрывающем все оттенки его значений, и выступает как исторически обусловленное. Сегодня же язык перестает быть той почвой, которая способна объединять людей ощущением причастности к своей истории, своим истокам.

Если обратиться к особенностям сознания человека современной российской культуры, то здесь можно отметить такое его качество, которое еще в 70-е гг. применительно к западному обществу Филипом Слейтером[4] было охарактеризовано как рождение «нового мышления», исходящего из экономики изобилия, сменяющего старое, базирующееся на экономике скудости. Внутреннюю логику прежней культурной парадигмы с ее высокой оценкой сдержанности и способности откладывать удовлетворение потребностейсменяет иная, где обилие потребностей и стремление их удовлетворения рассматривается в качестве непременных атрибутов современного человека.

Основная задача современной культуры, как правило, обслуживающей элиту — политическую, а сегодня и экономическую, — поставлять аудитории определенные стандарты поведения, духовных запросов, доказывать правомерность идентификации на примерах «из жизни», формировать имиджи и стереотипы сознания, а также реабилитировать свое экономическое превосходство внедрением мифов о равных возможностях всех перед всеми.

Но парадокс данной ситуации заключается в том, что новые ценности, усвоенные непрочно, наспех, сами становятся товаром, и теперь не только финансовая или политическая элита внедряет через культуру в общественное сознание стереотипы и ценностные императивы, а наоборот, потребитель посредством приносимой прибыли на заказчика. И спросом начинает пользоваться лишь то, что прочно укрепилось в массовом сознании, лишь те имиджи и стереотипы, в которых потребитель бы увидел отражение его отношения к миру и его системы ценностей. Мобильная реакция на этот процесс приводит к появлению новых имиджей и моделей поведения, которые в большей мере соответствуют изменившимся социальным условиям, а также колебаниям в шкале ценностей.

Недолговечности стереотипов поведения и сознания способствует и престижное потребление, где вещи (поступки, стремления) выступают символами принадлежности к социальному слою, к которому индивид на самом деле может и не принадлежать. Престижное потребление становится, таким образом, наряду с продукцией массовой культуры средством иллюзорного достижения стремлений и идеалов, выполняет эскейпистскую функцию, а возможно, служит средством психологической защиты индивида в условиях стремительно меняющейся среды обитания.

Это представляется важным, так как наряду с отмеченным стремлением к «психоделическому» восприятию жизни в сознании или подсознании любого индивида, выраженное ярче или слабее, существует стремление самоидентифицироваться с тем слоем, к которому он принадлежит или желал бы принадлежать. О стремительности процесса смены имиджей свидетельствует не столько продукция кинематографа и массовая литература, обновление которых требует известного времени, сколько реклама и особенно мода. Характерно, что прежние циклы обновляемости моды, соответствующие двум-тремгодам, сменились сезонными, и на глазах кичливые малиновые пиджаки — символ их внезапно разбогатевших хозяев — уступили место скромным, но дорогим эксклюзивным костюмам, символизирующим прочное положение и неизменность доходов их владельцев.

Вопросы для повторения

1. В чем состояла культурная сущность революции 1917 г.?

2. Был ли художественный авангард полностью адекватен новым задачам построения будущего? Как воспринимали массы новое искусство конструктивизма, супрематизма, лучизма, футуризма? Приведите примеры внедрения этого искусства в жизнь.

3. Соотносились ли в контексте реальности 20-х гг. идеи художественного и социального переустройства общества?

4. Раскройте особенности исторической судьбы авангардного искусства и искусства пролеткульта.

5. В чем состоит различие адаптационных стратегий, осуществляемых советской культурой в 20–30-е гг.?

6. На каком основании А. Синявский обозначил социалистический реализм как классицизм? Какие черты соцреализма тяготеют к эстетике классицизма?

7. Каким образом ориентация на государственность концепции отразилась на иерархии жанров, верхние позиции в которой начали занимать парадный портрет, историческое полотно, монументальная архитектура, песенная опера?

8. Можно ли назвать эстетику соцреализма политической мифологией? Почему?

9. Какие черты искусства 50-х гг. позволяют определить его как массовую культуру?

10. Назовите особенности отечественной культуры постперестроечного периода.

11. Какие ценностные установки массовая культура формирует в современном российском обществе? В чем особенности «нового сознания», исходящего из экономики изобилия и сменяющего старое, базирующееся на экономике скудости?

12. Каковы особенности современной социокультурной ситуации? Каковы критерии оценки?

13. Почему язык является интегрирующим средством культуры?

Список литературы

1. Абдеев Р.Ф. Философия информационной цивилизации. М., 1994.

2. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. 1988. № 9.

3. Аверинцев С.С. Два рождения европейского рационализма // Вопросы философии. 1989. № 3.

4. Аверинцев С.С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1978.

5. Аверинцев С.С. и др. Древние цивилизации. М., 1989.

6. Акимова А.А. Вольтер. М., 1970.

7. Актуальные проблемы культуры XX века. М., 1993.

8. Актуальные проблемы русской культуры. М., 1991.

9. Андрианова Т.В. Культура информационного общества // Идеи в культурологии XX века. М., 2000.

10. Аникст А. Творческий путь Гете. М., 1986.

11. Анисимов А.Ф. Духовная жизнь первобытного общества. М.: Л., 1966.

12. Анисимов Е.В. Время Петровских реформ. Л., 1989.

13. Антипенко Л.Г. Проблема физической реальности. М., 1973.

14. Античное наследие в культуре Возрождения. М., 1984.

15. Античность и Византия. М., 1975.

16. Анучин Д.Н. Люди зарубежной науки и культуры. М., 1960.

17. Арнольдов А.И. Культура развитого социализма. М., 1975.

18. Арсланов В.Г. Ответы культуры на вызов времени. СССР. 30-е годы: Очерки. М., 1995.

19. Артамонов С.Д. История зарубежной литературы XVII–XVIII вв. М., 1988.

20. Ахиезер А.С., Пригожий А.П. Культура и реформа // Вопросы философии. 1994. № 7–8.

21. Ашин Г.К. Миф об элите и «массовом обществе». М., 1966.

22. Ашин Г.К. Совремнные теории элиты: Критический очерк. М., 1985.

23. Ашин Г. Ложная дилемма буржуазной культурологии (Элитарная и «массовая» культуры) // Вопросы философии. 1983. № 7.

24. Балакина Т.И. История русской культуры. М., 1993.

25. Барабанов Е.В. Русская идея в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1992. № 1.

26. Барт Р. Мифологии. М., 1996.

27. Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

28. Баткин Л.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

29. Баткин Л.М. Леонардо да Винчи и особенности ренессансного творческого мышления. М., 1958.

30. Баткин Л.М. Тип культуры как историческая целостность // Вопросы философии. 1969. № 9. С. 99–109.

31. Бауман 3. Индивидуализированное общество. М., 2002.

32. Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., 1990.

33. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 1999.

34. Белл Д. Социальные рамки информационного общества. М., 1979.

35. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.

36. Белый А. Символизм как миропонимание. М., 1994.

37. Бенедикт Р. Образы культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2. Введение в культурологию: Учеб. пособие. М., 1992.

38. Бенуа А. Мои воспоминания. Кн. I–V. М., 1990.

39. Бенхабиб С. Притязания культуры. М., 2003.

40. Бердяев Н.А. Философия неравенства. Раздел «О культуре». М., 1990. С. 247–261.

41. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990.

42. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. М., 1990. Гл. I, II, VIII, IX.

43. Бердяев Н.А. Судьба России. М., 1990.

44. Бицилли П.М. Место Ренессанса в истории культуры. М., 1996.

45. Блок А., Белый А. Диалог поэтов о России и революции. М., 1990.

46. Бодрийар Ж. Америка. СПб., 2000.

47. Бодрийар Ж. Войны в заливе не было // Художественный журнал. 1994. № 3.

48. Бодрийар Ж. Забыть Фуко. СПб., 2000.

49. Бодрийар Ж. Система вещей. М., 1995.

50. Бодрийар Ж. Соблазн. М., 2000.

51. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. 1992. № 10.

52. Боннар А. Греческая цивилизация: В 3 т. М., 1992.

53. Бояджиев Г.Н. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. М., 1967.

54. Брагина Л.М. Итальянский гуманизм. Этические учения XIV–XV веков. М., 1977.

55. Брюсова В.Г. Русская живопись XVII века. М., 1984.

56. Буддизм. История и культура. М., 1989.

57. Будовниц И.У. Общественно-политическая мысль Древней Руси (XI–XIV века). М., I960.

58. Бузгалин А. Альтерглобализм. Теория и практика «антиглобалистского» движения. М., 2003.

59. Булез П. Современные поиски // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления. М., 1975.

60. Буркхарт Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М., 1996.

61. Бусев М. Творчество Сальвадора Дали (1920–1930-е годы) // Мир искусств. М., 1995.

62. Бычков В.В. Малая история византийской эстетики. Киев, 1991.

63. Вайнштейн О. Леопарды в храме (Деконструкционизм и культурная традиция) // Вопросы литературы. 1989. № 12.

64. Валлерстайн Й. После либерализма. М., 2003.

65. Введение в культурологию. Гл. X. М., 1992.

66. Введение христианства на Руси. М., 1987.

67. Вейдле П. Умирание искусства // Самосознание европейской культуры XX века. М., 1991.

68. Век Просвещения: Россия и Франция. М., 1989.

69. Величие здравого смысла: Человек эпохи Просвещения. М., 1992.

70. Вернан Ж.П. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1988.

71. Верцман И.В. Жан-Жак Руссо. М., 1976.

72. Византия и Русь. М., 1989.

73. Вико Дж. Основания новой науки об общей природе наций. М., 1994.

74. Винничук Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.

75. Виргинский В.С. Очерки истории науки и техники XVI–XIX веков. М., 1984.

76. Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997.

77. Воспоминания о Максимилиане Волошине. М., 1992.

78. Воспоминания об Анне Ахматовой. М., 1991.

79. Гаджаев К.Р. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

80. Гарэн Э. Проблемы Итальянского Возрождения. М., 1986.

81. Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества. М.; 1977.

82. Глазычев В.Л. Проблема «массовой культуры» //Вопросы философии. 1970. № 12.

83. Глобализация и массовая культура // Материалы постоянно действующего семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Вып. 3(26). М., 2003.

84. Глобализация. Контуры XXI века: В 3 т. М., 2002.

85. Глобалистика: Энциклопедия. М., 2003.

86. Голенищев-Кутузов И. Н. Данте. М., 1967.

87. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М., 1994.

88. Громов М.Н., Козлов Н.С. Русская философская мысль X–XVIII веков. М., 1990.

89. Гуковский М.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990.

90. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984.

91. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М., 1990.

92. Гуревич П.С. Культура как объект социально-философского анализа // Вопросы философии. 1984. № 5. С. 48–63.

93. Гуревич П.С. Культурология. М.: КНОРУС, 2010.

94. Гуревич П.С. Неповторимые грани культуры // Человек и социокультурная среда. 1992. Вып. 2.

95. Гуревич П.С. Приключения имиджа: Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.

96. Гэлбрейт Дж. К. Новое индустриальное общество. М., 1996.

97. Давыдов Ю.Н. Искусство и элита. М., 1966.

98. Давыдов Ю.Н. Культура — природа — традиция // Традиция в истории культуры. М., 1978.

99. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

100. Делез Ж. Платон и симулякр // Новое литературное обозрение. 1993. № 5.

101. Делез Ж. Фуко. М., 1998.

102. Делез Ж., Гватари Ф. Капитализм и шизофрения. Анти-Эдип. М., 1990.

103. Делез Ж., Гватари Ф. Ризома // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.

104. Деннет Д. Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. 2001. № 8.

105. Державин К.Н. Сервантес: его жизнь и творчество. М., 1979.

106. Деррида Ж. Конец книги и начало письма // Интенциональность и интертекстуальность. Томск, 1998.

107. Деррида Ж. Состояние постмодерна. СПб., 1998.

108. Джеймисон Ф. Постмодернизм, или Логика культуры позднего капитализма // Философия эпохи постмодерна. Мн., 1996.

109. Дживилегов А. Леонардо да Винчи. М., 1974.

110. Дживилегов А. Микеланджело. М., 1957.

111. Дмитриева И.А. Краткая история искусств. Вып. III. M., 1991.

112. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. I. M., 1986.

113. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Т. I. M., 1987.

114. Добрынина В.И. Культура и цивилизация // Культурология. М., 1993.

115. Древнерусское искусство. М., 1988.

116. Древности славян и Руси. М., 1988.

117. Елисеев В. Тайцзицюань: искусство гармоничного действия // Наука и религия. 1989. № 8. С. 54–57.

118. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизации на Востоке: Очерки общей теории. М., 1990.

119. Ефименко П.П. Первобытное общество. Очерки по истории палеолитического времени. Киев, 1953.

120. Журановский Г.Е. Из истории просвещения в дореволюционной России. М., 1978.

121. Запад и Восток: традиции и современность. М., 1993.

122. Зезина М.Р., Кошман Л.В., Шульгин В.С. История русской культуры. М., 1990.

123. Зиммель Г. Избранное: В 2 т. М., 1996.

124. Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? М., 2001.

125. Из истории религиозной философии в России XIX — начала XX века. М., 1990.

126. Избавление от миражей. Социализм сегодня. М., 1990.

127. Иконников А.В. Тысяча лет русской архитектуры: развитие традиций. М., 1990.

128. Иконникова С.Н. Диалог о культуре. Л., 1987.

129. Ильин И. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. М., 1998.

130. Ильин И. Постструктурализм, деконструктивизм, постмодернизм. М., 1996.

131. Индия: религия в политике и общественном сознании. М., 1991.

132. Иноземцев В.Л. За десять лет. К концепции постэкономического общества. М., 1998.

133. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М., 1998.

134. Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

135. Информационное общество: Информационные войны. Информационное управление. Информационная безопасность / Под ред. М.А. Вуса. СПб., 1999.

136. Ипатов А.Н. Православие и русская культура. М., 1985.

137. Искусство Китая. М., 1988.

138. Испанская эстетика. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 1977.

139. История восточных культур. М., 1976.

140. История искусства зарубежных стран XVII–XVIII вв. М., 1988.

141. История культуры России. М., 1993.

142. История русского искусства. Т. I. M., 1953.

143. Камю А. Бунтующий человек. М., 1990.

144. Кандинский В. О духовном в искусстве. М., 1992.

145. Капустин М. Конец утопии? Прошлое и будущее социализма. М., 1990.

146. Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. I. Т. I–IV. М., 1988.

147. Каргин А.С., Хренов Н.А. Фольклор и кризис общества. М., 1993.

148. Карпухин О.И., Макаревич Э.Ф. Влияние на человека:Историко-социологический взгляд. М.: Барнаул, 2000.

149. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ.; под науч. ред. О.И. Шкаратана. М., 2000.

150. Керам К. Боги, гробницы, ученые. М., 1963.

151. Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. М., 2004.

152. Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. I. M., 1987.

153. Кнабе Г.С. Лекции по истории культуры античной Греции и античного Рима. М., 1993.

154. Кожина Б. Искусство Франции XVIII века. М., 1983.

155. Козловски П. Культура постмодерна: Общественно-культурные последствия технического развития. М., 1997.

156. Кондаков И.В. Введение в историю русской культуры. М., 1997.

157. Костина А.В. Массовая культура как феномен постиндустриального общества. М., 2005.

158. Костина А.В. Эстетика рекламы. М., 2002.

159. Коэ Ф. Виртуальное чудовище // Неделя. 1994. № 7.

160. Краснобаев Б.И. Русская культура XVIII века // История СССР. 1976. № 9.

161. Кривцун О.А. Историческая психология и история искусств. Гл. 5. М., 1997.

162. Круглова Л.К. Дефицит культуры: пути преодоления. Л., 1990.

163. Круглова Л.К. Социализм. Человек. Культура. М., 1990.

164. Крючкова В.А. Символизм в изобразительном искусстве. Франция и Бельгия. 1870–1900. М., 1994.

165. Куда идет Россия?: Альтернативы общественного развития. Международный симпозиум XVII–XIX дек. 1993 г. Ч. I. М., 1994.

166. Кузнецов М.М. Виртуальная реальность: взгляд с точки зрения философа // Виртуальная реальность: философские и психологические проблемы. М., 1997.

167. Кузнецова Н.И. Социальный эксперимент Петра I и формирование науки в России // Вопросы философии. 1989. № 3.

168. Кукаркин А.В. Буржуазная массовая культура (теории, идеи, разновидности, образы). М., 1985.

169. Культура Древнего Египта. М., 1978.

170. Культура Древнего Рима. Т. I. M., 1985.

171. Культура и общественная мысль. Античность. Средние века. Эпоха Возрождения. М., 1988.

172. Культура и перестройка. М., 1990.

173. Культура и развитие научного знания. М., 1991.

174. Культура эпохи Возрождения. М., 1985.

175. Культура, культурология и образование // Вопросы философии. 1995. № 8.

176. Культурология. XX век. Энциклопедия: В 2 т. СПб., 1998.

177. Курс лекций по древней и средневековой философии. М.; 1991.

178. Лакан Ж. Телевидение. М., 2001.

179. Ларичев В.Е. Прозрение. М., 1990.

180. Латур А. Москва 1890–1991. Путеводитель по современной архитектуре. М., 1997.

181. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

182. Левая Т. Русская музыка начала XX века в художественном контексте эпохи. М., 1991.

183. Лелеко В.Д. Элитарное и массовое — два полюса городской художественной культуры // Город и культура: Сб. научн. трудов. СПб., 1992.

184. Либман М.Я. Очерки немецкого искусства позднего Средневековья и эпохи Возрождения. М., 1991.

185. Лиотар Ж.-Ф. Предпосылки постмодерна. СПб., 1999.

186. Лиотар Ж.-Ф. Ситуация постмодернизма. М., 2000.

187. Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь // Новый мир. 1988. № 6.

188. Лихачев Д.С. Культура русского народа X–XVII веков. М.: Л., 1961.

189. Лихачев Д.С. Литература Древней Руси // Повести Древней Руси. М., 1986.

190. Лихачев Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. 1991. № 1.

191. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991.

192. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1982.

193. Лотман Ю. Внутри мыслящих миров: Человек — текст — семиосфера — история. М., 1996.

194. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре (XVIII — начало XIX века). СПб., 1997.

195. Лотман Ю.М. Очерки по русской культуре XVIII века // Из истории русской культуры. Т. IV. М., 1996.

196. Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. Книга для чтения. М., 1980.

197. Маклюэн М. Телевидение. Робкий гигант //Телевидение вчера, сегодня, завтра. Вып. 7. М., 1987.

198. Малькова Т.П., Фролова М.А. Массы, элита, лидер. М., 1992.

199. Малюга И.Я. Очерки теории и истории культуры. М., 1992.

200. «Массовая культура» — иллюзии и действительность. М., 1975.

201. Матвеев К., Сазонов А. Земля древнего Двуречья. М., 1986.

202. Махабхарата. Рамаяна. М., 1974. (БВЛ).

203. Межуев В.М. Культура и история. М., 1977.

204. Межуев В.М. Культура как философская проблема // Вопросы философии. 1982. № 10.

205. Межуев В.М. Национальная культура и современная цивилизация // Освобождение духа. М., 1991.

206. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

207. Милюков И.Н. Очерки по истории русской культуры. Т. 2. М., 1994.

208. Михайлов Ф.Т. «Болевые точки» культуры // Освобождение духа. М., 1991.

209. Многоликая глобализация. Культурное разнообразие в современном мире. М., 2004.

210. Момджян X. Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983.

211. Морган Л.Г. Древнее общество. Л., 1935.

212. Москва-Берлин /Berlin-Moskau. 1900–1950. М.: Берлин: Мюнхен, 1996.

213. Москвичева Г.В. Русский классицизм. М., 1986.

214. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории русской культуры IX–XVII веков. М., 1984.

215. Наков А. Беспредметный мир. Абстрактное и конкретное искусство. Россия и Польша. М., 1997.

216. Народная культура в современных условиях / Отв. ред. Н.Г. Михайлова. М., 2000.

217. Нарта М. Теория элит и политика. М., 1978.

218. Неизвестный Э. Катакомбная культура и власть // Вопросы философии. 1991. № 10.

219. Нейсбит Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. М., 1991.

220. Немировская Л. 3. Культурология. История и теория культуры. М., 1992.

221. Немировский А.И. Мифы и легенды Древнего Востока. М., 1994.

222. Никитина Л.Д. Советская музыка. История и современность. М., 1991.

223. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки // Ницше Ф. Соч.: В 2 т. Т. 1. М., 1990.

224. Ницше Ф. Соч.: В 2 т. М., 1990.

225. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М., 1996.

226. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. Соч. Т. II. М., 1976.

227. Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология. М., 1999.

228. Нордау М. Вырождение. М., 1995.

229. Носов Н.А. Виртуальный человек: Очерки по виртуальной психологии детства. М., 1997.

230. Нэсбитт Дж., Эбурдин П. Что нас ждет в 90-е годы. Мегатенденции, год 2000: десять новых направлений на 90-е гг. М., 1992.

231. Общество и книга: От Гутенберга до Интернета. М., 2000.

232. Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2001.

233. Оганов Г. TV по-американски. М., 1985.

234. Опенков М.Ю. Виртуальная реальность: онто-диалогический подход: автореф. дисс.... д-ра филос. наук. М., 1997.

235. Орлов А. Аниматограф и его анима. Психогенные аспекты экранных технологий. М., 1995.

236. Орлова Э.А. Современная городская культура и человек. М., 1987.

237. Ортега-и-Гассет X. Дегуманизация искусства. Восстание масс // Эстетика. Философия культуры. М., 1991.

238. Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия. Культура. М., 1991.

239. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследование по истории морали. М., 1987.

240. Очерки русской культуры XVIII века: В 4 ч. М., 1985–1990.

241. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М., 2000.

242. Панченко А.М. Русская культура в конце Петровских реформ // Из истории русской культуры. Т. III. M., 1996.

243. Паперный В. Культура «Два». М., 1996.

244. Парандовский Я. Петрарка. Олимпийский диск. М., 1979.

245. Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1986.

246. Петров М.Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса. Л., 1982.

247. Пивоев В.М. Культурология. Введение в историю и теорию. М.: КНОРУС, 2010.

248. Покровский Н.Е. Российское общество в контексте американизации (Принципиальная схема) // Социологические исследования. 2000. № 6.

249. Полевой В.М. Малая история искусств. Искусство XX века. М., 1991.

250. Постиндустриальный мир в России. М., 2001.

251. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн., 2001.

252. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи / Под ред. М.Г. Делягина. М., 2000.

253. Проблема человека в традиционных китайских учениях. М., 1983.

254. Пятигорская П. Мюзикхоллизация советской культуры середины 20-х гг. Заметки культуролога // Мир искусств. Альманах. М., 1995.

255. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М., 1986.

256. Разлогов К.Э. Художественный процесс и потребности человека в искусстве // Вопросы философии. 1986. № 8.

257. Раппопорт П.А. Зодчество Древней Руси. Л., 1986.

258. Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблема стилей западноевропейского искусства. М., 1966.

259. Роберт Грейвс. Мифы Древней Греции. М., 1992.

260. Розанов В.В. Религия. Философия. Культура. М., 1992.

261. Розин В.М. Виртуальные реальности: природа и область применения //Социально-политический журнал: социально-гуманитарные знания. М., 1997.

262. Розин В.М. Новая концепция происхождения человека и сознания. //Социально-политический журнал. 1993. № 5–6.

263. Роттердамский Э. Похвала глупости. М., 1991.

264. Русская мысль в век Просвещения. Гл. 1, 2. М., 1991.

265. Русская художественная культура второй половины XIX века: картина мира. М., 1991.

266. Русская художественная культура конца XIX — начала XX века. Т. I–III. М., 1968–1977.

267. Русский классицизм второй половины XVIII — начала XIX века. М., 1994.

268. Русское православие: вехи истории. М., 1989.

269. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о науках и искусствах // Избр. соч.: В 3 т. М., 1961. Т. 1.

270. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. Л., 1976.

271. Рыбаков Б.А. «Слово о полку Игореве» и его современники. М., 1982.

272. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1981.

273. Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. М., 1991.

274. Сергеев В.Н. Рублев. М., 1986.

275. Сила-Новицкая Т. Г. Культ императора в Японии: мифы, история, доктрины, политика. М., 1990.

276. Синий всадник / Под ред. В. Кандинского и Ф. Марка. М., 1996.

277. Синявский А. Что такое социалистический реализм (фрагмент из работы) // Вопросы литературы. 1992. Вып 1.

278. Скородумова О.Б. Культура информационного общества. М., 2005.

279. Сноу Ч.П. Две культуры. М., 1975.

280. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М., 2000.

281. Соколов А.Т. Русская литература Серебряного века. М., 1990.

282. Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

283. Сокомисский М. Западноевропейский роман эпохи Просвещения. Киев, 1983.

284. Соллертинский И.И. Романтизм, его общая и музыкальная эстетика // Исторические этюды. Т. I. Л., 1963.

285. Соловьев С.М. Соч.: История России с древнейших времен. Т. 13–14. М., 1991.

286. Сорокин П.А. Долгий путь: Автобиографический роман. Сыктывкар, 1991.

287. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика. СПб., 2000.

288. Сорокин П.А. Циклические теории социально-исторического процесса // Россия и современный мир. Вып. 4 (21). 1996.

289. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

290. Стам С.М. Корифеи Возрождения: Искусство и идеи гуманистического свободомыслия. Саратов, 1991. Кн. I.

291. Стернин Г. Художественная жизнь России на рубеже XIX–XX веков. М., 1970.

292. Стернин Г. Художественная жизнь России середины XIX века. М., 1991.

293. Стиглиц Дж. Глобализация: тревожные тенденции. М., 2003.

294. Судзуки Д.Т. Лекции по дзэн-буддизму / Пер. с англ. М., 1990.

295. Сумерки богов. М., 1990.

296. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1984.

297. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

298. Тард Г. Законы подражания. СПб., 1892.

299. Тард Г. Публика и толпа. Киев, 1913.

300. Тахо-Годи А. А. Греческая мифология. М., 1989.

301. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

302. Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

303. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2003.

304. Тураев В.А. Глобальные вызовы человечеству. М., 2002.

305. Тураев С. От Просвещения к романтизму. М., 1983.

306. Турен А. Возвращение человека действующего. М., 1999.

307. Урнов Д.М. Робинзон и Гулливер. Судьба двух литературных героев. М., 1973.

308. Урнов М.В., Урнов Д.М. Шекспир: его герой и его время. М.; 1964.

309. Успенский Б.А. Раскол и культурный конфликт XVII века // Семиотика истории. Семиотика культуры. Т. I. M., 1996.

310. Уткин А.И. Глобализация: процесс и осмысление // Свободная мысль. 2000. № 11.

311. Федорова Е.В. Люди императорского Рима. М., 1990.

312. Федотов Г.П. Трагедия интеллигенции // О России и русской культуре. М., 1990. С. 403–444.

313. Философия русского религиозного искусства. XVI–XX вв. Антология. М., 1993.

314. Флиер А.Я. Современная культурология: объект, предмет, структура // Общественные науки и современность. 1997. № 2.

315. Фокин М. Против течения. Л., 1962.

316. Формозов А.А. Памятники первобытного искусства на территории СССР. М., 1980.

317. Фромм Э. Диагноз духовного недуга нашей эпохи. М., 1994.

318. Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М., 1996.

319. Фуко М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью. М., 2002.

320. Фуко М. Рождение клиники. Quadrige / Presses Universitares de France Paris. 1963. M., 1998.

321. Фуко М. Россия: Сб. статей. СПб.: М., 2001.

322. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб., 1994.

323. Фулканелли М. Тайны готических соборов. М., 1996.

324. Хангтингтон С. Третья волна. Демократизация в конце XX века. М., 2003.

325. Хейзинга Й. Homo Ludens. Опыт определения игрового элемента культуры. М., 1992.

326. Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М., 1995.

327. Хейзинга Й. Осень Средневековья. М., 1995.

328. Химанен П., Кастелс М. Информационное общество и государство благосостояния: Финская модель. М., 2002.

329. Холл Д. Словарь сюжетов и символов в искусстве. М., 1996.

330. Хорина Г.Л. Культурология: Учеб.-метод, комплекс для студентов вечерней и заочной формы обучения. М., 2001.

331. Хоружий С.С. Род или недород? Заметки к онтологии виртуальности // Вопросы философии. 1997. № б.

332. Хренов Н.А. Художественная картина мира XX века и отечественная ментальность // Культурология: новые подходы. 1998. № 3–4.

333. Церен Э. Библейские холмы. М., 1986.

334. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. Ростов н/Д., 1996.

335. Чистяков И.Н. Исторические типы античной культуры. М., 1990.

336. Шаляпин Ф. Литературное наследие. Т. I–II. М., 1957, 1958.

337. Швейцер А. Культура и этика. Т. II. М., 1973.

338. Шендрик А.И. Глобализация и судьбы национальных культур // Человек, культура и общество в контексте глобализации современного мира. М., 2005.

339. Шендрик А.И. Теория культуры. М., 1992.

340. Шендрик А.И. Теория культуры: Учеб. пособие для вузов. М., 2002.

341. Шестаков В.П. Искусство тривиализации: некоторые теоретические проблемы «массовой культуры» //Вопросы философии. 1982. № 10.

342. Шестаков В.П. Мифология XX века. Критика теории и практики буржуазной «массовой культуры». М., Искусство, 1988.

343. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: В 2 т. М., 1993.

344. Эко У. Имя розы. М., 1989.

345. Эко У. Иновация и повторение. Между эстетикой модерна и постмодерна // Философия эпохи постмодерна. Мн, 1996.

346. Эко У. Средние века уже начались // Иностранная литература. 1994. № 4.

347. Элитарное и массовое в русской художественной культуре: Сб. ст. М., 1996.

348. Юнг К., Нойманн Э. Психоанализ и искусство. М., 1996.

349. Юнг К.-Г. Психология бессознательного. М., 1994.

350. Якимович А.К. Тоталитаризм и независимая культура // Вопросы философии. 1991. № 11.

351. Якимович А. О лучах Просвещения и других световых явлениях (культурная парадигма авангарда и постмодернизма) // Иностранная литература. 1994. №1.

352. Ястребова Н.А. Индивидуальное и массовое в советском искусстве. М., 1984.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2055 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.071 с)...