Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истории (итихасы)



Истории, или Итихасы, – это дополнительные ведические произведения. Они включают Махабхарату и Пураны. Поскольку ведические ритуалы нелегко понять, а Веданта-сутра является очень сжатым и сугубо философским произведением, Итихасы предлагают ведическую мудрость в форме рассказов и описаний исторических событий. Чхандогья Упанишад говорит о Махабхарате и Пуранах как о пятой Веде.

Ведические ачарьи считают, что Пураны рассказывают о подлинных событиях, происходивших не только на этой планете, но и на многих других планетах вселенной. Без сомнения, некоторые исторические сведения, относящиеся к жизни на других планетах (непример, невероятно большая продолжительность жизни или способность летать без помощи механических средств) идут вразрез с тем, что мы привыкли видеть на Земле. Но нет никаких оснований считать Пураны позднейшим добавлением к ведической литературе. То, что не укладывается в нашем уме, еще не обязательно должно быть ложью. А. Эмбри пишет: «Пураны... дают свое понимание вселенной, где сверхъестественное встречается на каждом шагу, а чудесные рождения – обычное дело». Последователи Пуран говорят, что понять их совсем нетрудно, если принять во внимание, что описываемые в них явления происходили на разных планетах, в разное время и при различных обстоятельствах. Иначе говоря, «... ученым пора отбросить предрассудки и отвести Пуранам должное место среди источников древнеиндийской истории». Защитники Пуран утверждают, что великий риши Вьясадеваи великие ачарьи, его современники и последователи (Шукадева, Сута, Майтрея и, позднее, Рамануджа и Мадхва), считали Пураны подлинной ведической литературой.

Пураны, главным образом, описывают сверхчеловеческую деятельность Бхагавана и Его различных воплощений. Они повествуют также о жизни мудрецов и преданных Бхагавана. Хотя и не существует строгой хронологии эпизодов, содержащихся в Пуранах, ведические ачарьи не считают их вымышленными. Современные историки тщетно ищут ключ к их пониманию, но, потерпев неудачу, в конце концов, выдвигают свои теории их происхождения.

Махабхарата – повествование о «великом царстве Бхаратаварша» – описывает историю империи, в состав которой входил весь древний мир. Махабхарата - самая большая поэма в мировой литературе. Она насчитывает сто тысяч четверостиший. Согласно ведической традиции, ее автором является Вьясадева. Это эпическое произведение повествует о благочестивых Пандавах, свергших демоническую династию Куру. Куру обманули братьев Пандавов и завладели их царством, изгнав их в лес, а когда Пандавы вернулись – отказали в праве на землю. Основная часть произведения – описание восемнадцатидневной битвы между сыновьями Куру и их двоюродными братьями, сыновьями Панду. Иногда называемая Ведой Кришны, Махабхарата ярко раскрывает образ Бхагавана Кришны, особенно в своей главной части, Бхагавад-гите.

Существует восемнадцать основных Пуран, шесть из которых составлены для людей, находящихся в стихии невежества, шесть – для тех, кто находится в стихии страсти, и шесть – для людей в стихии добродетели. Лучшая и наиболее читаемая из всех ПуранБхагавата Пурана (Шримад-Бхагаватам). Она также считается непосредственным комментарием к Веданта-сутре, потому что оба произведения принадлежат перу Вьясадевы.

Основная тема Бхагаватам – описание личности Бхагавана Кришны, Его приближенных и Его преданных. Другие Пураны упоминают также различные методы поклонения полубогам, но Бхагаватам говорит только о Верховном Бхагаване. Ее первый стих (джанмадй ася ятах) совпадает с начальным стихом Веданта-сутры. Он указывает на то, что Вьясадева пишет непосредственно об Абсолютной Истине – источнике всего сущего. Поскольку в центре повествования Шримад Бхагаватам находится поклонение Верховной Личности Бога, Бхагавану Шри Кришне, можно утверждать, что Шримад Бхагаватам трансцендентен к разделам Вед карма-канда (описывающим жертвоприношения с целью обретения материальной выгоды), гьяна-канда (разбирающим философские вопросы) и упасана-канда (описывающим поклонение полубогам). Сама Шримад Бхагаватам (1.2.6) так определяет высочайший путь: «Лучшая из религий - та, которая приводит своих последователей к экстатической любви к Богу, бескорыстной и свободной от материальных преград, ибо только это может принести удовлетворение душе».

Иногда путь бхакти, описанный в этом стихе, критикуют, говоря, что он предназначен для тех, кто не в состоянии понять более высокой философии. Но согласно самой Шримад Бхагаватам, (1.2.12), подлинная бхакти основывается на понимании всей ведической литературы, иначе говоря, усвоение философии Веданты должно приводить к развитию бхакти: «Абсолютную Истину понимает только тот серьезно ищущий ученик или мудрец, который вооружен знанием и достиг отрешенности с помощью преданного служения и слушания Веданта-сутры».

Как пишет Джордж Харт: «Бхагавата Пурана – одно из самых лучших произведений о бхакти среди всего доныне созданного. На мой взгляд, сравниться с ней могут лишь немногие другие произведения индийской литературы».

Тем не менее, читатель должен понимать Шримад Бхагаватам в свете философии Веданты. Веданта-сутра раскрывает Абсолютную Истину с помощью безупречной логики и неопровержимых доводов, а Шримад Бхагаватам – детальный и пространный комментарий к ней. Профессиональные чтецы Шримад Бхагаватам подробно останавливаются главным образом на главе о раса-лиле, которая описывает знаменитый танец Кришны с девушками Вриндавана. Вырванный из контекста, этот раздел (Песнь Десятая, главы 29-35) становится настоящим препятствием для понимания Бхагавана Кришны и ведической сиддханты.

Шримад-Бхагаватам начинается там, где заканчивается Бхагавад-гита. Бхагавад-гита утверждает, что человек, которому ведома трансцендентная природа явления и деяний Бхагавана Кришны, может вырваться из круговорота рождений и смертей. Шримад Бхагаватам начинается с утверждения того, что Бхагаван Кришна является причиной всех причин, а затем в нем повествуется о трансцендентных играх, совершенных Им со времени Своего появления до самого ухода. Поэтому Шримад Бхагаватам иногда называют следующей ступенью познания после Бхагавад-гиты.

Шримад Бхагаватам говорит о Бхагаване Кришне как о конечной цели Вед и Веданты. Так как только Бхагаван Кришна проявляет все качества Господа, о Нем говорится как об источнике всех воплощений, включая экспансии Вишну. Эте чамша-калах пумсах кришнас ту бхагаван сваям: «Бхагаван Кришна есть суммум бонум (высшее благо)». Это главная тема Бхагаватам.

Заключение.

Итак, по милости Шрилы Сатсварупы Махараджа мы познакомились с основными разделами ведической литературы. Веды означает «знание», и это знание исходит непосредственно из Верховной Личности Богак. Также Веды являются своего рода инструкцией по эксплуатации этого материального мира. Они содержат знание о том, как наслаждаться этим миром и как, разочаровавшись, выбраться из него. Кроме этого, в них дается самое сокровенное знание – знание о трансцендентных имени, форме, качествах, окружении и играх Господа. Ведическое знание было поведано Кришной Господу Брахме в начале творения и передавалось в устной традиции по цепи ученической преемственности. Около пяти тысяч лет назад Шрила Вьясадева, литературное воплощение Кришны, и его последователи на благо всех нас, беспокойных и невезучих обитателей Кали-юги, структурировали и записали ведическую мудрость, сформировав таким образом три ее категории:

1) Шрути (то, что услышано) включают в себя четыре Веды: Риг, Сама, Атхарва и Яджур, а также Упанишады, из которых 108 являются главными;

2) Смрити (то, что запомнено) включают в себя четыре раздела писаний:

а) 18 главных Пуран;

б) Итихасы, охватывающие Махабхарату и Рамаяну;

в) шесть веданг – вспомогательных разделов Ведического знания:

шикша (наука произношения), калпа (процесс проведения жертвоприношений), вякарана (правила грамматики), нирукта (значения трудных слов, используемых в Ведах, и их производные), джйотиша (астрономия и астрология), чанды (Ведические размеры) и самскары (очистительные обряды);

г) Панчаратры, описывающие ритуалы и практические аспекты поклонения;

3) Ньяя (ведическая логика) включает в себя Веданта-сутру и комментарии к ней.

Хотя эти три категории ведических произведений различны по форме и по освещаемым в них темах, они объединены одной сиддхантой, или главной темой: кришнас ту бхагаван сваям: «Кришна – Верховная Личность Бога». Именно эта сиддханта выделяет из обширнейшей ведической литературы Шримад Бхагаватам, которая таким образом становится вершиной всей ведической мудрости. Просто изучая Шримад Бхагаватам, можно постичь суть всего знания. Слава Аллаху, милостивому и милосердному J, потому что это сильно облегчает жизнь! Господь Брахма понял сущность всех Вед лишь с третьего раза. Вряд ли мы совершеннее Господа Брахмы. При средней загрузке все двенадцать песен Шримад Бхагватам обычно удается прочитать года за два. Поэтому по милости Шрилы Вьясадевы и Шрилы Прабхупады есть шанс, что мы сможем что-то понять еще при этой жизни. J Мы поставим точку в этой главе, приведя блестящий сжатый анализ Ведической литературы, данный Шрилой Дживой Госвами в его Таттва-сандарбхе.

1. Поскольку человек обладает недостатками четырех видов, методы познания, такие как непосредственное восприятие и логический вывод, несовершенны и тем более не способны дать знание о духовной реальности, трансцендентной к ним

2. Поэтому единственным надежным источником знания являются Веды, которые содержат и материальное, и духовное знание, которое передается по парампаре.

3. Изучение Вед связано с существенными трудностями, среди которых можно выделить следующие:

а) в настоящее время доступно лишь менее 6% процентов самих Вед;

б) Веды написаны на особом Ведическом санскрите, который требует многих лет изучения. Но, даже если изучить его, таинственный смысл Ведических стихов делает невозможным их понимание без духовного учителя в парампаре;

в) перед изучением Вед необходимо выучить их шесть вспомогательных разделов, называемых ведангами. Все эти разделы обширны и требуют серьезного изучения;

г) в Кали-югу плохая память делает невозможным изучение даже 6% процентов Вед.

4. Можно было бы изучить Веданту - заключение Ведических произведений, но различные мыслители по-разному ее толкуют. Кроме того, есть и другие философии, и почему не изучать их?

5. Поэтому лучше изучать, которые проистекают из того же источника и, следственно, свободны от четырех недостатков, рассказаны в форме историй и не требуют строго произношения, а также могут изучаться любым человеком, они специально предназначены в помощь постижения таинственного смысла Вед. Поскольку Пураны и Итихасы исходят из Абсолютной Истины, они полны и не требуют дополнительных источников.

6. Пураны и Итихасы составляют Пятую Веду. Изначально была одна Веда – Яджур-веда. Затем Вьясадева выделил из нее четыре Веды. После этого остался еще миллиард стихов, которые составляли изначальную Пурану, которая до сих пор доступна на высших планетах. Из сострадания к обитателям Кали-юги, Вьясадева извлек из нее пятьсот тысяч стихов, из которых четыреста тысяч он разделил на восемнадцать Пуран, а оставшиеся стихи образовали Итихасу под названием Махабхарата.

7. Изучение Итихас и Пуран – это привилегия, ибо, изучая их, можно и вовсе обойтись без изучения самих Вед.

8. Пураны подразделяются на три категории по шесть в каждой в соответствии с гунами природы.

9. Из них Бхагавата-пурана является чистейшей, поэтому можно все понять, просто изучая Шримад Бхагаватам

Задание 1. Назовите на санскрите три основные категории ведических произведений и кратко объясните каждую из них

Задание 2. Что такое сиддханта и что является сиддахнтой Ведической литературы?

Задание 3. Опишите историю появления Ведической литературы.

Задание 4. Каково уникальное положение Шримад Бхагаватам в Ведической литературе?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 539 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...