Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
самых близких людей, и смерть, в конце концов,
Подобралась к ним вплотную?..
Уже позднее, обложившись со своим соавтором Кон-
стантином Фадеевым десятками книг, видеокассет и
компакт-дисков, мы принялись разрабатывать концеп-
цию будущего романа. И в процессе подготовительной
работы появились и новые, менее кардинальные, но
не менее загадочные вопросы:
– Почему малообразованные, далекие от религии
«Битлз» так увлеклись учением о трансценденталь-
ной медитации индийского гуру Махариши Махеш Йо-
га?
– Почему достаточно невинная фраза Леннона в
радиопередаче о том, что «„Битлз“ сегодня популяр-
нее Христа», вызвала такой обвальный взрыв нена-
висти, манифестации, публичные сжигания их пла-
стинок по всему миру?
– Почему Джон Леннон всем женщинам мира пред-
почел замужнюю японку со странностями?
– Почему в расцвете славы «Битлз» отказались
от «живых» выступлений, то есть, от значитель-
ной части доходов?
– Почему группа перестала существовать, опять
же, вопреки материальным интересам? Почему при
этом она не потеряла кого-то из участников, заме-
нив на кого-то другого, как это бывало с другими ан-
самблями, а распалась на четыре составных части?
Одно становилось ясно: без мистики тут не обой-
Тись.
И параллельно с тем, как к нам приходило это пони-
мание, мистика начала проникать и в нашу собствен-
ную жизнь. Точнее, мы начали осознавать, что мистика
вторглась в нашу жизнь одновременно с появлением
замысла книги, но до сих пор, будучи твердыми мате-
риалистами и атеистами, мы отмахивались от нее, не
замечали ее, объясняли ее случайными совпадения-
ми…
И тут я отступлю немного от хронологии событий,
так как мистика, на мой взгляд началась еще до того,
как я нашел себе в соавторы Константина Фадеева. Ко-
гда идея написать книгу о «Битлз» у меня уже сфор-
мировалась, но я все никак не решался приняться за
это дело, прекрасно сознавая, что вряд ли кто-то возь-
мется это издавать. Но я думал и думал об этой книге.
И выстроить ее идейную подоплеку мне помогла, как
ни странно книга Сергея Лазарева «Диагностика кар-
мы. Часть I». Именно после ее прочтения разноцвет-
ные камешки в моей голове сложились в мозаичный
орнамент. Кое-какие постулаты, выдвигаемые автором
«Диагностики…», объяснили для меня многое из того,
что происходило с «Битлз».
Никто до нас, например, не обратил внимание на
то, что близкие к «Битлз» люди погибали почти сра-
зу после того, как группа становилась целостнее. Так,
мать Пола МакКартни умерла вскоре после его зна-
комства с Джоном Ленноном, мать Джона погибла в
автокатастрофе после появления в группе Джорджа
Харрисона, приход в группу Ринго Старра предопреде-
лил смерть юного Стюарта Сатклиффа, а объявление
Джоном пятым битлом Йоко Оно мистическим обра-
зом убило Брайана Эпштейна… Мы первые заметили
эту закономерность, а в «Диагностике кармы» я нашел
объяснение этому феномену. Любое духовное слияние
вне Бога приводит к ударам по тебе самому или по тво-
им близким… Что убило Ромео и Джульетту? Любовь
вне Бога.
Однако, думы – думами, а реально писал я в тот мо-
мент более традиционный текст – роман «Цветы на на-
шем пепле», его-то первую часть я и привез из свое-
го родного Томска в Москву, редактору издательства.
Он прочел написанное, особенно не воодушевился и
спросил, нет ли чего-то еще. Я рассказал ему о своей
задумке книги о «Битлз». Рассказывал «на пальцах».
Но редактор неожиданно заинтересовался. Более то-
го, издательство тут же заключило со мной договор и
даже выплатило аванс. В какой-то степени уже это бы-
ло мистикой: до сей поры со мной еще никогда не за-
ключались договоры на еще не написанные произве-
дения, ибо я еще не вышел на необходимый для этого
уровень популярности.
Возвращаясь, садясь в поезд «Москва-Томск», я го-
ревал, что у меня нет с собой плана романа: пропа-
дают двое с половиной суток; уже можно было рабо-
тать над романом, а придется прозябать! И вот я са-
жусь в поезд. Со мной в купе едут две пожилые жен-
щины. На столике книжка – «Сергей Лазарев. Диагно-
стика кармы. Часть II». Словно кто-то намекнул мне:
«Работу над романом ты начал с прочтения первой ча-
сти этой книги. Так продолжай работу: прочти вторую
часть…» Ну, не мистика ли это?! Уверен, больше ни на
одном столике купе этого поезда не лежала такая же
точно книжка…
Я спросил: «Чья это книга?» «Моя», – ответила одна
из женщин. «Вы ее будете сейчас читать?» – поинте-
ресовался я. «Нет, – ответила она. – Да и совсем не бу-
ду. Никогда». «А зачем же купили?» «Сама не знаю…
Так…» Было похоже, что она купила ее специально
для меня. И эти двое с половиной суток пути по желез-
ной дороге я «работал», восприняв это стечение об-
стоятельств, как благословение свыше.
Но и это еще не все. В день прибытия в Томск, пер-
вым человеком кого я увидел из своих знакомых был
Костя Фадеев, сценарист команды КВН «Дети лейте-
нанта Шмидта». А знакомы мы с ним были тогда, что
называется, шапочно – здоровались, не более. «При-
вет, – сказал он и в этот раз. И неожиданно продолжил:
– Слушай, а давай вместе что-нибудь напишем…» Я
просто опешил. Ни разу ни о чем подобном у нас до
сей поры не возникало речи. Да и повода к тому ника-
кого не было!..
Я сразу же ответил: «Давай». Во-первых, потому что
установленные жесткие сроки было проще выполнить
вдвоем, во-вторых, потому, что чувствовал, что заду-
манный роман должен писаться не в одиночку. Ведь
сама идея «Битлз» – идея коллективного творчества.
И мы начали работать в тот же день. Именно Фадеев
задал книге стилистический тон – полотно без глуби-
ны, без перспективы. Так пишут иконы. Но «Битлз» –
Иисус тот еще. Потому иконы наши сдобрены изряд-
ной порцией юмора и больше напоминают лубочные
картинки…
А начали мы с того, что завалились в кафе, где за
двумя десятками бутылок пива я рассказал ему все,
что думаю о будущей книге. И даже рассказал ему о
своих подозрениях по поводу всевозможных мистиче-
ских обстоятельств… Костя ко всей этой мистике от-
несся скептически. Но уже через пару дней его мнение
стало меняться. В Томске открылась выставка «Би-
тлз». Не раньше и не позже. Вот почему-то четверть
века с момента распада группы не было у нас такой
выставки, а именно с началом нашей работы над этим
романом она открылась.
Конечно же мы отправились туда и познакомились
с владельцем экспонируемой коллекции, художником
Николаем Кузнецовым. Мы тут же договорились с ним
о том, что он поможет нам в работе, в качестве кон-
сультанта. Более того, Николай обеспечил нас таким
количеством материала о «Битлз», о каком мы не сме-
ли и мечтать – десятками книг и видеокассет. (Николай
же захотел и проиллюстрировать эту книгу.)
А спустя пару месяцев после того как мы приступили
к работе над книгой, Костин скепсис был развеян в пух
и прах. Когда мы должны были начать главу, в которой
впервые появляется один из идейных вдохновителей
«Битлз» – гуру Махариши Махеш Йоги, мы задались
целью побольше узнать об этой личности, но не зна-
ли где найти материал. А на следующий день в газете
«Все для вас» появилась полостная статья: «Махари-
ши Махеш Йоги. Трансцендентальная медитация». От-
куда и зачем в этой желтой газетке такая статья оста-
лось для меня секретом. Не удивлюсь, если мы с Ко-
стей Фадеевым были ее единственными благодарны-
ми читателями.
Перечисленная цепь событий заставляет нас ду-
мать, что данный роман просто не мог не быть напи-
сан. Его появление на свет было предопределено. И
вся мистика, происходившая с нами, явилась отблес-
ком мистики, происходящей с самими «Битлз», о кото-
рой мы и писали. В какой-то степени не только мы пи-
сали эту книгу, но и она писала нас. Во всяком случае
по окончании этой работы атеизмом в нашем мировоз-
зрении и не пахло…
Книга вышла, особого резонанса не имела, а я полу-
чил возможность вернуться к «нормальной» работе и
закончить «нормальный» роман «Цветы на нашем пе-
пле». Хотя, хвалили «Осколки…» многие. Вот, напри-
мер, некоторые цитаты из прошедшей по интернету ре-
цензии критика Сергея Бережнова.
«Эту книгу можно назвать внезапным шедевром.
<…>. Взгляд на явление миру „Битлз“ как на при-
шествие нового Бога ранее встречался, но только
в качестве метафоры. Буркин и Фадеев попытались
эту метафору осмыслить. И у них это получилось.
Их роман – это Евангелие, это Благая Весть о том,
что приходил на Землю Бог – раздолбай и бабник, ге-
ний и пошляк.
<…> …трегедия „Битлз“, по Буркину и Фадееву, за-
ключалась в том, что этот Бог так и не сумел пове-
рить в свое предназначение. Он был настолько без-
алаберен, что отказывался видеть ясные знамения
своей божественности, он был настолько безответ-
ственен, что отказался даже попробовать дать ми-
ру шанс на обновление.
<…> А может, „распятием“ „Битлз“ следует счи-
тать момент распада группы – когда они разошлись
на четыре стороны? Тогда разговор Иоанна и Па-
вла – пардон, Джона и Пола – в 1980 году был пер-
вым шагом к воскрешению после распятия? Воскре-
шение, прерванное пулей. Новому Богу не дали вос-
креснуть… Да, это тянет на новое Евангелие!
<…> Никакой эклектики, никаких натяжек – даже
тех, в которых признаются сами авторы – не вид-
но и в помине. Переводы текстов битловских песен
– лучшая из доселе виденных мной попыток такого
рода».
Приятно. Бережной абсолютно точно понял замысел
этой книги, а значит, без ложной скромности скажу, нам
с Константином удалось донести его до читателя.
И вновь скажу о том, почему я считаю этот, в сущ-
ности документальный, роман в то же время и фан-
тастическим. Потому, во-первых, что история «Битлз»
это почти то же, что «За миллиард лет до конца све-
та» Стругацких: Вселенная отчаянно противостояла
появлению на свет того, что было способно перевер-
нуть ее, и Леннон («битл», т.е. жук) был убит. И эта
его смерть как две капли воды похожа на смерть Льва
Абалкина в «Жуке в муравейнике» все тех же Стругац-
ких. Джон наконец-то добрался до истины, он уже по-
тянулся к ней… И раздался выстрел. «Стояли звери/
около двери,/ в них стреляли,/ они умирали»…
История «Битлз» – это стопроцентная фантастика,
которая произошла в реальной жизни. Как и история
Христа.
В интереснейшей документальной книге Альберта
Голдмана «The Lives of John Lennon»167, которую мы,
167 «Жизнь Джона Леннона» (англ.)
к сожалению прочли много позже того, как закончили
«Осколки», описан эпизод, произшедший в дни, когда
«Битлз» работали над «Белым альбомом». Это случи-
лось с Джоном, одуревшим после многодневных воз-
лияний, приема ЛСД и курения марихуаны напару с
Питом Шоттоном.
«Пит <…> заметил, что его друг делает руками
и предплечьями вращательные движения, словно то
были не руки, а крылья.
– Пит, – благоговейно прошептал Леннон. – Мне
кажется, я – Иисус Христос!
Но Пит не зря дружил с Джоном Ленноном всю свою
сознательную жизнь.
– Ну и что ты будешь с этим делать? – почти не-
брежно спросил он.
– Я должен всем рассказать об этом. Я должен сде-
лать так, чтобы весь мир узнал, кто я такой!
– Да они же убьют тебя к чертовой матери, – за-
протестовал Пит. – Они этого никогда не примут,
Джон!
Но Джона невозможно было переубедить.
– Тут уж ничего не поделаешь, – возразил он. За-
тем, немного подумав, спросил: – А сколько лет было
Иисусу, когда его убили?
Этот вопрос застал Пита врасплох. Он подумал и
прикинул (причем ошибся только на год): „Кажется,
тридцать два“.
Джон принялся загибать пальцы, а затем восклик-
нул:
– Черт! Значит, у меня еще почти четыре года!
<…>
Ближе к вечеру организационное ядро „Битлз“ в со-
ставе Пола, Джорджа, Ринго, Нила и Дерика собра-
лось в офисе у Леннона, присоединившись к Джону и
Питу. Все ждали, удивляясь, что же вдохновило тра-
диционно пассивного Леннона на то, чтобы забить в
набат. Джон встал из-за стола.
– Я – Христос, который спустился на землю. Вот
так.
Когда Джон потребовал, чтобы компания „Эппл“
подготовила по этому поводу экстренный пресс-ре-
лиз, ближайшие партнеры поняли, что лучше не спо-
рить. Справившись с оцепенением, длившимся не-
сколько минут, „Битлз“ согласились, что это изве-
стие действительно имеет первостепенное значе-
ние, и заявили, что им понадобится какое-то вре-
мя, чтобы осмыслить его и решить, что в этой
связи должна будет предпринять компания „Эппл“.
На этом заседание было отложено на более поздний
срок».
Как бы комично не выглядела эта картинка, в ней
есть и большой смысл. Нам кажется, что под воздей-
ствием наркотиков Джона Леннона действительно по-
сетило озарение. Но природный эгоизм не позволил
его осознать ниспосланное ему откровение и сказать:
– «Мы – Иисус Христос». Он сказал: «Я – Иисус Хри-
стос», отчего на три четверти был неправ и превратил
озарение в фарс.
Скоро выйдут (а если процесс издания этой книги за-
тянулся, то уже вышли) мемуары живущих еще поны-
не «битлов». С нетерпением ждем этой книги и жале-
ем, что ее не было у нас под руками, когда мы рабо-
тали над «Осколками…» Уверены, с точки зрения фак-
тов ожидающаяся книга конечно же тысячекратно пре-
взойдет нашу. Но уверены также и в том, что главного,
сути, того, что есть у нас, там не будет. Они ответят на
многие вопросы «КАК?», но не ответят на главный во-
прос «ПОЧЕМУ?». Ведь этим троим не дано осознать
Кем они были вчетвером.
Юлий Буркин (под редакцией Константина Фадее-
ва)
Сентябрь 2000 г.__
Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 286 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!