Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Демокрит



Представление о законе и государстве как искусственном ре­зультате причинно-обусловленного, естественного (небожественно­го) развития человеческого общества впервые высказывается и раз­вернуто обосновывается в учении философа-атомиста Демокрита (ок. 470—366 гг. до н. э.)1.

Будучи результатом естественного развития, общество, полис и его законы вместе с тем, согласно Демокриту, представляют со­бой искусственные, человеческие образования. Они не даны в гото­вом виде самой природой, но образованы людьми в процессе их эволюции от стадности к цивилизованной жизни. Соотношение ес­тественного и искусственного — это соотношение того, что сущест­вует "по правде" (т. е. по природе, в истинной действительности), и того, что существует лишь согласно "общему мнению".

Соответствие природе Демокрит расценивает как критерий справедливости в этике, политике, законодательстве. "То, что счи­тается справедливым, — замечает Демокрит, — не есть справедли­вое; несправедливо же то, что противно природе"2. Это по сути сво­ей естественноправовое положение Демокрита скептически и кри­тически направлено не вообще против справедливости, но лишь против неистинных представлений о справедливости, против того, что "считается" справедливым со стороны "темного" познания и непросвещенного "общего мнения".

Отсюда и характерные для позиции Демокрита критические суждения о практически существующих государственных поряд­ках и наличном законодательстве, соответствующих "общему мне­нию" и расходящихся с требованиями природной правды. "Пред­писания законов, — говорит Демокрит, — искусственны. По приро-

' Русский перевод сохранившихся фрагментов Демокрита см.' Лурье С Я. Демокрит. Л. С. 187—382; Материалисты Древней Греции. М., 1955. С 53—178. 2 Материалисты Древней Греции. С. 152.

Раздел V. История философии права и современность

де же существуют атомы и пустота'". В этом же контексте проти­вопоставления естественного и искусственного Демокрит утвер­ждает, что "законы — дурное изобретение", поэтому "мудрец не должен повиноваться законам, а жить свободно"2. Здесь под "сво­бодой" имеется в виду жизнь "по правде", независимость от "об­щего мнения" и продиктованных им условных и искусственных предписаний.

Во имя "общего блага" необходимо сурово наказывать за нару­шение справедливости. "Должно, — подчеркивал Демокрит, — во что бы то ни стало убивать все, что приносит вред и попирает спра­ведливость. Тот, кто это делает, сохраняет при всяком государст­венном строе спокойствие духа, право, мужество и имущество ско­рее, чем тот, кто этого не делает"3.

Большое влияние на последующую естественноправовую мысль оказала демокритовская разработка проблем различения "естест­венного" и "искусственного", "истины" и "общего мнения", природ­ной справедливости и закона. Эта естественноправовая проблема­тика оказывается в дальнейшем в центре внимания софистов, Со­крата, Платона и Аристотеля, Эпикура, римских авторов. При всем несходстве подходов названных мыслителей к данной теме все они в своих попытках объяснить происхождение и смысл полисных за­конов прибегали к той или иной версии различения "естественно­го" и "искусственного", "естественного" права (справедливости) и человеческого ("искусственного") закона.





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 396 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...