Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Единая художественная традиция, сформировавшаяся в Киевской Руси, сохранилась и в период феодальной раздробленности и составила основу русской культуры



Софийский собор в Киеве

В начале 12 века на Руси начинается период феодальной раздробленности. Русские земли обосабливаются друг от друга, следствием чего появление местных особенностей в развитии культуры.

Особой пышностью, красотой и изяществом отличались храмы Владимиро-Суздальского княжества: величественные Дмитровский и Успенский соборы, удивительно гармоничная и безупречно пропорциональная церковь Покрова-на-Нерли, считающаяся лучшим творением русского зодчества 12 века. В целом это было время начало расцвета церковной архитектуры, храмы возводились из камня, и обычной стала техника ажурной каменной резьбы.

Успенский собор, во Владимире, строители неизвестны, 1185-1189

Местные мотивы проявились и в живописи. Так, в Великом Новгороде и Пскове отчетливо видны черты народного искусства — яркость красок, стремление к реалистичности в изображении.

Местные особенности проявились и в развитии языка: появились диалекты, возникли начальные элементы русского, белорусского и украинского языков. Обособляется и летописание — летописцы все менее интересуются тем, что происходит у соседей, и описывают в основном местные события. Впрочем, по-прежнему все русские летописные своды в качестве первой своей части включают в себя «Повесть временных лет». Величайшим творением древнерусской литературы стало «Слово о полку Игореве» (конец 12 в.).

Важнейшим фактором, повлиявшим на события этого периода, было установление на Руси татаро-монгольского ига (1240 г.), результат которого - разорение ряда русских городов, истребление ремесленников, потеря многих знаний и навыков и общий упадок культуры.

14-15 вв. были временем восстановления русских земель и быстрого возвышения Москвы, возглавившей борьбу за освобождение от татаро-монгол и ставшей центром формирующегося единого государства. Облик Москвы резко меняется — во второй половине 14 века здесь строятся каменные стены и положено начало созданию кремлевского архитектурного ансамбля. В конце 15 века главными зданиями в московском кремле были соборы: Успенский, в котором проводилась главная государственная церемония — коронация (венчание) на царство и оглашались важнейшие государственные указы, Благовещенский - домовая церковь великокняжеского дворца, Архангельский — усыпальница великих князей. Ансамбль был дополнен Грановитой палатой, которая использовалась для приема гостей, и церковью Ризоположения, служившей домовой церковью московских митрополитов.

Русская церковная живопись переживала период расцвета. Великими художниками были Феофан Грек, родом из Византии, знаменитый своими новгородскими фресками и умением передавать божественный свет; Андрей Рублев, автор всемирно известных ныне икон «Троица», «Спас Ярое Око», «Спас нерукотворный».

Андрей Рублев, «Троица»

Вместе с Андреем Рублевым работал Даниил Черный, расписавший Успенский собор во Владимире.

Литература, как и все другие сферы древнерусской культуры, носила церковный характер и фиксировала важнейшие факты русской жизни. Так, победе русских войск на Куликовском поле рассказывается в «Задонщине», воинской повести конца 14 века. К этому времени относится начало развития книжного дела на Руси — на Русь стали ввозить бумагу, материал более удобный для письма чем береста, и значительно более дешевый чем пергамент. С появлением бумаги книги стали дешеветь, увеличилось число грамотных, продвинулось вперед развитие научных знаний. В 1441 году был составлен Хронограф — обзор всемирной истории, в котором русская история была представлена как часть истории всех славянских народов.

В 16 в. на Руси формируется единое централизованное государство, начинают сглаживаться культурные различия регионов, Москва окончательно приобретает статус главного города страны. Укрепляется власть великого князя московского, который с 1547 г. становится царем. В Москве возводятся новые храмы и здания гражданской архитектуры, Китай-город, укрепления по линиям Бульварного и Садового кольца. Распространяется шатровый стиль, выдающимся памятником которого является Храм Василия Блаженного на Красной площади в Москве (Церковь Покрова «что во рву»), возведенный в честь взятия в 1552 г. Казани:

Вокруг его центрального шатра располагаются восемь глав — как Москва подчинила себе и объединила вокруг себя разные земли, так и главный шатер подчиняет себе мелкие главы.

В живописи работает Дионисий; продолжая традиции Феофана Грека и Андрея Рублева, он создает фресковые композиции «Поклонение волхвов», «Похвала Богоматери», используя преимущественно голубые, розовые, сиреневые, желтые тона.

Летописание приобретает все более официальный государственный характер: все более настойчиво проводится мысль о незыблемости самодержавия и законном характере власти московских государей.

К 16 веку относится развитие политической публицистики, наиболее яркие имена в которой — сам царь Иван Грозный, его оппонент князь Андрей Курбский, писатель Иван Пересветов, государственный деятель и дипломат Федор Карпов, а также Сильвестр, автор знаменитого «Домостроя», наставления по домоводству: как соблюдать церковные обряды, воспитывать детей, наказывать жену и делать запасы на зиму.

Русская культура на протяжении почти всего семнадцатого столетия развивалась преимущественно в рамках, обозначенных христианской церковью, и, следовательно, в целом носила церковный характер. Отдельные элементы светской культуры, проявившиеся в это время, не меняли общей картины русской культурной жизни, однако заслуживают внимания как предвестники будущих серьезных культурных изменений.

Так, в живописи, по-прежнему церковной по избираемым для икон и фресок сюжетов, и традиционной по манере письма, появляется стремление к реализму; выразителем этой линии был живописец Симон Ушаков, автор трактата о живописи. Для его произведений — икон, миниатюр, гравюр - были характерны не только традиционные, но и новые приемы письма, желание выразить объем предметов и показать игру светотени. Он работает в жанре парсуны (от слова персона) — портретной живописи, сохраняющей приемы иконописи.

Великолепным памятником русского зодчества 17 века был деревянный дворец царя Алексея Михайловича в селе Коломенском, в котором насчитывалось 270 комнат. Он был построен в старорусском стиле и вызывал всеобщее восхищение. Дворец был уничтожен пожаром, которые тогда на Руси не были редкостью: крупный пожар, уничтожавший все деревянные постройки в селе или деревне выпадал на долю каждого поколения.

Классическим примером русской архитектуры семнадцатого столетия является церковь Покрова в Филях в Москве, выполненная в стиле московского барокко.

Церковь Покрова в Филях в Москве. 1690-1693 гг.

Литература 17 столетия развивается в традиционном русле: продолжается летописание, которое становится все более официальным. Летописи создаются «на заказ», примером является «Строгановская летопись», в которой рассказывается о покорении Сибири Ермаком. Вместе с тем характер литературы заметно меняется: появляются сатирические повести, с ветские стихотворения, драматические произведения. В устном народном творчестве появляется множество сказаний и песен, посвященных людям, поражавших всеобщее воображение, таким героем был Степан Разин.

Идет становление общественно-политической мысли, зарождение которой относится к 16 веку. Большой заслугой русских мыслителей — (боярина Афанасия Ордина-Нащекина, боярина Артамона Матвеева) была постановка вопроса о необходимости преобразований в России.

В сфере образования также наблюдались положительные сдвиги: росла грамотность населения; во второй половине 17 столетия были изданы первые русские учебники — по грамматике, арифметике и истории; создано первое в стране высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская Академия. Значительно расширились научные познания в области медицины, фармакологии, ботаники, русские люди познакомились с системой Коперника. При дворе царя Алексея Михайловича был также создан первый русский театр.

Важнейшим и трагическим событием не только культурной, но и общегражданской истории России 17 века стал раскол православной церкви, связанный с реформами, проводимыми патриархом Никоном.

18 век стал переломным как для русской культуры, так и всей русской истории. Россия стала абсолютной монархией, огромной империей с высоким международным авторитетом. Культурная жизнь в стране в первой половине столетия во многом определялась реформами, прежде всего реформами Петра I.

Петр I способствовал тому, что культурная атмосфера в стране существенно изменилась и стала значительно более светская чем раньше: он ввел новые праздники, новое платье, новые прически, ассамблеи, новый календарь; учредил первые музеи (Кунсткамера), разработал правила поведения в обществе для молодых дворян («Юности честное зерцало»). Вместо церковного шрифта — скорописи — был введен гражданский шрифт, стала выходить первая русская печатная газета - «Ведомости», что благоприятно сказалось на развитии грамотности.

При Петре I была сделана попытка создать начальную всеобщую школу для детей всех сословий, кроме крепостного крестьянства. Организовывались «цифирные» школы, в которых обучали грамоте, арифметике, тригонометрии и географии; показательно, что закон божий — основа русского образования во все предыдущие столетия — в этих школах не преподавался. Однако народ смотрел на учение как на «баловство», противопоставляя его «делу» - работе, и большого успеха в народе эти школы не имели. Были созданы и средние технические училища, и высшие профессиональные школы — Школа математических и навигационных наук, Артиллерийская школа, Инженерная школа, Медицинская школа, Морская Академия. В 1725 г. была учреждена Академия наук, в 1755 г. был открыт Московский университет. В конце века в России сложилась система малых, средних и главных училищ.

В русской науке и технике этого времени наиболее крупными фигурами были Михаил Васильевич Ломоносов, Иван Иванович Ползунов, Иван Петрович Кулибин.

Главными направлениями развития русской общественной мысли и литературы были патриотическое и просветительское, их представляли Иван Тихонович Посошков, Феофан Прокопович, Гаврила Романович Державин, Денис Иванович Фонвизин, Николай Иванович Новиков. В конце века зарождается революционное направление в общественно-политической мысли, у истоков которого стоял Александр Николаевич Радищев.

В архитектуре основным событием стало строительство Санкт-Петербурга.

Его городская застройка впервые в истории страны велась по плану, возводились ансамбли городских зданий.

Основными архитектурными стилями были барокко и классицизм. К 18 столетию относится и расцвет деревянного зодчества, когда постройки сооружались без железных гвоздей; пример — Кижи.

Живопись становится все более светской по своему характеру. Самым популярным жанром в светской живописи является портрет парадный, а также исторический и бытовой.

Основным художественным стилем первой половины 18 века является классицизм (Никитин, Угрюмов, Шибанов), во второй половине широко распространяется романтизм (Левицкий, Рокотов, Боровиковский). Зарождается русская скульптура (Шубин, Козловский).

К 18 столетию относиться создание первого национального народного театра в России, его организатором был Федор Григорьевич Волков, актер и театральный деятель. Особенностью театрального искусства в России было существование крепостных театров — в конце 18 века крупных крепостных театров было более десятка.





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 1030 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...