Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Западная культура ХХ века



Сущность модернизма

В преддверии ХХ в. европейская художественная культура вступила в новый исторический этап. Это была реакция художественно-эстетического сознания на глобальный, еще не встречавшийся в истории человечества перелом в культурно-цивилизационных процессах, вызванный научно-техническим прогрессом. В сфере научной мысли косвенными побудителями нового культурного этапа явились достижения во всех сферах научного знания; в философии – основные учения постклассической философии от Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше до Анри Бергсона и Поля Сартра; в психологии – фрейдизм; в гуманитарных науках – отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам. В результате всех изменений рушились идеалы, служившие ориентирами великих художественных стилей прошлого.

Совокупность новаторских, бунтарских движений и направлений в художественной культуре ХХ в. получила название модернизма (от фр. moderne – новейший, современный). А поскольку модернизм выступает с позиции открытия новых путей в культуре, его нередко именуют авангардом (от фр. avantgard – передний край, передовой отряд).

Вопрос о времени возникновения модернизма не является бесспорным. Порой его родословную ведут от импрессионизма и символизма, а зачастую – от более поздних направлений, возникших уже в начале ХХ в.: фовизма, экспрессионизма, кубизма.

Модернизм неоднороден. Это не какой-то единый художественный стиль, а целая группа стилей, которые мирно сосуществуют либо ведут борьбу.

Однако при всем многообразии творческих программ различных направлений модернизма можно выделить в них общие черты.

Во-первых, это резкий протест, “перманентный бунт” по отношению к утвердившемуся в XIX в. реалистическому изображению видимой действительности, отказ от классических норм изобразительности и красоты. В модернизме отрицаются традиционные эстетические и этические требования к искусству. Он противопоставляет себя искусству прошлого и выступает за поиск новизны, в котором могут и должны быть отброшены любые художественные каноны, стесняющие свободу поиска. Художественное открытие, способность к постоянному самообновлению стали обязательным правилом. Модернисты ищут новое во всем: в сюжетах, формах, приемах, средствах художественного выражения.

Во-вторых, искусство модернизма отвергает выдвинутый еще Аристотелем и многие века считавшийся незыблемым принцип мимесиса (подражания), согласно которому искусство обязано отражать, копировать действительность. Художник-модернист не изображает реальный мир, а создает силой своего воображения и таланта свою субъективную модель мира, и это перерастает в построение “второй реальности” в пределах самой жизни. Отказ от предметной изобразительности достигает апогея в абстракционизме, полностью порывающим со всей предшествующей практикой живописи. При этом произведение все больше приобретает характер самоценного объекта реальности, приравнивается к объектам внешнего мира. Эта сущностная черта модернизма выражена в словах французского писателя и художника Макса Жакоба: “Значение произведения искусства – в нем самом, а не в предполагаемых сравнениях с реальностью”.

В-третьих, модернизм демонстрирует заметное возрастание обособления искусства от общественной и социальной проблематики. Разочарование многочисленными кровавыми революциями, не принесшими ни свободы, ни равенства, ни братства привело к тому, что многие деятели искусства отказались от служения общественным идеалам во имя решения исключительно внутрихудожественных задач.

И, наконец, безудержное стремление к новизне, оригинальности нередко придает декларативно-манифестарный, эпатажно-скандальный характер презентациям модернистских произведений и направлений в целом.

Модернизм внес в культуру немало ценного. Так как поиск новых форм ничем не ограничивал художника, он мог черпать вдохновение из любого источника. В результате оказались востребованными некоторые забытые или неизвестные пласты искусства прошлого. И тогда стало возможным оценить первозданную красоту древнерусских икон, японской и китайской гравюры, первобытных статуэток и наскальной живописи, готической архитектуры и многое другое. Кроме того, важными были и технические открытия в области художественного творчества, сделанные модернистами: импрессионистское воссоздание вибрирующего цвета, найденные символизмом возможности обогащения художественных языков, сюрреалистическая передача двойственности изображаемого. Модернизм способствовал возникновению и становлению новых видов искусства: фотографии, кино, телевидения, электронной музыки, компьютерного искусства, всевозможных шоу.

В целом модернизм расшатыванием и разрушением традиционных эстетических норм и принципов, форм и методов художественного выражения и открытием возможности неограниченных новаций в этой сфере, часто основанных на достижениях науки и техники, открыл путь к переходу художественной культуры в новое качество. Этим он выполнил свою функцию в искусстве и в основном завершил свое существование в качестве некоего глобального феномена в 60–70-е гг., уступив место постмодернизму.





Дата публикования: 2014-10-23; Прочитано: 397 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...