Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ПРИЛОЖЕНИЕ. Социальные изменения и идея общественного прогресса (представлен материал из «Философского энциклопедического словаря»



Социальные изменения и идея общественного прогресса (представлен материал из «Философского энциклопедического словаря», стр. 534 – 535).

Прогресс (от лат. progressus - движение вперед, успех) – тип, направление развития, характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. О прогрессе можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным её элементам, к структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие «прогресс» соотносительно с понятием «регресса».

Представление о том, что изменения в мире происходят в определенном направлении, возникло в глубокой древности и первоначально было число оценочным. В развитии докапиталистических формаций многообразие и острота политических событий сочетались с крайне медленным изменением социально – экономических основ общественной жизни. Для большинства античных авторов история -- простая последовательность событий, за которыми стоит нечто неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по нисходящей от древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклический круговорот, повторяющий одни и те же стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христианская историософия рассматривает историю как процесс, идущий в определенном направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а движение к некоей предустановленной цели, лежащей за рамками действительной истории. Идея исторического процесса родилась не из христианской эсхатологии, а из её отрицания.

Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение общественного развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит не в прошлом, а в будущем. Прежде всего был отмечен прогресс в сфере научного познания; уже Ф. Бэкон и Декарт учили, что не нужно оглядываться на древних, что научное познание мира идет вперед. Затем идея прогресса распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).

Просветительские теории прогресса обосновали смелую ломку феодальных отношений, на их основе складывались многочисленные системы утопического социализма. Но рационалистическим теориям прогресса был чужд историзм. Прогресс общества просветители выводили из прогресса человеческого разума. Теории просветителей имели телеологический характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии подымающейся буржуазии. Вместе с тем, уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый характер исторического развития. Романическая историография нач. XIX в. в противовес рационализму просветителей выдвинула идею медленной, органической эволюции, не допускающей вмешательства извне, и тезис об индивидуальности и несравнимости исторических эпох. Однако, этот историзм был односторонне обращен в прошлое и часто выступал в роли апологии архичных отношений. Наиболее глубокую в домарксовой мысли трактовку прогресса дал Гегель, выступив как против просветительского пренебрежения к прошлому, так и против ложного историзма романтической «исторической школы». Однако, понимая исторический прогресс как саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени общественного развития к другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание Бога в истории.

Марксистско – ленинская концепция прогресса характеризуется диалектико – материалистическим подходом к этой проблеме, выдвижением объективного критерия прогресса. К. Маркс подчеркивал, что «вообще понятие прогресса не следует брать в обычной абстракции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 736). «…Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без гигантских иногда скачков назад, не диалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Ленин В.И., ПСС, т. 30, с.6). Прогресс не есть какая – то самостоятельная сущность или трансцендентная цель исторического развития. Понятие «прогресс» имеет смысл применительно к определенной системе отсчета. Цели, стремления и идеалы, в свете которых люди оценивают историческое развитие, сами меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью, неисторичностью. Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том, что новейшая форма рассматривает предыдущие ступени к самой себе и всегда понимает их односторонне, ибо лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает способна к самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.12, с. 732).

Общая тенденция исторического развития - переход от систем с преобладанием естественной детерминации к системам с преобладанием социально – исторической детерминации, в основе чего лежит развитие производственных сил. Поэтому В.И.Ленин считал интересы развития производительных «…высшим критерием общественного прогресса…» (ПСС, т. 16, с. 220).

Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его производительности, что, в свою очередь, влечет за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни новые производственные навыки и знания и меняет существующее общественное разделение труда. Одновременно с прогрессом техники идет развитие науки. При этом расширяются состав и объем необходимых потребностей человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт. Более высокому уровню развития производительных сил соответствует и более сложная форма производственных отношений и общественной организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень овладевания обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности труда и степень освобождения людей из – под гнета стихийных общественных сил, социально – политического неравенства и духовной неразвитости - вот наиболее общие критерии исторического прогресса. В свете указанного критерия первообщинная рабовладельческая феодальная, коммунистическая формации представляют собой закономерные стадии поступательного развития человечества.

Однако, процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.

Диспропорция между прогрессом техники, производительности труда и ростом отчуждения трудящихся, отражается в росте социального пессимизма и многочисленных философских и социологических теориях ХХ в., прямо или косвенно отрицающих прогресс и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклического круговорота (Шпенглер, Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое распространение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистические антиутопии. В этом же духе интерпретируются многочисленные глобальные проблемы современной цивилизации - экологическая и энергетическая, угроза ядерной войны и др.. Весьма сложен также вопрос о критериях прогресса применительно к высшим сферам духовной деятельности, напр., искусству.

Возникнув на почве социальной истории, понятие прогресс было в XIX в. перенесено и в естественные науки. Здесь, как и в общественной жизни, оно имеет не абсолютное, а относительное значение. Понятие прогресса неприменимо ко Вселенной в целом, т.к. здесь отсутствует однозначно определенное направление развития, и ко многим процессам неорганической природы, имеющим циклический характер. Проблема критериев прогресса в живой природе вызывает споры среди ученых.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бутенко А.П. Общественный прогресс и его критерии. М., 1980.

Москвичев Л.Н. Социальные изменения и социальная стабильность. Социология. Основы общей теории (под ред. Осипова Г.В., Москвичева Л.Н.). М., 1996.

Бартоломью Д. Стохастические модели социальных процессов. М., 1985.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. Л., 1990.

Розов Н.С. Структура цивилизации и тенденции мирового развития. Новосибирск, 1992.





Дата публикования: 2014-10-07; Прочитано: 701 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...