Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индусское право



Индусское право возникло и существует в рамках индуизма – древнейшей национальной религии Индии. Под индуизмом понимается совокупность религиозных, мифологических, философских, правовых и этических представлений, формально чаще всего связанных с культами основных индуистских божеств Шивы и Вишну. Исторически термин «индуизм» означает верования, которые зародились в Индии в глубокой древности и, видоизменяясь в некоторых чертах, сохранились до наших дней. До сих пор нет удовлетворительного определения и даже объяснения, что же относить к собственно индуизму, каковы содержание и границы этого понятия. Причиной тому – чрезвычайная сложность, противоречивость и аморфность, которыми отличается индуизм как религиозный феномен.

Основу индуизма как религии составляют учения о реинкарнации и карме. Согласно этим учениям все поступки человека, совершаемые им на земле, образуют основу его будущего существования. Если человек добродетелен и благочестив, он может надеяться на то, что в будущей жизни родится уже как член высшей касты. Он может надеяться и на то, что душа его освободится из сансары – вечной круговерти жизни и смерти, став частью божественной природы в виде высшего духовного бытия. Это учение является основой и оправданием кастовой структуры индусского общества, которая присуща индуизму, будучи его религиозной, философской и социальной системой. Кастовое деление нашло отражение и в индусском праве, отличительной чертой которого являлось наличие самостоятельных сводов правил поведения (дхарм), предназначенных для каждой касты.

Первоисточником индусского права, как и всего индуизма, являются Веды – сборники индийских религиозных текстов, созданные примерно во II тысячелетии до н. э. Позднее появились дхармасутры и дхармашастры – источники собственно права, детально разъясняющие, как члены различных каст должны вести себя по отношению к богам, царю, жрецам, своим предкам, родственникам, соседям и животным. Эти правила, собственно, и есть дхарма.

В XI–XII вв. постепенно сформировались различные школы индусского права, основанные на толковании священных текстов и древних правовых сборников, отличающиеся различным подходом к решению правовых проблем.

Таким образом, индусское право – система правил поведения, закрепленных в Ведах и производных от них источниках, регулирующих отношения индуистов с богами, а также между членами индуистского общества, независимо от национальности, гражданства и местонахождения.

В сферу индусского права сегодня включается около 300–500 млн индуистов. Подавляющее большинство их проживает в Республике Индия. В XX в. индусское право претерпело существенную трансформацию, которая была связана, главным образом, с отменой варно-кастовой системы, и в настоящее время оно выступает в качестве подсистемы правовой системы Индии, светской по существу, регулируя некоторые частноправовые отношения, связанные с личным статусом индуиста (брачно-семейные, наследование, религиозные пожертвования и др.).

На основе Конституции Индии 1950 г. к настоящему времени отменены все правила, регулировавшие привлечение к ответственности за нарушение понятий о кастовой принадлежности. Но многие индуисты, особенно в сельской местности, по сей день придерживаются традиционных правил поведения. До сих пор крайне редко заключаются браки между членами разных каст, особенно если женщина принадлежит к высшей касте. Нечасто и вдовы вторично выходят замуж, особенно если они представляют высшие касты, хотя в 1956 г. была отменена старая норма индусского права, согласно которой такой брак признавался недействительным, а дети от него – незаконнорожденными. В целом сегодня в Индии кастовая система переживает процесс коренных перемен.

В настоящее время индусское право используется при рассмотрении следующих вопросов: регламент личного статуса, включая брак и развод, брачные и внебрачные дети, усыновление, несовершеннолетние и опекунство, родство, семейная собственность, наследование, алиментные обязательства, религиозные пожертвования, совместная собственность, кастовое право и отлучение, дамбупад, бенами и неделимое имущество. Индусские идеи сохранились также в концепции государственного землевладения. Дамбупат – чисто индусская правовая норма, направленная на защиту должников. Под бенами понимаются сделки, в которых одно лицо покупает или передает имущество от имени другого лица (бенамидара), являющегося лишь доверенным лицом владельца и получающего доход или выгоду от результатов такой деятельности.

После достижения независимости система индусского права претерпела новые значительные изменения. Главным регулятивным инструментом стал закон. План полной кодификации индусского права обсуждался еще в ходе борьбы за независимость. Однако представленный на рассмотрение парламента в 1947 г. проект Индусского кодекса принят не был. Вместо него в 1953–1956 гг. были приняты четыре закона, посвященные семейному и наследственному праву. По сути, они и означали кодификацию индусского права в его современном варианте. Первым в 1955 г. вступил в действие закон о браке, унифицировавший брачное право индусов и приспособивший его к современному мировоззрению.

Подводя итог, можно сделать вывод, что под современным индусским правом понимается личное право индуистов, видоизмененное законами и обычаями. Индусское право непосредственно используется при рассмотрении следующих вопросов:

– семейное право: законность детей, опекунство, усыновление, брак, семья из трех и более поколений, раздел и наследование имущества, включая неделимое имущество;

– семейные и общественные вопросы: религиозные и благотворительные пожертвования;

– вопросы чисто общественного характера: дамбупат, преимущественное право на покупку, клятвы, операции бенами и передача имущества посредством завещания или другого документа;

– кастовое право и отлучение.

Основная причина «живучести» индусского права таится в тесной связи его норм с традиционными индусскими социальными институтами, в первую очередь, с общинной и варно-кастовой структурами, чрезвычайно устойчивыми, способными к адаптации в самых различных социально-экономичес-ких и политических условиях.

Таким образом, индусское право, как любое религиозное право, несамостоятельно и является неотъемлемой частью индуизма, который как религия включает нормы морали, обрядов и ритуалов, философские и другие идеологические ценности, предполагающие определенный образ жизни, общественный порядок, социальную организацию и структуру.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 2348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...