Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Семья религиозно-традиционного права



Правовые системы стран Азии и Африки не обладают той степенью единства, которая свойственна иным правовым семьям. Однако у них много общего по существу и форме, все они основываются на концепциях, отличающихся от тех, которые господствуют в западных странах. Эти концепции можно свести к следующим двум моделям:

признается большая ценность права, но само право понимается иначе, чем на Западе, имеет место переплетение права и религии;

отбрасывается сама идея права и утверждается, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем.

К первой группе относятся страны мусульманского, индусского и иудейского религиозного права, ко второй – страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара, которые образуют традиционные правовые системы.

Поскольку религиозному праву посвящена отдельная глава, в рамках данного параграфа рассмотрим семью традиционного (обычного) права, которая охватывает сегодня страны Центральной и Южной Африки и Мадагаскар, государства Гану, Сьерра-Леоне, Гамбию, Уганду, Малави, Сенегал, Камерун и др.

Вплоть до настоящего времени нормам обычного права следует большинство населения Африканского континента. Термин «обычное право» здесь используется для обозначения традиционного права, существовавшего у африканских народов до колонизации.

Традиционное право представляет собой совокупность неписаных правил поведения, изустно передаваемых из поколения в поколение.

Следует отметить большие различия между народами Африки, разнообразие их обычаев. В связи с этим возникает вопрос: можно ли вообще говорить о едином африканском обычном праве? По мнению ряда ученых (М. А. Супатаев, А. Х. Саидов, В. Н. Денисов), имеются достаточные основания для того, чтобы рассматривать африканское обычное право как нечто единое. Имеются в виду некоторые общие принципы, процедуры, установки и в отдельных случаях – детально разработанные правила, характерные для большей части обычного права народов Африки.

Можно выделить следующие характерные черты традиционного африканского права. Во-первых, оно является правом групп или сообществ, а не правом индивидов. Например, брачный договор представляет собой соглашение двух семейных групп, нежели союз двух индивидов. При компенсации ущерба выплату производит одна семья или клан другой семье или клану, но не одно лицо другому. Право собственности на землю принадлежит социальной группе. Ответственность за проступки ее отдельных членов также возлагается на семью или группу родственников. Во-вторых, особую роль в традиционном праве играет сверхъестественное. Это проявляется в том, что клятвы и «божий суд» являются основными средствами доказывания. В-третьих, судопроизводство носит примирительный характер. В традиционном праве правовые и моральные нормы выступают в неразрывной связи, поэтому при решении конфликтов руководствуются идеей примирения.

В целом можно сделать вывод, что индивидуализм и вытекающее из него понятие «субъективное право» несовместимы с сущностью традиционного (обычного) права. Оно не столько обеспечивает соблюдение права индивида, сколько регулирует его отношения с группой людей.

В современных условиях традиционное африканское право теряет многие первоначальные черты. Оно в значительной своей части стало объектом систематизации и кодификации. Основные тенденции развития права в условиях национальной независимости характеризуются, с одной стороны, преодолением последствий колониализма, а с другой – ограничением регулирующего значения правового обычая по мере того, как расширяется круг общественных отношений, охватываемых действием национального законодательства. В то же время деколонизация сопровождалась декларациями о большом значении обычного права, необходимости его сохранения. На Мадагаскаре, например, представительная ассамблея приняла в 1957 г. решение о кодификации обычаев, а в Нигерии региональные ассамблеи взяли на себя инициативу подготовки компиляций, придававших обычаям санкционированный властью характер.

Таким образом, традиционное африканское право постепенно утрачивает свое регулятивное значение. Его нормы плохо согласуются с тенденциями развития государств, стремящихся идти по пути цивилизации и прогресса. Но все же еще многие миллионы африканцев, особенно в сельской местности, продолжают жить по старым обычаям, избегают обращений в государственные суды, стремясь придти к примирению в соответствии с традициями.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1430 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.034 с)...