Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Аннотации к текстам лекций по курсу МХК



Глобальные проблемы — общечеловеческие проблемы, от решения которых зависит будущее человечества. К ним относятся: экологические проблемы, социальные и демографические проблемы, проблемы ядерной угрозы — появились в 20 веке; проблема международного терроризма - появилась в 21 веке.

Футурология — наука о будущем. Концепции будущего развивают ученые-футурологи. Американский ученый Хаттингтон развивает концепцию «войны цивилизаций» - христианской и исламской. Другой американский ученый Тоффлер развивает концепцию постиндустриального общества. Также широко известны футурологические концепции Фукуямы («Конец истории» - победа либерализма ), Фуко.

Приложение 2

Аннотации к текстам лекций по курсу МХК

Лекция 1. Структурно-функиональный анализ МХК. Влияние социокультурных факторов на функциональные особенности искусства и художественной культуры в целом. Функции искусства в обществе: гносеологическая, эстетическая, педагогическая, сублимационная, катарсисная, коммуникационная, компенсаторная, аттракционная.

Закономерности видовой дифференциации искусства и их историческая обусловленность. Понятие «вид искусства». Специфика художественного языка в различных видах искусства. Проблема субординации видов искусства в историческом и социокультурном контекстах. «Ведущий» вид искусства: критерии определения и роль в художественной культуре данного общества. Особенности художественного образа в различных видах искусства. Специфика восприятия различных видов искусства. Искусства пространственные, временные, изобразительные, выразительные, простые, синтетические. Видовое деление по способу, средствам, предмету художественного отображения.

Вид, род и жанр искусства. Специфика жанрового деления внутри различных видов искусства. Диалектика жанровой формы художественного произведения. Проблема жанровой неопределенности произведения искусства в современном культурном контексте.

Стиль и метод в искусстве. Проблема стилевого единства в художественно-исторические эпохи. Диалектика методов и стилей в истории искусства.

Течения и направления в искусстве: специфика субординации и критерии определения. Эпохи в искусстве.

Архитектура. Специфика архитектуры. Особенности художественного образа в архитектуре. Время, пространство, форма, содержание, внутреннее, внешнее в архитектуре. Архитектоника. Красота и польза в архитектуре. Роль и значение ландшафта в создании и существовании произведений зодчества. Композиция и ансамбль в архитектуре. Виды и типы архитектурных сооружений. Конструктивизм и функционализм в архитектуре.

Скульптура. Место и функции скульптуры в истории искусства. Специфика художественного образа в скульптуре и методы его создания. Выразительность и изобразительность пластического искусства. Роль материала и техники в создании скульптуры. Предпочтение в истории искусства того или иного материала в зависимости от эстетических норм эпохи. Характерные черты декоративной, станковой, монументальной скульптуры. Рельеф, барельеф, горельеф, круглая скульптура. Основные принципы синтеза архитектуры и скульптуры. Цвет в скульптуре: инкрустация и раскраска. Господство монохромной скульптуры в эпохи особого значения пластических ценностей, пластических искусств. Скульптура и живопись.

Графика. Роль и значение рисунка в графике. Рисунок как основа всех изобразительных искусств. Линия, плоскость, цвет в графике. Графические техники. Виды графики и специфика графического изображения в них. Графика и живопись: общее и отличное. Искусство книги и графика. Графика и дизайн. Графика и реклама. Особенности компьютерной графики и специфика ее развития.

Живопись. Генезис живописи в истории искусства. Специфика художественного образа в живописи и средства его создания: рисунок, колорит, цвет, светотень, перспектива (параллельная, обратная, прямая, сферическая). Материалы и техники монументальной и станковой живописи (мозаика, фреска, витраж, темпера, энкаустика, масляная живопись). Эпохи, жанры, направления, стили и школы в живописи.

Лекция 2. Критерии исторической типологизации искусства. Феномен исторической типологии в искусствознании и причины его ограниченности: скрытое признание линейного развития художественной культуры в противовес ее поливариантному движению в реальности; большие погрешности в трактовке качественной однородности выделенных периодов, которые увеличиваются в зависимости от увеличения хронологических границ рассматриваемых эпох.Возможные критерии исторической типологизации искусства: коммуникативные критерии, критерии отношения к традиции, хронологические критерии.

Лекция 3. Особенности искусства первобытности. Предположительная реконструкция культурной картины мира эпохи первобытности. Проблема датировки появления первых «произведений искусства». Теории происхождения первобытного искусства.

Критерии произведения искусства:

существование в качестве репрезентанта, представителя и воплотителя неких иных начал, иного, другого, знаково-символическая природа;

бытие в виде артефакта, вещи, обладающей самоценностью и эстетической значимостью.

Петроглифика и орнамент как особые виды изобразительной деятельности человека первобытности.

Мифологический способ описания мира - основа изобразительных практик первобытной эпохи. Синкретизм, традиционализм, отсутствие индивидуального и профессионального начала - характерные черты первобытного искусства. Сакрализация знака как способ овладения миром. Магико-ритуальная, мемориальная, коммуникативная функции первобытного искусства. Искусство первобытности - специфическая форма накопления и переработки информации, инструмент познания.

Искусство палеолита (35-8 тыс. до н.э.). Становление художественного языка палеолита: от орнаментальной графики (насечки, «макароны») к антропоморфным и зооморфным изображениям. Овладение выразительными возможностями линии и цвета в рельефных и статуарных изображениях животных и человека.

Памятники палеолитической живописи: Альтамирская пещера в Испании, пецеры Ласко, фон-де-Гом, Труа-Фрер во Франции, Капова пещера в России. Синтез условных и натуралистических форм в живописи и пластике палеолита. Палеолитический «реализм» как обобщенно-стилизованный, схематизированный образ мира. Изобразительные каноны палеолитического искусства.

Искусство мезолита (8-4 тыс. до н.э.). Появление новых видов и форм деятельности, усложнение внутриобщинных связей, накопление новой информации, быстрое развитие форм коммуникации.

Изменение тематических ориентаций и направленности искусства: многофигурные динамические композиции наскальной живописи (восточная Испания), жанровые сценки, «бытовые зарисовки». Обретение человеком центрального места в пространстве художественной реальности. Овладение канонами, приемами отображения движения, действия, как способ овладения временем и пространством.

Организация и сакрализация пространства в мегалитических сооружениях эпохи первобытности (менгир, дольмен, кромлех). Пещера как сложная модель мира первобытного человека.

Нарастание тенденций к стилизации и схематизации.

Искусство неолита (6-3 тыс. до н.э.). Значение неолитической революции для развития художественных практик первобытности. Развитие ремесленнической деятельности: диалектика пользы и красоты. Расписной керамический сосуд древнего земледельца как «образ мира», его художественная модель.

Памятники неолита в Карелии, Сибири, ливийской Сахаре, Скандинавии. Особенности неолитической живописи центральной Сахары и Южной Африки.

Лекция 4. Искусство Древнего Египта. Роль и функции искусства в контексте городской среды древних цивилизаций. Принципиальные изменения в сфере художественного творчества: появление «профессиональных» форм художественной деятельности и свода регламентаций в области художественных практик.

Появление в художественной культуре Древнего Египта класса адресантов - групп реципиентов искусства, обладающих необходимым уровнем компетентности. Формирование культурных институтов, отвечающих за обучение художественной деятельности и за овладение правилами потребления и восприятия ее продуктов.

Изменение статуса мастера: рассмотрение его как государственного служащего со строго закрепленным местом и означенной ролью. Творческая сила художника как «дающего жизнь». Вера в творящую силу знака, изображения - основа отношения к искусству как форме космогонической деятельности. Причастность художника к этой силе как основа его власти над знаковыми, символическими кодами и канонами бытия.

Полисемантизм, символическая усложненность древнеегипетского искусства, отношение к искусству как к посреднику между миром живых, миром мертвых, миром богов. Каноничность традиционного искусства Египта и его основные правила и образцы.

Периодизация искусства Древнего Египта. Додинастическая эпоха и эпоха Раннего царства (конец 5 - начало 3 тыс. до н.э.).

Истоки развития древнеегипетского искусства. Его основные характеристики: монументальность, символичность, архаичность, каноничность.

Влияние заупокойного культа и формы письма (иероглифики) на изобразительные каноны Древнего Египта.

Архитектурное сооружение как отражение модели, образа мира в древнеегипетской культуре. Основные типы сооружений: мастаба, пирамида, гробница, храм. Открытия египтян в области зодчества.

Эпоха Раннего царства - складывание канонической системы художественной культуры Древнего Египта. Основные пластические, живописные, архитектурные каноны. Стилевое единство древнеегипетского искусства как отражение его каноничности.

Памятники Раннего царства.

Искусство Древнего царства (28-22 вв. до н.э.). Окончательное оформление заупокойного ритуала. Культ фараона и его влияние на становление монументального стиля в традиционном искусстве Египта. Единство архитектуры, скульптуры, живописи; их продуктивный синтез, лежащий в основе ансамблевости древнеегипетского искусства.

Особенности скульптуры Древнего царства: грандиозность, возвышенность, статичность, целостность, каноничность. Сочетание круглой скульптуры с барельефными, рельефными, горельефными формами. Символика цвета в раскрашенной и инкрустированной скульптуре.

Сакральные, магические функции скульптурного портрета и его разновидности. Статуи Хефрена, Микерина, Рахотепа, Нофрет, Хемиуна, Каапера, писцов. Тематика рельефов и росписей гробниц Древнего Царства.

Искусство Среднего Царства (22-28 вв. до н.э.). Основные направления эволюции древнеегипетского искусства.

Использование скульптурных изображений фараонов вне храмового пространства. Развитие тенденций индивидуализации пластического образа. Появление многофигурных композиций в малой пластике.

Искусство Нового царства (1580-1085 гг. до н.э.). Расцвет египетской художественной культуры. Амарнское возрождение и его художественно-религиозные смыслы. Новые каноны художественного творчества. Нарастание элементов реализма, индивидуализации. Скульптурные портреты Хатшепсут, Аменхотепа III, Аменхотепа IV (Эхнатона), Нефертити, Тутанхамона. Влияние светского образа жизни на художественный канон этого времени: расширение тематического и жанрового разнообразия искусства, появление сложных динамических композиций, нарастание элементов чувственности, декоративности, интимности в пластике малых форм и живописи. Усложнение живописного языка, дальнейшее совершенствование палитры, резкое расширение колористических возможностей стенописи.

Скульптурная мастерская Тутмеса и развитие творческих методов в пластическом искусстве.

Послеамарнский период: реставрация традиций и архаизация искусства. Стагнация художественных форм, нарастание консервативных тенденций (ансамбль в Абу-Симбеле, храм в Мединет-Абу). Упадок художественной культуры Древнего Египта (1080-343 гг. до н.э.).

Лекция 5. Искусство древних цивилизаций Востока. Особенности культурной картины мира древней Месопотамии. Более открытый, динамичный характер культуры по сравнению с Древним Египтом. Влияние на становление художественных традиций постоянного смешения народов Междуречья. Проблема влияния характера письма на изобразительный канон: схематизм и «геометрический стиль» древнего искусства Двуречья.

Искусство Шумера и Аккада (28-20 вв. до н.э.). Особенности шумерской пластики. Каноны, лежащие в основе различных скульптурных изображений: статуи богов, героев, правителей, животных. «Звериный стиль», его экспрессивность и декоративность. Храмовые комплексы как проявление художественного синтеза. Характерные черты прикладного искусства из царских гробниц в Уре.

Аккадская архитектура и пластика. Более свободные рамки воспроизведения изобразительных канонов. Проявление синтеза художественных традиций Шумера и Аккада в позднешумерскую эпоху: «портретная» пластика адорантов, статуя Гудеа, стела царя Хаммурапи, статуя Иштар из Мари.

Новоассирийское и нововавилонское искусство (9-6 вв. до н.э.). Храмовая и дворцовая архитектура. Статуарность храмовых и дворцовых рельефов, их декоративность и возвышенная экспрессивность.

Формирование канонов и стилистики ахеменидского искусства (6-4 вв. до н.э.) на основе художественного синтеза. Придворное и храмовое искусство ахеменидской эпохи. Величие рельефов дворца в Персеполе. Традиционный, имперский характер искусства. Симметричность, ритмичность, четкое чередование повторяющихся сцен и мотивов в рельефных композициях дворцового комплекса в Сузах, в скальных гробницах ахеменидских царей в Накш-и-Рустали.

Эллинистический и парфянский периоды (4 в. до н.э.-2 в. н.э.) в развитии искусства Древнего Ирана: эклектизм, локально-региональная специфика, межкультурные влияния.

Сасанидская эпоха (3-7 вв. н.э.) в развитии искусства Древнего Ирана – эпоха реставрации древних образцов, символов и канонов. Влияние зороастризма на официальное искусство сасанидской эпохи. Формирование «имперского» стиля под влиянием римской художественной культуры. Заимствование тем и сюжетов из художественной традиции Рима.

Лекция 6. Античная художественная культура. Культурная картина мира Античной эпохи. Оппозиция труда и досуга и ее влияние на понижение статуса создателя художественных произведений. Искусство как делание, художник как ремесленник. Трактовка искусства как любого умения. Искусства «технические» и «мусические».

Философская рефлексия сущности художественной деятельности в античный период. Концепция мимесиса – основа отделения образа от реальности, утверждение его вторичности, иллюзорности, искусственности. Античная эпоха – утверждение нового взгляда на искусство, начало формирования подходов к искусству, сходных с современными, осознание собственно художественной, эстетической ценности искусства, его способности приносить наслаждение.

Появление первичных форм экспонирования пластических искусств. Появление особых групп любителей, знатоков, собирателей искусства. Зарождение художественного коллекционирования (частного и государственного). Формирование специфического рынка произведений искусства и первого способа тиражирования – создание копий признанных шедевров.

Трактовка античного искусства в последующие периоды как эталонного, образцового, классического. Признаки классических эпох в развитии искусства. Культура античного мира как основа европейской цивилизации. Влияние традиций Востока на художественную культуру Древней Греции. Диалектика космоцентрических и антропоцентрических ориентаций в античном искусстве.

Искусство Эгейского мира. Исторические, этнические, культурные истоки античного искусства.

«Космогонический» и «натуралистический» стили керамики. Особенности орнаментальных символов расписных керамических сосудов.

Искусство периода Старых дворцов (2000-1700 гг. до н.э.) – отражение радостного, изменчивого, открытого мироощущения.

Искусство Крита периода Новых дворцов (1600-1400 гг. до н.э.). Фресковые росписи дворцов и рельефы. Растительные, морские, антропоморфные мотивы росписей. Разнообразие сюжетов: от процессий и ритуальных игр до жанровых зарисовок. Феномен «перевернутого» пространства в критском искусстве. Образ человека в критской пластике (сосуд из Агла-Триады, кубки из Вафио). Отсутствие монументальной скульптуры на Крите и возможные объяснения этого явления. Влияние критской культуры на ахейскую цивилизацию.

Искусство Микен (17-16 вв. до н.э.). Особенности «микенского» стиля, его проявление в монументальной живописи, дворцовой архитектуре, погребальных масках, малой пластике. Гибель ахейской цивилизации и прерывание традиций.

Искусство Древней Греции. Гомеровский период (9-8 вв. до н.э.) – «темные века» древнегреческого искусства: начало формирования культуры эллинов. Постепенное складывание общегреческой мифологии, выработка единого языка, общегреческого эпоса. Мелкая пластика. Геометрический стиль в керамике.

Погребальный культ и его отражение в ритуальных предметах.

Период архаики (7-6 вв. до н.э.). Искусство полиса как отражение «великой греческой колонизации».

Культурные ценности Древней Греции, новое понимание человека через его гражданское служение, формирование новой морали, особого статуса «мудрости» и знания. Мифология – основа художественной культуры Древней Греции.

«Пластический» характер греческой цивилизации. Космологизм и антропоцентризм греческого искусства.

Культурные центры и художественные школы Древней Греции. Особый динамический характер развития древнегреческой художественной культуры, быстрая эволюция ее форм и направлений.

Формирование пластических канонов монументальной пластики. Греческие куросы (курос из Аттики, Кройсос из Анависоса, курос из Пирея) и коры (кора в пеплосе, «дама из Оксерра»).

Складывание художественного идеала – куросы как отражение гармонии, устойчивости, целостности божественно-человеческого бытия. Отсутствие принципиальных отличий в изображении бога и человека. Невозмутимость и безмятежность как выражение «мужества жизни». Соотнесение «вечного» и «временного» в древнегреческой пластике. Мировоззренческий статус архаической улыбки и статуарной неподвижности. Постепенное изменение пластических канонов в сторону их «оживления». Особый интерес греков к реальной структуре, строению человеческого тела. Складывание реалистических подходов к изображению тела человека. Полихромия греческой архаической скульптуры и декоративизм статуарных изображений.

Эволюция архаической керамики. От геометрического стиля к антропоцентризму. Формы, функции, назначение древнегреческих сосудов. Связь типа росписи с функциональной ролью сосуда. Широкое использование «ориентальных мотивов» в вазописи 7 в. до н.э. Чернофигурный стиль в вазописи: развитие графики, усложнение композиции, расширение тематики. Человек как главный объект изображения. Эпические сюжеты в культуре архаики. Складывание краснофигурного стиля в архаической вазописи.

Искусство греческой классики (5-4 вв. до н.э.). Развитие гражданской, культурной жизни. Внимание к достоинству человека, его заслугам перед обществом. Идеалы, ценности и нормы гражданского самосознания общества.

Зодчество как отражение синтетической модели мира. Эволюция архитектурных форм в храмовом строительстве: от храма в антах, простиля, амфипростиля к гармонии периптера и диптера. Открытие зрительных иллюзий при восприятии архитектурных форм и их использование в храмовом строительстве.

Создание, использование и развитие стилевых ансамблей в архитектуре. Классическая ордерная система (дорический, ионический, коринфский ордер). Афинский Акрополь – архитектурный шедевр мирового уровня.

Органическая связь архитектуры и скульптуры в искусстве классики. Синтез «жизненности», неповторимости и «всеобщности» идеального типа в пластике классического периода. Процесс одухотворения изображения через передачу движения (творчество Мирона, «Дискобол»). Постепенное появление портретных и возрастных характеристик в скульптуре. Проблема контраста в пластике как особого изобразительного приема, драматизирующего сюжеты («Афина и Марсий»).

Воплощение эстетического идеала в творчестве Поликлета. Поиски «золотого сечения», «золотой пропорции» в построении совершенного изображения. «Канон» Поликлета и его реализация в статуе «Дорифора». Трактовка человека как идеального, самодостаточного микрокосма, воплощающего в себе все смыслы бытия. Творчество Фидия. Парадокс изображения движения в статике скульптуры: принцип хиазма. Скульптурный ансамбль Парфенона – вершина пластического искусства греческой классики.

Нарастание кризисных элементов в культуре после Пелопонесской войны и их отражение в искусстве поздней классики.

Драматизм искусства Скопаса (рельефы Галикарнасского мавзолея, надгробие с реки Иллисос). Основная тема творчества – конфликт человека с роком, фатумом. Героические мотивы в пластике как отражение этого конфликта («Менада»).

Нарастание чувственности, интимности, выразительности в пластике позднего времени. Творчество Праксителя («Гермес с Дионисом», «Афродита Книдская»).

Формирование тенденций к индивидуализации образа в творчестве Лисиппа («Апоксиомен»). Теория портрета Лисиппа и ее развитие его учениками: концепция единства типически-идеального и конкретно-неповторимого (портрет Александра Македонского, портрет кулачного бойца).

Искусство Древнего Рима (4 в. до н.э.-4 в.). Культурная картина мира древнеримской цивилизации. Влияние на Рим этрусских и греческих культурных традиций.

Складывание канонов собственно римского искусства в последние века Республики (4-1 вв. до н.э.). Архитектура Рима и основные типы архитектурных сооружений: триумфальная арка, амфитеатр, акведук, термы, дворец, вилла, городской дом. Купольная и арочная архитектура.

Особенности погребальных масок и их влияние на становление римского портрета. Формирование различных типов статуарных портретов. Реализм и натурализм, ограниченный характер идеализации в пластике этого периода.

Идеал человека Древнего Рима (сила духа, стойкость, мужество, гражданское служение) и специфика их отражения в скульптурном портрете времен Августа.

Формирование новой стилистики в пластике периода Флавиев. «Имперский» стиль. Эстетическое и социальное значение натурализма в скульптуре: изображение как форма самоутверждения человека в мире, подтверждение его реальной власти и статуса (портреты императоров Вителлия, Нервы).

Возврат к художественным идеалам республиканского Рима в эпоху Траяна. Рельефы колонны Траяна - мировой шедевр.

Переоценка греческих традиций в скульптуре эпохи Адриана. Нарастание пессимистических, мистических мотивов в культуре и отражение этих процессов в пластике (бюст Адриана, голова Антиноя из Лувра).

Постепенное усиление индивидуалистических, скептических тенденций в культуре Рима при поздних Антонинах. Формирование многообразия типов портрета, рафинированность изображений, декоративизм, использование необычных материалов, новые приемы в работе с мрамором. Психологизм скульптурного портрета этого времени.

Феномен воздействия провинциальных культурных традиций и канонов на развитие римского искусства. Нарастание ориентальных мотивов, фантазийности, одухотворенности в искусстве портрета (пальмирские скульптурные портреты).

Живопись Древнего Рима как переосмысление греческих художественных образцов. Мозаики и фрески; стенные росписи 1 и 2 декоративных стилей в Помпеях. Особенности сюжетных и живописных характеристик росписи «виллы Мистерий» в Помпеях. Открытие иллюзорности живописного пространства и использование различных способов его моделирования в художественной культуре.

Роль аллегории в «исторических» росписях и рельефах. Живопись 3 помпейского стиля - результат пересмотра принципов декоративного оформления плоскости стены. Многообразие тем и жанров живописи времен Августа: натюрморт, портрет, сюжетные сценки, «пейзажи». Переоценка идеалов греческой культуры в послеавгустовскую эпоху.

Особенности 4 помпейского стиля: освоение иллюзорности живописного пространства, «провалов плоскости» (росписи Золотого Дома Нерона).

Живопись в эпоху поздних Антонинов. Влияние восточных погребальных культов на художественную культуру эллинизма. Феномен фаюмских портретов.

3 век - начало угасания великой языческой культуры. Формирование новой картины мира, новых мировоззренческих ориентаций.

Стилевая эклектика последних столетий. Упрощение форм, схематизация образов, обеднение сюжетов (портрет Филиппа Аравитянина). Драматизм существования, утрата гармонии между телесным и духовным, материальным и идеальным в искусстве поздней античности. Рельефы поздних саркофагов и триумфальных арок, скульптурный портрет 4 века - пример утраты интереса к неповторимому миру человеческой души. Вычурность, гигантизм, застылость форм, повторяемость сюжетов. Тотальный кризис идеалов и канонов античных принципов пластичности.

Лекция 7. Художественная культура западноевропейского средневековья. Эпоха европейского средневековья - период нового осмысления природы художественного, функций изображения, канонов и сущности творчества.

Функции художественной культурыв средневековую эпоху. Преобладание рационалистических оснований в понимании сущности и природы художественного образа. Искусство как «библия для неграмотных». Специфика функционирования искусства в контексте монастырской, дворцовой, цеховой жизни. Неспецифичность роли художника в этот период. Близость его труда труду ремесленника. Постепенное повышение социального статуса художника в средневековом обществе.

Нежесткая норма художественных канонов западного искусства средневековой эпохи как отличительная черта художественной культуры Запада.

Сакральная функция произведений искусства. «Церковный синтез» и его выражение в архитектуре.

Периоды развития средневекового искусства. Искусство раннего средневековья (5-9 вв.) - отражение смешения «варварских», античных и христианских элементов в художественных контекстах.

«Звериный» и «древесный» стиль: магический смысл орнаментальных форм.

Романское искусство (11-13 вв.). Формирование общеевропейского стиля посредством широкого развития местных, региональных школ романского искусства.

Диктат архитектурных форм в художественной культуре этого периода. Особенности романских построек.

Появление монументального декора и культовой скульптуры в романской архитектуре (11в.). Роль библейских сюжетов для формирования тематики романского искусства.

Особенности пластики Прованса. Романское искусство Италии (творчество Бенедетто Антелами). Образ человека в немецком романском искусстве (надгробие Рудольфа Швабского и архиепископа Фридриха фон Веттина).

Монументальные церковные ансамбли Франции: фрески церкви Сен-Савен-сюр-Гартам, росписи в Безле-ля-Виль.

Экстатическая полнота переживаний, аффектированность и эпический дух фресок Каталонии. Особенности художественного языка испанских мастеров романской эпохи: стилизация, внутренний драматизм, особая роль больших цветовых плоскостей, плотность и чистота цвета, линейность композиций (церковь Сан Клементе, церковь Санта-Мария в Тауле).

Светское искусство романской эпохи.

Искусство готики (12-15 вв.). Дискуссии вокруг происхождения и продолжительности существования готического стиля.

Периоды развития готического искусства: ранний (втор. пол. 12 - пер. треть 13 вв.); зрелый (13 в.); поздний (14-нач. 15 вв.).

Постепенное изменение представлений о мире и человеке в рамках готической культуры.

Новый характер религиозности в эпоху готики.

Особенности готического стиля. Синтез искусств в готике и его отличие от романского синтеза.

Появление витражей: их символическое значение в контексте соборной архитектуры. Живой свет как свет преображения и богоприсутствия. Эволюция художественного языка витражного искусства. Витражи Нотр-Дам и Сен-Шапель в Париже.

Пластический канон готики, иконография скульптурного декора готического храма как отражение божественного закона предустановленных смыслов бытия мира и человека. Королевский портал Шартрского собора - отражение дальнейших изменений в готическом искусстве. Утверждение идеала человека не как греховного, а как возвышенного существа, стремящегося к духовному совершенствованию. «Пламенеющая готика» - художественный вариант антроподицеи.

Воплощение идеала «мистического горения» в скульптурном ансамбле собора в Реймсе. Индивидуализация и идеализирующая типизация образов: пути примирения в готической традиции. Новая иконография образа Христа: акцентировка человеческого начала в Спасителе. Статуя благословляющего Христа западного портала Амьенского собора. Попытка отразить красоту зримого мира через оправдание телесности в работах реймсских мастеров. Проникновение куртуазных начал в церковную скульптуру (пластический образ Богоматери из Амьенского собора).

Немецкая готика: ее своеобразие и скоординированность с французскими влияниями. Собор в Страсбурге - выдающийся пример готического искусства. Индивидуализация образов в скульптуре собора в Наумбурге, в пластических групповых композициях 14 в.

Готический стиль в книжной миниатюре. Нарастание светских, куртуазных мотивов в готической книжной миниатюре.

Увеличение элементов декоративизма, аристократизма, эзотеричности в искусстве поздней готики. Возрастание внимания к натуралистическому изображению деталей в скульптуре и живописи (скульптурное убранство и росписи папского дворца в Авиньоне, во дворцах Франции, Англии, Испании, Италии, Чехии). Появление живописного и скульптурного портрета. Освоение реального пространства в позднеготическом шпалерном искусстве и франко-фламандской миниатюре (Мастер Бусико, братья Лимбурги). Формирование пейзажной миниатюры: «оправдание» природы в позднеготическом искусстве.

Складывание своеобразного «рынка» произведений искусства, их активный экспорт, начало коллекционирования.

Миграция мастеров - основа разрушения позднеготических художественных канонов.

Лекция 8. Русская художественная культура. Художественная культура Киевской Руси (конец 10 - нач. 12 вв.). Принятие христианства и феномен двоеверия как важнейшие факторы развития древнерусской художественной традиции.

Широкие контакты с Византией как основа трансформации византийского художественного канона в искусстве Древней Руси.

Торжественно-монументальный характер мозаик и фресок Софии Киевской. Иконографический канон древнерусского искусства и его проявление в архитектуре, живописи, пластике. Древнерусский храмовый синтез. Взаимовлияние форм каменного и деревянного зодчества. Крестово-купольный храм - доминирующий тип храмовой постройки. Успенский собор, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском).

Формирование национальных художественных школ (12-13 вв.) на Руси: становление киевской, владимиро-суздальской, новгородской, псковской школ.

Особое внимание к образу человека в богородичном культе (правление Андрея Боголюбского). Идея заступничества и человечности в образах Деисуса и Богоматери владимиро-суздальской школы. Икона Дмитрия Солунского и «ярославской» Оранты как проявление идеалов аскетической красоты и духовной возвышенности.

Художественные особенности киевской школы, проявленные в книжной миниатюре (Остромирово Евангелие, Изборник Святослава). Ранние русские иконы и отражение в них византийских влияний: «Св. Георгий», «Спас Нерукотворный», «Ангел Златые Власы».

Художественные идеалы Великого Новгорода. Становление новгородской школы монументальной живописи во второй пол. 12 в.: росписи церкви Георгия, фрески церкви Спаса на Нередице. Взаимодействие церковной и народной культуры. Расцвет новгородской школы в 14 в. Творчество Феофана Грека: фрески Успенской церкви. Экспрессивность, страстность, аскетическая духовность. Иконографические новации Феофана Грека.

Новгородская школа: отражение в искусстве черт народной религиозности. Упрощение форм в иконах конца 13 в. - 14 в. («Иоанн Лествичник», «Георгий и Власий», «Св. Георгий с житием»). Характерные черты зрелой новгородской иконописи (конец 14-15 вв.): лаконичность и выразительность композиций, своеобразие иконографии, яркость и чистота колорита: «Чудо о Флоре и Лавре», «Битва новгородцев с суздальцами», «Молящиеся новгородцы».

Расцвет псковской художественной школы в 14-15 вв. Росписи Успенской церкви в Мелетове. Иконы «Собор Богоматери» и «Сошествие во ад». Особенности художественного языка: эмоциональная экспрессивность, национальный колорит, смелый рисунок, контрастирующий эффект цвета и пробелов.

Московская школа живописи (14 в.). Два направления в московской иконописной традиции: «национальное» (местное) и «византирующее».

Символика и семантика образов древнерусского искусства. Иконы круга Феофана Грека: «Петр и Павел», «Богоматерь Донская», «Преображение». Формирование высокого русского иконостаса, его семантика и идеологический контекст: идея Вселенской Церкви и всеобщего Предстояния Вседержителю.

Художественная культура Москвы. Искусство Москвы в период победы над монголо-татарским игом. Творчество Андрея Рублева - вершина древнерусского искусства. Фрески Успенского собора во Владимире, «Троица», «Звенигородский чин» как «умозрение в красках». Мировое значение творчества Рублева.

Памятники книжной миниатюры - Евангелие Хитрово.

Влияние формирования единого московского государства (конец 15 в.) на изменение и развитие художественной культуры Руси. Догмат о «Москве - третьем Риме» - основа сложения нового эстетического идеала культурного мессионизма. Творчество Дионисия - отражение аристократической праздничности и возвышенной одухотворенности: фрески Ферапонтова монастыря, Богоматерь-Одигитрия, Обнорское Распятие, житийные иконы митрополитов Петра и Алексея.

Становление русского самодержавия и регламентация художественной деятельности (16 в.). Возвеличивание политических идей в иконописи: икона «Благословенно воинство небесного царя». Последствия правления Ивана Грозного для развития художественных традиций Руси. Самоисчерпанность русской иконописи и стремление преодолеть ее каноны в искусстве художников строгановской школы.

Архаичность и эклектичность годуновской школы.

Быстрое развитие процессов обмирщения древнерусского искусства в 17 в. Появление нового эстетического идеала в иконописи: экспериментирование с объемами, светотенью, пластичностью форм, повествовательностью. Творчество Симона Ушакова. Парсуны. Фресковые ансамбли 17 в.: церковь Троицы в Никитниках (Москва), церковь Ильи Пророка (Ярославль).

Расцвет прикладного искусства 17 в.: орнаментальное богатство отделки, заимствование и переосмысление декоративных форм Запада и Востока.

Лекция 9. Искусство итальянского Возрождения. Принципиальные изменения в мироощущении и миропонимании человека. Антропоцентризм художественной культуры Возрождения. Переоценка античной классики в качестве эталонного, образцового периода. Появление «эстетических» трактатов. Синтез техники и теории в художественной культуре Возрождения. Формирование «науки живописи» и открытия в области изобразительных искусств.

Ренессансный гуманизм - теоретическое основание переоценки места и роли художника, природы искусства. Влияние нового понимания человека, времени и пространства на развитие ренессансной художественной культуры. Постепенное формирование новой модели творчества как индивидуальной, ценностно-значимой формы личной самореализации. Осознание инновационной значимости индивидуальных художественных стилей и манер. Высокий статус авторства в художественной культуре Возрождения - выход на новое понимание креативной сущности художественной деятельности, на новую трактовку творчества как созидания без образца. Идея гения - основа разрыва традиционной связи искусства и ремесла, основа превращения заказчика в мецената.

Эпоха Возрождения - первые попытки исторических описаний искусства.

Современные трактовки эпохи Ренессанса как переходного периода. Отражение «переходности» в художественных формах культуры этого времени.

Проторенессанс (1260(80)-1410(25)гг.).

Качественные изменения в культуре Италии. Переосмысление романского стиля как истока проторенессансной пластики (рельефы баптистерия Николо Пизано, творчество Джованни Пизано и Ариольфо ди Камбио).

Раннее Возрождение (1410(25) – ок. 1500 гг.).

Гуманистическое мировоззрение и его влияние на художественные идеалы эпохи. Освоение античного наследия и формирование представлений о мощи человеческого разума. Ведущая роль Флорентийской школы в формировании идейных и стилевых принципов искусства раннего Возрождения.

Раннеренессансная пластика («Георгий» и «Давид» Донателло, «Давид» Верроккьо). Появление новых видов рельефа – «сплющенный» и «живописный» («Мадонна Пацци», рельефы баптистерия в Сьене) и реформирование старых. Конные композиции Донателло и Верроккьо. Творчество Донателло – вершина ренессансной пластики 15 в.

Новации в живописи: новое понимание объема и пространства, освоение движения через утверждение новой роли жеста. Мазаччо как основоположник ренессансной живописи (росписи капеллы Бранкаччи, «Троица»). Флорентийская школа живописи: Фра Беато Анжелико, Беноццо Гоццоли, Паоло Уччелло и др.

Становление живописного портрета (портреты Антонелло да Мессина, Пинтурикко, Поллайоло) «Конкурирующие» подходы во флорентийском искусстве 15 в. – творчество Д. Гирландайо и творчество С. Боттичелли («Весна», «Рождение Венеры»).

Высокое Возрождение (ок. 1500-1520 (40) гг.) – наиболее полное проявление художественных принципов ренессансной культуры.

Леонардо да Винчи: особенности художественного языка и открытия в области живописи (“Мадонна Бенуа”, “Мадонна в гроте”, “Тайная вечеря”). Мировое значение леонардовской «Джоконды».

Личность Рафаэля и классическая гармония его творчества. Мадонны Рафаэля: «Мадонна Конестабиле», «Мадонна с щегленком», «Мадонна в кресле», «Сикстинская мадонна», - вечный идеал одухотворенной женственности. Особенности рафаэлевских портретов (портрет Констильоне, «Дама под покрывалом»).

Драматизм искусства Микеланджело: «Мадонна у лестницы», «Распятие», «Оплакивание Христа», статуя Давида, росписи плафона Сикстинской капеллы, «Страшный суд»».

Венецианская школа живописи.

Творчество Джорджоне («Гроза», «Сельский концерт», «Спящая Венера»). Гедонистические ориентации в живописи Тициана: «Вознесение Богоматери», «Вакх и Ариадна», «Венера Урбанская». Портреты Тициана – вершина жанра: психологизм и тончайшая нюансировка эмоций (портрет Ипполито Риминальди, портрет папы Павла 3 и Карла 5).

Позднее Возрождение и эпоха маньеризма (1520(40) – 1560(90) гг.).

Тридентский собор и начало контрреформационного движения.

Кризис ренессансных гуманистических идеалов. Становление новой научной картины мира. Маньеризм – как своеобразный антиренессансный стиль. Маньеризм позднего творчества Тициана: «Положение во гроб», «Пьета», «Венера перед зеркалом», «Пастух и нимфа», «Св. Себастьян». Возрастание роли колористического фактора, изысканности фактурных приемов в живописи Тициана.

Праздничность, декоративизм, пышность произведений Веронезе («Брак в Кане», росписи виллы Барбаро в Мазер).

Тинторетто – спиритуализация образов и нарастание субъективистских моментов в творчестве живописца.

Эзотеризм, аллегоризм, мистицизм позднего маньеризма.

Особенности декоративно-прикладного искусства Италии этого периода (Бенвенуто Челлини).

Лекция 10. Искусство Северного Возрождения. Длительное сохранение позднеготических идеалов в искусстве северной Европы: феномен «нового благочестия». Значение интуитивных религиозно-мистических ориентаций для развития художественной культуры 15 в. Рождение масляной живописи.

Нидерландское Возрождение. Ян ван Эйк – выразитель идеалов северного Ренессанса. П. Брейгель: отражение нового образа человека в живописи: грандиозность мира и ничтожность индивидуальной человеческой судьбы («Падение Икара», «Триумф смерти», «Нидерландские пословицы и поговорки», «Слепые»).

Иероним Босх.

Немецкое Возрождение. Графика Дюрера, его автопортреты и портреты.

Творчество Гольбейна и Альтдорфера. Становление пейзажа как самостоятельного жанра. Лукас Кранах Старший.

Французское Возрождение.

Лекция 11. Художественная культура Европы в 17 в. Становление науки и ее влияние на художественную сферу общества.

Бурное развитие философии искусства: обсуждение проблем гармонии, художественного творчества, художественного восприятия, вкуса, вопросов критики.

Выделение и определение понятия «изящных искусств». Постепенное освобождение художника от диктата заказчика.

Выделение мира искусства в самостоятельную, автономную сферу культуры и присвоение художественной деятельности высшего культурного и социального ранга. Постепенное преобразование роли «мастера» в роль «свободного художника». Начало выставочной деятельности и воспитание вкуса публики как пример новой самоорганизации искусства.

Быстрое развитие новых канонов художественной коммуникации. Феномены «публичного музея», тиражирования художественных ценностей, образования выставочной системы, формирования критериев художественной дистрибуции, закрепления авторского права.

Искусство Европы 17 в. Духовный кризис 17 века, связанный со сменой культурных картин мира. Социально-политические события века: войны, революции, восстания. Выход на историческую арену народных масс. Осознание трагических судеб человека философской мыслью эпохи. Осмысление этих процессов в искусстве барокко.

Изменение географии искусства: окончательное оформление национальных художественных школ и постепенное оформление контуров единой мировой художественной культуры.

Итальянское искусство 17 в. Кризис маньеризма и два варианта его преодоления: академизм и караваджизм. Возникновение академий как центров профессионального искусства в Болонье и Риме. Создание монументального искусства барокко на основе идеализации и эклектики. Развитие монументальной живописи барокко в творчестве Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени.

Искусство Караваджо: решительное обращение к реальной жизни и простонародным типам творчества («Вакх»). Появление натюрморта, жанровых мотивов. Новаторство Караваджо и его влияние на мировое искусство.

Зрелое барокко. Новая иконография: культ святых, мученичества, экстатической духовности. Влияние католицизма на особенности барочного искусства. Творчество Лоренцо Бернини.

Архитектурный барочный ансамбль: принципы построения, особенности декоративного убранства, барочный интерьер (Лука Джордано, А. Поццо, А. Да Кортона).

Испанское искусство 17 в. Напряженный трагизм творчества Эль Греко («Моление о чаше», «Снятие пятой печати», «Поклонение пастухов»). Колористические и композиционные открытия Эль Греко в портретной и пейзажной живописи.

Искусство Д. Риберы и Ф. Сурбарана – отражение суровости и натурализма.

Диего Веласкес. Тема человеческого достоинства, неповторимой полноты душевных переживаний в портретах Веласкеса. Историческая живопись Веласкеса как драма характеров. Поздний период творчества Веласкеса («Пряхи», портреты, «Менины»).

Искусство Фландрии 17 в. Праздничная полнота жизни фламандского барокко.

Рубенс как ведущий представитель европейского барочного искусства: динамичность, жизненность композиций, эмоциональная насыщенность образов и переосмысление мифологических сюжетов («Похищение дочерей Левкиппа», «Персей и Андромеда», «Кермесса»). Исторические циклы и портреты Рубенса - патетика и декоративизм.

Искусство Ван Дейка, Йорданса, Браувера: эксперименты с фольклорными темами, колористическими тональными соотношениями, с переинтерпретацией мифологических сюжетов.

Ф. Халс и становление жанра группового портрета.

Пейзажная живописьи: Ян ван Гойен, П. Поттер, Я. Рейсдаль). Бытовой жанр «малых голландцев» (Я. Стен, Г. Метсю, Г. Терборх, П. де Хох).

Драматическая сложность и неоднозначность творчества Рембрандта. («Даная», «Синдики», «Ослепление Самсона», «Анатомия доктора Тульпа», портреты стариков, автопортреты, «Ночной дозор», «Возвращение блудного сына», «Отречение Петра»).

Французское искусство 17 в. Французская академия живописи и скульптуры: приоритеты деятельности, особенности подготовки художников, общественный статус и культурное значение.

«Большой французский стиль» в архитектуре: ансамбли Версаля, Лувра, Тюильри. Абсолютизм и регламентация художественной деятельности.

Французский классицизм 17 в. Эстетические принципы искусства классицизма в теоретических работах Н. Пуссена.

Лекция 12. Европейское искусство 18 в. Решительный поворот в искусстве к светскому мировосприятию. Кризис религиозной тематики в художественной культуре Европы 18 века. Переоценка значения приватной жизни человека. Искусство рококо. Идея естественного человека, культ индивидуальности, неповторимого очарования личности. Жизнь как изящная игра: роль театрализации и фантазийности в художественном процессе. Оправдание чувственности и гедонизма в рокайльной художественной культуре 18 в.

Движение сентиментализма и переоценка отношения к прошлому.

Деятельность просветителей: развитие художественной критики, публичной оценки произведений, выработка критериев «официального» искусства.

Апология разума, социальной активности, общественной воплощенности человека и влияние этих процессов на резкое расширение тематики художественных произведений.

«Гражданственность» искусства классицизма второй половины 18 в.

Ведущая роль французской художественной школы в европейской культуре 18 в.

Архитектурные ансамбли зрелого классицизма. Парковое искусство.

Творчество А. Ватто и рождение нового художественного мировосприятия. «Галантность» как отражение камерности искусства Ватто («Паломничество на остров Киферу», «Общество в парке», «Жиль», «Лавка Жерсена»). Особый колорит и тонкий психологизм произведений Ватто.

Развитие рокайльной живописи в творчестве последователей Ватто. Пасторальные, экзотические, мифологические, эротические мотивы в искусстве Ф. Буше.

Особенности рокайльной пластики: камерность, декоративность, эмоциональная утонченность (Лемуан).

Появление нового героя в произведениях искусства: «третье сословие», «простой человек», «труженик», «рабочий».

Многообразие тематических и жанровых решений в живописи и скульптуре 18 в.: жанровые сценки Шардена, творчество Мориса Кантена де ла Тура, Гудона.

Осознание экспрессивной значимости рисунка, графики. Широкое распространение станковых форм (творчество Фрагонара, де Сент-Обеи). Сентиментализм Ж.-Б. Греза и Ю. Робера.

Английское искусство 18 в. Развитие социально-критической темы в английском искусстве 18 в. как его отличительная особенность. Бытовой жанр в творчестве Хогарта (серия «Модный брак»).

Искусство ведущих художников английской изобразительной школы - Дж. Рейнольдса и Т. Гейнсборо, их открытия в колористике и живописных техниках.

Итальянское искусство 18 в.. Монументально-декоративные композиции Дж. Б. Тьеполо (палаццо Лабиа, Вюрцбургская резиденция, королевский дворец в Мадриде) и фантазийные композиции (офорты).

Русское искусство 18 в. Влияние петровских преобразований на русскую художественную культуру. Новое место искусства в жизни русского общества: искусство как государственное и светское «дело».

Быстрое освоение европейских художественных традиций в русском культурном контексте.

Барочное искусство сер. 18 в.: гравюра А. Зубова и М. Махаева; становление на русской почве скульптуры как вида искусства в декоративно-монументальных композициях К. Растрелли.

Формирование нового художественного языка. Барочные дворцы Петербурга. Портрет как ведущий жанр русской живописи 18 в. Творчество Л. Каравака, И. Никитина, Ф. Матвеева, И. Вишнякова, А. Антропова, И. Аргунова.

Вторая половина 18 в. - период включения русского искусства в общий стилевой поток европейской художественной культуры.

Быстрое формирование классицизма. Учреждение Российской Академии художеств и ее роль в культурной жизни страны.

Скульптурный класс Академии и формирование национальной школы. Э. М. Фальконе, А. Шубин, И. Козловский, Ф. Гордеев, И. Мартос.

Становление исторического жанра в живописи (А. Лосенко) и расцвет портретного жанра: Ф. Рокотов и Д. Левицкий. Живопись сентиментализма: творческие новации и портретная концепция В. Боровиковского.

Лекция 13. Европейская художественная культура 19 в. Капиталистическая форма социальных отношений и место в ней искусства. Искусство и рынок. Влияние на развитие художественной культуры прагматизма и позитивизма.

Значение для искусства Европы знакомства с культурами колониальных и примитивных народов. Поиск нового изобразительного языка.

Новые формы функционирования искусства, новые способы художественных коммуникаций: тиражирование, репродуцирование, выставочная деятельность. Возникновение профессиональных объединений художников. Переоценка роли и места художника в обществе и появление «салонного» искусства, искусства «демократического» и «искусства для искусства». Начало формирования «искусства для масс».

Распад единого «большого стиля» художественной эпохи. Утверждение стилевой полифонии и эклектики.

Историзм искусства 19 в., его социальная заостренность и проблема художественной традиции.

Значение возрастания межкультурных контактов для развития европейской художественной культуры 19 в. Резкое уменьшение влияния национальных школ на общеевропейский статус художника. Рим, Париж, Мюнхен - столицы мировой художественной культуры.

Изобразительное искусство Европы 19 в. Творчество Ф. Гойи. Его портретная концепция как отражение трагического конфликта человека с миром. Образ человека в искусстве испанского художника: воплощение индивида «переходного времени», переживающего кризис культуры, разрыв традиций. Мятежность его новаторство творчества Гойи: «Капричос». Гротеск, ирония, социальная сатира, карнавальность - приемы создания изобразительно-выразительного ряда в картинах Гойи. Влияние идеалов романтизма на творческие поиски художника (серия «Бедствия войны», росписи «Дом глухого»).

Воплощение принципов и идеалов неоклассицизма в искусстве Давида. Творчество Давида во время Великой французской революции («Смерть Марата»). Портреты Давида. Школа Давида.

Энгр - гениальный представитель французского неоклассицизма. Искусство портрета. Мифологические и исторические композиции художника («Зевс и Фетида», «Обет Людовика 13»).

Сопряжение и конкуренция неоклассицизма и романтизма в художественной культуре Европы 19 в.

Отсутствие единого формально-стилевого направления в романтической живописи. Принципиальная многоликость романтического искусства, его полисемантизм. Разрыв гармонии идеального и реального в пользу идеального. Романтический культ художника.

Романтизм в Германии. Йенская школа. Значение идей Шеллинга, Фихте, Шлегелей, Новалиса для художников ее круга. «Вторая волна» романтизма: берлинская и гейдельбергская художественные школы.

Романтизм в искусстве Франции. Творчество Т. Жерико и Э. Делакруа.

Русское искусство времен романтических идеалов. Портреты О. Кипренского. Синтез романтических и классицистических элементов в работах К. Брюллова и Ф. Бруни. Значение «Явления Мессии» А. Иванова для поисков новых принципов художественной выразительности.

Стиль «ампир» в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве.

Феномен прерафаэлитов (Хант, Россетти, Миллес) как попытка возврата к художественным принципам дорафаэлевской эпохи. Переосмысление готической эстетики в творчестве прерафаэлитов. Поиски в области художественного языка: эксперименты с плоскостью, цветом, пространством картины. Новое открытие художественного мира иконы.

Реализм в искусстве 19 века. Быстрое формирование «национального» пейзажа в Англии (Дж. Констебл, У. Тернер), в России (А. Саврасов, И. Шишкин, И.Левитан), во Франции (К. Коро и «барбизонская школа»: Ж. Дюпре и Т. Руссо).

Эволюция бытового жанра в русском и немецком искусстве. Живопись немецкого «Бидермайера». Поэтичность живописных работ А. Венецианова и художников его круга. Критическая сила искусства П. Федотова.

Быстрое развитие книжной и журнальной графики, «плакатно-афишного» искусства, социальной карикатуры. Своеобразие графического языка О. Домье: гротеск, сатира, ирония как средства политической и социальной насыщенности его произведений. Дисгармония композиций, дихромия, эмоциональная аффектированность, чрезмерность как способ привлечения внимания публики к актуальным событиям современности.

Вторжение «реалистического героя»: творчество Г. Курбе, Ж. Ф. Милле, А. Менцеля.

Особое значение реалистических подходов для развития русского искусства 19 в. Искусство «критического реализма»: Перов, Максимов, Мясоедов, Ярошенко, Крамской. Высшие достижения русской реалистической школы в лице И. Репина и В. Сурикова. «Общество передвижников» и его роль в развитии художественной культуры России данного времени.

Европейское искусство второй половины 19 в. «Исчерпанность» художественного языка европейского искусства. Поиск новых выразительных средств, новых изобразительных кодов. Пересмотр традиций, использование открытий науки в области восприятия цвета, пристальное внимание к творчеству «дикарей», осознание агрессивности городской среды, отказ от литературности и повествовательности. Важнейшие открытия французских художников. Установка на обновленное умение видеть и ее реализация в живописных экспериментах Э. Мане, К. Моне, О. Ренуара, Э. Дега. Импрессионизм - завершающий этап развития европейского искусства Нового времени.

Постепенный переход от непосредственного восприятия натуры к опосредованному, нарастание обостренного субъективизма в восприятии мира. Постимпрессионизм: сложная семантическая система живописи П. Сезанна («Натюрморт с черными часами», «Дом повешенного»); утверждение витальных сил и тождественности искусства и жизни в живописи В. Ван-Гога; осмысленный отказ от ценностей современной цивилизации, асоциальные идеалы и образы «дна» в творчестве А. Тулуз – Лотрека; изобразительное экспериментирование в таитянском цикле П. Гогена.

Неоимпрессионизм: Ж. Сёра и П. Синьяк.

Развитие символизма на рубеже 19-нач. 20 вв. Эстетические и художественные принципы французского символизма: П. Пюви де Шаванн, Г. Моро, О. Редон.

Переосмысление роли символа в искусстве на основании философских и искусствоведческих исследований. Формирование нового символического языка европейского искусства.

Живописный язык «набидов», М. Врубеля, В. Борисова-Мусатова, художников «Голубой розы».

Формирование стиля «модерн». Приемы выразительности, семантизм, иконография живописи «модерна» (Г. Климт, Э. Мунк, В. Серов). «Мир искусства».

Архитектура и декоративно-прикладное искусство модерна.

Лекция 14. Художественная культура модернизма и постмодернизма. Изменение статуса искусства в культуре 20 в. Теория «смерти» искусства в современную эпоху.

Нарастание процессов дифференциации и деструкции в современном искусстве.

Формирование глобального художественного пространства как фактор развития «массового искусства». Понижение уровня и качества эстетической оценки. Мода как фактор функционирования художественных ценностей. Культурный феномен китча.

Кризис европейской культуры в начале 20 в.. Стилевая эклектика. Новые формы существования искусства и тотальное обновление его образного строя.

Нарастание неравномерности в развитии различных национальных и региональных художественных школ, направлений и общностей.

Глубочайший кризис народного искусства. Стилизация и фольклоризация как замена его подлинных ценностей.

Авангард и элитарные тенденции - определяющие пути развития высокого искусства. Арт-бизнес - определяющий фактор развития художественной культуры 20 в.

Компьютерное искусство - новое постижение возможностей художественного образа.

Европейское искусство модернизма и постмодернизма. Принципиально важное нарушение равновесия изобразительного и выразительного начала в сфере художественной культуры. Отказ от рациональной модели человека.

Попытка прямого выражения эмоций в живописи экспрессионистов (фовисты во Франции, группа «Мост» в Германии): создание новой художественной реальности, содержание которой - внутренний мир эмоций, чувств, переживаний и страстей человека. Фовистский период в творчестве А. Матисса («Танец», «Музыка»). Драматизм, аффектированность, социальный накал страстей в творчестве немецких экспрессионистов: Э. Кирхнер, К. Шмидт-Ротлуф, Э. Нольде, Э. Хеккель.

Признание художественно-эстетической культурной ценности примитива. «Наивное» искусство (А. Руссо, Н. Пиросманишвили). Элементы «наива» в творчестве художников «Бубнового валета» (М. Ларионов, Н. Гончарова).

Роль Пабло Пикассо в организации и формировании европейского искусства новейшего времени. Периоды его творчества: «голубой», «розовый», кубистический.

Аналитический и синтетический кубизм. Кубистические работы Ж. Брака, Х. Гриса.

Абстрактная живопись В. Кандинского и супрематизм К. Малевича. Геометрический абстракционизм П. Мондриана. Футуристическое движение в России (К. Малевич, Н. Гончарова, А. Лентулов), в Италии (К. Карра, Дж. Балла), во Франции (Р. Делоне).

Творчество К. Петрова-Водкина, Р. Фалька, К. Малевича, П. Филонова (20-ые гг.)).

Мировое значение русского авангарда.

Программы антиискусства в художественной культуре начала 20 в. «Дадаизм» (М. Дюшан, Ф. Пикабия, Т. Тцара, Х. Арп.

Новые формы художественных практик: коллаж, фотомонтаж (Г. Грос, Х. Арп, М. Эрнст).

Возникновение сюрреализма: новая трансформация реальности. Понимание пространства и времени в сюрреализме.

Орнаментальные эксперименты Ж. Миро». Искусство И. Танги, Р. Магритта.

Творчество С. Дали: вечный эпатаж и переоценка ценностей. Абсолютная власть художника над реальностью через «полное» освобождение от нее.

«Сюрреализм» П. Пикассо и Г. Мура.

Абстрактный экспрессионизм (ташизм).

Поп-арт как направление в искусстве, использующее образы продуктов потребления. Наиболее известные представители поп-арта: Э. Уорхол, Р. Лихтенштейн, Дж. Розенквист и др. Оп-арт (оптическое искусство). В. Вазарелли.

Гиперреализм.

«Неоклассицизм» тоталитарных государств как особое художественное явление в культуре 20 века.

Постмодернизм - плюрализм художественных стилей, эклектика методов, подходов, направлений. Деконструктивные, формализаторские тенденции в постмодернистской культуре. Принципиальная незавершенность постмодернистских произведений.

Концептуализм, акционизм (процессуальное искусство: хепенинг, перформанс), симуляционизм, «экологизм» (эко-арт) как направления постмодернизма. Новые виды художественных практик и художественных экспозиций: ассамблаж, аккумуляция, инсталляция, эл-арт (кинетизм), окр-арт и др.

Влияние контркультурных и субкультурных течений на искусство постмодернизма.

Психоделическое искусство.

Постмодернизм - стирание всех и всяческих границ: культурных, социальных, художественно-эстетических, национально-этнических.

Прогнозы и модели будущего развития художественной культуры в 21 веке.

Лекция 15. Художественная культура родного края. Художественная культура Удмуртии. Архитектурные памятники г. Глазова. Развитие изобразительного искусства в Удмуртии (Глазове).





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 989 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.067 с)...