Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Появились необходимые художественные средства



Сравнивая Державина и А.С. Пушкина, В.Г.Белинский говорил, что поэзия Державина – это преждевременно явившаяся пушкинская поэзия, а поэзия Пушкина – это вовремя явившаяся поэзия Державина. В этих словах – признание конгениальности обоих поэтов. Но во времена Державина еще не были найдены средства для передачи внутреннего мира и не сложился необходимый литературный язык. Пушкин и Баратынский приходят в литературу после Жуковского, Батюшкова, Д.Давыдова и других поэтов. Они уже могут опереться на художественные открытия русских и зарубежных поэтов. И здесь большую роль сыграли переводы литературы Западной Европы от античности до современности. Они открыли русской культуре различные метрические и стилевые возможности стиха, приемы в раскрытии внутреннего мира. Итак, еще одна причина – в русской литературе 19 века появляются необходимые художественные средства.

При этом писатели 19 века не отбрасывали все ценное, что накоплено литературой 18 века в содержательном плане, а бережно и творчески наследовали комплекс наиболее важных идей и представлений. (см. 2. 8)

2.5. Возникновение новой философии и появление новых художественных методов.

Как вы помните, писатели классицизма считали, что сущность личности – в разуме, поэтому конфликт между долгом и чувством чаще всего решался в пользу долга. Новое понимание мира и человека возникло на рубеже 18 и 19 века в Германии. Немецкая школа романтизма опиралась на Канта, Фихте, Шеллинга. В творческой практике эта философия была развита немецкими (йенскими) романтиками, поэтами и философами. В разработке новой философии принимали братья Фридрих и Август Шлегели, поэты Новалис и Людвиг Тик. Главная черта этой философии - новое понимание личности. Сущность личности – не в разуме (как это считали классицисты и просветители), не в чувстве (как представляли сентименталисты), а во всем ее внутреннем мире, неделимом на способности и качест ва. Исследование внутреннего мира личности стало главной задачей нового художественного метола и литературного направления - романтизма. Этой теме будет посвящена отдельная лекция. Здесь же мы лишь отметим, что именно романтизм дал русской литературе психологизм, углубленный интерес к внутреннему миру человека.

На еще большую высоту поднимается русская литература благодаря реализму. Романтики обособили личность от внешнего мира, они считали, что человек не должен зависеть от обстоятельств и среды. Реализм ж е открыл для русской литературы взаимосвязь героя со средой. При этом среда понималась широко: социальная среда, географическая, культурная, этническая, экономическая и т.д. Все эти факторы влияют на человека, формируют его внутренний мир и влияют на поступки. Поэтому в реалистических произведениях предметом изображения является вся жизнь, во всем многообразии ее связей. Благодаря этому философскому открытию предмет литературы и ее связь с жизнью сразу расширились.

Вопросы к разделам 2.4.- 2.5.

- Как понималась сущность литературы в 17? 18 веке? Что нового внес в это 19 век? Как это отразилось на художественной форме произведений?

На какие художественные достижения могли опереться писатели 19 века? Почему это стало возможным именно в этот период?

- Как повлияли на развитие литературы новые философские течения? Как связано с философскими исканиями возникновение романтизма и реализма?

- Что такое «среда» в философском и литературном понимании?





Дата публикования: 2014-09-01; Прочитано: 716 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...