Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Международного права и международного сотрудничества



В областях при государственной администрации имеются управления юстиции, которые выполняют свои задачи на местном уровне и подчиняются непосредственно Министерству юстиции. Главное управление юстиции Крыма также подчиняется непосредственно Министерству юстиции Украины.

Министерство юстиции (Минюст) в пределах своей компетенции на основе и во исполнение действующего законодательства издает приказы, организует и проверяет их исполнение. В необходимых случаях вместе с другими органами государственного управления и общественными объединениями оно принимает совместные акты по межотраслевому управлению.

Министерство юстиции разрабатывает концепции государственной правовой политики и правовых реформ; организует и координирует деятельность по подготовке проектов законов, кодексов; производит их экспертизу на предмет соответствия Конституции Украины и требованиям законопроектной техники; осуществляет экспертизу нормативных актов областных советов народных депутатов, а также Киевского и Севастопольского городских советов, касающихся прав, свобод и законных интересов граждан. Оно обеспечивает реализацию государственной политики относительно государственной тайны, контроль над ее сохранением в центральном аппарате министерства и подчиненных ему органах, учреждениях, организациях; обобщает практику применения законодательства, разрабатывает предложения по усовершенствованию законодательства; организовывает исполнение актов законодательства и др.

В соответствии со ст. 131 Конституции 1996 г. в Украине учреждён Высший совет юстиции, состоящий из 20 членов, которые назначаются: Верховной Радой - 3 члена; Президентом - 3 члена; съездом судей - 3 члена; съездом представителей юридических высших учебных заведений и научных организаций - 3 члена; всеукраинской конференцией работников прокуратуры - 2 члена. Кроме того, в состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного суда, Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор.

Высший совет юстиции - это высший надзорный (за административной и дисциплинарной стороной деятельности судей и прокуроров) орган в Украине.

К ведению Высшего совета юстиции относятся:

 внесение представления о назначении судей на должности или об освобождении их от должностей;

 принятие решения по нарушениям судьями и прокурорами требований относительно несовместительства;

 осуществление дисциплинарного производства в отношении судей Верховного суда Украины и судей высших специализированных судов и рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственности судей апелляционных и мест­ных судов, а также прокуроров.

Глава 9

СОЦИАЛЬНОЕ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО

§ 1. История идеи о правовом и социальном государстве

Понятие «социальное государство» является плодом ХХ века, тогда как понятие «правовое государство» возникло раньше - в ХIХ веке, хотя истоки того и другого следует искать в древности. Уже известные мыслители античности (Платон, Аристотель и др.) обращались к поискам принципов, форм и конструкций согласованного взаимодействия власти и права.

Античными авторами был выработан ряд положений о правовом государстве:

- о власти закона как сочетании силы и права (Аристотель, Солон);

- о различии правильных и неправильных форм правления (Сократ, Платон);

- о различии естественного и позитивного права и их соотношении (Аристотель, Демокрит);

- о равенстве людей по естественному праву (римские юристы, стоики);

- о праве как мериле справедливости, регулирующем нормы общения (софисты, Цицерон и др.);

- о государстве как правовом объединении людей (Цицерон1);

- о сферах частного и публичного права, о юридическом лице, субъекте права (римские юристы).

Символическим выражением представлений о государственной власти, признающей право, т.е. о справедливой государственной власти, стал образ богини правосудия с повязкой на глазах, с мечом и весами правосудия. Он олицетворяет единение силы и права: охраняемый богиней правопорядок в равной мере обязателен для всех. Образ правосудия выражает смысл и идею не только справедливого суда как специального органа, но и идею справедливой, правовой, государственной власти.

На протяжении истории смысл и содержание идеи о правовом государстве у разных мыслителей, политических и общественных деятелей значительно различались. В то время как у одних идея такого государства связывалась с частной собственностью, эксплуатацией чужого труда и привилегированным положением в обществе определенных классов и слоев, другие понимали ее совершенно по-иному. Например, Т. Мор еще в XVI в. констатировал, что в условиях частной собственности невозможно говорить ни о справедливости, ни об общественном благосостоянии, ни о «совершенном государственном управлении».

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее значение в работах исследователей приобретают проблемы разделения функций власти, правовой организации властных отношений, соотношение политических сил, исключающее монополизацию власти в руках одного органа, лица или союза. Утверждаются идеи свободы личности, господства права в частных и публичных отношениях. Дж. Локк в Англии (XVII в.) выступил с обоснованием доктрины «законности сопротивления всяким незаконным проявлениям власти». Ш. Монтескье во Франции (XVIII в.) заявлял, что для предотвращения злоупотребления властью необходим такой порядок, где власти могли бы взаимно себя сдерживать.

Философскую основу современной теории правового государства заложил немецкий философ Иммануил Кант, в учении которого центральное место занимает человек как член общества и как личность. Хотя словосочетание «правовое государство» в его трудах не употреблялось (оно звучит у него как «правовое государственное устройство»), Кант настаивал на согласовании действий государства с правом, подчинении его правовым законам.

Впервые термин «правовое государство» был употреблён немецкими учеными К.Т.Велькером (1813), И.Х.Фрайхер фон Аретином (1824). Создание юридически завершенного понятия «правовое государство» связывают с именем Р.Моля, который ввел его в общий государственно-правовой и политический обиход. В 1829 году он дал определение правового государства как конституционного государства, которое должно основываться на закреплении в конституции прав и свобод граждан, на обеспечении судебной защиты личности.

Итак, исторически правовое государство - это конституционное государство. Оно возникает как реакция на абсолютную монархию, как требование ограничения деятельности центральных государственных органов соответствующими общими правовыми актами, сформулированными представительными органами.

Теория правового государства охватила страны Западной Европы, Северной Америки, развиваясь и обогащаясь на протяжении десятилетий. Доминирующей становится идея о том, что в правовом государстве отношения между людьми и государством регулируются нормами, устанавливающими порядок и исключающими безвластие и применение насилия. Это означает, что подданные, которые раньше имели только обязанности, превращаются в граждан, наделенных, помимо обязанностей, определенными, установленными законом правами. Основной целью правового государства считается обеспечение свободы граждан, свободы инициативы, предпринимательства и развития личности соответственно принципу «разрешено все, что не запрещено законом».

В ХХ веке, особенно после второй мировой войны, теория правового государства приобрела новые черты. Она прошла через период господства нацистского варианта теории «правового государства» в фашистской Германии, через этап непринятия в СССР идеи правового государства с ее (идеи) наработанными в дореволюционное время ценностными элементами-признаками: верховенство права, разделение властей, неприкосновенность личности, гарантии прав и свобод человека и др.

Показательно, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей и другие.

В 80-х гг. н. ст. идея создания правового государства актуализировалась в странах бывшего «социалистического лагеря» как реакция на тоталитарный режим, административно-командные методы властвования, нарушение прав человека. Отечественная наука приняла формулу «правовое государство» в результате «перестройки», провозглашенной в 1985 году. Украина, став самостоятельным независимым государством, определила ориентацию своего развития - построение демократического социального правового государства.

Социальное государство (государство социальной демократии) - это современная политико-правовая теория, где слово «социальная» несет большую смысловую нагрузку: оно связано с социальной жизнью людей, подчеркивает, что государство берет на себя заботу о материальном благосостоянии граждан, осуществляет функцию регулирования экономики с обязательным учетом экологических требований, обеспечивает защиту экономических и социальных прав человека.

Казалось бы, «правовое государство» и «социальное государство» несовместимы. Первое предусматривает определенную свободу личности от государства, от его опеки. Второе, наоборот, опирается на активность государства в социальной защите личности, особенно социально ранимой (пенсионер, инвалид, безработный не по своей вине).

Между тем, вторая половина ХХ в. соединила эти понятия, обогатив каждое из них. Когда говорят о построении социального правового государства, имеют в виду, прежде всего, воплощение в нём:

- принципа верховенства права (господство правового закона) как ведущего в правовом государстве;

- принципа социальной справедливости (обеспечение государством социальной безопасности личности) как ведущего в социальном государстве.

Понятие «социального государства» выдвинуто в 1929 году немецким государствоведом Х. Хеллером, после чего распространилось в Европе. В США идея социального государства была воспринята позднее, чем в странах Европы, поскольку тип сознания американского общества был ориентирован на принцип индивидуализма.

После второй мировой войны концепция социального государства получила закрепление в конституциях ряда стран Западной Европы (ФРГ, Испания и др.). Ст.1 Конституции Испании 1978 г. указывает, что Испания - социальное, правовое и демократическое государство, высшими ценностями которого являются свобода, справедливость, равенство и политический плюрализм. Ст.20 Конституции ФРГ 1949 г. гласит о том, что ФРГ является демократическим и социальным федеративным государством. В Конституции Франции записано, что она является демократической и социальной республикой.

В наши дни социальное государство означает, прежде всего, обязанность законодателя быть социально активным во имя сглаживания противоречивых интересов членов общества и обеспечения достойных условий жизни для всех при наличии равенства форм собственности на средства производства. Государство становится органом преодоления социальных противоречий, учета и координации интересов разных групп населения, проведения в жизнь таких решений, которые бы положительно воспринимались разными общественными слоями. Его цель - при помощи социальной политики, обеспечения равенства и условий политического соучастия объединить население, стабилизировать социальную (в том числе правовую) и экономическую системы, обеспечить их прогрессивную эволюцию.

Понятие правового государства все более совмещается с концепцией так называемого «государства всеобщего благоденствия» («максимального» государства)1, или, говоря иначе, «социального государства». Это совмещение происходит, прежде всего, на основе гарантий системы экономических, социальных и культурных прав.

Ученые (Г.А. Риттер, Роулз и др.) выделяют три модели современного социального государства:

1. «Позитивное государство» (США), в котором имеется наименьшая степень вмешательства государства в экономику и социальное обеспечение, ориентированное на соблюдение индивидуализма и защиту корпоративных интересов (социальная политика государства выступает как средство контроля);

2. Собственно социальное государство (Великобритания), в котором обеспечивается гарантированный минимальный уровень жизни и равенство стартовых возможностей (социальная политика государства как средство обеспечения полной занятости);

3. «Государство благосостояния» (Нидерланды), в котором обеспечивается минимальный уровень жизни и устанавливается максимальный уровень доходов, уменьшается различие в зарплате, гарантируется полная занятость (социальная политика государства как средство обеспечения «равенства, кооперации и солидарности»).

Эти модели имеют тенденцию перехода от одной к другой. Они нигде полностью не были реализованы, что свидетельствует об изменчивости социальной политики государств в ходе развития.

Идея об ориентации Украины на социальное государство содержится в Конституционном договоре между Верховной Радой и Президентом Украины (от 8 июля 1995 г.) «Об основных началах организации и функционирования государственной власти и местного самоуправления на период до принятия Конституции Украины». Здесь, в частности, подчеркивается, что договор гарантирует социальную направленность рыночной экономики. Четкое текстуальное выражение идея социального правового государства нашла в ст. 1 Конституции Украины.

Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства (свойства социального государства) находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина (свойства правового государства).

Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение - наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конф­ликтов и социальных потрясений.

Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека. И, наоборот, социальное государство будет в противоречии с правовым государством всегда, когда «человеческое благосостояние», «социальная безопасность», «социальная справедливость» станут считаться более высокими ценностями. Развитие государства как социального должно базироваться на таком фундаменте как «правовое» государство.

Разумеется, до фактического воплощения в жизнь идеи социального правового государства украинскому обществу надо еще многое сделать.

Прогнозировать перспективу успешного развития Украины можно только на путях оптимального сочетания принципов правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Идея социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная идея в случае успешной реализации способна вывести Украину в число цивилизованных государств мира.

§ 2. Понятие и признаки социального
правового государства

Социальное правовое государство - это политическая организация общества, в которой право связывает и подчиняет себе государственную власть, а основные права личности и ее социальная безопасность составляют содержание свободы, основанной на законах, которые принимаются и подвергаются изменению законным путем.

Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, социальное правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, имеет ряд специфических признаков (черт):

1. Связанность государственной власти правом и его господство во всех сферах общественной жизни: свобода может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; в Конституции Украины 1996 г. (ст. 8) записано: «В Украине признается и действует принцип верховенства права»;

2. Соответствие закона праву (правовой закон) и его верховенство, т.е. право как мера свободы и справедливости получает отработанное в законе содержание; конституционный закон имеет прямое действие.

3. Связанность законом в равной мере как граждан и их объединений (коммерческих и некоммерческих), так и государственных органов, должностных лиц. В отношении граждан и их объединений действует общедозволительный принцип: «дозволено все, кроме прямо запрещенного законом»;

В отношении властных государственных органов и должностных лиц действует специально-дозволительный принцип: «дозволено только то, что прямо предусмотрено законом». Еще древнегреческий мыслитель Платон отмечал: «Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они его рабы, я усматриваю спасение государства...».

4. Законодательное закрепление и реальное обеспечение основных прав человека - наличие отлаженного правового механизма их охраны и защиты (включая уровень прямой конституционной защиты);

5. Построение отношений личности и государства на основе взаимной ответственности: как личность ответственна перед государством, так и государство несет ответственность перед личностью за неисполнение обязанностей;

6. Разделение государственной власти между законодательными, исполнительными и судебными органами, их независимость и единство; недопустимость подмены функций друг друга; действенность механизма «сдержек и противовесов»;

7. Законный (легальный) путь принятия законов и их изменения - путь выявления воли народа непосредственно (референдум) либо опосредованно (через представительный орган). Вся полнота законодательной власти в представительном органе осуществляется представителями народа, избранными из его среды;

8. Наличие эффективных форм контроля и надзора за осуществлением законов и иных нормативно-правовых актов -отлаженная работа прокуратуры, милиции, службы безопасности, налоговой администрации и других правоохранительных и контрольно-надзорных органов;

9. Возможность личности притязать на конкретный минимум социальных благ благодаря гарантированию государством её социальной безопасности -минимальный (достаточный) уровень жизни каждому гражданину и его повышение;

10. Возможность граждан притязать на обеспечение государством их социальной защиты, поднятие уровня социально-экономических прав граждан до уровня основных прав -формирование социальной среды, создающей условия для благоприятного индивидуального развития личности, равенства стартовых возможностей (а не материального равенства) с помощью государственной системы просвещения и образования, налоговой политики, регулирования рынка труда и контроля условий труда и др.;

11. Осуществление государством социальной помощи гражданам, не способным (не по своей вине) нести ответственность за свое благосостояние -речь идёт об обеспечении гарантированного жизненного уровня социально ранимых слоёв населения - старых, нетрудоспособных (больных), безработных по не зависящим от них причинам. Это право гарантируется общеобязательным государственным социальным страхованием;

12. Обеспечение государством социальной функции собственности -собственность не должна использоваться во вред человеку и обществу: наносить вред правам, свободам и достоинству граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные качества земли (ст.13, 41 Конституции Украины);

13. Проведение государством политики социального компромисса -решения всех вопросов на путях согласия и взаимопонимания различных социальных групп, глубокого уважения к личности независимо от ее социального положения, защиты от всякого посягательства на ее жизнь, здоровье и личное достоинство.

Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально-экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.

Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:

- как индивиду, который отличается от других физическими и психическими качествами, т.е. имеет индивидуальность;

- как члену социального организма, каким является гражданское общество, т.е. индивиду, который входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;

- как гражданину, который является подданным государства.

§ 3. Личность и государство

Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:

 личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;

 государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.

Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство - личность», можно свести к двум подходам:

1) индивидуалистический, личностный, гуманистический (естественно­-правовой подход). Этот подход исходит из понимания личности как цели, государства - как средства для достижения цели. Его содержание - права принадлежат человеку от природы. Он владеет ими независимо от государства. Эти права неотъемлемы. Задача государства и общества состоит в том, чтобы соблюдать эти права, не допускать их нарушения; создавать условия для их реализации. Конкретное содержание и объем прав изменяются и расширяются по мере развития общества, сами же фундаментальные права остаются неизменными;

2) государственнический, этатический (юридико-позитивист­ский). Этот подход исходит из понимания государства как цели, а личности - средства для достижения цели. Его содержание - свои права человек получает от общества и государства, природа этих прав патерналистская; государство - источник и гарант прав человека благодаря закреплению их в законе; право и закон не имеют существенных различий; права личности изменяются в зависимости от государственной целесообразности и возможности.

С юридико-позитивистским подходом во многом сходна марксистская теория, которая склона подчинять права человека государственной целесообразности. Различие между ними состоит в том, что марксизм ориентирован на социально-экономическую, классовую детерминацию права (право - возведенная в закон воля господствующего класса), а не на его рацио­нальную самоценность. При марксистском подходе постановка вопроса о правах личности становится излишней вследствие понимания личности как выразителя совокупности общественных отношений.

Если первый подход характерен для демократических государств, то второй - для антидемократических, тоталитарных. В СССР (до середины 80-х гг. н. ст.) преобладал этатический подход к правам человека; для демократического камуфляжа в законодательство (Конституцию) были введены разделы о правах, свободах и обязанностях личности. Только в наши дни происходит обретение подлинно демократического представления о правах человека. В отношениях «человек - государство» приоритет принадлежит человеку, а государство и его структуры (ветви государственной власти - законодательство, управление и правосудие) призваны подчинить свою деятельность охране и защите прав человека. В ст. 3 Конституции Украины записано: «Права и свободы человека и их гарантии определяют содержание и направленность деятельности государства».

Один из основных признаков социального правового государства - связанность государства правом - следует понимать так, что права граждан не являются дарованными государством, а имеют собственное обоснование. Они объективно существуют от рождения человека и неотчуждаемы от него. Поэтому отношения личности и государства должны строиться на основе их связанности взаимными правами, обязанностями и ответственностью. Как гражданин ответствен перед государством, так и государство ответственно перед гражданином.

Государство:

1. Гарантирует каждому информацию о его правах и свободах;

2. Берет на себя обязанность обеспечить права своих граждан и обеспечивает их реальное осуществление;

3. Предоставляет гражданину свободу проявить себя во всех областях социально-политической жизни, за исключением сфер, прямо оговоренных в законе;

4. Не вправе ограничивать права и свободы гражданина, кроме случаев, прямо предусмотренных законом;

5. Не вправе привлекать к ответственности граждан за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом;

6. Не вправе дважды привлекать гражданина к юридической ответственности одного вида за одно и то же правонарушение;

7. Гарантирует защиту судом прав и свобод человека и гражданина;

8. Действует исключительно в рамках закона, имеет установленные конституцией четкие пределы своих полномочий;

9. Ответственно за неправомерные действия должностных лиц: превышение власти, злоупотребление служебным положением.

Правовой институт ответственности государства позволяет создать дополнительные сдержки и противовесы власти, смягчить её автократические проявления, ограничить возможные злоупотребления при помощи подчинения её закону. Созидаемые этим институтом условия обращают властвование в общественное служение, а не привилегию. Соблюдение института ответственности государства, его органов и должностных лиц перед человеком и гражданином является одним из основных показателей правовой направленности деятельности государства. Он выражает нравственно-юридические начала в отношениях между государством как носителем власти и гражданином как участником её осуществления;

10. Обязано возмещать за свой счет и за счет органов местного самоуправления материальный и моральный ущерб, причиненный незаконными решениями, действиями или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления­, их должностных и служебных лиц при осу­ществлении ими своих полномочий.

В частности, в соответствии со ст.55 Конституции Украины суду дано полномочие пересмотреть решения, действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных и служебных лиц в случае их обжалования. Тем самым создан механизм ответственности государства перед человеком за свою деятельность;

11. Гарантирует право гражданина обращаться за защитой своих прав и свобод в соответствующие международные судебные учреждения или в соответствующие органы международных организаций, членом или участником которых является Украина и др.

Ныне стало привычным содержание ст. 2 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которой государство во исполнение обязательств по защите прав человека и гражданина:

а) обеспечивает права всех лиц, находящихся под его юрисдикцией, без какой бы то ни было дискриминации;

б) в соответствии с конституционной процедурой законодательного или иного характера предпринимает меры, позволяющие осуществлять эти права;

в) предоставляет каждому, чьи права нарушены, процессуальные правовые средства для их защиты;

г) развивает возможности использования указанных правовых средств, а также отвечает за действенность их применения.

Личность, являющаяся гражданином государства, в свою очередь, не только реализует права, но и имеет обязанности перед государством и своими согражданами, несет ответственность за их невыполнение:

 пользуется предоставленными ей правами в определенных рамках, установленных законом;

 каждой из ее свобод соответствует обязанность, ибо пользование свободой предполагает воздержание других лиц от препятствующих этому действий. С целью защиты интересов других граждан и общества некоторые ее действия ограничиваются законом;

 осуществляется ответственность любого гражданина, независимо от его должности и общественного положения, за нарушение конституции и законов и т.п.

Как писал украинский правовед Б.А.Кистяковский, «в правовом государстве власть должна быть организована так, чтобы она не подавляла личность; в нем как отдельная личность, так и совокупность личностей - народ - должны быть не только объектом власти, но и субъектом её».

(См. подробнее о положении личности, её правах, свободах и обязанностях в главах 10 и 11).

Раздел III

ТЕОРИЯ ДЕМОКРАТИИ. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА

Глава 10

ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О ДЕМОКРАТИИ

§ 1. Понятие и признаки демократии

Слово «демократия» известно еще со времен Древней Греции и в переводе с греческого языка означает «власть народа». В ранний период своего существования в Древней Греции демократия понималась как особая форма или разновидность организации государства, при которой властью обладает не одно лицо (как при монархии, тирании), и не группа лиц (как при аристократии, олигархии), а все граждане, пользующиеся равными правами на управление государством.

На протяжении истории к идее демократии, основанной на принципах свободы и равенства, обращались лучшие умы человечества, обогащая и развивая это понятие: Перикл (Древняя Греция), Б.Спиноза (Нидерланды, ХVII в.), Ж.-Ж.Руссо (Франция, XVIII в.), Т.Джефферсон (США, XVIII в.), И.Франко (Украина, к. ХIХ - н. ХХ в.), В.Гавел (Чехия, ХХ в.), А.Сахаров (Россия, ХХ в.) и др. Многие из них (напр., А. Токвиль) акцентировали внимание на необходимости «учиться демократии». Гёте писал: «Лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой».

Каждая историческая эпоха вносила свои признаки в понятие демократии и расставляла свои акценты на их значимости.

Слово «демократия» употребляется в разном значении:

 как форма государства;

 как политический режим;

 как принцип организации и деятельности государственных органов и общественных организаций.

Когда говорят о государстве, что оно - демократическое, то имеют в виду наличие всех этих значений. Демократия как форма государства возможна в странах с демократическим режимом, а следовательно, с демократическим принципом организации и деятельности всех субъектов политической системы общества (органы государства, государственные организации, общественные объединения, трудовые коллективы), которые одновременно являются и субъектами демократии. Разумеется, субъектами демократии являются прежде всего гражданин и народ.

Демократия нигде и никогда не существовала без государства.

Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборностью основных органов государства;

3) равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;

4) подчинением меньшинства большинству при принятии решений.

Любые демократические государства строятся на базе этих общих признаков, но степень развития демократии может быть различной. Демократизация общества - это долговременный постоянный процесс, нуждающийся не только во внутригосударственных, но и в международных гарантиях.

Современные демократические государства (а быть демо­кратическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов:

(1) соблюдение прав человека, их приоритет над правами государства;

(2) конституционное ограничение власти большинства над меньшинством;

(3) уважение прав меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;

(4) верховенство закона;

(5) разделение властей и др.

Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.

Демократия - политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие всех и каждого в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; обеспечение прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.

Рассмотрим признаки демократии.

1. Демократия имеет государственный характер:

а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через представительные органы. Он не может осуществлять сам принадлежащую ему власть и делегирует государственным органам часть своих полномочий;

б) обеспечивается выборностью органов государства, т.е. демократической процедурой организации органов государства в результате конкурентных, свободных и честных выборов;

в) проявляется в способности государственной власти оказывать воздействие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью управления общественными делами.

2. Демократия имеет политический характер:

а) предусматривает политическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, т.е. без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений - партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.

Законодательства развитых западных государств закрепляют ряд принципов, которыми должен гарантироваться политический плюрализм: 1) общее право голоса; 2) равенство при выборах; 3) тайное голосование; 4) прямые выборы и т.п. Напоминаем, что ст. 15 Конституции Украины провозглашает: «Общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия. Никакая идеология не может признаваться государством как обязательная. Цензура запрещена»;

б) основывается на политическом равноправии граждан на участие в управлении делами общества и государства и, прежде всего, равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, т.е. политическими возможностями развития.

3. Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан - экономических, политических, гражданских, социальных, культурных, а равно - и их обязанностей в соответствии с международными стандартами, закрепленными в Хартии прав человека (Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., которые вступили в силу с 23 марта 1976 г., и др.). Законом Украины «О действии международных договоров на территории Украины» от 10 декабря 1991 г. установлен порядок применения международных норм о правах человека.

4. Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу - ко всем субъектам политической системы (они же - и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам - учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.

5. Демократия предполагает взаимную ответственность государства и гражданина, которая выражается в требовании воздерживаться от совершения действий, нарушающих их обоюдные права и обязанности. В Конституции Украины подчеркнуто: «Государство отвечает перед человеком за свою деятельность. Утверждение и обеспечение прав и свобод человека является главной обязанностью государства» (ст. 3). Арбитром в возможных конфликтах между государством и гражданином является независимый и демократический суд (см. главу 9 § 3).

§ 2. Функции и принципы демократии

Функции демократии - основные направления ее воздействия на общественные отношения, целью которых является повышение социально-политической активности граждан в управлении обществом и государством.

Поскольку демократия - не статическое, а динамическое состояние общества, ее функции в различные исторические периоды изменялись, обогащались, углублялись.

Функции демократии можно разделить на две группы:

 раскрывающие связь с общественными отношениями;

 выражающие внутренние функции деятельности государства;

К числу наиболее общих функций демократии можно отнести следующие:

1. Организационно-политическая - организация политической власти на демократических началах. Она включает в себя подфункцию самоорганизации народа (самоуправление) в качестве источника государственной власти и выражается в наличии организационных связей между субъектами демократии: органами государства, государственными организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами;

2. Регулятивно-компромиссная - обеспечение плюрализма деятельности субъектов демократии в цивилизованных рамках сотрудничества и компромисса, концентрации и консолидации разных политических сил вокруг интересов гражданского общества и государства. Правовым средством обеспечения данной функции является урегулированность правовых статусов субъектов демократии;

3. Общественно-стимулирующая - обеспечение оптимального служения государства обществу, стимулирование, учет и использование общественного мнения и активности граждан (консультативных референдумов, наказов, писем, заяв­лений и т.п.) при разработке и принятии государственных решений;

4. Учредительная - формирование органов государственной власти и органов местного самоуправления демократическим путем (конкурс, выборы);

5. Контрольная - обеспечение деятельности органов государства в пределах их компетенции в соответствии с предписаниями нормативно-правовых актов; подконтрольность и подотчётность всех звеньев государственного аппарата (например, контроль представительных органов над исполнительными органами, отчет последних перед первыми);

6. Охранительная - обеспечение государственными органами безопасности, чести и достоинства каждого человека, охраны и защиты прав и свобод личности, меньшинства, форм собственности, предупреждение и пресечение правонарушений.

Последние три функции демократии выражают внутренние функции государства.

Принципы демократии - непререкаемые исходные требования, которые предъявляются ко всем участникам политической деятельности, т.е. к субъектам демократии.

Признание международным сообществом основных принципов демократии объясняется стремлением укрепить международную антитоталитарную политику.

Основные принципы демократии:

1) политическая свобода - свобода выбора общественного строя и формы правления, право народа определять и изменять конституционный строй (ст. 5 Конституции Украины), обеспечение защиты прав человека. Свобода имеет первичное назначение - на ее основе может возникнуть равенство и неравенство, но она предполагает равноправие;

2) равноправие граждан - означает равенство всех перед законом, равную ответственность за совершенное правонарушение, право на равную защиту перед судом. Соблюдение равноправия гарантируется: не может быть привилегий или ограничений по признакам расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, места жительства, по языковым и иным признакам. Важнейший аспект равноправия - равенство прав и свобод мужчины и женщины, которые имеют одинаковые возможности для их реализации;

3) выборность органов государства и постоянный контакт с ними населения - предполагает формирование органов власти и мест­ного самоуправления путем народного волеизъявления, обеспечивает их сменяемость, подконтрольность и взаимоконтроль, равную возможность каждого реализовать свои избирательные права. В демократическом государстве одни и те же люди не должны длительное время беспрерывно занимать должности в органах власти: это вызывает недоверие граждан, приводит к утрате легитимности этих органов;

4) разделение властей - означает взаимозависимость и взаимное ограничение разных ветвей власти: законодательной, исполнительной, судебной, что служит препятствием для превращения власти в средство подавления свободы и равенства;

5) принятие решений по воле большинства при обязательном соблюдении прав меньшинства - означает сочетание воли большинства с гарантиями прав личности, находящейся в меньшинстве - этническом, религиозном, политическом; отсутствие дискриминации, подавления прав личности, не состоящей в большинстве при принятии решений;

6) плюрализм - означает многообразие общественных явлений, расширяет круг политического выбора, предполагает не только плюрализм мнений, но и политический плюрализм - множественность партий, общественных объединений и т.п. с различными программами и уставами, действующими в рамках конституции. Демократия возможна в том случае, когда в ее основе находится принцип плюрализма, однако не всякий плюрализм является обязательно демократическим. Только в совокупности с другими принципами плюрализм приобретает универсальное значение для современной демократии.

§ 3. Формы и институты демократии

Функции демократии реализуются через ее формы и институты.

Форма демократии - это ее внешнее выражение.

Форм демократии можно назвать немало, но основные из них следующие:

1. Участие народа в управлении государственными и общественными делами (народовластие), осуществляется в двух формах - прямой и непрямой:

2. Формирование и функционирование системы органов государства на основе демократических принципов законности, гласности, выборности, сменяемости, разделении компетенции, которые упреждают злоупотребление служебным положением и общественным авторитетом;

3. Юридическое (прежде всего конституционное) закрепление системы прав, свобод и обязанностей человека и гражданина, их охрана и защита в соответствии с международными стандартами.

Виды демократии классифицируют по сферам общественной жизни:

- экономическая;

- социальная;

- политическая;

- культурно-духовная и др.

Например, о значении экономической и социальной демо­кратии в развитии социального правового государства говорится в программном документе Социалистического Интернационала «Декларация принципов» (1989 г.).

Формы демократии находят проявление в ее институтах (референдум, общественное мнение, комиссии Верховной Рады и др.).

Институты демократии - это легитимные и легальные элементы политической системы общества, непосредственно создающие демократический режим в государстве через воплощение в них принципов демократии.

Предпосылкой легитимности института демократии является его организационное оформление и признание общественностью; предпосылкой легальности - его юридическое оформление, узаконение.

По исходному назначению в решении задач политики, власти и управления различаютинституты демократии:

По юридической значимости принимаемых решений различаютинституты демократии:

В системе институтов непосредственной демократии важнейшее место принадлежит выборам.

Выборы - форма непосредственного участия граждан в управлении государством путем формирования высших представительных органов, органов местного самоуправления, их персонального состава.

Граждане демократического государства имеют право свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Гражданин может выражать свою волю свободно при соблюдении равенства. Свобода избирателя реализуется при помощи тайного голосования и требует установления гарантий против давления на него.

На основе всеобщего, равного и прямого избирательного права путем тайного голосования в Украине избираются населением: Президент, Верховная Рада, Верховный Совет Автономной Республики Крым, органы местного самоуправления (сельского, поселкового, городского совета и их председатели).

Избирательная система может быть мажоритарной, пропорциональной и смешанной (мажоритарно-пропорциональной). Мажоритарная система - система определения результатов выборов, согласно которой депутатские мандаты от избирательного округа получают только кандидаты, получившие установленное большинство голосов. Согласно пропорциональной системе депутатские мандаты распределяются между партиями пропорционально количеству голосов, отданных за партию в границах избирательного округа.

Выборы депутатов Верховной Рады Украины в 1998 г. проводились по смешанной системе: из 450 депутатов - 225 избиралось в одномандатных избирательных округах на основе относительного большинства (мажоритарная система), а 225 - по спискам кандидатов в депутаты от политических партий, избирательных блоков партий во многомандатном общегосударственном избирательном округе на основе пропорционального представительства (пропорциональная система)

Особым институтом демократии является референдум как один из способов демократического управления государственными делами.

Референдум (лат. - то, что должно быть сообщено) - способ решения путём голосования кардинальных проблем общенационального и местного значения (принятия конституции, иных важных законов или внесения в них изменений, а также других решений по важнейшим вопросам). Референдум является одним из важных институтов непосредственной демократии, проводится с целью обеспечения народовластия - непосредственного участия граждан в управлении государством и местными делами.

Референдумы по предмету проведения:

конституционный - на всенародное голосование выносится проект конституции или конституционные поправки;

законодательный - на всенародное голосование выносится проект закона или действующий закон;

консультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по принципиальному вопросу государственной жизни.

Референдумы по степени обязательности проведения:

обязательный - предметом референдума являются вопросы, отнесенные Конституцией к исключительному решению в результате всенародного опроса (например, согласно ст.73 Конституции Украины исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины);

факультативный - проводится с целью выявления общественного мнения по конкретному вопросу, интересующему определенную часть населения региона (например, об установлении свободной экономической зоны в Харьковской области).

Предметом референдума могут быть вопросы:

- имеющие существенное значение для определения политики государства

вовне (международно-правовые вопросы), - вхождение страны в определенные межгосударственные структуры, сообщества, например, о членстве страны в Европейском сообществе;

- имеющие существенное значение для совершенствования системы управления

внутри (административно-правовые вопросы), - решение вопросов управленческого характера, например, изменение административно-территориального деления.

Юридические последствия указанных референдумов - разные:

1. Результаты конституционного и законодательного референдумов обладают высшей юридической силой, не нуждаются в утверждении. Они являются общеобязательными для государственных органов, служат правовой базой их правотворческой и правоприменительной деятельности.

2. Результаты консультативного референдума не являются обязательными для вынесения адекватного решения по опрашиваемому вопросу. Они имеют совещательный характер, рассматриваются и учитываются при принятии решений соответствующими государственными органами.

По территории проведения референдум может быть:

(1) Общенациональным - проводится в масштабах всей страны. Целесообразно проводить перед референдумом всенародное или широкое общественное обсуждение вопросов, которые решаются референдумом.

Согласно Конституции Украины 1996 г. (ст. 72) общенациональный, всеукраинский референдум назначается Верховной Радой или Президентом. Назначение всеукраинского референдума происходит в соответствии с народной инициативой по требованию не менее 3 млн граждан Украины, которые имеют право голоса. Причем подписи о назначении референдума должны быть собраны не менее чем в 2/3областей и не менее как по 100 тысяч подписей в каждой области.

Референдум в Украине не допускается в отношении законопроектов по вопросам налогов, бюджета и амнистии. Как уже указывалось, исключительно всеукраинским референдумом решаются вопросы об изменении территории Украины.

(2) Местным - проводится в границах отдельных субъектов федерации (в федеративном государстве) или административно-территориальных единиц (в унитарном и федеративном государствах) с целью решения важнейших вопросов местного значения.

Принятые решения на местном референдуме (например, переименование сел, городов или досрочное прекращение полномочий местного Совета, его председателя) имеют высшую юридическую силу по отношению к решениям соответствующих мест­ных Советов народных депутатов.

Новый всеукраинский референдум по вопросам, ранее выносимым на референдум, может быть проведен через 5 лет, а местный референдум - через 1 год со дня проведения предыдущего референдума по этим вопросам.

В выборах и референдумах имеют право участвовать граждане Украины с 18 лет. Гарантируется свободное волеизъявление. Голосование во время выборов и референдумов является тайным: контроль над волеизъявлением граждан не допускается.

В Швейцарии, кроме референдума, институтами непосредственной демократии являются народное вече, народная законодательная инициатива. В США референдум применяется наравне с законодательной инициативой. Во Франции через три года после проведения первого референдума в 1789 г. стали практиковаться плебисциты - всенародные опросы, которые рассматриваются как синонимы референдумов.

§ 4. Демократия и самоуправление

Самоуправление народа - вид социального управления, который основан на самоорганизации, саморегулировании и самодеятельности участников общественных отношений. Самоорганизация - самостоятельное осуществление организационных действий. Саморегулирование - самостоятельное установление норм, правил поведения. Самодеятельность - самостоятельная деятельность по принятию решений и их реализации. При самоуправлении объект и субъект управления совпадают, то есть люди сами управляют своими делами, принимают совместные решения и совместно действуют с целью реализации принятых решений. В условиях самоуправления его участники признают над собой власть только собственного объединения.

Итак, признаки самоуправления:

1) это разновидность социального управления;

2) власть принадлежит всему коллективу;

3) власть осуществляется коллективом непосредственно или через выборные органы;

4) субъект и объект управления едины, совпадают;

5) саморегулирование происходит посредством сообща принятых социальных норм;

6) общие дела ведутся совместно, вместе принимаются решения;

7) интересы сообщества отстаиваются и защищаются на основе самодеятельности.

Самоуправление как одна из форм организации человеческого общежития основывается на принципах свободы, равенства и непосредственного участия (прямого волеизъявления) в управлении. Термин «самоуправление» обычно используется применительно к нескольким уровням объединения людей:

- ко всему обществу: общественное самоуправление;

- к отдельным территориям: региональное и местное самоуправление;

- к управлению производством: производственное самоуправление (например, самоуправление учреждений образования);

- к управлению общественных объединений и др.

Каково соотношение демократии и самоуправления?

Можно ли их отождествлять?

Нельзя ставить знак равенства между демократией и самоуправлением, поскольку самоуправление - более объемное понятие и более долговременное явление, чем демократия: оно предшествует ей и переживает ее.

Самоуправление сложилось в период родового строя. В усло­виях пер­вобытного рода публичная власть осуществлялась самим населением через общее собрание членов рода. Здесь фактически совпадало управление и самоуправление, поскольку все члены рода принимали участие в управлении его делами.

С возникновением государства на смену самоуправлению пришло управление: государственный аппарат сосредоточил в своих руках власть, используя ее в целях управления делами общества. Самоуправление не исчезло. Оно приобрело локальный характер. Оно «ушло» в определенные структуры и сферы жизни (далекие от центра) - крестьянские общины, рабочие артели. В средние века оно проявилось в самоуправлении городов (магдебургское право), в казацких объединениях (например, в Украине), в новое время - в земском самоуправлении, автономии университетов (например, в дореволюционной России).

Нельзя противопоставлять демократию и самоуправление, поскольку демократия предполагает самоуправление, тогда как самоуправление может существовать и без демократии как формы политической власти народа.

На ранних стадиях общественного развития системы самоуправления нередко входили в конфликт с недемократической формой государства (например, Запорожская Сечь в Украине - с монархической формой правления в России). По мере развития демократии - со времени возникновения буржуазных государств, провозгласивших источником власти народ, - самоу­правление находит в демократии гаранта своей эффективности.

Общее у самоуправления и демократии:

 строятся на одинаковых принципах свободы, равенства, гласности;

 являются формами осуществления власти;

 реализуются непосредственно и через выборные органы;

 могут осуществляться с использованием общей нормативной базы.

Однако между ними есть и определенные различия, не позволяющие их отождествлять.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 675 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.058 с)...