Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Немецкая классическая философия. Онтологизм традиционной философии, основанный на представлении о прямом соответствии между знанием и объективным бытием и считающий источником истины



Немецкая классическая философия – особое философское явление, сложившееся в Германии в последней четверти XVIII века и просуществовавшее примерно до середины XIX вв. Представители этого направления: И. Кант, И. Г. Фихте, Ф.-В. Шеллинг, Г. В.-Ф. Гегель. Указанных мыслителей сближают общие идеи, теоретическая и личная преемственность и последовательность в постановке проблем и выдвижении задач. Основные достижения немецкой классики связаны с пересмотром и одновременно завершением ключевых тенденций европейской философии Нового времени (в частности, эпохи Просвещения) в их классической форме, это интеллектуальное явление некоторые философы склонны характеризовать «вершиной европейской рационалистической метафизики эпохи Просвещения»:

- онтологизм традиционной философии, основанный на представлении о прямом соответствии между знанием и объективным бытием и считающий источником истины познаваемый объект, сменяется т.н. «гносеологизмом» - стремлением исходить из идеи первичности и активности субъектав познании, и на основе этого понимать бытие;

- в качестве субъекта познания перестает выступать индивидуальное замкнутое сознание (что в XVII веке лежало в основе концепции т.н. «гносеологической робинзонады» Д. Локка), на его место становится универсальный трансцендентальный субъект, обладающий всеобщими и необходимыми формами мышления, и активно творящий структуру объекта;

- метафизический метод в философии сменяется диалектическим, предполагающим принципы всеобщей связи и развития путем взаимного перехода противоположностей (субъекта и объекта, категорий мышления и т.п.); постепенная разработка диалектических принципов привела к созданию идеалистической диалектики Гегелем;

- история как способ бытия субъекта становится основой онтологии, а принцип историзма начинает применяться в качестве универсального в рассмотрении любого явления;

- философия предстает в качестве максимально полной систематизации взаимозависимых явлений бытия и мышления, немецкая классика дает образцы всеобъемлющих систем, включающих все основные разделы знания в качестве взаимосвязанных и вытекающих из единого принципа;

- в основу этических, социально-политических и правовых взглядов кладется принцип свободы и активности субъекта социального действия, осознание этого принципа, в свою очередь, становится основой исторического прогресса.

Немецкая классическая философия: http://ru.wikipedia.org/wiki/Немецкая_классическая_философия

Основные произведения: http://www.philos.msu.ru/library.php?sid=5

Иммануил Кант (1724-1804) - родоначальник немецкой классической философии, которая является поворотным периодом в истории мировой философской мысли. Сам Кант проводил аналогию между своей философией и революционными идеями Коперника, поскольку Канту удалось «перевернуть» господствовавшие до него взгляды на познание, научное творчество, и человеческую деятельность в целом (т.н. «коперниканский переворот в гносеологии»).

Творчество Канта обычно делят на два периода:

- докритический

- критический (связанный с созданием важнейших работ – «Критики чистого разума», «Критики практического разума», «Критики способности суждения»).

В начале своего философского творчества Кант, следуя духу эпохи Просвещения, пытался преодолеть противоречия, сложившиеся между метафизикой и наукой Нового времени, занимаясь философскими проблемами естествознания. В частности, он разрабатывает оригинальную космологию (в работе «Всеобщая естественная история и теория неба»), которая опирается на открытия Коперника, Галилея, Ньютона. Философ утверждает идею естественного происхождения мира из газообразной, бесформенной материальной массы (гипотеза Канта-Лапласа). Кант показал, что первоначальному состоянию мира, существующему в виде хаоса, присуще противоречие, борьба силы притяжения и силы отталкивания, закладывая, таким образом, основы дальнейшего развития диалектики. Именно это противоречие является причиной движения тел в природе. Идея всеобщего развития стала впоследствии основополагающей для немецкой классической философии.

В 1781 году Кант опубликовал “Критику чистого разума”, принесшую ему всемирную известность и положившую начало новому периоду в его творчестве. Годом раньше Кант определил метафизику как учение о «пределах человеческого разума», в отличие от традиционных представлений о ней как науке, изучающей субстанциальное бытие. Основа критического замысла Канта – изучить условия самой возможности познания, прежде чем пытаться строить всеобъемлющие философские выводы. Кант называет новый подход трансцендентальным (от слова transcendere – переступать, переходить), т.к. стремится рассмотреть условия в сознании субъекта, позволяющие переходить от реальности к системе знаний.

Чтобы иметь право называться научным, знание, по Канту, должно быть:





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...