Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отчуждение



С точки зрения экономистов, придерживающихся диалектического метода исследования исторических процессов, собственность представляет собой форму структуризации, усложнения общественных связей, проявляющуюся в отделении индивида как от природы, так и от коллективности общественного бытия. Основным атрибутом собственности является при этом отчуждение производителя от средств производства.

Иными словами, диалектическая школа полагает, что в основе института собственности лежит не присвоение, не установление непосредственной связи субъекта с объектом внешнего мира, а прямо противоположное явление – отчуждение. До тех пор, пока индивиды относятся к объектам окружающего их мира как к своим, естественному продолжению себя, собственности как института, еще не существует.

Обычай хоронить вещи вместе с их хозяином объясняется не только заботой о жизни человека в загробном мире, но и представлением о том, что вещи есть продолжение человека. Во многих племенах в доме умершего нельзя было селиться другим людям, потому что там продолжал обитать его дух. По этим же основаниям воровство рассматривалось как преступление против личности и приравнивалось к нанесению телесного ущерба.

Короля Артура, который вырос и воспитывался в крестьянской семье, признали королем после того, как он единственный сумел поднять свой меч.

В отличие от непосредственного присвоения собственность предполагает противостояние лица и вещи, вмешательство общества в отношения между лицом и окружающими его предметами внешнего мира. Производитель начинает относиться к средствам производства не как к естественным условиям своего труда, а как к объекту чьих-то прав, пусть даже своих собственных. И это отчуждение субъекта от объекта его воздействия, превращение вещественного мира в мир общественно санкционированных прав на вещи обуславливает реальное противостояние между трудом и отделенными от него средствами производства.

Одним из первых приверженцев такой трактовки собственности следует признать Карла Маркса. Приписываемое ему определение собственности как отношения между людьми «по поводу производства, распределения и обмена благ», в строгом смысле слова является не определением, а характеристикой отношений собственности. Определить нечто как первичное, основное, базисное – значит признаться в неопределимости самого понятия.

Реконструировать представления Маркса о собственности можно исходя из его понимания категории «общественная собственность». Общественная собственность не являлась для классиков синонимом коллективной. Коллективность владения, свойственная «добуржуазным» формам частной собственности, рассматривалась ими как промежуточный этап развития, при котором частное присвоение нуждается в коллективной защите.

Под общественной собственностью идеологи марксизма понимали уничтожение собственности как общественного института, трансформацию собственности из отношений между субъектами в отношение к объектам присвоения – природе и овеществленному труду, как к «естественным» предпосылкам труда. Возможность соответствующего развития событий они связывали с казавшейся в то время очевидной тенденцией обобществления процесса производства. Оно (обобществление) должно было, по мнению Маркса, достигнуть такой стадии, когда частное присвоение становится тормозом развития производительных сил. Коммунистическая революция представлялась способом разрешения данного противоречия в общемировом масштабе.

То есть под уничтожением собственности Маркс понимал преодоление отчуждения производителя от средств производства. Из этого можно сделать вывод, что собственность, как общественное отношение, он отождествлял с отделением работника от условий труда, расщеплением непосредственной связи индивида и используемых им вещей.

Как мы знаем, тенденция обобществления труда прервала свое поступательное развитие. В современных условиях малый и средний бизнес существуют наряду с крупным бизнесом и не только не вытесняются последним, но являются необходимым условием его функционирования.

Тем не менее, сама по себе констатация факта отчуждения производителя от средств производства является несомненной заслугой марксистской политической экономии.

В этом смысле собственность можно представить как противоречивое единство трех принципов.

Принципа отчуждения. Противопоставления человека природе. Обособления индивида от общества (общины, семьи). Разделения мира на мир лиц, отделенных от вещей, и мир вещей, отделенный от лиц.

Принципа экономической экспансии. Распространения модели экономического поведения на все сферы человеческой жизни. Проникновения товарно-денежных отношений во все поры общества. Растворения культуры в ценностях максимизации индивидуальных возможностей.

Принципа свободы. Организации общества на основе равенства каждого перед единым для всех законом, примата прав личности над понятием общественной целесообразности, неприкосновенности частной жизни и частной собственности.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 828 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...