Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Алтайский краевой коледж культуры 1 страница



*4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. – Л.: Медицина, 1989.

*5. Психология и педагогика. – М.: Военный университет, 1998.

*6. Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М.: Просвеще­ние, 1987.

7. Антонов А.И. Микросоциология семьи. – М.: Издательский дом «Nota Bene», 1998.

*8. Семья в России. Научный общественно-политический журнал. – М.: Научно-исследовательский институт семьи, 1995.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБЗОР*

1. СЕМЬЯ КАК САМОРАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

1.1. Основные понятия

Семья – неотъемлемая ячейка общества. Ни одна нация, ни одно сколько-нибудь цивилизованное общество не обходились без семьи. Обозримое будущее также невозможно представить без семьи. Семья – важнейший источник социального и экономического развития общества.

Переломным моментом в развитии науки о семье было представле­ние о ней как о системе. Это означает, что в семье все взаимосвязано, она есть единое целое, единый психологический и биологический механизм. Семья – это «система, управляемая правилами».

Существует множество определений семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих различные стороны семейных отношений, начиная от простейших (например, семья – это группа людей, любящих друг друга; семья – это группа лиц, имеющих общих предков, либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи.

Вот какое определение дается в Философском энциклопедическом словаре: «Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних связях, отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Остановимся на наиболее доступном и обобщающем определении.

Семья – малая социальная группа, основанная на супружеском союзе и родственных связях-отношениях – супружества, родительства, родства людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство.

Брак – социально признанное принятие обществом союза двух индивидов, объединившихся для постоянных сексуальных и семейных отношений в качестве мужа и жены.

Семью создает отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые сопровождаются рождением детей.

Лишь наличие триединого отношения супружества – родительства – родства позволяет говорить о конструировании семьи. Факт одного или двух из названных отношений характеризует фрагментарность семейных групп, не ставших еще семьей (семья молодоженов, не имеющих еще детей и не имеющая кровного родства родителей), либо раньше бывших семьей, но утративших этот статус вследствие смерти ее членов, развода и т.д. Семейные объединения, которые образуются при вычитании одного из трех отношений, лучше именовать «семейной группой».

1.2. Семья как одна из основных сфер
жизнедеятельности человека

Семья – явление историческое. Её формы и функции обусловлены характером существующих производственных и общественных отношений в целом, уровнем культурного развития общества.

К определению природы и сущности семьи мыслители прошлого подходили по-разному. Одна из первых попыток определить характер семейно-брачных отношений принадлежит древнегреческому философу Платону. Семью он считал неизменной, исходной общественной ячейкой: государства возникают в результате объединения семей. Однако Платон не был последователен во взглядах на семью. В своих проектах «Идеального государства» для достижения сплоченности общества он предлагал введение общности жен, детей, имущества. Эта идея не была новой. Ещё древнегреческий историк Геродот в знаменитой «Истории» отмечал, что общность женщин была отличитель­ной чертой у ряда племен. Такие сведения встречаются на протяжении всей античной эпохи.

Аристотель, развивая идеи Платона о семье как исходной и основной ячейке общества, полагал, что семьи образуют «селения», а соединение «селений» – государство. Подобная точка зрения на семью господствовала длительное время. Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: «Самое древнее из всех обществ и единственно естественное – это семья… Таким образом, семья – это, если угодно, прообраз политических обществ, правитель – это подобие отца, народ – детей…».

Философы античности, средневековья и Нового времени выводят общественные отношения из семейных отношений, обращают основное внимание на отношение семьи к государству, а не на характеристику ее как особого социального института.

В понятиях «семья» и «брак» имеется как много общего, так и немало особенного, специфического. Семья и брак возникли в разные исторические периоды. Семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она, как правило, объединяет не только супругов, но и их детей, а также других родственников или просто близких супругам и необходимых им людей. В Философском энциклопедическом словаре брак определяется как «исторически обусловленная, регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, устанавливающая их обязанности и права по отношению друг к другу и к детям».

У истоков утверждения исторического взгляда на брак и семью стоит швейцарский ученый И. Бахофен (1815-1887), автор работы «Материнское право». Эволюционные идеи образования брака и семьи были высказаны американским ученым Л. Морганом (1818-1881) в труде «Древнее общество». Позднее обоснование происхождения и развития семьи дали К. Маркс и Ф. Энгельс. Они утверждали, что экономические отношения, составляющие основу общественно-экономических формаций, являются в то же время и основой семьи. По мнению К. Маркса, «семья должна развиваться по мере того, как развивается общество, и должна изменяться по мере того, как изменяется общество». Значит, семья является продуктом исторического развития, и каждая общественно-экономическая формация имеет присущие ей семейно-брачные отношения.

В истории сменилось немало форм общественного регулирования отношений между полами. Одни из этих форм были характерны для отдельных племенных союзов, другие имели более широкое распространение, но все они соответствовали определенному уровню социально-экономического развития общества. Для первобытного человеческого стада была присуща форма половых отношений, которую можно назвать неупорядоченной. Такие отношения со временем стали вносить дезорганизацию в жизнь первобытных людей (конфликты во время подготовки к охоте, отсутствие единства во время охоты и др.). Это стало тормозить развитие производственных отношений и угрожать самому развитию первобытного стада. Обуздание полового инстинкта началось с установления первобытной общиной половых «табу» – запретов, которые помогали держать инстинкт в определенных рамках.

Важным шагом в регулировании половых отношений между мужчиной и женщиной стало исключение половой связи между родителями и детьми, между предками и потомками. Эту санкцию можно считать исторической границей между добрачным состоянием общества, когда половая жизнь людей определялась лишь их природой, и браком как социально регулируемым отношением между полами. С появлением рода возникает групповой брак. Для ранней стадии первобытно-общинного строя характерным считается дуально-родовой брак. Эта форма группового брака была экзогамией – абсолютное запрещение всех половых связей внутри рода, требование вступать в половые отношения (брак) только с членами другого рода. Существуют различные точки зрения на возникновение экзогамии: 1) от браков между кровными родственниками рождались неполноценные дети; 2) жизнь требовала расширения социальных контактов; 3) возможность достижения внутри рода социального мира. Наиболее вероятная причина возникновения экзогамии – сочетание всех трех причин. Такой союз еще не приводил к созданию семей. Дети принадлежали всему роду и воспитывались коммуной.

К групповому браку относят и полигамию (многобрачие), которая включает полигинию (многоженство) и полиандрию (многомужество). Полигиния, при которой мужчина состоит в нескольких брачных союзах с несколькими женщинами, свойственна преимущественно патриархату.

Развитие общества привело к тому, что групповые браки вытеснялись парным браком. «На этой ступени мужчина живет с одной женой, однако так, что многоженство и при случае нарушения верности остается правом мужчин..., в то же время от женщин в течение всего времени сожительства требуется в большинстве случаев строжайшая верность, и за прелюбодеяние их подвергают жесточайшей каре. Брачные узы, однако, легко могут быть расторгнуты одной из сторон, а дети, как и прежде, принадлежат одной матери» (Ф. Энгельс). Хозяйственной ячейкой еще долго оставался род.

Парный брак возник из потребности сделать отношения между партнерами более стабильными. В дальнейшем муж постепенно становится кормильцем детей жены, т.е. отцом. Возникает экономи­ческая ячейка, состоящая из него, жены и детей последней, т.е. парная семья. Здесь оба супруга трудились, участвуя в производстве, получали от общества равную долю продуктов. Они были равными во всех отношениях. Половые отношения стали регулироваться не только социальными, но и экономическими отношениями, изменился характер брака: его целью становится наряду с регулированием половых отношений создание семьи, содержание и воспитание детей.

Аналитическое исследование различных аспектов брака и семьи проведено известным швейцарским психологом А. Гуггенбюль-Крейгом (1997). Из его исследований вытекает, что для каждого исторического периода свойственны свои формы обоснования и отношения к браку. Например, древние персы женились, чтобы производить на свет воинов для своего господина, царя. Дети играли принципиальную роль в понимании супружеских отношений у многих народов. Так, Авраам, с согласия своей жены, зачал ребенка, вступив в половую связь с их служанкой, Агарью. Объяснялось это тем, что Сарра была бесплодной.

Даже сейчас, когда нации Земли интегрируются благодаря техни­ческим достижениям, организация и концепция брака и семьи обнару­живают весьма сильные различия. В Индии все ещё около 80% браков устраивается родителями. Очень любопытен тот факт, что такие союзы бывают не хуже и не лучше, чем так называемые европейские браки.

Покупка жены распространена среди многих народов. Похищение женщин встречается уже реже. Допустимое число жен и мужей колеблется в зависимости от региона, культуры, развития общества, поэтому наша категорическая моногамия – лишь одна из многих форм сожительства. Многоженство в форме семьи гаремного типа существует до сих пор в ряде мусульманских стран – Пакистане, Египте, Афганистане и др. Многомужество, полиандрия, если верить исследователям, тоже еще в ходу. Существуют смешанные формы, синтезирующие полиандрию и полигинию.

Этнологи описывают все мыслимые и немыслимые виды семьи и брака. Так, в некоторых странах молодая супружеская пара переезжает к родителям мужа, а в других – к родителям жены. По одним законам муж обладает полной властью над женой, не имея лишь одного права – лишить ее жизни. По другим – главная роль отводится жене. Существуют матриархат и патриархат. Все это ещё раз подтверждает утверждение, что семья является многослойным социальным образованием.

1.3. Основные потребности личности

Основное назначение семьи – удовлетворение общественных, групповых и индивидуальных потребностей. Из курса психологии нам известно, что потребности – это осознание и переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Являясь социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей – таких, как воспроизводство населения. Схема «общество-семья» реализуется, когда удается через посредни­чество семьи проследить, как индивиды мотивируются к удовлетворению потребностей общества и как одновременно государство становится вос­приимчивым к запросам личности. При обоюдной заинтересо­ванности личности в семье и детях, а также общества и государства в укреплении института семьи достигается взаимная отзывчивость семьи и общества.

В то же время семья удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные (групповые) потребности.

Английский социолог Р. Уайтфилд воспользовался пирамидой потребностей, составленной американским психологом А. Маслоу (1908-1970), для описания удовлетворения потребностей каждого супруга в браке. Согласно иерархической теории потребностей, составленной американским психологом А. Маслоу, существует иерархия различных потребностей от самых примитивных до самых утонченных. Высшие потребности не могут проявиться, если не были удовлетворены самые примитивные (рис. 1).

Физиологические потребности (есть, пить, спать и т.д.), без удовлетворения которых ничто другое невозможно, всегда выступают на первый план. За ними следуют потребности в защищенности (укрыться в убежище, избежать опасности, обеспечить завтрашний день и т.п.). Её удовлетворение создает возможность для развития потребности в хорошем отношении ( быть любимым, быть принятым в обществе, принадлежать к группе, в которой с тобой считаются).

Если потребности этих трех категорий удовлетворяются, в поведении могут возникнуть новые черты, невозможные прежде. У индивида особую роль начинают играть духовные потребности: стремление к знаниям, творчеству, восприятию произведений искусства. Удовлетворение этих потребностей постепенно превращает человека в творческую личность, интенсивно живущую тем, что преподносит жизнь; в личность, способную заботиться о других людях и о благополучии человечества, ведет к самоактуализации и самореализации. Только общество, в котором все равны и структура которого благоприятствует полному развитию каждого, способно обеспечить возможность полной самореализации наибольшему числу его членов.

Считается, что, чем больше у человека потребностей, тем богаче его жизнь. В реальной жизни актуальными могут оказаться не потребности высших этажей пирамиды А. Маслоу, а низших, что является характеристикой социальной сути личности.

Р. Уайтфилд в пирамиде потребностей А. Маслоу размещает еще один уровень – потребность, которую многие называют альтруизмом, самотрансценденцией – невозможностью любви только к самому себе. У людей с такой потребностью способность принять и любить других такая же, как и способность принять и любить себя. Можно говорить о повторении библейской заповеди: «возлюби ближнего твоего как самого себя».

Взаимное удовлетворение через самотрансценденцию является истинной супружеской и семейной любовью и может схематически изображаться в виде совмещенных пирамид потребностей жены и мужа (рис. 2).

Это идеальный вариант совместимости, совпадения потребностей супругов на общем уровне взаимного уважения и взаимной любви. Реальные варианты совмещения пирамид могут отличаться от идеального. Зона совместимости может ограничиваться физиологией, безопасностью или потребностью в принадлежности друг другу, но все это будет признаком незрелой семейности.

Выделение потребностей (семьи) в качестве ведущего и видообра­зующего элемента (семейного) поведения обусловлено их центральным значением как движущей силы жизнедеятельности. Потребность в семье и детях как глубинная основа всех мотивов семейного поведения относится к высшему уровню социальных потребностей человека наряду с потребностями в смысле жизни и творчестве. Для детей потребность в семье является основным источником смыслов и мотивов социального поведения, межличностного общения, чувств и настроений семейного альтруизма.

Американский социолог У. Гуд (1963) обращает внимание, что «фундаментальное значение семьи заключается в ее функции посредника. Она связывает отдельного человека с социальной структурой. Общество не может существовать, если его потребности (такие, как производство и распределение благ, обеспечение детей и стариков, больных и беременных, социализация подрастающих поколений и др.) не будут удовлетворяться. Только индивиды через посредничество семьи мотивируются к удовлетворению общественных потребностей».

В свою очередь, семья поддерживает устойчивую мотивацию в направлении интересов индивида, удовлетворению его потребностей. Здесь они формируются, удовлетворяются и развиваются, т.е. возникают вновь и вновь. Для удовлетворения своих потребностей человек вступает в определенные отношения с обществом, с природой, с другими членами семьи.

1.4. Семейное поведение

Семейное поведение личности реализует наиболее фундаменталь­ные потребности – потребность в браке, сексуальную потребность, потребность в детях и родительстве, которые в совокупности характеризуют потребность в семье. Семейное поведение в своих конкретных формах – брачного, сексуального и репродуктивного поведения – реализует процесс формирования и жизнедеятельности семьи, выполнения ею основных социальных функций.

Каждый день тысячи людей вступают в брак и разводятся. Миллионы вступают в сексуальные отношения, многие из которых заканчиваются зачатиями (около 15 тысяч зачатий в день), рожают детей (более 3000 рождений в день), совершают множество других действий и поступков. Все это – частные, хотя и важные события в жизни отдельной семьи, отдельного человека. Но именно эти события образуют процесс возобновления поколений, процесс воспроизводства человеческого рода.

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, брачное поведение – это поведение, целью которого является удовлетворение потребности в браке; поведение, связанное с выбором брачного партнера (т.е. с брачным отбором). Под брачным отбором понимается процесс, в результате которого из совокупности возможных выборов брачного партнера так или иначе, тем или иным способом отбирается в каждом данном конкретном случае единственный партнер, который и становится мужем (женой) или тем, с кем «живут вместе».

Процесс брачного отбора исторически конкретен, он зависит от экономических, социальных, социокультурных и других условий, существующих в обществе. Основные особенности брачного выбора связаны с тем, что в разных культурах и на разных стадиях исторического развития различны как пространство возможных выборов, так и степень свободы индивидуального выбора.

Факторы брачного выбора, среди которых наиболее широкими и действующими мощным образом являются культурологические. Важнейшим из них является правило эндогамии-экзогамии. Правило эндогамии следует понимать как предписание (принуждение) выбирать себе брачного партнера из своей собственной этнической группы, но из разных кланов (если они есть). Правило экзогамии запрещает брак внутри собственной семейной группы, т.е. направлено на предотвра­щение браков между близкими родственниками.

Если рассматривать долю лиц, вступивших в брак с представите­лями других национальностей как выражение действия правила экзогамии, то, согласно данным последней переписи населения, в 1989 г. в бывшем СССР среди основных национальностей тогдашних союзных республик доля лиц, вступивших в брак с представителями других национальностей, составляла (в общем числе браков):

– среди русских – 16,1 соответственно у мужчин и 17,7% у женщин;

– среди украинцев – 32,4 и 32,1%;

– среди белорусов – 38,5 и 37,2%;

– среди узбеков – 6,5 и 5,2%;

– среди казахов – 7,3 и 7,3%;

– среди грузин – 16,5 и 8,8% и т.д.

Правило экзогамии в противоположность правилу эндогамии обладает универсальным и жестким действием, подкрепляясь в ряде случаев правовыми нормами, прямо запрещающими брак внутри одного клана.

К социологическим факторам брачного выбора относятся гомога­мия и близость (соседство). Термин «гомогамия» обычно употребляется для обозначения тенденции заключения браков между людьми, обладающими некоторыми общими или сходными характеристиками – социальными, психологическими, физическими и т.д. В этом отношении важнейшими характеристиками являются возраст, этническая принадлежность, социальный статус, образование. В целом, если брать три важнейшие характеристики (возраст, образование и социальное происхождение), то в процессе брачного выбора действует довольно заметная тенденция предпочтения мужчинами более молодых женщин с относительно невысокими показателями в образовании и принадлежа­щих к относительно более низкой социальной группе и противоположная тенденция у женщин. Эта тенденция называется брачный градиент.

Другим важнейшим социологическим фактором брачного отбора наряду с гомогамией является близость (соседство). Под близостью понимается пространственная, территориальная близость, проживание по соседству, а также работа в одной и той же организации (близость рабочих мест) или учеба в одном и том же учебном заведении. Роль близости связана с тем, что соседство, совместная работа или учеба повышают возможность встречи с партнером, который к тому же с большей вероятностью будет иметь сходство и по другим личностным и социальным характеристикам, включая сходство ценностей, интересов.

Интересен тот факт, что в своих поисках будущего партнера люди, как правило, ориентируются на образ родителя противоположного пола, т.е. дочери имеют тенденцию выбирать партнеров, в чем-то похожих на отцов, а сыновья – на матерей. Вместе с тем моделью их «взрослого» для детей является родитель их пола. Это предположение ведет свое происхождение от теории З. Фрейда (1856-1939), утверждавшего, что в выборе сексуального объекта человеком проявляется смещение энергии либидо с самого первого объекта любви, т.е. с родителей. Иначе говоря, согласно З. Фрейду, мужчина ищет жену, похожую на мать, а женщина – мужа, похожего на отца.

Д.У. Гленн и П.Т. Баррет показали, что старший сын вступает в брак в среднем в более молодом возрасте, чем сыновья последующих очередностей; мужчина с более старшим отцом в среднем женится позже; дети из этнически смешанных браков предпочитают выбирать себе супруга из этнической группы родителя противоположного пола; люди более склонны к союзам с теми, кто в физическом отношении более похож на родителя противоположного пола, чем своего собственного.

В социально-психологическом плане такой выбор объясним тем, что человек, выбирая другого, похожего на родителя противоположного пола, как бы выбирает уже что-то хорошо знакомое как в плане личностных характеристик, так и в плане личностных ценностей.

Ещё одной социально-психологической теорией брачного выбора является теория комплементарных потребностей Р.Ф. Уинча. Основной тезис этой теории состоит в том, что люди предпочитают выбирать себе в супруги тех, чьи психологические особенности противоположны и комплементарны (дополнены) их собственным. Например, человек робкий и склонный к зависимости, скорее всего, согласно Уинчу, предпочтет партнера сильного и доминантного. Это связано с тем, что индивид всегда стремится максимизировать степень удовлетворения своих потребностей, а максимум этот, по Уинчу, достигается в том случае, когда специфические потребности мужчин и женщин комплементарны друг другу.

Другие авторы пытались усовершенствовать теорию Уинча. Одним из примеров является инструментальная теория Р.Сентера, который исходил из того, что люди стремятся выбрать себе в качестве брачных партнеров тех, чьё поведение и другие характеристики обеспечивают максимум удовлетворения и минимум затрат для их потребностей.

Таковы вкратце основные концепции брачного отбора, описываю­щие брачное поведение.

Сексуальное поведение, согласно современным представлениям, – это система действий и отношений, которые опосредуют удовлетворе­ние полового влечения (сексуальной потребности).

Сексуальное поведение – это социальное, очеловеченное поведение, в котором человек преследует определенные цели, стремится к реализации определенных интересов, но на основе использования биологических механизмов. В сексуальном поведении соединены физиологические, психологические и социокультурные процессы, но соединены таким образом, что первые оказываются подчинены, включены в контекст последних. В сексуальном поведении проявляется совместное действие как биологических, так и социальных, социокультурных сил (определяемый при рождении пол, полоролевая структура общества, его половая и сексуальная культура, мораль и т.д.).

По мнению А.И. Антонова и В.М. Медкова, характерной чертой сексуального поведения человека является множественность, неоднородность целей, достижению которых служит вступление в сексуальные отношения. Сексуальное поведение может удовлетворять целый ряд других (кроме сексуальной) потребностей, радикально меняя свой личностный смысл для человека и его мотивацию.

Согласно Г.М. Андреевой, целями сексуального поведения могут быть:

– релаксация, снятие полового напряжения;

– деторождение, удовлетворение потребности в зачатии и в акте рождения;

– чувственное наслаждение как самоцель;

– познание, удовлетворение полового любопытства. Эта цель наиболее значима для начинающих половую жизнь, в первую очередь подростков;

– коммуникация, обретение чувства психологической личностной интимности, полного слияния с другим человеком. По мнению И.С. Кона, эта цель является своего рода надцелью и сверхмотивом для всего вышеперечисленного;

– сексуальное самоутверждение, получение наглядных и убеди­тель­­ных доказательств собственной сексуальной состоятель­ности, потенции;

– внесексуальные цели, т.е. цели, внешние по отношению к собственно сексуальному поведению. Таковыми могут быть какие-либо материальные блага и выгоды, а также любые безличные социальные ценности, к приобретению которых может стремить­ся человек. Сюда же относится и поддержание определенного ритуала или привычки. Например, сексуальные отношения в браке могут одновременно и поддерживать стабильность супружеских взаимоотношений, и символизировать их;

– компенсация, замена, возмещение каких-то иных, дефицитных для индивида в силу каких-либо причин, видов и форм деятельности или способов эмоционального удовлетворения.

Важнейшими понятиями, раскрывающими содержание сексуаль­ного поведения, являются понятия «половая роль», «половая культура», «сексуальный сценарий».

Понятие «половая культура» характеризует совокупность знаний, верований, социальных норм и ценностей, запретов и предписаний, имеющих отношение к различию между полами и их взаимоотношениям. Когда мы говорим о половой культуре, мы хотим тем самым подчеркнуть социокультурное содержание сексуальных отношений, хотим акцентировать то, что привнесено в них обществом, культурой и что отличает половую жизнь человека от сексуального поведения животных.

Понятие «половая культура» тесно связано с понятием «половая роль». Под половой ролью обычно понимают совокупность социокультур­ных норм, определяющих то, какими не должны или должны быть мужчины или женщины, как они не должны или должны себя вести.

Понятие «сексуальный сценарий» характеризует ту часть сексуальной культуры, которая усвоена индивидом, стала частью его личности и потому управляет его сексуальным поведением «изнутри», будучи частью его диспозиций. Это понятие введено американскими исследователями У. Саймоном и Дж. Ганьоном в 1967 г.

Сексуальный сценарий имеет трехкомпонентную структуру, включаю­щую в себя как когнитивные (понятия, представления, оценочные суждения), так и эмоциональные и побудительные элементы, совместное действие которых определяет особенности индивидуального сексуального поведения – его цели, время начала половой жизни, частоту половых сношений, принимаемые и отвергаемые их формы, сексуальную направленность и т.д.

Для характеристики индивидуального сексуального сценария и соответственно поведения чрезвычайно важным является знание того, какая именно (более либеральная, терпимая или репрессивная) система сексуальных ценностей (половая мораль) усвоена индивидом. Системы сексуальных ценностей некоторые авторы подразделяют на следующие основные типы: легализм, ситуационная этика, гедонизм, аскетизм, рационализм.

Легализм как этическая сексуальная система связан с принятием или отвержением, одобрением или осуждением сексуальных отношений на основе господствующей в обществе половой морали, репрессивной по преимуществу и признающей сексуальные отношения только с целью деторождения и на основе легально признанных брачных союзов.

Ситуационная этика является одной из наиболее распространенных в настоящее время разновидностей половой морали. В основе ее – убеждение в том, что сексуальное поведение должно определяться актуальным ситуационным контекстом, т.е. конкретной ситуацией. Согласно А.И. Антонову и В.М. Медкову, человек, придерживающийся таких взглядов, должен руководствоваться только любовью, доброй волей и уверенностью в том, что последствия будут хорошими.

Гедонизм как этическая система исходит из того, что единствен­ным основанием сексуальных отношений являются не моральные нормы и не ситуационный контекст, а исключительно наслаждение, удовольст­вие. Девиз гедониста: «Делай то, что приятно!» В своей крайней форме гедонистическая этика может оправдывать даже сексуальное насилие.

Аскетизм связан с отказом от сексуальных отношений, как и от других «мирских удовольствий», с убеждением, что наибольшее удовольствие человек получает не от чувственных наслаждений, а от духовного самосовершенствования, удовлетворения «высших потребностей». К счастью, аскетическая мораль не имеет широкого распространения.

Рационализм исходит из приоритета разума, из необходимости выявить рациональные основания для выбора стратегии сексуального поведения.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 1204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...