Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тенгиз Абуладзе



Кино называют десятой музой. Это самое молодое искусство. Оно появилось на рубеже XIX - XX веков. 28 декабря 1895 года в парижском «Гран кафе» на бульваре Капуцинов, 35 человек стали свидетелями рождения нового искусства. «Авторами» кино призваны Огюст и Луи Люмьеры. Этот день стал днем рождения кинематографа. На первом двадцатиминутном платном сеансе были показаны фильмы братьев Люмьер - «Выход рабочих с фабрики», «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота», «Завтрак ребенка», «Стена», «Политый поливальщик».

Свое название «кинематография», как новый вид искусства получил не случайно. Оно имеет греческие корни «кинемо» и «графо», означающие «пишу движение». Кино фиксирует не мгновение, оно дает возможность видеть движение, а значит жизнь.

Первые работы Люмьеров, короткие жизненные зарисовки, заложили одно из первых направлений в киноискусстве – документально-реалистическое, которое в последствии стали называть «линией Люмьеров».

В 1896 году в кино пришел новый человек – Жорж Мельес директор и режиссер парижского театра, в котором ставили фантастические феерии. Он снимал игровые фильмы с участием своих актеров, декораций, трюков актеров и возможностей кино: рапид (замедленная и убыстренная съемка), обратная, двойная экспозиция (наложение одного изображения на другой). Самые известные его картины «Путешествие на луну», «Проклятая пещера», «Сон художника». Так возникло второе направление в киноискусстве «линия Мельеса».

Братья Люмьер и Жорж Мельес стали зачинателями новой профессии – профессии кинорежиссера. Термин «режиссер» был заимствован из театральной практики, но эта профессия наполнилась новым содержанием.

Первые попытки организации русского производства фильмов связаны с именем А.О. Дранкова. Дранков выпускает в прокат первый русский игровой фильм – «Понизовая вольница». День пышной премьеры – 15 октября 1908 года – день, с которого ведет отсчет российское кинопроизводство. Фильм занимал 224 м пленки и длился ровно семь с половиной минут. Это была примитивная по драматургии и режиссуре пантомима на сюжет популярной песни о Степане Разине «Из-за острова на стрежень…». Она рассказывала о любви С. Разина к плененной персидской княжне и его ревности, из-за которой он в гневе бросил княжну в море. «Сценариус» был написан В.Гончаровым, режиссировал неискушенный в кинематографе актер В. Ромашков. Снимали фильм сам А. Дранков и фотограф Н. Козловский (впоследствии один из ведущих кинооператоров). По заказу А. Дранкова композитором И.М. Ипполитовым - Ивановым была написана специальная увертюра, которая рассылалась вместе с копиями фильма. При всей своей примитивности фильм «Понизовая вольница» очень важен для истории кино. Он заявил о национальной традиции киноискусства, корнями уходящей в фольклор.

Через 3 года был выпущен фильм «Оборона Севастополя», который явился первой в России и одной из первых в мире полнометражной картиной. Его торжественная премьера прошла в Большом зале Московской консерватории. Картина поражала новизной, постановочным размахом и зрелищной выразительностью. Невероятной казалась уже сама продолжительность фильма – один час сорок минут. «Оборона Севастополя» по праву считается вехой в истории кино. Здесь впервые освоена эстетика военного фильма, разработаны принципы подхода к историческому материалу – то, что впоследствии назовут «реконструкцией факта». Режиссерами этой первой киноэпопеи были В.М. Гончаров и А.А. Ханжонков.

В ряду основоположников нового искусства, звездой первой величины является Яков Александрович Протазанов (1881-1945 годы) – патриарх отечественной кинорежиссуры. Вслед за режиссерским дебютом лентой «Бахчисарайский фонтан»(1909) (по поэме А.С.Пушкина.) он снял в частновладельческом кино около 80 фильмов, в основном экранизация классики. Наиболее яркие работы 10-х годов «Пиковая дама»(1916) и «Отец Сергий»(1917) отличавшиеся тонкой и правдивой игрой актеров и высоким уровнем операторского мастерства. Работа с актерами сильнейшая сторона творчества Я.А. Протазанова. В актере его интересуют не внешность или трюки, а его умение перевоплощаться, передавать душевные переживания персонажа. В 1920 году он эмигрировал, но в 1923 вернулся в Россию. Он снимал картины разных жанров – комедии, киносатиры, историко-революционные драмы и другие: «Закройщик из Торжка», «Процесс о трех миллионах», «Чины и люди». В звуковом кино он экранизировал драму Островского «Бесприданница»(1937), ставшую вершиной его режиссуры.

После Октября 1917 года началась передача всего кинематографического хозяйства в ведение государства. В истории российского кинематографа началась новая эра, но опыт пионеров не прошел зря. Всего за десятилетие (1908-1918 гг.) было выпущено более 2000 игровых картин, около 3000 научно-популярных и видовых, тысячи метров хроники.

Датой рождения советского кинематографа принято считать 27 августа 1919 года, когда Ленин подписал декрет «О переходе фотографической и кинематографической промышленности в ведение Народного комиссариата просвещения». Кино было провозглашено средством пропаганды, воспитания и просвещения.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 732 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...