Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Анализ правдоподобия сообщения



К числу наиболее распространенных искажений в рассказах о событиях относятся следующие:

- пропуск некоторых фактов;

- дополнения, «развитие», преувеличение;

- замещения – комбинация пропусков и дополнений, которые не имеют отношения к подлинному событию, но их подставляют вместо фактов, действительно имевших место (иногда развитие событий додумывается по аналогии);

- выдумка – когда описание событий ведется в соответствии не с действительностью, а с представлением интервьюируемого, по законам воображения;

- ложная исповедь – чаще всего встречается у лиц с высокой внушаемостью, повышенной впечатлительностью;

- перестановка – когда излагаются реальные факты, но в ложных связях и отношениях.

Анализ поведения собеседника в процессе интервью заключается в контроле достоверности информации. Контролировать достоверность получаемой информации помогает наблюдение за поведением интервьюируемого в ходе беседы. Прежде всего следует обратить внимание, как он реагирует на ситуацию интервью в целом, насколько охотно дал согласие; где назначил встречу, настаивал ли на разговоре с глазу на глаз или, наоборот, на присутствии третьего лица или просто не придал значения такому обстоятельству; как встретился с корреспондентом; каким тоном ведет разговор, волнуется или нет, может быть, скрывает волнение и т. д. Затем обращают внимание на то, как реагирует собеседник на отдельные темы и вопросы (в каких случаях он отмалчивается, старается уклониться от ответа, в каких раздражается или оживляется, отвечает охотно и т. д.). Кроме того, журналист должен следить за «выразительными движениями» интервьюируемого в процессе всей беседы: мимикой, жестами, интонацией голоса и т. д.

Помимо этих способов существуют довольно эффективные приемы контроля достоверности информации. Один из них – способ регистрации данных интервью.

В основном журналисты ведут записи в блокноте.

Но в некоторых ситуациях запись на магнитофон или диктофон может быть необходима (например, в интервью с официальными лицами, привыкшими к публичным выступлениям), а для непринужденной откровенной беседы может стать губительной.

Журналисту полезно выработать способность к запоминанию информации. Если невозможно записывать синхронно, это нужно сделать сразу же по окончании интервью, так как потеря информации с течением времени происходит очень быстро и необратимо. Лучше, когда магнитофонная запись осуществляется с ведома интервьюируемого, даже если материал предназначен для критического выступления, чтобы не оставлять у собеседника представления о журналисте как о человеке, который ради того, чтобы «выудить» нужные сведения, способен на любые средства. При сборе материалов для критических выступлений такие записи очень полезны, так как они позволяют дословно воспроизвести все сказанное и могут быть использованы как документ, подтверждающий правоту журналиста.

Регистрация ответов в любом случае должна быть быстрой и не бросающейся в глаза, чтобы не отвлекать внимания собеседника. Поэтому, если запись ведется в блокноте, журналисту следует выработать для себя систему условных сокращений, знаков, помогающих быстрее записывать, или овладеть стенографией. Если интервью особо важное, требующее сосредоточенного внимания и большей точности при невозможности пользоваться магнитофоном, лучше идти на такое задание вдвоем: один корреспондент будем вести беседу, другой – записывать ее содержание.

Таким образом, рассмотрев композиционные особенности каждого этапа проведения интервью, мы можем сделать следующий вывод:

- Интервью – важный, незаменимый в журналистике метод сбора информации.

- Успешному его применению способствует та или иная специализация журналиста.

- Для интервью необходима определенная специальная подготовка.

- Интервью требует напряжения, собранности, сосредоточенности, мобилизации способностей и навыков журналиста.

Однако нельзя забывать, что в интервью всегда остается место для проявления инициативы, способностей интервьюера и интервьюируемого.

Вопросы в интервью

Вопросы в интервью имеют большое значение.

«Вопрос представляет собой форму движения мысли, в нем ярко выражен момент перехода от незнания к знанию, от неполного, неточного знания к более полному и более точному» (Ф.С. Лимантов).

Вопросно-ответный, то есть диалектический, метод поиска истины усиленно развивался еще в античной философии и литературе. Бесценным источником по данной проблеме могут служить сократовские беседы и сочинения Платона, зафиксировавшие самые высокие образцы искусства задавания вопросов. Примером может служить отрывок из диалога Сократа с неким Другом. Для журналистов, в деятельности которых вопрос является весьма важным орудием получения сведений, диалоги Сократа и сочинения Платона помимо общефилософского представляют и большой специальный интерес. Ученые древности, средневековья, новейшего времени изучали логическую сущность и структуру вопроса. В настоящее время ученые также работают над созданием теории вопросов.

Главное значение вопросов – это реализация целей и задач интервью. Этому подчинены и дополнительные функции вопросов:

1) Установление отношений сотрудничества с интервьюируемым, то есть функция психологическая.

2) Задумывание вопросов как части будущего журналистского текста, то есть стилистическая функция.

3) И использование их в качестве своеобразного драматургического стержня материала (эта функция особенно существенна для радио- и тележурналистики).

Вопросы могут быть классифицированы по множеству оснований. В работе Т.В. Шумилиной «Не могли бы вы рассказать …» предложена целая классификация вопросов в интервью. Деление вопросов рассматривается по следующим основаниям:

1) по форме вопроса – открытые и закрытые; прямые и косвенные; личные и безличные;

2) по функцииосновные, зондирующие, контрольные;

3) по воздействию на собеседника – нейтральные; наводящие или подсказывающие.

Рассмотрим более подробно эту классификацию.

Открытые и закрытые вопросы. Это деление имеет особо важное значение для социологии и социальной психологии, где при опросах часто используется закрытая форма вопроса. Однако и в журналистике порой употребляется этот тип вопроса.

Открытый вопрос называет для интервьюируемого тему или предмет, а далее он волен структурировать ответ по своему усмотрению, например: Нравится ли вам ваша работа?

В закрытом вопросе возможные ответы заложены в самом вопросе, так что опрашиваемый должен выбрать высказывание, мнение, которое больше всего соответствует его позиции (например:

- А птицы? Такие непохожие на милых нашему сердцу птах. Их целеустремленный полет вызывает почему-то тревогу, беспокойство, они несут даже какую-то угрозу…

- Птицы – символ духа свободы. А свобода – страшная вещь. Жестокая. За неё надо бороться. Её надо удержать. Защитить. Выдержать. И нужна ли она вообще? Если плата за неё – одиночество).

Закрытые вопросы также широко применяются при массовом опросе, поскольку удобны для обработки. Преимущество их состоит и в том, что они сразу четко задают рамки, аспект рассмотрения темы (например, «Народная трибуна» в программе «Наново» (ГТРК «Оренбург») задавала вопросы оренбуржцам: «Идете ли вы на выборы? Считаете ли вы, что ваша жизнь изменится в результате выборов?»).

В журналистике они могут применяться и в том случае, если собеседник затрудняется высказать свое мнение в силу различных обстоятельств: застенчивости, боязни показаться смешным, выйти за рамки «того, что принято», неумения выразить свою мысль и т. д. Однако нужно всегда помнить об опасности невольно навязать интервьюируемому ответ. В советской журналистике очень распространены были закрытые вопросы, интервьюер специально задавал такие вопросы, чтобы ответы подпадали под заранее составленную концепцию счастливой жизни народа. Ответы буквально навязывались собеседнику. Например, после очередного съезда КПСС журналист районной газеты спрашивал у любого человека: «Решения съезда партии будет претворено в жизнь?», заведомо зная, что ответ будет положительным. Журналист выходил «в люди» лишь за цифрами, именами и «свежими» деталями.

Вопросы основные, зондирующие, дополнительные. При подготовке к интервью журналист прежде всего составляет основные вопросы, которые должны принести наиболее важные сведения. Однако в реальной ситуации беседы основной вопрос может не «сработать». Люди часто уходят от ответа. Происходит это по разным причинам. В таком случае с помощью зондирующих вопросов и анализа поведения интервьюируемого интервьюер может определить причину неудовлетворительного ответа и задать ряд дополнительных вопросов с тем, чтобы получить сведения, на которые был рассчитан основной вопрос. Чаще всего зондирующие и дополнительные вопросы не готовятся заранее. А задаются в момент, когда не срабатывает основной вопрос (например:

- Как вы относитесь к этой картине?

- У меня много фильмов, более четырех десятков. Но этот один из самых приятных, нежных и добрых.

- Значит, желание посмотреть еще раз есть?

- Я буду обязательно его смотреть. Более того, скажу: у меня есть далеко не все мои фильмы на кассетах. Но эта картина есть, и я её раз в два месяца обязательно смотрю как некую инъекцию душевную),

а также и в тех случаях, когда неожиданно возникает новый поворот темы или новая тема разговора (например:

- А вам по-мужски не было обидно, что супруга, став известной раньше вас, первая решила бытовые проблемы семьи – получила двухкомнатную квартиру? Вы же жили долго в общежитиях, причем в разных.

- Нет, когда она её получила, я был еще никто, и даже оснований у меня обижаться не было. Сначала мы вообще боролись за восьмиметровую комнату в коммуналке, а тут такое счастье, как отдельная квартира. И ребенка мы не могли себе позволить, да и долго не было понятно, что Вера беременна, ну а когда стало ясно, решили: будь что будет.

- У дочери чей характер – мамин или папин?

- Недавно она отмечала свой день рождения. Собрались её институтские подруги и коллеги ТВ-6. И когда они говорили про Юлю, я сделал столько открытий про её характер!).

Контрольные вопросы могут составляться заранее, но могут появляться спонтанно в ходе интервью. Их цель – проверить, обладает ли интервьюируемый в действительности теми знаниями, на которые претендует, теми чувствами, о которых рассказывает, короче, проверка поступающей информации на достоверность.

Вопросы прямые и косвенные, личные и безличные. В целях преодоления психологических барьеров задают косвенные вопросы. Вопрос строится так, чтобы он как бы освободил интервьюируемого от категоричности высказывания, позволяя в то же время получать информацию о его взглядах и мнениях (например, чтобы узнать мнение человека о его профессии можно задать такой вопрос: «Посоветовали бы вы своей дочери поступить учиться на такую же специальность, как у вас?»). Вопрос можно задать, обращаясь к будущей или воображаемой, условной ситуации, такие вопросы называются вспомогательными (например, Как вы думаете, в случае победы на олимпиаде нашей сборной финансирование этого вида спорта улучшится?). Эти вопросы можно задавать также тогда, когда прямые вопросы не достигают цели, потому что интервьюируемый неотчетливо осознает свои взаимоотношения с окружающими его людьми, не имеет определенного мнения по поводу той или иной проблемы (например, Иван Степанович, вы не можете четко определиться в своем решении по этому вопросу, а тогда, как вы оцениваете аналогичную ситуацию в соседнем регионе?).

Весьма существенен выбор личной или безличной формы вопроса. Считается, что личная форма вопросов выявляет наиболее индивидуальное мнение (например: мне кажется, я думаю, я считаю, по-моему мнению и др.

- Мне кажется, что мы знакомы давным-давно, хотя прошло всего шесть лет с тех пор как на выставке под названием «Магический квадрат» в музее изобразительных искусств я впервые увидела её удивительные офорты… И все-таки, наверное, символы появляются не случайно. Дом. Он так часто присутствует в твоих работах… Что это?

- Скорее всего, душа…).

Безличная форма нередко дает ответ не о собственной точке зрения, а о мнениях других, выявляет не личность интервьюируемого, а его представление о том, чего требует объективная реальность (например: по мнению специалистов, как считают определенные круги молодежи и т. д.

- В обращении Минпечати упоминается о «юридической ответственности всех лиц…». Означает ли это, что министерство собирается приостановить лицензию, к примеру, у «МК» или НТВ?

- Теоретически Минпечать имеет право приостановить лицензию любого СМИ. Для этого у СМИ, правда, должно быть несколько письменных предупреждений. Что касается НТВ, то письменных предупреждений канал пока не имеет).

Наводящие, или подсказывающие, вопросы. Следует заботиться о том, чтобы вопросы не содержали подсказки: какие сведения хочет получить интервьюер, а какие для него нежелательны, какие мнения, отношения, поведение и т. д. Он одобряет, а какие нет. Часто в печати, в радио и и телевизионных беседах встречаются вопросы, начинающиеся примерно так: «Вам, очевидно, известно, что…», «Вы, наверное, испытываете такое чувство, как будто …» и т. д. Большинство интервьюируемых спешат выразить свое согласие. Это и есть вопросы – подсказки, или наводящие вопросы. Эти вопросы навязывают ответ интервьюируемому, особенно в тех случаях, когда он не уверен в своей позиции или легко поддается внушению.

Во избежание подсказывающего эффекта при употреблении альтернативных вопросов следует как можно подробнее разработать список предлагаемых альтернатив, если же по условиям беседы осуществить этот прием невозможно, следует помнить об этой опасности и уж во всяком случае сбалансировать альтернативы, несущие положительную и отрицательную нагрузку.

Существуют и другие классификации вопросов. Ряд исследователей выделяют также следующие типы вопросов:

«Фильтрующие» вопросы. С их помощью можно определить, относится ли выбранный для беседы человек к тем, которые могут ответить на вопросы данного интервью (к примеру, определяется степень его осведомленности в той или иной проблеме; выясняется, являлся ли он очевидцем события, о котором идет речь).

Уточняющие вопросы. Они детализируют сообщение интервьюируемого и тем самым выполняют двойную функцию: дают дополнительные сведения корреспонденту и служат средством проверки достоверности сообщения (например:

- Члены сановной фамилии пользовались этими картами?

- Безусловно. Картами они расплачивались в самых дорогих магазинах Европы.

- Вы можете назвать какие-то конкретные фамилии?

- Из банковской истории этого не видно…

Повторение слов интервьюируемого. Ответ, который вызывает сомнения или не совсем понятен, можно повторить своими словами, чтобы уточнить, это ли имел в виду интервьюируемый (например, Владимир Петрович, вы говорите, что строительство жилых домов продолжается, количество сданных квадратных метров на тысячу населения увеличилось за последний год. Правильно ли я вас понял?…

Однако нельзя забывать, что здесь есть опасность невольно навязать собеседнику свое истолкование. Если он застенчив, или не слишком внимателен к вашим словам, или не решается возражать по каким-то своим соображениям, он может подтвердить вариант, не совпадающий с его собственным.

Вопросы – «ловушки». Иногда для того, чтобы проверить искренность интервьюируемого, ему задают вопросы о том, что он заведомо не может знать, или о том, чего не существует в природе (например, спрашивают, читал ли он книгу несуществующего автора и т. д.) Утвердительный ответ на такой вопрос заставляет усомниться в искренности ответов.

Таким образом, в интервью правильная постановка вопросов требует прежде всего истинности их предпосылок, а это обеспечивается исходными мировоззренческими позициями автора.

Как бы не назывались вопросы в интервью, главное, чтобы вопрос был понятен интервьюируемому и имел для него тот же смысл, что и для интервьюера. Необходимо учитывать уровень знаний собеседника и пытаться построить вопрос таким образом, чтобы понятия и термины, входящие в вопрос, были знакомы интервьюируемому.

Хороший журналист находит со своим собеседником «общий язык». Это не значит, что он должен употреблять те же разговорные выражения, профессиональные и диалектные обороты речи, что и его собеседник. Если интервьюируемый осознает, что журналист специально снижает свой разговорный язык, то он может обидеться или разозлиться. Различия в языке, в уровне образования – все это не преграда для возникновения контакта. Когда интервьюируемый видит, что интервьюер способен понять его, что он внимателен и доброжелателен, умен и чуток, его отношения с ним складываются вполне успешно. Подлаживаться под диалект или жаргон опасно и неумно, но корректировать формулировку вопросов, речь интервьюера относительно уровня образования, профессии собеседника, предмета обсуждения необходимо. Журналист должен делать это вполне осознанно, потому что все его действия в интервью так или иначе влияют на его результат. Способность журналиста «корректировать» язык зависит еще и от его личного опыта, дарования. Обладающий тонким языковым и психологическим чутьем интервьюер очень выиграет, если сумеет вовремя уловить особенности речи собеседника и показать, что его понимают и принимают.

Таким образом, выделим следующие требования к вопросам:

Первое требование – вопрос должен быть понятен опрашиваемому, иметь для него тот же смысл, что и для интервьюера, и не оскорблять его нарочитостью выбора слов.

Второе – вопрос должен содержать в себе одну мысль. В противном случае интервьюируемый отвечает только на последнюю часть вопроса или на ту, которую ему легче запомнить.

Иногда журналист смешивает в одном вопросе несколько, потому что пытается подсказать интервьюируемому ход размышлений, и тогда эта совокупность вопросов превращается в «подсказ». Журналист старается развить свою мысль, не замечая, что подменяет ее другой. Поэтому третьим требованием является – несмешивание разных мыслей в одном вопросе.

Четвертое требование: составляя вопросы, журналист должен следить за тем, чтобы они воспринимались как уместные в пределах обсуждаемой темы и соответствовали целям интервью.

При составлении вопросов необходимо учитывать такой важный фактор, как осведомленность, компетентность интервьюируемого. Если интервьюируемый не может ответить на вопрос, у него возникает неприятное чувство, что он не справляется со своей задачей, не оправдывает ожиданий журналиста, роняет себя в его глазах. Интервьюируемый может замкнуться, растеряться, заторопиться с окончанием разговора или посчитать себя обязанным высказаться по вопросу, о котором не имеет представления.

Для успеха интервью важно, как расположены вопросы и темы, обсуждаемые в ходе его. Их порядок зависит от цели интервью, его предмета, особенностей собеседника и журналиста.

Считается необходимым, чтобы все вопросы были подогнаны таким образом, чтобы составлялось единое целое. Должна быть такая логическая последовательность, чтобы респондент или информант:

1) вовлекался в интервью, благодаря пробуждению у него интереса;

2) легко следовал от вопросов, легких для ответа, к сложным;

3) не оскорблялся слишком скорой и поспешной просьбой об информации личного характера;

4) никогда не принуждался к ответам, могущим вызвать смущение, без предоставления возможности объяснения;

5) как можно легче переводился из одной области понятий в другую.

Итак, правильно заданные вопросы при проведении интервью – один из фактов, обеспечивающих надежность журналистской информации.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что ключевым жанром публицистики интервью становится в XIX веке, в период бурного развития периодической печати, когда диалог приобретает широкое распространение в качестве способа получения общественно значимой информации из первоисточника (от ее носителя). Радио в XX веке раскрыло дополнительные возможности жанра, включив в него третью сторону – аудиторию, ставшую реальным слушателем этого диалога. Рассмотрим жанр интервью в телевизионной публицистике.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 622 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...