Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие замечания о программе росписей крестово-купольной церкви



Крестово-купольный храм отличается от базилики своей пространственной философией. Если в базилике, тяготеющей к повествовательным циклам, характерна идея пути в Небесный Иерусалим, то крестовокупольный храм не предполагает идеи поступательного движения в пространстве или времени. Интерьер крестовокупольного храма символизирует вневременную остановку и должен восприниматься в одновременности всех своих смыслов. Данный интерьер обладает более выраженной иерархической структурой, чем базилика, своим центром имеет комплекс росписей алтаря и купола, которые могут взаимодействовать. Представление об иерархии ведет к возникновению стройной программы росписей, где малые единства подчинены целому, а отдельные образы связаны логикой соподчинения в рамках малых единств.

Топографическая символика не была чужда крестовокупольному храму, пространство которого могло одновременно восприниматься как литургическое Время и при этом ассоциироваться с реальными паломническими центрами Св. Земли. Чрезвычайно прямолинейно эта же идея выражалась в позднеантичных базиликах. Например, на мозаичной напольной карте из Мадабы (Иордания, VI в.) можно было видеть запечатленный в образах Ономастикон Евсевия, являющийся своеобразным паломническим путеводителем.[377] Праздничный цикл крестовокупольного храма отчасти мог быть связан с тем же символическим рядом. На раннем этапе формирования праздничного цикла (X-XI вв.) в нем особо выделялись так называемые сюжеты «святых реликвий», то есть те праздники, с которыми связывались наиболее ранние и важнейшие паломнические центры, изображаемые в виде соответствующего священного события на различных священных предметах палестинского происхождения (Храм Св. Гроба, базилика Рождества, гора Елеон как место Вознесения Спасителя). Позднее, когда праздничный цикл разрастается, «сюжеты св. реликвий» занимают важнейшие иерархические зоны интерьера. Например, «Вознесение» как один из возможных вариантов заполнения купола. «Поклонение волхвов» и «Рождество» как сюжеты, имеющие алтарную принадлежность.

С темой священной топографии связано еще одно важное символическое толкование пространства крестово-купольного храма. Это символическое толкование зарождается в образе византийского храма классического периода, посвященного Софии Премудрости Божией. Не исключено, что основным полем интерпретации в данном случае оказывается не только образ Софии, то есть Христа Бога Слова, Спасителя и Домостроителя, но образ Иерусалимского храма в связи с праздником его обновления. Последнее событие связанно с деятельностью Константина Великого, как и обретение Животворящего Креста (День Воскресения Словущего и Крестовоздвижение празднуются одно за другим). В день Обновления Иерусалимского храма Воскресения, совпадающего с днем освящения старого Храма Соломона, читается Паримийное чтение о Премудрости Божией («Премудрость созда Себе дом»), которое делается словесной эмблемой любого храма. Эта же метафора соотносится с алтарным образом Богоматери послеиконоборческого периода, икона которой воспринимается как образ Небесного Храма и Нового Иерусалима. Данные темы обладают известным универсализмом для различных эпох существования восточно-христианской храмовой живописи.

Специфика распределения многосюжетных циклов в интерьере крестово-купольного храма подвержена изменениям. Вместо принципа хронологии, свойственного базилике, храм, строящийся вокруг «оси» купол-алтарь, предполагает литургический принцип распределения сюжетов. Их значение, смысл и взаимодействие друг сдругом определят алтарный комплекс росписей, а порядок подсказывается восточно-христианскими богослужебными текстами и теми аналогиями и толкованиями пророческих откровений, которые в них проводятся. Таким образом, для росписей крестовокупольного храма характерно литургическое иносказание. Исторический план событий уступает место литургическому реализму. Этот принцип нарушается системой живописи XVI-XVII вв., тяготеющей к повествовательности и сюжетным перечислениям, что можно связать отчасти с влиянием западно-христианских памятников.





Дата публикования: 2014-10-30; Прочитано: 259 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...