Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Личные и имущественные права



В сфере авторского права, как и любой другой, существует много мифов. Самый безвредный из них утверждает, что авторское право — это новый общественный феномен. В действительности же авторское право, по крайней мере как этическая категория и даже практика, существует тысячелетия.

Авторское право фактически возникло вместе с письменностью. Появление письменности стало выражением этапа развития общества, когда интеллектуальный потенциал человечества потребовал своего выражения не только в виде материальных объектов, которые создавал человек и в которых выражался его интеллект, навыки и умения, но и в виде особых материальных объектов, где фиксировались его мысли и представления о мире и о себе. До наших дней дошли памятники древней письменности, которые, несомненно, способствовали интеллектуальному развитию человечества. Мы до сих пор восхищаемся мудростью представителей древних цивилизаций, цитируем древних авторов, вспоминаем мысли и имена великих мыслителей, философов, ученых и писателей, т.е. признаем и уважаем их авторские права, справедливо считая их вечными.

Однако действительное развитие и понимание авторского права появилось лишь с возникновением книгопечатания. Все древние книги имели общий недостаток — они были малодоступны, что не способствовало массовому просвещению. Изобретение Иоганном Гуттенбергом (1400—1468 г.) печатной технологии, использованной для издания типог-


28____________________________________________ Глава 1

рафским способом первой книги — Библии — в 1456 году, в городе Майнце, радикально изменило дальнейшее развитие современной цивилизации. Возможно, полиграфия является одним из величайших достижений человечества, поскольку именно с тех времен стало возможным массовое просвещение, приобщение к кладезю знаний миллионов людей. Это оказалось важнейшей движущей силой интеллектуального развития всего человечества. Если начало эпохи Ренессанса едва ли связано с возникновением книгопечатания, то расцвет эпохи Возрождения и дальнейшее ускоренное развитие цивилизации стало возможным благодаря книгопечатанию.

Как бы мы ни восхищались первопечатником Франциском Скориной (1490—1551), но он издал первую книгу «Псалтырь» в переводе на славянский язык в Праге лишь в 1519 году, когда книгопечатание широко распространилось в Европе. Он стал первым славянским первопечатником, опередившим почти на полвека Ивана Федорова (1510—1583), выпустившего в 1564 году в Москве первую русскую печатную книгу «Апостол». К сожалению, судьба славянских первопечатников, как и многих других выдающихся людей, трагична, но они сделали для развития нашей культуры, может быть, самое главное — создали условия для массового распространения знаний.

С возникновением книгопечатания появилась новая отрасль промышленности и новый сектор торговли. Полиграфия позволила выпускать книги большими тиражами при радикальном сокращении затрат на копирование рукописей. Книги стали доступными большому кругу лиц, а полиграфия превратилась в ведущее техническое средство просвещения.

Развитие полиграфической промышленности сопровождалось явлениями, которые хорошо знакомы и в наше время. Поскольку полиграфия стала очень доходной вследствие огромного спроса на книги, появились попытки перепечатки уже изданных книг (изготовление контрафактных экземпляров — пиратство!).

Проблема заключалась в том, что первый издатель книги должен был приобрести необходимую рукопись, срав-


Интеллектуальная собственность 29

нить ее с другими источниками, исправить ошибки, набрать книгу, напечатать ее. Однако, выпустив книгу, издатель вскоре обнаруживал, что другой издатель, используя чужую книгу, перепечатывал ее с гораздо меньшими расходами и продавал свое издание по более низким ценам, нанося ущерб первому издателю, а иногда и разоряя его. Эту ситуацию современный читатель поймет, но удивится в очередной раз; оказывается, пираты интеллектуальной собственности появились не сейчас (не из-за развала СССР, как многие любят объяснять все неочевидное), а еще когда не погасли костры инквизиции (не советской, а сановной!). Итак, пиратство интеллектуальной собственности появилось не сегодня, а почти 500 лет тому назад. Можно ли представить себе, что половину христианского срока на Руси процветает пиратство интеллектуальной собственности?!

В развитых странах преступность пиратства книжной продукции понималась давно. Охрана издателей от перепечатки их книжной продукции стала осуществляться посредством выдачи особых государственных привилегий, которые обеспечивали издателя исключительным правом на выпуск и продажу определенных книг и (или) даже определенных изданий. В привилегиях указывался и размер денежного штрафа, которому могло быть подвергнуто любое лицо, перепечатавшее привилегированное издание. Одна из первых привилегий была выдана Венецианской республикой еще в 1491 году.

Правительственные привилегии в книгоиздательском деле были первой формой охраны интересов издателей и в некоторой степени авторов издаваемых произведений. Можно считать, что авторское право появилось вместе с привилегиями на издание книг, и поэтому действительному авторскому праву исполнилось, как минимум, 500 лет.

Результаты интеллектуальной деятельности отличаются от результатов иных видов человеческой деятельности тем, что они связаны с именем своего создателя. Обязательное упоминание имени автора является одним из личных неимущественных прав автора, и возникло оно по существу с появлением письменности. С зарождением книгопечатания


30____________________________________________ Глава 1

возникли элементы имущественных прав авторов, которые означали, прежде всего, право автора на использование произведения и право на получение вознаграждения за такое использование.

Таким образом, авторское право по существу включает в себя как личные неимущественные права, так и имущественные права. Такое же «расщепление» прав на две категории характерно не только для авторских прав, но и для смежных прав исполнителей, а также для прав на объекты промышленной собственности. Важно подчеркнуть, что в отличие от личных неимущественных прав, которые в большинстве стран признаны за создателем объекта интеллектуальной собственности, имущественные права могут ему и не принадлежать.

Далеко не во всех странах признается разделение авторских прав на личные неимущественные и имущественные. Например, англо-саксонская доктрина авторского права такое разделение не признает. Однако современное законодательство Великобритании признает «расщепление» авторского права. Разделение авторского права на личные неимущественные и имущественные права признается романской доктриной авторского права, которая была положена в основу как российского законодательства об авторском праве, так и законодательства стран СНГ. Практически все европейские страны также признают разделение авторского права.

Интересно проследить эволюцию признания личных неимущественных прав на международном уровне. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений изначально признавала имущественные права, но только в 1928 году Конвенция признала два личных неимущественных права — право авторства и право на защиту репутации. Соглашение ТРИПС разрешает своим членам не иметь каких-либо обязательств относительно личных неимущественных прав. Всемирная конвенция об авторском праве не содержит упоминания о личных неимущественных правах авторов. Римская конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм, вещатель-


Интеллектуальная собственность_______________ 31_

ных организаций, которая впервые на международном уровне признала их имущественные права, не содержала каких-либо положений относительно личных неимущественных прав исполнителей. Впервые личные неимущественные права исполнителей признаны только в 1996 году в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Завершая обсуждение проблемы личных неимущественных и имущественных прав, необходимо подчеркнуть, что они включают несколько категорий права.

Личные неимущественные права включают право на имя и право на защиту репутации (подробнее см. соответствующие разделы книги). Следует особо подчеркнуть, что личные неимущественные права принадлежат только автору и исполнителю и существуют вечно, эти права не могут быть изъяты у автора или исполнителя. Более того, ни автор, ни исполнитель не могут передать свои личные неимущественные права никакому лицу, даже своим родственникам.

Имущественные права — это права на использование соответствующего объекта интеллектуальной собственности. Эти права по существу включают две широкие категории прав — право на воспроизведение и право на распространение объектов интеллектуальной собственности. Все остальные права могут пониматься как разновидности либо права на воспроизведение, либо права на распространение. Воспроизведение — это изготовление копий или экземпляров объектов авторского права или смежных прав. Распространение — это предоставление копий или экземпляров объектов в количестве, способном удовлетворить разумные потребности публики. В некотором смысле право на воспроизведение является первичным по отношению к праву на распространение, поскольку без воспроизведения объекта не может быть его распространения.

Имущественные права могут быть переданы или уступлены иным лицам (по закону, по договору либо без договора). Причем имущественные права могут быть переданы или уступлены полностью или в части. При этом полностью


32_____________________________________________ Глава!

или в части могут передаваться как исключительные имущественные права, так и неисключительные имущественные права. В первом случае только правопреемник обладает переданными исключительными имущественными правами. Во втором — исключительные имущественные права принадлежат лицу, которое может передавать некоторые неисключительные имущественные права другим лицам.

§ 1.5. Дуализм интеллектуальной собственности

Многие объекты интеллектуальной собственности, в том числе и объекты авторского права, существуют в виде материальной вещи и нематериальной сущности. При этом права на прризведение как на вещь и права на произведение как сущность различны, что ведет иногда к противоречиям и парадоксам. Противоречия дуализма собственности на объекты авторского права обсуждались в течение нескольких столетий. Результаты таких дискуссий неоднократно излагали известные правоведы прошлого и настоящего. В отечественной науке это сделал в начале XX века ЯАКанта-рович1' а в конце XX века — А.П.Сергеев2, И.В.Савельева3, Э.П.Гаврилов4, В.А.Дозорцев5 и др. Тем не менее взгляды и мнения цивилистов о взаимосвязи нематериальной сущности интеллектуальной собственности и вещного права продолжают оставаться неунифицированными.

' Кантарович Я.А. Авторское право на литературные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Петроград: Брокгауз-Ефрон, 1916.

2 Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской
Федерации: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М.: Проспект, 1999;
Гражданское право: Учебник. Часть III / Под ред. А.П.Сергеева,
Ю.К.Толстого. М.: Проспект, 1998.

3 Савельева И.В. Правовое регулирование отношений в области худо
жественного творчества. М. 1986.

4 Гаврилов Э.П. Комментарий к Закону Российской Федерации «Об
авторском праве и смежных правах». М.: Спарк, 1996.

5 Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных про
дуктов // Юрид. мир. 1998, июнь. С. 10-28.


Интеллектуальная собственность_____________________ 33

Взаимосвязь прав на материальную вещь (вещное право) и нематериальную сущность (авторское право) зависит, прежде всего, от того, является ли материальная вещь оригиналом или копией (экземпляром) произведения. С другой стороны, правовое взаимоотношение вещного права и авторского права устанавливает законодательство об авторском праве.

Вначале рассмотрим естественную взаимосвязь вещного и авторского права.

Если материальный объект представляет собой оригинал произведения, то материальная вещь и нематериальная' сущность совмещены в нем из-за единственности и уникальности оригинала произведения. Другими словами, авторское право на произведение неразрывно с правом собственности на оригинал произведения. Следовательно, есть основания считать, что в оригинале произведения вещное право и имущественное авторское право совмещены, поэтому продажа или иная передача оригинала произведения автором другому лицу ведет к уступке имущественных прав.

Если материальный объект представляет собой экземпляр (копию) произведения, то нематериальная сущность и материальная вещь разделены из-за массовости экземпляров произведения. Другими словами, в большинстве случаев авторское право на произведение не связано с правом собственности на экземпляр произведения.

Когда автор создал произведение, выраженное в рукописи книги или нотного письма, картине или скульптуре, то в этом произведении его материальная форма неразрывна с его сущностью. Оригинал произведения автор может продать, подарить, передать по завещанию или каким-либо иным образом. При этом вместе с вещью (оригиналом) он передает и права на эту сущность, выраженную в оригинале, например имущественные права. Поэтому владелец оригинала произведения обладает не только вещью (рукописью, картиной, скульптурой), но и имущественными правами, относящимися к существу этой вещи.


34____________________________________________ Глава I

Продажа или передача рукописи книги, нотного письма также влечет переход имущественных прав, например, издателю. Однако такой переход произведения, как правило, происходит по договору (рукописи книги — по письменному договору, рукописи статьи для периодической печати — по устному договору). Следовательно, автор вместе с передачей оригинала произведения уступает и имущественные права новому владельцу рукописи в объеме, определенном договором.

Иное положение существует при продаже экземпляров произведений. Как только с оригинала произведения изготовлены экземпляры произведения, вещное право и имущественное авторское право разделяются и существуют независимо. Поэтому при приобретении экземпляра произведения никакие имущественные авторские права на произведение сами по себе не переходят к владельцу экземпляра или копии произведения, который может делать что угодно с экземпляром или копией произведения (подарить, продать, уничтожить и т.д.), однако он не имеет права использовать произведение любым способом, например воспроизводить его и распространять новые экземпляры или копии произведения в любых целях.

Каким бы простым ни казалось естественное взаимоотношение между авторским правом на произведение и правом собственности на объект, в котором произведение выражено, правовое установление такой взаимосвязи принадлежит законодательству и здесь существует несколько подходов:

1) в странах, где отсутствует разделение авторского пра
ва на личные и имущественные права, законодатель
ство устанавливает взаимосвязь авторского права на
произведение с правом собственности на объект, в ко
тором выражено произведение.

2) в странах, где признано разделение авторского права
на личные и имущественные права и они признаются
неотчуждаемыми и непередаваемыми, законодатель
ство устанавливает взаимосвязь имущественных прав
на произведение с правом собственности на объект.


Интеллектуальная собственность 35

Поскольку законодательство об авторском праве стран СНГ соответствует одной из разновидностей романской доктрины авторского права, речь может идти о взаимоотношении между имущественными авторскими правами на произведение и правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «Об авторском праве и смежных правах» от 16 мая 1996 года «переход права собственности на произведение изобразительного искусства (возмездный или безвозмездный) от автора к другому лицу означает первую уступку прав на это произведение»1. Таким образом, законодательство Республики Беларусь установило прямую связь права собственности на оригинал изобразительного искусства и имущественного права на такое произведение. Однако уступка имущественных прав вместе с продажей оригинала произведения не означает изъятия всех прав у автора данного произведения, У автЬра произведения всегда остаются три разновидности права:

• право на вознаграждение за использование произве-.
дения;

• право следования — право долевого участия при пере
продаже произведения;

• право доступа к произведению.

Право на вознаграждение означает, что автор по закону имеет право на авторское вознаграждение за каждый вид использования произведения. Например, если владелец оригинала произведения изобразительного искусства изготовил открытки или постеры с репродукцией произведения, то он обязан выплатить автору 0,5 % от отпускной цены каждого экземпляра изделия. Право на вознаграждение не является имущественным правом, и оно всегда принадлежит автору, если отсутствует договор на уступку или передачу имущественных прав. Право на вознаграждение вводится в

1 Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1996. № 2' Ст. 366 (п. 2 ст. 16).


36_____________________________________________ Глава I

законодательство для обеспечения имущественных интересов автора, связанных с использованием произведений.

Право следования означает, что автор по закону имеет право требовать свою долю доходов от каждой публичной перепродажи оригиналов произведений изобразительного искусства, а также оригиналов рукописей (см. § 6.17). Многие цивилисты вслед за К.Мазуйе считают, что художники или скульпторы нередко вынуждены дешево продавать произведения, чтобы поддержать свое материальное положение1. Именно по этой причине право следования было включено в Бернскую конвенцию в 1948 году. Кроме того, автор продавал свое произведение, как правило, без письменного договора о передаче имущественных прав, поэтому автор произведения во многих случаях не имел прав на вознаграждение при использовании произведения его владельцем. Право следования позволяет частично оказать материальную поддержку автору при перепродаже оригинала его произведения.

Право доступа означает, что автор произведения изобразительного искусства имеет право требовать от собственника произведения предоставления ему возможности осуществления права на воспроизведение своего произведения. Следует подчеркнуть, что право доступа не признается Бернской конвенцией, однако оно существует в законодательстве ряда стран. Например, в законодательстве Украины установлено, что право доступа предоставляется только в том случае, если автор не уступил свои имущественные права при передаче произведения изобразительного искусства в собственность иному лицу.

Гражданский кодекс Республики Беларусь устанавливает, что «исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности» (ст. 128) «могут свободно отчуждаться»2 (ст. 129). Поэтому гражданское законодательство

1 Международные конвенции об авторском праве. Бернская конвен
ция об охране литературных и художественных произведений. Ком
ментарий К.Мазуйе. М.: Прогресс, 1982. С.105.

2 Гражданский кодекс Республики Беларусь. Официальное издание. Мн.:
Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 1999.


Интеллектуальная собственность 37

Республики Беларусь позволяет считать, что при продаже оригинала произведения автор уступает имущественные права на произведение. Если признать, что с продажей оригинала произведения имущественные права не передаются, то владелец произведения не будет иметь права на использование произведения, в результате будут ущемлены материальные и творческие интересы автора. Поэтому в интересах автора уступка имущественных прав осуществляется вместе с продажей оригинала произведения. Для компенсации уступленных прав законодательство предоставляет автору не только право следования и право доступа, но и право на получение вознаграждения за каждый вид использования произведения.

К такому же результату можно прийти и иначе. Даже отказывая в уступке имущественных прав при продаже оригинала произведения, никто не станет оспаривать, что право на публичный показ приобретенного произведения у владельца все-таки существует. В противном случае произведение никогда нельзя было бы выставлять на выставках, салонах, презентациях. Причем в публичном показе заинтересован как владелец произведения, так и его автор. Владелец надеется дороже перепродать оригинал, а автор — воспользоваться рекламой своего творчества и...своим правом следования. Следует напомнить, что право на прокат распространяется не только на оригинал, но и на экземпляры произведения, поэтому право на прокат предполагает воспроизведение произведения в виде слайда, цифровой фотографии и т.д. Публичный показ может представлять собой и распространение экземпляров произведения в каталогах, альбомах, на открытках, постерах, в Интернет. Поэтому многие имущественные права необходимо признать за владельцем оригинала произведения,если изначально признать за ним право на публичный показ.

Таким образом, есть основания считать, что с продажей оригинала произведения уступаются некоторые имущественные права, прежде всего право на публичный показ. Уступка этих прав компенсируется правом автора на авторское вознаграждение за каждый вид использования


произведения, а также правом следования при публичной перепродаже оригинала произведения, а в некоторых странах — и правом доступа.

В заключение необходимо отметить, что положения о дуализме интеллектуальной собственности в той или иной мере рассмотрены в законодательстве стран СНГ только для авторского права. Эти нормы не распространены на объекты смежных прав, к которым они полностью применимы.

Иногда под дуализмом интеллектуальной собственности понимают ее «расщепление» на личные неимущественные и имущественные права, которые имеют различные свойства. Однако такое «расщепление» интеллектуальной собственности на две разные категории признается далеко не во всех странах, тогда как дуализм интеллектуальной собственности, обсуждаемый в данном разделе, в том или ином виде признается во всех странах.

Тем не менее, в некоторых случаях под выражением дуализм интеллектуальной собственности будет пониматься и сосуществование личных неимущественных и имущественных прав.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 414 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...