Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государство и право средневекового Китая



Государственный и общественный строй

Во II в. н.э. в результате внутренних противоречий пала одна из величайших мировых держав древности – Ханьская империя, на территории которой образовались три самостоятельных царства: Вэй, У, Шу. Длительные войны между этими царствами закончились победой северного царства Вэй. Во всех трех царствах утвердилась власть новой императорской династии Цзинь.

Распад Ханьской империи нанес удар по устоям рабовладельческого общества. Начинается время утверждения феодальных отношений, в рамках которых продолжало существовать рабство. В 280 г. император Сыма Янь издал указ, изменявший систему землепользования. В соответствии с ним каждый трудоспособный земледелец (мужчина или женщина в возрасте от 16 до 60 лет) имел право на полный надел земли, с которого 2/5 собранного урожая шло в пользу государства, остальное пользователь земли оставлял себе. Лица в возрасте от 13 до 15 лет и от 61 до 65 лет могли пользоваться лишь половиной надела. Дети и старики не имели земельных наделов и не платили податей. Податное население помимо указанного взноса платило налог в виде шелковой ткани и шелковой ваты и, кроме того, отрабатывало на казенных работах до 20 дней в году.

В конце III в. в Северный Китай вторглись гунны, а затем другие кочевые племена. Население покоренных северных районов перебиралось на юг. Пришельцы с севера теснили местных жителей, зачастую захватывая их земли. В то же время между представителями господствующих слоев разгорелась борьба за землю, за закрепощение крестьян, в результате которой образовались крупные землевладения. Государственная власть была слаба и не могла противостоять этому.

Поглощенный борьбой за землю двор не предпринимал попыток вернуть завоеванные северные земли. Попытки отдельных полководцев осуществить походы на север не получили поддержки. Между тем на территории Северного Китая установилось господство племени тоба и утвердилась власть тобийской династии Северных Вэй. С воцарением этой династии войны прекратились, и в Северном Китае стала налаживаться мирная жизнь. В 485 г. был издан императорский указ, установивший надельную систему землепользования. Утверждалась государственная собственность на землю, и крестьяне, свободные от власти отдельных феодалов, были держателями государственных наделов. Указ определял размер участка и обязанности держателей.

Органы власти и управления формировались по древнекитайскому образцу. Китайские чиновники играли важную роль в управлении государством. В государстве Северных Вэй сложилась раннефеодальная централизованная монархия.

Во второй половине VI в. север и юг Китая были объединены под верховенством династии Суй. Первые представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось дальнейшим закрепощением земледельцев и наступлением на древние деревенские организации. Разосланные на места чиновники провели учет населения и выявили крестьян, не внесенных ранее в податные списки. Был уменьшен размер надела, а налог, напротив, возрос, увеличилась трудовая повинность. Такая политика стала причиной повсеместных народных восстаний.

Смута и борьба за власть привела на престол новую правящую династию – Тан. Чтобы прекратить народные волнения, новый император издал рад указов, направленных на улучшение положения крестьян: была ликвидирована податная задолженность за прошлые годы, ограничивались сроки государственной барщины, освобождались проданные в рабство крестьяне, феодалам запрещалось убивать крестьян.

Представители танской династии стремились ограничить крупное землевладение, увеличивая государственное землевладение и количество государственных податных крестьян. В 624 г. был издан декрет, устанавливающий льготные условия для крестьян: каждый взрослый мужчина имел право на садово-огородный надел, являющийся вечным владением семьи, и на пахотный надел, бывший держанием на время трудоспособности. Престарелые, женщины и подростки получали небольшие наделы. Землю могли получить также государственные рабы. Пахотные наделы подлежали перераспределению ежегодно на каждом 10-м месяце. Земли, находящиеся в вечном владении, могли быть предметом сделок, пахотные земли продавать и закладывать разрешалось в исключительных случаях. В пользу государства земледельцы были обязаны вносить продуктовую ренту-налог и отрабатывать на государственных землях 20 дней в году. Крестьяне, бывшие основной производительной силой в государстве, оказались прикрепленными к земле и зависимыми.

В первые годы существования Танской империи крупных родовых земельных владений феодалов было не так много, их обрабатывали зависимые от хозяина крестьяне и иногда рабы. Служебные наделы чиновников, предоставляемые им только на время службы, обрабатывались, как правило, государственными надельными крестьянами.

Во время правления танской династии было создано довольно сильное централизованное государство с хорошо налаженным- бюрократическим аппаратом управления.

С развитием феодальных отношений население Китая было организовано в сложную иерархическую систему. Все жители империи были вассалами императора, который олицетворял собой государство. Высшую группу господствующего класса составляла наследственная аристократия, обладавшая значительными экономическими и социальными привилегиями. Представители знати делились на группы в соответствии с категорией феодальных титулов. Каждому титулу соответствовал определенный размер земельного владения.

Многочисленные чиновники делились на девять рангов. Каждому рангу соответствовала оплата в виде определенного земельного владения или жалованья. Продвижение по бюрократической лестнице было возможно при условии сдачи государственных экзаменов.

Самый многочисленный слой населения – крестьянство – также не был единым. Большая часть крестьян принадлежала к «доброму народу», в обязанности которого входили обработка земли и своевременное исполнение всех повинностей. Большинство «доброго народа» составляли бедняки. Особое положение занимали сельские старосты, главы родов, богатые крестьяне. В самом низу социальной лестницы находился «дешевый народ» – держатели земли у частных лиц, слуги, рабы.

Каждая социальная группа вела образ жизни, присущий только ей, строго соблюдая правила поведения, используя определенный тип одежды, украшений, заселяя соответствующие жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше. Несмотря на препоны, существовавшие между многочисленными социальными группами, возможность передвижения по иерархической лестнице не исключалась.

Верховная власть в государстве принадлежала императору, который обладал неограниченными правами и должен был править на основе традиций и законов. Императора называли Сыном неба. Его ближайшими помощниками являлись два цзайсяна. Часто именно они фактически решали государственные дела. Управление страной осуществлялось через три палаты: одна ведала органами исполнительной власти, две другие готовили и обнародовали императорские указы, организовывали торжественные церемонии. Деятельностью каждой палаты руководили начальник и два его помощника – правый и левый.

Империя была поделена на провинции, округа, уезды. На каждом из этих уровней существовала своя организация чиновников, назначаемых и смещаемых центром. Более мелкой, чем уезды, единицей были деревни, возглавляемые старостами, а самой мелкой – объединение 4–5 дворов. Создание таких единиц способствовало разрушению родовых связей, еще сильных в деревне.

Замещение государственных должностей строилось по системе государственных экзаменов.

Правление императора Сюаньцзуана (713 – 765) явилось временем расцвета Танской империи. Но развитие феодальных отношений привело во второй половине VIII в. к кризису государства. Традиция, согласно которой верховная собственность на землю принадлежала государству, существование социальной иерархии и системы надзора не смогли противостоять стремлениям феодалов создать крупные землевладения. Укрепив экономические позиции, феодалы стали претендовать на политическое господство в стране. На местах получили распространение сепаратистские настроения. Государство, ведя с ними борьбу, а также пытаясь пресечь стремления феодалов к политическому господству, передало военным часть функций и прав гражданских чинов. В результате этого в провинциях создалось по сути дела двоевластие, при этом более влиятельными оказались военные наместники.

Сокращение государственных земель и уменьшение численности податных крестьян опустошили казну. Все попытки императорской власти ограничить рост крупного землевладения не дали особых результатов. Захват земель и крестьян продолжался. Государственные средства сокращались, и следствием этого стали потери империей завоеванных ранее территорий.

Власть перешла к владельцам феодальных поместий. Вместо надельной системы был введен новый порядок налогообложения. Все владельцы земли были поделены на девять разрядов в зависимости от количества имеющейся земли. Все прежние повинности заменялись единым налогом с земли, взимаемым независимо от возраста и трудоспособности облагаемых лиц. Сбор.налогов происходил дважды в год: летом и осенью. В результате реформы налогообложению подвергались не только государственные крестьяне, но и держатели земель от частных лиц. Данная реформа официально признала земельные владения феодалов.

Крушение надельной системы привело к ухудшению положения крестьян, разорению крестьянских хозяйств, что вызвало многочисленные народные волнения.

Политическая власть императора пошатнулась. В то же время военные наместники добились наследственного права на титулы и владения. Они, лишь номинально подчиняясь императору, проводили совершенно самостоятельную политику. В Китае наступил период феодальной раздробленности. В начале X в. был низложен последний император династии Тан.

Даже в период феодальной раздробленности китайское государство до некоторой степени сохраняло свое единство. Это объяснялось следующими обстоятельствами: существовали тесные экономические связи внутри государства, большое значение для поддержания жизнедеятельности имели общественные работы на значительных территориях, периодические народные волнения, постоянная угроза набегов со стороны кочевников требовали объединения усилий.

Во второй половине X в. была восстановлена общеимперская политическая власть. Новой правящей династией стала династия Сун. С целью централизации власти была упразднена прежняя административная система, которая обеспечивала господство военных наместников. Вновь образованные районы подчинялись императору. Чтобы ограничить власть местных чиновников, были созданы параллельные органы управления. Из центра в округа и уезды назначались начальники на постоянную работу. Кроме того, практиковалось временное направление чиновников из столицы в провинции. Идеологической опорой феодальной монархии служило конфуцианство. В XIII в. Китай был завоеван монгольскими феодалами, чье господство сохранялось до середины XIV в. В 1351 г. весь Китай был охвачен народным движением, направленным против монгольского ига. Китай вновь стал свободным. На престол взошла династия Мин. Общественный и государственный строи Минской империи точно копировал старое феодальное государство: то же деление населения на ранги и классы, препятствующее образованию сословий, тот же бюрократический аппарат управления. Вся полнота власти была сосредоточена в руках императора. Политическое развитие Китая в XIV – XV вв. способствовало укреплению феодальных порядков.

В XVI – XVII вв. в Китае начинаются кризис феодальных отношений и переход к новому историческому периоду в истории государства.

Особенности развития права

Развитие китайского средневекового права проходило, прежде всего, по линии разработки уголовных норм, регулирования сословно-ранговых различий, налоговых повинностей населения, обязанностей различных категорий держателей государственных земель, а также лиц, ответственных за сохранение государственной собственности, за пополнение государственной казны. Все эти тесно связанные между собой нормы и составляли содержание многочисленных династийных сводов законов, в которых костяк норм создавался основателем династии (эти нормы со временем приобретали черты божественного установления), а его преемники расширяли, дополняли этот костяк своими законодательными постановлениями, совершенствуя их.

Начиная с династии Хань, сборники законов неизменно строились на закреплении стабильного ядра традиционно-правовых норм - люй, которые дополнялись новыми - лин. Постепенно между люй и лин произошло разделение по сферам правового регулирования: люй включали уголовные законы, а лин - административные постановления и пр.

Большая работа по систематизации законов была проведена в суйском (VI в.) и танском (VII в.) Китае. При династиях Суй (581- 618 гг.) и в первый период правления Тан кодексы подвергались пересмотру каждое царствование. Первым дошедшим до нас сводом законов был кодекс VII в. династии Тан (Тан люй шу-и).

Новая активизация законодательной деятельности китайских императоров имела место в период правления всекитайской династии Сун в связи с усилением власти центрального правительства. В 960-963 гг. было составлено «Исправленное и пересмотренное собрание уголовных законов», почти целиком повторяющее танский кодекс.

В связи со значительным увеличением текущего законодательства работа по классификации законов и постановлений продолжалась и в последующие годы. В конце XI в. в Китае было создано специальное бюро по пересмотру и классификации законов, которое, в частности, подготовило «Свод законов из 900 статей». В конце XIV в. увидел свет «Свод законов династии Мин», воспроизводивший многие положения предшествующих кодексов. Характерно, что эта практика не была изменена и после установления в Китае маньчжурской династии Цин (1644 - 1912 гг.). Уже в 1644 г., после захвата маньчжурами Пекина, началась работа по изучению минского кодекса, одной из целей которой было внесение в него исправлений и изменений в соответствии с новыми политическими реалиями.

В результате работы маньчжурских придворных сановников и судей в 1647 г. был создан кодекс, подавляющее большинство положений которого было заимствовано из старого кодекса династии Мин, причем часть из них в виде основных, коренных положений (люй), которые не разрешалось изменять. Более трехсот положений цинского кодекса было взято из дополнительных постановлений минского кодекса, в который, в свою очередь, вошли без всяких изменений многие положения танского кодекса. Составленные на основе старых кодексов, маньчжурские кодексы XVII в. почти без изменений действовали в Китае вплоть до начала XX в., определяя содержание принципов и норм традиционного китайского права.

Д инастийные кодексы создавались в условиях сложившихся в древности стереотипов массового правосознания китайцев, воспринявших идеологию ортодоксального конфуцианства с его синтезом конфуцианства и легизма. Один из этих стереотипов исходил из веры китайцев в исключительную эффективность взаимодействующих друг с другом моральных норм (ли) и жестких правовых норм (фа). В танском кодексе, закрепившем законченную нормативную основу традиционного права, прямые ссылки на моральные нормы ли, на конфуцианские произведения встречаются более чем в 60 случаях. Вместе с тем кодекс исходит из легистских требований о коллективной ответственности, о поощрении доносов и пр. Правда, при этом под прямым воздействием высказывания Конфуция, осуждавшего донос на родителей и родственников как нарушение священного принципа сяо, в кодексе предусматривалось наказание смертной казнью за донос на прямых родственников в первом и втором поколениях.

С действием этого стереотипа связана и другая черта массового сознания, восходящая к легизму. Главная цель закона - не регулирование сферы свободы личности, а репрессия, санкция, дополняющая традиционные принципы повиновения старшим, воле правителя.

Говоря об общих принципах уголовного права, следует отметить, что китайский законодатель учитывал в ряде случаев формы вины: умысел и неосторожность, - но не всегда последовательно. Формальная неопределенность, размытость границ моральной нормы ли и как следствие этого отсутствие сформулированного в законе правового понятия, определения препятствовали четкому разграничению в праве форм вины, приводили к частому использованию при вынесении наказаний таких категорий, как неведение, неумышленность, небрежность, забывчивость, ошибка. Эти понятия широко применялись еще в древности в качестве оснований для помилования.

В III - IV вв. правовая доктрина главным показателем преднамеренности преступления стала считать составление плана его совершения. Предумышленное преступление по танскому кодексу отличалось не только составлением плана, но предварительным оговором двух или более человек.

Законодательство не знало и разработанного института необходимой обороны, но освобождало от ответственности ближайших родственников - сына, внука и пр., защищавших от нападения отца, мать, деда, бабку, ибо негативные последствия этих действий, вплоть до убийства нападавшего, не были продиктованы их преступной волей.

Классификация преступлений в зависимости от их общественной опасности в свете конфуцианской морали покоилась в традиционном праве на концепции «10 зол». К первому из «10 зол» относился «заговор о мятеже против государя», в категорию-которого мог быть отнесен сговор о любом причинении вреда императору. Все лица, совершившие эти преступления, а также члены их семей считались «неисполнившими долг подданных». Преступники, их отцы и сыновья старше 16 лет подлежали смертной казни через обезглавливание, женщины семьи (матери, незамужние дочери, жены, наложницы - вместе со слугами) конфисковывались в качестве рабов.

Китайское право не разделяло административного и уголовного наказания. Любое нарушение в сфере деятельности администрации влекло за собой уголовное наказание, будь то опоздание или невыход на работу чиновника или разглашение государственной тайны. При этом чиновник не нес наказания за противоправное действие, если оно было совершено по приказу начальника.

При династии Северный Вэй (V в.) традиционная система наказаний включала в себя обезглавливание, удавление, каторжные работы со ссылкой, каторжные работы без ссылки, тогда же в качестве наказания стало применяться битье палками. В период Суй (VI в.) толстые палки были дополнены тонкими. Танский кодекс более чем на тысячелетие упорядочил систему пяти основных наказаний: удары тонкими палками (пять степеней: от 10 до 50 ударов), толстыми палками (пять степеней: от 60 до 100 ударов), каторжные работы (трех степеней: от 1 до 3 лет), ссылка (трех степеней в зависимости от отдаленности местности: от 2 до 3 тыс. ли*) и смертная казнь в двух формах (путем обезглавливания и удушения). В 623 году была введена ссылка с дополнительными каторжными работами, которой могла быть заменена смертная казнь. В X - XI вв. смертная казнь была дополнена расчленением трупа преступника.

Средневековое право Китая складывалось в условиях непрекращающегося противоборства социально-классовых сил, интересы которых были преимущественно связаны или с государственной, или с частной собственностью на землю. Коллективная собственность на землю долго продолжала существовать в форме неразделенной семейной собственности, родовой собственности, выделенной на поддержание культа предков и на общинные кладбища. Особый вид собственности представляла собой собственность буддийских и даосских общин. Первоначально отчуждение большесемейной собственности допускалось лишь в случае крайней нужды с правом последующего выкупа. Эти ограничения и определили широкое развитие института заклада земли, особенностью которого было то, что залогодатель длительное время не терял на заложенную землю права собственности, сохраняя право выкупа земли после истечения срока уплаты долга. По указу 962 г. право выкупать землю даже по истечении срока уплаты долга передавалось и потомкам залогодателя.

Залогодержатель не мог перезаложить землю, даже если в договоре займа под заклад земли (этот договор обязательно оформлялся письменно) оговаривалась возможность продать землю. В случае неуплаты долга продаваемая земля должна была быть предложена сначала родственникам, затем соседям залогодателя.

Китайское право отличало от договора займа договор ссуды, передачу в пользование конкретно-определенной вещи, невозвращение которой влекло за собой уголовную ответственность.

В китайском обязательственном праве особое место отводилось договору купли-продажи, при котором соглашение сторон являлось главным условием его действительности. Купля-продажа обычных вещей отличалась от купли-продажи не только земли, но людей и скота. При продаже людей необходимо было свидетельство, что продаваемый человек с рождения был лично свободен. Несвоевременное составление купчей наказывалось битьем толстыми палками.

Бдительно следя за состоянием рынка, китайское государство создало систему контрольных окружных, уездных органов. Специально назначенные чиновники следили за деятельностью торговых рядов (хан).

Неразрывная связь брачно-семейного права с религиозной традицией определяла стойкую преемственность его норм в средневековом праве. Браки между представителями отдельных сословий строго порицались и даже в ряде случаев преследовались по закону. Брак рассматривался как долг, выполнение которого должно служить интересам семьи, требованиям культа предков. Целью брака было появление мужского потомства. Браку предшествовал сговор семей жениха и невесты, не требующий согласия брачующихся, но обязательно предусматривающий согласие отца. Возраст брачного совершеннолетия в кодексах не закреплялся. Как правило, он варьировался вокруг цифр 15 - 16 для мужчин и 14 - 15 для женщин. Был распространен обычай помолвки еще не родившихся детей.

Запрещались браки свободных с рабами, с родственниками по мужской линии в любой степени родства, с лицом, носящим ту же фамилию. Запрещалась полигамия, второй брак при жизни первой жены признавался недействительным. У мужчин могло быть неограниченное число наложниц, права которых определялись обычаем.

Китайский брак не носил священного, нерасторжимого характера. Он мог быть расторгнут по обоюдному согласию супругов. Поводом для развода служили также бесплодие жены, распутство, непочтение к мужу и его родителям, болтливость, склонность к воровству, завистливый и подозрительный характер, застарелый недуг. Жена могла требовать развода, если муж покидал ее на срок более трех месяцев, продал в рабство или принуждал к аморальному поведению.

Наследование носило характер общего правопреемства, так как сопровождалось ответственностью наследников за долги умершего. Отдельно наследовался чин (титул, должность), если он передавался по наследству, и имущество умершего, переходящее нисходящим родственникам по мужской линии. Замужние дочери не имели права на наследство, незамужние - получали половину доли братьев. Чин мог быть унаследован только старшим сыном жены.

Отец не мог лишить сына наследства, не имел права увеличить долю одного сына за счет другого. Допускалось дарение земли только для религиозных целей, на «добрые дела».





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 5900 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...