Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Источники права. Древнейшим источником права в Индии был обычай



Древнейшим источником права в Индии был обычай. С развитием государства все большее значение приобретают царские законы. Отличительной особенностью древнеиндийского права является огромное влияние религии.

Первыми источниками политической мысли в Индии явились священные тексты – веды (древние ритуальные книги ариев). Они представляли собой сборники религиозных и ритуальных текстов различного содержания и назначения, таких сборников четыре. Исходный пункт ведийского мировоззрения мысль о божественном создании мира и общественного строя.

Одним из краеугольных положений религии брахманизма было положение о перевоплощении душ в живой природе, согласно которому душа человека после смерти будет блуждать по телам людей низкого происхождения, животных и растений либо, если он провел праведную жизнь, возродится в человеке более высокого общественного положения или небожителе. Поведение человека и его будущие перерождения брахманы оценивали в зависимости от того, как он выполняет предписание дхармы. Дхарма – это кодекс поведения человека, определяемый его общественным положением. В нем есть правила обязательные для всех, а есть правила, связанные с происхождением, родом занятий, возрастом и т.п. Дхарма – прежде всего – обязанность. Понятие прав личности остается неразработанным. Личность не ощущает своей самостоятельности, не противопоставляет себя обществу, она – органическая часть целого – пользуется благами не по праву, а в награду за нравственное поведение, за соблюдение дхармы.

Каждая варна имела свою дхарму, которые объединялись в сборники дхармасутры или дхармашастры. Наиболее известная дхармашастра – Законы Ману (II в. до н.э. – II в. н.э.) – представляет собой объемный свод религиозных, этических и юридических норм. Сборник делится на 12 глав, каждая из которых состоит из стихов (шлок).

Особое место в истории древнеиндийскго государства и права занимает трактат под названием «Артхашастра» («Наставление о пользе»). Его автором считается брахман Каутилья – советник царя Чандрагупты, основавшего империю Маурьев.

«Артхашастра» – это трактат о том, как следует приобретать и сохранять власть, другими словами, наставление по искусству правителя. Его рассуждения об искусстве управления свободны от теологии, рационалистичны и реальны.

Цель общества заключается в благе всех живых существ. Общее благо не рассматривалось сквозь призму интересов личности, прав человека. Оно понималось как сохранение созданного божественным провидением общественного порядка, который достигается исполнением каждым человеком его дхармы. Однако дхарма не действует сама по себе без принуждения.

Артхашастра содержит разделы, посвященные вопросам государственного строя, процесса, гражданского и уголовного права.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 598 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...