Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Государственный строй



Государственный строй Египта является типичным примером древневосточной деспотии. Сильная центральная власть стала складываться здесь с момента объединения Северного и Южного Египта под властью единого правителя в конце IV тыс. до н.э.

Главой государства в Египте являлся фараон, которому приписывалось божественное достоинство: официальная идеология, основанная на государственной, общеобязательной для всех религии, характеризовала его как материализацию бога Солнца на земле. На основе скрупулезно разработанного ритуала фараону оказывались божеские почести, он был окружен ореолом величия, недосягаемости и неприкосновенности. Перед ним падали ниц, целовали прах у его ног. Имя фараона не произносилось вслух. Все его распоряжения соблюдались строго и неукоснительно; всякий социальный протест против фараона являлся тягчайшим государственным и религиозным преступлением.

В соответствии с официальной идеологией, государство как бы персонифицировалось в фараоне: лично от него зависели благосостояние и безопасность каждого из подданных. Будучи верховным правителем, фараон обладал и верховным правом на государственный земельный фонд. Он мог жаловать землю своим подданным вместе с обслуживавшими ее государственными рабами. Фараон обладал всей полнотой законодательной, административной, судебной, военной власти. Он являлся также верховным жрецом, отправление жреческих функций другими лицами производилось по его поручению. Все, что делалось в государстве, осуществлялось от его имени; все назначения высших должностных лиц, раздача титулов, пожалования движимого и недвижимого имущества исходили от фараона.

Вместе с тем, при всей полноте своей власти фараон не мог осуществлять свою власть полностью произвольно. Политическая стабильность государства и прочность трона зависели от того, насколько успешно фараон способен был учитывать интересы высших слоев общества. Отсюда стремление фараона действовать «по справедливости», в соответствии с существующими морально-этическими нормами, соблюдать сложившийся веками правопорядок.

Наследование престола должно было осуществляться в рамках царствующей династии, от отца к сыну по принципу. Для закрепления права на престол использовались династические браки и институт соправительства. Династии менялись достаточно часто, и нередки были случаи, когда правление того или иного фараона могло продолжаться лишь три- четыре года. В периоды смут, когда централизованное государство практически переставало существовать, основателями новых династий становились, как правило, наиболее могущественные правители номов или жрецы главных храмов.

Исполнение многообразных функций фараона было невозможно без опоры на строго централизованный и бюрократизированный чиновничий аппарат. Особенностью этого аппарата была его слабая отраслевая дифференцированность: основная масса должностных лиц была занята одновременно в хозяйственной, религиозной, военной, судебной и других сферах. Вся деятельность чиновничества была строго регламентирована: существовала иерархия должностей, была разработана система подготовки кадров, регламентирован порядок прохождения службы, присвоения чинов, званий и титулов; были составлены инструкции по работе с секретными документами, установлена ответственность за разглашение государственной и служебной тайны, предусмотрены сроки подготовки отчетных документов и рассмотрения жалоб; для чиновников различных ведомств была определена специальная форма одежды и учреждены знаки отличия.

Высшие должностные лица были сосредоточены при дворе фараона. Во главе управленческого аппарата стоял джати. На ранних этапах существования этой должности джати являлся верховным жрецом египетской столицы. Одновременно он был главой дворцового управления, осуществлявшим контроль над канцелярией и ведавшим придворным церемониалом. В период Нового царства полномочия джати фактически превратился в первого министра, действовавшего на основе инструкций фараона, сосредоточив в своих руках административные, судебные и военные полномочия.

Под непосредственным контролем джати состояли руководители специализированных управленческих структур; как правило, этими руководителями являлись члены царствующего дома. Важное место среди высших сановников занимал главный казначей, являвшийся руководителем финансово-податного ведомства, управителем царско-храмовых хозяйств. Поскольку государственные налоги взимались преимущественно натурой (зерно, скот, слитки металла» др.), главный казначей заведовал государственными хранилищами, где сосредоточивались налоговые поступления. Строительство ирригационных и иных крупных сооружений, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых в порядке трудовой повинности населения, возглавлял начальник работ. Военное ведомство именовалось «домом оружия». Стоявший во главе этого ведомства сановник принадлежал к высшей знати государства; его главные обязанности лежали в сфере непосредственного управления вооруженными силами (комплектование, снаряжение, материальное обеспечение армии; строительство оборонительных сооружений; поддержание в полной боевой готовности пограничных крепостей, организация в них гарнизонной службы и т. д.).

Таким образом, в системе центральных государственных органов Древнего Египта четко прослеживается присутствие всех тех основных ведомств (финансовое, военное, общественных работ), которые определяли специфику древневосточной деспотии. Каждое из этих ведомств имело свой штат и структурные подразделения, возглавляемые помощниками руководителя ведомства; обладало правом непосредственного принуждения, располагая для этого собственным карательным аппаратом. Назначение на высшие должности производилось с учетом наследственной преемственности.

Местное управление Древнего Египта строилось с учетом его традиционного деления на Верхний (Южный) и Нижний (Северный); каждый из этих округов, в свою очередь, делился на области (номы), возникшие в свое время на базе старых общин. Во главе двух указанных частей Египта со времен Древнего царства ставились начальник Юга и начальник Севера. Учреждение этих должностей имело целью усилить власть фараона над номовыми правителями (номархами), пресечь их стремление к независимости от центра. Номархи, опираясь на свое богатство и связи при дворе, получили право возглавлять местное ополчение, быть жрецами местных богов, возглавлять организацию общественных работ регионального масштаба (подготовка полей к посеву, возведение новых плотин, прокладка каналов), руководить храмовым хозяйством, осуществлять полицейские функции; каждый ном имел свой герб и знамя. Деятельность всех местных администраторов определялась специальными нормативными актами и инструкциями; есть основания предполагать, что существовал целый свод соответствующих норм и предписаний, который, к сожалению, до наших дней не сохранился.

К числу карательных органов в Древнем Египте относились три главных элемента – армия, полицейские службы, суды.

Верховной судебной инстанцией был фараон, который обладал правом помилования, правом отмены решения по любому делу, правом привлечения к судебной ответственности любого должностного лица. Непосредственное руководство судебным ведомством осуществлял джати. В качестве учреждения, регулирующего деятельность всех судебных органов и надзиравшего за единообразием судопроизводства по всей стране, выступали «Шесть великих палат», находившиеся в столице, – их начальник непосредственно подчинялся джати. Роль низших судебных инстанций играли общинные суды, которые рассматривали имущественные споры, регулировали брачно-семейные и наследственные отношения. Судебной властью в масштабе номов были наделены номархи. Свою особую специфику имели храмовые суды: так, решение, вынесенное оракулом, не могло быть опротестовано государственным чиновником.





Дата публикования: 2014-10-18; Прочитано: 913 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...