Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1 3 страница



Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по сим­метрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и испорождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и со­стояние. Это явление было названо диссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и по­нятие «антисимметрия», т. е. против (противопо­ложно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то анти­симметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

«Забыли, что наукаразвивалась изпоэзии: не при­нимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фракталь­ная геометрия и др.), формирует новый худо­жественный язык искусства.

Голландский художник и геометр Мауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным матема­тиком в графике. Изображение города в гравю­ре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Обра­зы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из непра­вильных асимметричных форм фона постепен­но проявляются фигуры.

  1. Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геомет­рия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.
  2. Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благода­ря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.
  3. Как вы понимаете смысл высказывания А. Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».
  4. Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

Художественно-творческое задание

► Послушайте на компьютере образцы классической, электронной и популярной музыки, вклю­чив функцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кру­гов, космический полет, умиротворение, вспышка и др.

Под влиянием открытий радиоак­тивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художник Михаил Федо­рович Ларионов (1881 — 1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абс­трактных течений — лучизм. Он счи­тал, что изображать надо не сами пред­меты, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического вос­приятия натолкнуло французского жи­вописца Робера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверх­ностей и плоскостей, которые, созда­вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуж­дал эмоции зрителей. Взаимопроник­новение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверх­ностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное раз­витие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополни­тельные цвета, что придает диску не­обычайную энергию.

Русский художник Павел Николае­вич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую компози­цию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение суб­атомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

  1. Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «День и ночь», «Солнце и луна». Какие эмо­циональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.
  2. Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей». Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.

Художественно-творческие задания

► Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или ап­пликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты. Выполните композицию в любой технике. Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изоб­ражения (по типу гравюр М. Эшера).

Дар созидания.

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

Трудно представить себе современ­ную жизнь без больших и малых го­родов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтана­ми, с потоком машин, броскими, за­зывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами... И весь этот шумный, бес­покойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

Человек во все времена, создавая ок­ружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался прису­щими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, мате­риалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и пред­ставлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковы­ми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое не­повторимое искусство. Сегодняшний предметный мир со­здается средствами индустриальных технологии, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти техно­логии открывают область промыш­ленного искусства и являются ре­зультатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета го­ворить уже не приходится. Вещи, со­зданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт про­мышленного производства не толь­ко целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно - значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.

  1. Найдите в справочной литературе понятия:промышленное искусство, техническая эстети­ка, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл.
  2. Изучите облик вашего города (района), поселка, деревни. Какие особенности говорят о тра­дициях в его облике, а какие — о новаторстве?
  3. Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или ору­дия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Художественно-творческие задания

► Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и совре­менность в облике моего города».

Архитектура исторического города

Архитектура(лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жиз­ни человека искусств являетсяархи­тектура.

Если сравнивать архитектуру с дру­гими искусствами, то по мере услов­ности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и ма­тематика, не имеет аналогов в окру­жающем мире — ее форма абстрак­тна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитек­туры с музыкой? «Застывшей музы­кой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек на­учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма­териалы, которыми была богата окру­жающая местность. Большое количе­ство домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от вы­ражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Планировка и строительство горо­дов — это одна из областей архитек­туры, она получила название «градо­строительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служить Афинский Акрополь — политический, религиоз­ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждый средневековый город ог­раждали могучими каменными сте­нами с зубцами и башнями, окружа­ли глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овла­деть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие ка­менные стены, раз и навсегда опре­делившие его границы, город средне­вековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природ­ного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И воз­любив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвы­шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани­мал детинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото­чены самые большие, монументаль­ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского го­рода был кафедральный собор. Поб­лизости располагалось администра­тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео­дальный замок располагался за город­ской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково­го города была площадь, на которой строилось медресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учите­лей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му­сульман призывали на молитву. Важ­ную роль в архитектурной компози­ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го­родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

В эпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради­ции градостроительства: в конце ши­роких прямых улиц обязательно раз­мещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величест­венность перспективы.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тща­тельно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го­рода трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

  1. Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.
  2. Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи­тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.
  3. Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от­звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

Художественно-творческое задание

► Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер­ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

Архитектура современного города

Каждый город имеет свое собствен­ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ­ной планировки и строительства. Сов­ременные города и современные райо­ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер­тежах и макетах выверяются не толь­ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту­ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли­клиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека.

В современных микрорайонах стро­ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако обществен­ные здания часто возводятся по специ­альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов­ные устремления людей и воздейству­ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен­ные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространс­твенную среду.

Язык архитектуры всегда совреме­нен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.

Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи­тектурных форм и технологий ХХ! в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро­ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут­реннее пространство помещений.

Французский архитектор Шарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впер­вые начал использовать в своих пост­ройках сборные модули из железобе­тона.

Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре таких на­правлений, как конструктивизм, раци­онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек­торы стремились к созданию целесо­образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен­ного образа используются асиммет­рия, контрастное противопоставле­ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

Если раньше в городе возвыша­лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про­явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.

Новый смысл получили связанные с архитектуроймонументальная жи­вописьидекоративная скульптура.

 

Современные архитекторы пользу­ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе­ния и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало­гичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку­курузных початков и т. д. Эти тенденции проявляются и в современной музыке. Например, в конкретной музыке, композиция ко­торой составлялась из предваритель­но записанного материала (природ­ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо­вательности.

Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995) — один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musiqueconcrete). Этот стиль появился благода­ря развитию звукозаписывающей тех­ники, появлению доступных микрофо­нов и, как следствие, благодаря доступ­ности проведения экспериментов.

Оливье Мессиан (1908—1992) — фран­цузский органист, композитор и выдаю­щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, нотировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

  1. Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите:

а)для каких климатических условий они созданы архитекторами;

б)какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав­ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.

  1. Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив­ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).

Художественно-творческие задания

^ Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди­зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

  1. Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).

Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь­ной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)».

Специфика изображений в полиграфии

Одними из самых распространен­ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз­ни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графика включает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст­ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феноменслияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

Замечательный иллюстратор Н. Кузь­мин пишет о том, что художник, вло­живший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни­ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Кру- зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра­ций французского графика Гранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе­ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра­фика Г. Доре.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой...

В иллюстрациях А. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры. Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюры В. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­ощущение. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умелчитать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки­хот» К. Караева к одноименному рома­ну М. Сервантеса….

  1. Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».
  2. Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?
  3. Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?
  4. Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил­люстраций...» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко­лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?
  5. Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?
  6. Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?
  7. Послушайте фрагменты музыкальных сочинений, в основе которых лежат литературные про­изведения.

Художественно-творческие задания

  1. Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве­дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).

Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи­ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.

… Журнальная графика в послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

  1. Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб­ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?
  2. Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка­кого-либо изделия.
  3. Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?
  4. Посмотрите на канале «МузТУ» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рек­ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?
  5. Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це­лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?

Художественно-творческие задания

  1. Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон­церта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).
  2. Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.
  3. Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.
  4. Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь­ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко­ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки и студии, традиции и др.

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

Формирование красивой и ком­фортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На ру­беже ХГХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг­лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни­ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про­изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол­лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен­ность предметам быта.

Классицизм, модерн, арт-деко, ми­нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Англия стала родиной нового стиля в искусстве — модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитек­тора и дизайнера Чарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собствен­ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки­вающий утонченность и яркую инди­видуальность владельца. Линии в мо­дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк­ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн, ориентировались на природные формы.

В России в стиле модерн работа­ли известные художники М. Врубель, С. Малютин и др. Достаточно посмот­реть на особняки начала XX в., где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.

Дизайнеры второй половины ХХ в. проектировали предметы домашнего обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм. Именно в это время появилась одно­разовая посуда, являющаяся тоже про­дуктом дизайна.

Современные дизайнеры выполня­ют художественное проектирование продукции всех производств, начи­ная от самой серьезной техники и машин и заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи так называемой комплексной эстетизации пространства которая выражается в поиске оп­тимального сочетания функций и формы серий­но выпускаемых предметов: мебели, телевизо­ров, радиоприемников, телефонных аппаратов, светильников, предназначенных не только для создания комфорта в повседневной жизни че­ловека, но и для ее украшения.

Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и промышленное произ­водство образовали взаимовыгодное содружест­во, в результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей самовыраже­ния, а различные технологические процессы получили эстетический смысл.

Взаимосвязанными в ХХ в. оказались искус­ство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода подчас диктовала художни­кам некоторые идеи. Например, известный ис­панский художник Сальвадор Дали (1904—1989) разработал для популярного в Италии Дома мод проекты женских шляпок в виде туфли. А де­монстрации моделей одежды в крупных городах превратились в настоящие театрализованные представления.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1160 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...