Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 1 2 страница



В изобразительном искусстве форма — это очерта­ние, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Каждая форма имеет свой характер. Квадрат — закончен­ная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет. Треугольник — активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — не­сет в себе возможность движения, выражает борьбу проти­воположностей, может быть агрессивной. Круг — наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мирозда­ния), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая форма амебы придает образам неустойчи­вый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхоли­ей, пессимизмом.

  1. Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?
  2. Послушайте два музыкальных произведения. Сравните, как в них раз­вивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы раз­вития преобладают в каждом из этих произведений.

Линия тоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хао­тичной и тем самым формирует различные образы.

Для усиления художественного образа формы могут быть стилизованными или трансформиро­ванными. В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы исполь­зуются в плакатной и книжной графике и в мульти­пликации, а также в современной скульптуре.

В музыке под формой подразумеваются органи­зация музыкального целого, способы развития музы­кального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, напри­мер: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы- композиции в музыке основаны на известных вам принципах — повтор и контраст. Различают двух­частные и трехчастные музыкальные формы, ва­риации, рондо, сонатная форма и др.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танце вальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

  1. Посмотрите фрагменты орнаментов из иллюстраций И. Билибина к русским народным сказ­кам, репродукцию картины «На катке» А. Дейнеки. Какой эффект создает ритмическая организа­ция орнамента и композиции картины?

Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритми­ческая организация в музыке разных эпох. Ритм отражает связь природы, че­ловека и его деятельности с миро­зданием. Слово ритм означает «мер­ность».

Ритм сложился под влиянием де­ятельности человека: шага, танца, за­клинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов ра­боты, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого орга­низма, пение птиц, движение морс­ких волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма мож­но выразить состояния покоя и без­мятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропор­ции соборов создавали образы, со­звучные устремленной к небу в эмо­циональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразитель­ные пропорции архитектурных пост­роек несли в себе образы, объединя­ющие человека с природой.

Фактура от лат. factum— обработ­ка, строение.

В изобразительном искусстве факту­ра — это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

В музыке под фактурой понимают ха­рактер, совокупность средств музыкально­го изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гар­моническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоничес­кая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Новодевичий монастырь в Москве

  1. Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?
  2. Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изме­нение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов?
  3. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «содержание», «сюжет», «ритм», «про­порции», «форма», «фактура». Найдите эти понятия в справочной литературе.
  4. Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам из­вестны?
  5. Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в со­здании различных образов?

Художественно-творческие задания

Храмовый синтез искусств

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного яв­ления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще­человеческих законах искусства, ко­торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.

Храмы — это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесу­щего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом че­рез таинство, место спасения души...

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы челове­ческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представ­ления о мироустройстве. В Храме че­ловек ищет убежище от мирской суе­ты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древ­них икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодия­ми, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высо­кие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и иде­алу. Религиозное искусство обращает­ся к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и оду­хотворение.

В православном храме для моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образа католического собора звучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть) сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и за­тененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для фор­мирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитек­турные «сталактиты» — ниши, нависа­ющие друг над другом, создают иллю­зию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуре ислама из всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама — деко­ративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древний буддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими вида­ми искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музы­кальное, изобразительное искусства.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литера­турного произведения, лежащего в ос­нове сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, со­здающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальнос­ти, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание проис­ходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр — мю­зикл, где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкаль­ное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу осо­бую динамичность. Характерной чер­той многих мюзиклов стало раскры­тие серьезного содержания доступны­ми для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водеви­ля, эстрадного шоу, варьете, отличаю­щихся особым ощущением сценичес­кого времени, броскостью, яркостью материала.

Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре начал свое триумфальное шествие по все­му миру. Некоторые зачастую назы­вают рок-операми. При высочайшем уровне исполнения постановка вока­ла или пластики в мюзиклах и рок- операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по оперному, а танец — выглядеть балетным.

Многие мюзиклы и рок-оперы об­рели свою вторую жизнь в кино и получили высокие кинематографичес­кие награды. К синтетическим жанрам можно отнести и модные сегодня различные шоу на телевидении, в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду. Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре музеев, театров, обществен­ных зданий. Фасады и интерьеры теат­ра или музея часто украшают рельефы, мозаики или декоративная живопись, передающие характер и тематическую направленность здания. По-разному бу­дет использован синтез искусств в фор­мировании атмосферы музея искусства или музея боевой славы.

Соотношение искусств, участвую­щих в синтезе, определяется стилем произведения, художественным за­мыслом автора и вкусом заказчика.

  1. Какие искусства задействованы в различных видах театра? Вспомните, какой спектакль про­извел на вас самое сильное впечатление. Почему?
  2. Послушайте фрагмент музыки балета «Ярославна» Б. Тищенко. Какие чувства, зрительные об­разы он у вас вызвал? Проанализируйте почему.
  3. Посмотрите фрагмент фильма-оперы «Князь Игорь» на музыку А. Бородина. Что особенно вас захватило: игра актеров, музыка, декорации, сюжет?
  4. Найдите в тексте «Слова о полку Игореве...» эпизоды, созвучные фрагментам оперы и балета.
  5. Вспомните и спойте известные вам хиты из мюзиклов и рок-опер.

Художественно-творческие задания.

  1. Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мю­зиклу (по выбору).

Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).

Искусство предвосхищает будущее

Дар предвосхищения

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя — Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчес­тва, а потом, когда девушка отверг­ла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревян­ном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с про­изведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают уди­вительным даром предсказывать буду­щее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям преду­гадывать события? Может быть, инту­иция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех не­обходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышле­ние лучше, чем у других людей, раз­вито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание ре­альности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, кото­рые часто через какое-то время сбы­ваются. Произведения искусства не раз предвосхищали исторические собы­тия, научные открытия, развитие тех­нического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспри­нимающих.

Не менее важны произведения искусст­ва, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социаль­ных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

  1. Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.
  2. Объясните понятия:иносказание, метафора, аллегория, олицетворение — на примере извес­тных вам произведений разных видов искусства.

Художественно-творческое задание.

► Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб­разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу­дущего.

Какие знания дает искусство?

Искусство помогает людям обра­тить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, худож­ник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по за­конам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIXв. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подвод­ной лодки, а русский писатель XXв. А. Толстой в романе «Гиперболоид ин­женера Гарина» — появление лазера.

Художник В. Кандинский, разрабо­тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению за­дач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о на­учных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эк­сперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интере­сов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие про­изведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, — воздушные потоки. Своеобразная, буд­то хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соот­ветствующее математическому описанию турбулентного пото­ка, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явле­ние турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф стано­вится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столе­тия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голо­сами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

  1. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.
  2. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

Предсказание в искусстве

Любое художественное произведе­ние устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много при­меров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско­лах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим худож­никам, возможно именно в нем и со­стоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis— от­кровение — это слово служит названи­ем одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о кон­це света). Художник выразил тревож­ное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубя­щиеся облака и горизонтальные штри­хи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считает­ся, что разгадка подобного размеще­ния фигур — в желании Дюрера пре­дупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг худож­ник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусст­вом социальных перемен и потрясе­ний можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Боль­шевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Ми­хайлович Кустодиев (1878-1927) ис­пользовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десят­ков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержа­ние картины наполняется новым смыс­лом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориен­тирами вкладывает в содержание но­вые смыслы.

Многие годы эту картину тракто­вали как торжественный гимн стой­кому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеня­ет взмывающим в небо красным фла­гом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, не­осознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполня­ется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой. В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может слу­жить пьеса для оркестра «Вопрос, ос­тавшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874—1954). Она создана в начале XXв. — во время, когда совер­шались научные открытия в области покорения космоса и создания лета­тельных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инс­трументов, стала философским раз­мышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художник Аристарх Васи­льевич Лентулов (1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объек­та. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и рас­щепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских собо­ров, виды Новгорода, исторические со­бытия, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Ленту­лова волнуют бездонные глубины че­ловеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распростра­няющийся звук в картине «Звон. Коло­кольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантасти­ческие силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смеше­ние цветов передает калейдоскопи­ческие, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Ши­рокое использование метафоры помо­гает художнику обычные вещи превра­щать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воп­лощение в творчестве разных компо­зиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахмани­нов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)

Художественно-творческое задание

► Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

Художественное мышление в авангарде науки

Конечно, для искусства предсказа­ние будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образно­го мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культур­ное развитие включает в себя и до­стижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Гений эпохи Возрождения Леонар­до да Винчи уже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

Французский писатель Оноре де Бальзак (1799—1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, рань­ше ученых сделал отдельные наблюде­ния, связанные с биологической приро­дой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писатель Жюль Верн (1828—1905), один из основателей жанра научной фантастики, предска­зал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писа­теля звучит протест против использо­вания науки в преступных целях. Зна­чит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Ни­колаевич Толстой (1882—1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фан­тастических произвелений. В них он предсказал появ­ление лазера и космических кораблей.

Русский инженер Лев Сергеевич Термен (1896—1993) предвидел появление современного синтезатора и зву­чание электронной музыки. В 1920 г. им был изобре­тен терменвокс — электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук ис­полнителя в электромагнитном поле вблизи металли­ческой антенны. Терменвокс может звучать как скрип­ка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазо­вых) музыкальных произведений, а также для созда­ния различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное про­изведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова.

  1. Научная фантастика не только проектировала тех­нический прогресс человечества, но и стремилась пре­дугадать будущее человека и общества.

Художественно-творческое задание

► Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

Художник и учёный

Многие выдающиеся ученые цени­ли искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литера­турным творчеством они не соверши­ли бы своих открытий в науке. Воз­можно, именно эмоциональный подъ­ем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к твор­ческому прорыву в науке.

Для того чтобы открыть как для на­уки так и для искусства законы про­порции золотого сечения, древнегре­ческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действитель­но так. Интересовали же Пифагора му­зыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основа­нием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устояв­шиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1282 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...