Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
«Франческо Петрарка был первым, кто обладал столь утонченным умом, что понял и возродил изящество утраченного стиля древних». Так писал Леонардо Бруни в своем жизнеописании Петрарки в 1436 году…
В одном из своих писем «О делах повседневных» Петрарка показывает, насколько тесно связаны красноречие, то есть словесная дисциплина, и философия, то есть воспитание души. Речь – вот что в своем выражении дает мерило себе и порождающему ее духу. «Не малым выразителем духа является речь», которая, появляясь на свет, подчиняется контролю со стороны, признает дисциплину и выражает дух. «Не может обладать достоинством речь, если не имеет его сам дух», и напротив – состояние духа обретает в обращенных к людям словах меру и конкретный смысл…
Если мы хотим оставаться людьми, нужно общаться с людьми. «Мы должны стараться быть полезными людям, с которыми живем; и нельзя сомневаться, что мы можем в высокой степени помочь их душам нашими словами»…
И пусть нас не тревожит мысль о забвении, которое ожидает наш труд, о его тщете, о неизбежной тленности всех вещей. «Пройдут тысячи и тысячи лет, века за веками, но никогда не будет излишним восхваление добродетели, никогда не будет излишне превознесена любовь к богу или преодолен порок…» Ceterorum hominum charitas, любовь к ближнему, – вот что, по мнению Петрарки, является стимулом и целью studia humanitatis…
Здесь налицо два наиболее характерных для гуманизма мотива: осознание ценности словесности и социальный характер подлинно человеческого бытия. В другом месте, в письме к другу, который изъявил желание предаться монашеской жизни, Петрарка развивает тему о достоинстве жизни деятельной. Забота о родине и любовь к ближнему не только не противоречат, но, напротив, тесно связаны с этим внутренним самовоспитанием, которое является предпосылкой всякой плодотворной деятельности на земле. Поэтому путь к открытию собственной души, который продолжался у Петрарки всю жизнь, был вместе с тем и завоеванием самой прочной связи с другими людьми.
Возможно, величие Петрарки заключено именно в отстаивании того основополагающего опыта, с помощью которого человек, срывая покров внутреннего заблуждения, скрывающий его от самого себя, оказывается перед лицом собственного убожества и собственного благородства…
Бесполезным изысканиям относительно природы вещей Петрарка решительно противопоставляет изучение человека, скромную философию людей и построенного ими града земного. Мир бога закрыт семью печатями для бренного разума, и пытаться проникнуть в него – святотатственно и незаконно.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 813 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!