Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 12. Культура Древнего Востока



Алиханова Ю.М. Литература Древнего Востока / Ю.М. Алиханова, В.Б. Никитина, Л.Е. Померанцев // Иран, Индия, Китай. – М., 1984. – С. 222–230, 237–251.

Лунь юй (Беседы и суждения)

8.2. Учитель сказал: «Уважительность без ритуала – пустая суетливость; осторожность без ритуала – та же трусость; доблесть (смелость) без ритуала превращается в бунтарство; прямота без ритуала – грубость. Если благородный муж усерден в исполнении родственных обязанностей, то в народе расцветает жэнь. Если благородный муж верен старым обычаям, то народ честен».

8.13. Учитель сказал: «…В государство, в котором опасно, не ходи; в государстве, в котором смута, не живи. Если в поднебесной царит дао, будь на виду, если нет дао, то уйди от мира. Если в государстве процветает дао, стыдно быть бедным и незнатным; в государстве, в котором нет дао, стыдно быть богатым и знатным».

12.11. Циский правитель Цзин спросил об управлении У Кунцзы. Кунцзы отвечал: «Господин должен быть господином, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном». Правитель сказал: «Да, действительно, если господин не будет господином, слуга – слугой, отец – отцом, сын – сыном, то хоть и будет у меня хлеб, но могу ли я его (спокойно) есть?»

14.4. Учитель сказал: «Обладающий дэ, неприменно красноречив, но красноречивый не обязательно обладает дэ. Обладающий жень неприменно храбр, но храбрый не обязательно обладает жень».

14.6. Учитель сказал: «Бывает, что благородный муж недостаточно жэнь, но никогда не бывает, чтобы ничтожный человек оказался жэнь».

16.10. Кунцзы говорил: «Благородный муж заботится о девяти (вещах): когда смотришь – видеть; когда слушаешь – слышать; чтобы на лице была приветливость, а в облике почтительность; в речах – преданность, а в делах – уважительность; сомневаешься – спрашивай, в гневе думай о последствиях; когда что берешь, помни о долге».

20.2. Цзычжан спросил у Кунцзы: «Как надо управлять?» Учитель ответил: «Надо с уважением относиться к пяти прекрасным (способам управления) и отвергать четыре безобразных». Цзычжан спросил: «Что называется пятью прекрасными (способами управлениями)?» Учитель отвечал: «Благородный муж милостив, но не расточителен; он (требователен в) работе, но не вызывает гнева; в желаниях не алчен; широк и не заносчив; величав, но не грозен»…

Цзычжан спросил: «А что называется четырьмя безобразными способами управления?» Учитель сказал: «Убивать без наставления – это жестоко; требовать результата (в работе), не сделав предупреждения, – это насилие; медлить с приказом вплоть до срока (его исполнения) – это разбой; проявлять скупость в оплате (труда) значит проявлять мелочность».

Дао дэ цзин (Книга о дао и дэ)

1.

Дао, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем – мать всех вещей…

2.

Когда все в Поднебесной узнают, что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают, что доброе является добром, возникает и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимно соотносятся, высокое и низкое устремлены друг к другу… Поэтому совершенномудрый, совершая дела, предпочитает недеяние, осуществляя учение, не прибегает к словам…

11.

Тридцать спиц соединяются в одной ступице, но употребление колеса зависит от пустоты между ними. Из глины делают сосуду, но употребление сосудов зависит от пустоты в них.

Пробивают двери и окна, чтобы сделать дом, но пользование домом зависит от пустоты в нем. Вот почему полезность зависит от пустоты.

12.

Пять цветов притупляют зрение. Пять звуков притупляют слух. Пять вкусовых ощущений притупляют вкус. Охота и скачки приводят в неистовство. Труднодоступные вещи влекут к преступлению. Поэтому совершенномудрый устремлен к внутреннему, а не внешнему…

47.

Не выходя со двора, можно познать мир. Не выглядывая из окна, можно видеть естественное дао. Чем дальше идешь, тем меньше познаешь. Поэтому совершенномудрый не ходит, но познает. Не видя вещей, он проникает в их сущность. Не действуя, он добивается успеха.

51.

Дао рождает, дэ вскармливает. Вещи оформляются, формы завершаются. Поэтому нет вещи, которая бы не почитала дао и не ценила бы дэДао рождает вещи, дэ вскармливает их, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не присваивать, творить и не хвалиться, являясь старшим, не повелевать – вот что называется глубочайшим дэ.

76.

Человек при своем рождении нежен и слаб, а по смерти крепок и тверд. Все существа и растения при своем рождениии нежные и слабые, а при гибели иссохшие и ломкие. Твердое и крепкое – это то, что погибает, а нежное и слабое – это то, что начинает жить. Поэтому могущественное войско не побеждает, крепкое дерево погибает. Место сильного и могущественного внизу, а слабого и нежного наверху.

80.

Пусть государство будет маленьким, а население – редким. Пусть будут в нем различные орудия, но пусть ими не пользуются. Пусть народ помнит о смерти и не уходит далеко. Пусть будут у него лодки и колесницы, но пусть им не будет применения. Пусть будут у них щиты и оружие, но не будет против кого их направлять. Пусть люди снова вернуться к узелкам. Пусть пища их будет сладкой, одежда красивой, жилище удобным, а жизнь радостной. Пусть соседние царства расположатся так близко, что будут видны издали, крик петухов и лай собак будет доноситься от одного к другим, а люди царств никогда не будут иметь нужды друг в друге.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 651 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...