Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика правового государства



Правовое государство — то государство, в котором господствует право.

Сам термин «правовое государство» окончательно утвердился на рубеже ХУШ—ХГХ веков в трудах немецких юристов К. Т. Вель-кера, Р. фон Моля и др. Философское же обоснование идеи правового государства дал И. Кант. Он отмечал, что правовое государство — это не то государство, где граждане слепо следуют закону, а то, где закон отвечает их морали и нравственным прин ципам. Кант разводил категории мораль и право, право и закон. Он подчеркивал, что право есть мера свободы, а закон — юриди ческое выражение права. В правовом государстве законы соответ ствуют праву, той мере свободы, которая существует в государстве. По Канту, источником законов в правовом государстве является единая воля всех лиц, образующих народ; граждане имеют право повиноваться только тем законам, со справедливостью которых они согласны и берут обязательства добровольно им следовать.

Кант считал, что законодатель должен руководствоваться требо ванием: чего народ не может решить относительно самого себя, того и законодатель не может решить относительно народа.

В основу правового государства заложены равенство перед законом власти, гражданина, общества и права. Основой реально значимых правовых отношений в правовом государстве оказы ваются не сами по себе правовые нормы, предписания и санкции, как бы идеально они ни были сформулированы, а элементарные свойства порядочности, нравственности, чувство долга, сознание ответственности, привычка к дисциплине, подлинная гражданствен ность. Член правового государства пользуется свободой, обществен ным доверием и уважением, в нем не совместимы коррупция, подкуп, взятка, кумовство и другие негативные

В правовом государстве высшей юридической силой обладает конституция, в ней закреплены фундаментальные основы жизне деятельности общества. Следом за конституцией по юридической силе идут законы. Законы издаются по основным вопросам жизни общества. Они непосредственно выражают волю государства. Все остальные нормативно-правовые акты издаются на основе и во исполнение законов. Законы не подлежат утверждению со стороны другого государственного органа, кроме высшего представитель ного.

Признаки правового государства

1. наличие развитого гражданского общества

2. ограничение сферы деятельности государства охраной прав и свобод личности и созданием благоприятного экономического климата

3. мировоззренческий индивидуализм

4. всеобщность

5. Взаимная ответственность государства и личности. Этот признак означает, что в правовом государстве не только личность ответственна перед государством в случае нарушения общепри нятых норм, но и государство несет ответственность перед лично стью.

6. Разделение законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти

7. Высокая политико-правовая культура граждан, правосознание

Правовое государство предполагает знание гражда нами государства своих прав и обязанностей, осведомленность о существующих законах и беспрекословном их выполнении.

Прав.госуд. – запрещено все, что не разрешено

В заключение следует подчеркнуть, что правовое государство невозможно «ввести». Оно предполагает формирование особых правовых отношений между гражданами и государством, органами власти, управления и суда. В современных цивилизованных странах формирование правового государства проходило столетия. Упомя нутые выше документы («Великая хартия вольностей», «Билль о правах» и др.) явились важными вехами на пути становления правового государства.

36. Соотношение политики и идеологии в современном мире: концепции деидеологизации и реидеологизации.

Термин «идеология» был введен французским ученым А. Дестют де Траси «Элементы идео логии» (идеологию как науку о законах происхож дения идей) (1754—1836).

Однако с введением этого термина в научный оборот стали скла дываться разные взгляды на это духовное явление.

Во второй половине ХХ в. продолжалась разработка теории идеологии. До середины ХХ века в связи с существенными изменениями в социальной структуре западных стран возникла концепция «деидеологизации», сторонники которой — Д. Белл, Р. Арон, С. Липсет и др. — противопоставляли науку и идеологию, пробовали доказать, что лишь наука может давать объективные знания, а идеология выражает лишь субъективные социально-классовые интересы. Исходя из этого, сторонники «деидеологизации» выступали с требованиями отказаться от идеологии, ибо современное индустриальное общество способно решать свои проблемы «за пределами идеологических догм» (С. Липсет).

Но в 1970-х годах, как реакция на развитие в мире демократи ческого и освободительного движения, возникла концепция «реидеологизации», согласно которой роль и значение идеологии в общественном развитии значительно возрастает.

Идеология — это совокупность систематизированных идейных воззрений, представлений той или иной социальной группы, выражаю щих и защищающих их интересы и цели. Социально-классовая сущность идеологии предопределяет ряд важных особенностей идеологического стиля мышления. Идеология — это одностороннее, социально заинтересованное отражение действительности.

Основное предназначение идеологии заключается в выражении и защите интересов определенных социальных групп и классов. Однако в современном обществе существуют различные социальные группы, интересы которых не только часто не совпадают, но могут быть и противоположные.

Политическая идеология — это совокупность, как правило, система тизированных представлений той или иной группы граждан, выра жающая их интересы и цели и призванная защитить их с помощью политической власти или воздействия на нее.

В политической идеологии выделяются три уровня ее функцио нирования;

концептуально-теоретический, характеризующий наиболее обобщенные представления группы о своих интересах (целях);

программно-политический, соединяющий общие политические воззрения с текущими нуждами и потребностями и выраженный в конкретных требованиях к власти;

поведенческий, свидетельствующий о реальном усвоении идеа лов и целей данной идеологии массовым политическим сознанием.

. И политика, и идеология универ сальны, то есть способны охватывать самые различные области мысли, деятельности, поведения и определять их направление («образ мыслей», «особые интересы»), цели и средства. Идеология указывает политике систему идеалов и ценностей, к которым та должна стремиться.

Любая идеология имеет политический характер, однако понятие «политическая идеология» применяется в специфическом кон тексте — как совокупность взглядов социальных групп на полити ческую организацию общества, на место политики в общественной жизни. Политическая идеология обосновывает стремление обще ственных групп к власти или ее использованию и, соответственно, предлагает определенную стратегию действий.

Политическая идеология выполняет ряд функций:

легитимации власти правящих сил или права на власть оппозиции;

артикуляции интересов групп и слоев общества, выявления существующих в обществе интересов и формулирования соответ ствующих требований;

мобилизации и интеграции граждан вокруг определенных идеалов;

функция выражения и защиты интересов отдельных социаль ных групп состоит в том, что политические идеологии могут возникать на базе интересов любой социальной группы и имеют целью противопоставить этот интерес другим группам.

В современной политической идеологии необходимо отметить и такие новые моменты, как появление специфических отрицатель ных идеологий (антикоммунизм, антифашизм, антиколониализм и др.); обновление традиционных идеологий (неолиберализм, неоконсерватизм, неомарксизм, неотроцкизм и др.), сохраняющих основные установки прежних течений, но и существенно меняющих оценки и подходы.





Дата публикования: 2015-02-18; Прочитано: 348 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...