Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие немецкой психологии в преемственности идеи психической активности ( Х. Вольф, Э. Кант, И. Гербарт)



Особое место в развитии психологической науки XVIIIв. занимала немецкая психология. Доминирующими в ней оставались идеи рационализма и утверждение об активном характере всех познавательных процессов, связанном с врожденной активностью души

В трудах И. Канта (1724-1804) «Критика чистого разума» (1781), «Метафизика морали» (1785) и других его работах понятие апперцептивной (спонтанной) активности соединилось с учением об априорных, т.е. существовавших до опыта, до начала процесса познания, видах знания. Распространив механическое понимание причин психической активности на процесс познания, Кант, исходя из законов Ньютона, пришел к выводу, что ощущения могут возникать только под действием внешнего толчка, побуждения. Сами по себе они пассивны, а потому нуждаются во внешней активности, которая и становится стимулом процесса восприятия.

Такой подход позволял объяснить, каким образом у человека формируется понятие о форме, цвете или назначении конкретных предметов, так как звук или тактильное прикосновение может стать внешним побуждением к ощущению. Однако такие понятия, как время или пространство, так же как и другие отвлеченные представления, не имеющие непосредственной связи с внешними воздействиями, оказывались вне этого закона и не могли быть объяснены как результат обобщения данных чувственных впечатлений. Это и привело Канта к мысли о существовании априорных знаний.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – философ, педагог и психолог. Отец немецкой эмпирической психологии, сторонник асс.психологии, ставил предметом явления сознания, а методами – самонаблюдение, наблюдение за другими, анализ продуктов деятельности, НО не эксперимент. Гербарта не стоит считать ассоцианистом. Он не использовал понятие ассоциации. Компликация по смыслу совпадает с ассоциацией.

Под влиянием идей Локка считал, что психологию необходимо основывать на опыте, поэтому предметом психологии считал факты и явления сознания. Сознание - сумма действительных представлений, их свойство. Единицы сознания - представления. Представление - сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Представления отличаются друг от друга по 2 критериям: качественному и количественному. Количественный критерий – это сила представления, которая субъективно воспринимается как ясность.

24. Эмпирическая психология Т. Гоббса, Д. Локка, Дж. Беркли, Д. Юма.

Развитие производства и науки требовало новой теории, которой стал эмпиризм. Эта теория оформляется в Англии в связи с ее превращением в капиталистическую страну. Эмпиризм преувеличивал роль экспериментальных психологических исследований, не опирающихся на теорию, а иногда и подчеркнуто ее игнорирующих. Родоначальником эмпирического направления является Ф.Бэкон, продолжателем–Т.Гоббс. Окончательно эмпиризм оформляется у Дж. Локка.

Томас Гоббс (1588 – 1679) выступил против учения Р.Декарта о двух субстанциях. Субстанция и тело означают одно и то же, поэтому «бестелесная субстанция» суть слова, которые при соединении взаимно уничтожают друг друга. Под телесным бытием подразумевается существование, определяемое в отношении пространства, времени, числа и движения. Чувственные качества являются лишь разнообразными движениями материи. В таком контексте человек–это тело в ряду бесчисленного множества природных тел, его движения–это реальность. Сознание- параллельно возникающие проявления этих движений. Как именно телесные движения порождают сознание, Т.Гоббс объяснить не смог:«…самое удивительное обстоятельство то, что нечто вообще может стать явлением, феноменом сознания».

Джон Локк (1632 – 1704), выдающийся английский философ, педагог, врач по образованию, крупный политический деятель. В 1690 году вышло его основное философское сочинение «Опыт о человеческом разуме».

Целью научной деятельности Дж. Локка было исследование происхождения достоверности и объема человеческого познания. Ученый начал с критики теории врожденных идей. Источником знаний, по Дж.Локку, является опыт как индивидуальная история жизни индивида. Дж.Локк впервые обращается к самым началам духовной жизни, истоки которого в детстве: «Следите за ребенком с его рождения, наблюдайте за производимыми временем изменениями, и вы увидите, как благодаря чувствам, душа все более и более обогащается идеями, мыслит тем усиленнее, чем больше у нее материала для мышления».

Джордж Беркли (1685–1753)-непосредственный последователь Дж.Локка. Для психологии представляет интерес его теория зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). До исследований Дж.Беркли считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако согласно Дж. Беркли, человеку лишь кажется, будто он непосредственно видит протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях.

Представления о человеческом познании как ассоциации идей активно развивались последователем Дж.Беркли Давидом Юмом (1711-1776). В «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748) Д.Юм развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д.Локк, Д.Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:

1. Ассоциации случайные и неправильные –ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.

2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности.

Все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Всю душевную жизнь Д. Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Основываясь на собственном опыте внутреннего созерцания, Д. Юм утверждал, что личность «суть не что иное, как связка или пучок … различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении»

25. Развитие теории Беркли в английской эмпирической психологии в XIX в.

Джордж Беркли (1685 – 1753) - непосредственный последователь Дж.Локка. Для психологии представляет интерес его теория зрительного восприятия пространства («Опыт новой теории зрения», 1709). До исследований Дж. Беркли считалось, что зрение дает идеи света, цветов, пространства, фигуры, движения. Однако согласно Дж. Беркли, человеку лишь кажется, будто он непосредственно видит протяженные тела в пространстве, в трех его измерениях. На самом деле расстояние, то есть удаленность предмета от нас, и сам факт, что они находятся вне нас, величина предметов, положения предметов в пространстве относительно друг друга, глазом не воспринимаются. Пространственные характеристики вещей даются человеку посредством мышечных ощущений, возникающих от поворота глаз, от напряжения его мышц. В опыте зрение всегда сопровождается двигательными, мускульными ощущениями, которые Дж. Беркли называет осязанием. Зрение и осязание вступает в связь. Ассоциация между ними становится привычной в силу частого повторения. Таким образом, то, что называется зрительными ощущениями, есть комбинация собственно зрительных и осязательных ощущений. Видимое восприятие пространства трактуется как знаки ранее приобретенных через осязание идей.

Связь между зрением и осязанием посредством ассоциаций образуется в опыте, она обеспечивает правильное поведение. В этом заключается ее биологическая полезность. Сформулированная Дж. Беркли теория была развита в эмпирической психологии XIX в., особенно А. Бэном, который подчеркивал роль мышечных ощущений в образовании зрительных представлений пространства.

26. Юм и его представление о человеческом познании как ассоциации идей.

Представления о человеческом познании как ассоциации идей активно развивались последователем Дж. Беркли Давидом Юмом (1711-1776). В «Трактате о человеческой природе» (1739) и в труде «Исследование о человеческом познании» (1748) Д. Юм развил понятие ассоциации и попытался представить все человеческое познание как ассоциацию идей. Идеи могут быть простыми и сложными. Сложные идеи образуются путем ассоциаций. Вместо действий ума по образованию сложных идей, как этому учил Д. Локк, Д. Юм объясняет всю работу познания механизмом ассоциаций. Он дает следующую их классификацию:

1. Ассоциации случайные и неправильные – ассоциации по закону смежности в пространстве или во времени.

2. Ассоциации естественные и правильные – ассоциации по закону сходства и причинности.

Все эти ассоциации встречаются в повседневной жизни. Они же лежат в основе научного мышления. Всю душевную жизнь Д. Юм сводил к восприятиям, чувствованиям и ассоциациям между ними. Основываясь на собственном опыте внутреннего созерцания, Д. Юм утверждал, что личность «суть не что иное, как связка или пучок … различных восприятий, следующих друг за другом с непостижимой быстротой и находящихся в постоянном течении, в постоянном движении»

27. Исследование способностей и воздействие социальной среды на сознание человека в Германии (И. Гербарт).

В XVIII веке в Германии намечается тенденция к изучению фактов и конкретных эмпирических явлений в отношении человека и природы. В этих условиях осуществлял свою научную деятельность философ, известный педагог и психолог Иоган Фридрих Гербарт (1776 – 1841), который явился основоположником немецкой эмпирической психологии. Основные психологические сочинения И. Гербарта - «О психологии как науке, вновь опирающейся опыт, метафизику и математику» (1824 – 1825); «Учебник психологии» (1816). Он был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную, прежде всего, на опыте: ее предметом должны быть факты, явления сознания.

Факты сознания, то есть состояния сознания, выступают, по мнению И. Гербарта, исходным пунктом всякого психологического исследования. Методами, открывающими эти явления, являются самонаблюдение, наблюдение за другими людьми, анализ продуктов деятельности. Эксперимент в отношении явлений сознания, по И. Гербарту, абсолютно неприменим. Чтобы превратить психологию в науку, необходимо применить математику: только математика придает точность нашим определениям и делает возможной их проверку. Впервые эту задачу, поставленную И. Гербартом, осуществил Г. Фехнер.

Психология И. Гербарта складывается из двух частей: «статики духа» – предметом статики являются данные, полученные в результате измерения представлений в условиях их равновесия, то есть в период покоя; «динамики духа», которую составляет выяснение условий движения представлений в сознании. Рассматривая связи между представлениями, И. Гербарт дает их классификацию. Выделяются отношения противоположности, борьбы между представлениями: при этом одно представление вытесняет другое. Соединение представлений бывает двух типов: это «компликация», когда данные отдельных ощущений соединяются, не теряя в своем качестве, в некоторое новое целостное образование и слияние сходных представлений. Учение о связях между представлениями, по существу, развивает положения ассоциативной психологии, но И. Гербарт не пользуется ее понятиями. Введенные им понятия компликации и слияния будут использованы впоследствии, в частности В. Вундтом.

В зависимости от степени ясности представления распределяются по трем областям: ясного сознания – представления имеющие свойства ясного сознания; сознания – менее ясные представления; бессознательные – темные, подавленные другими представлениями. Здесь чувствуется влияние Г. Лейбница. Границу между ясным сознанием и сознанием он назвал порогом ясного сознания, а границу, которая отделяет область неясного сознания от бессознательного, – порогом сознания. Введенное И. Гербартом понятие порога затем использовал Г. Фехнер.

Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) – философ, педагог и психолог. Отец немецкой эмпирической психологии, сторонник асс.психологии, ставил предметом явления сознания, а методами – самонаблюдение, наблюдение за другими, анализ продуктов деятельности, НО не эксперимент. Гербарта не стоит считать ассоцианистом. Он не использовал понятие ассоциации. Компликация по смыслу совпадает с ассоциацией.

Под влиянием идей Локка считал, что психологию необходимо основывать на опыте, поэтому предметом психологии считал факты и явления сознания. Сознание - сумма действительных представлений, их свойство. Единицы сознания - представления. Представление - сложные образы восприятия, которые возникают под влиянием внешних объектов. Представления отличаются друг от друга по 2 критериям: качественному и количественному. Количественный критерий – это сила представления, которая субъективно воспринимается как ясность.

28. Становление немецкой эмпирической психологии в трудах Э. Канта.

Сильный крен немецкой психологии в сторону эмпиризма был осуществлен И. Кантом (1724–1804). Психологические взгляды Канта вытекали из его общей теории познания. Он допускал, что вне нас существуют реальные предметы – «вещи в себе». Однако о них ничего нельзя сказать, т. к. «вещи в себе» непознаваемы. Нам даны лишь явления сознания, которые производятся «вещами в себе», но не выражают их сущности. То, что нам представлено в сознании, есть мир явлений, совершенно не похожий на мир вещей. Сам по себе чувственный опыт не несет никаких знаний о предметах. Рассудочные категории не выводимы из чувственных данных, они даны изначально. Поскольку сущность вещей непостижима, а человеку мир может быть дан только в явлениях («вещи для нас»), то все науки имеют дело лишь с явлениями, а поэтому могут быть только науками эмпирическими. Исключение составляют математика и механика.

Согласно этому положению для психологии, объектом изучения которой является внутренний мир человека, сущность души недоступна. Предмет психологии могут составлять лишь явления сознания, обнаруживаемые посредством внутреннего чувства. Таким образом, психология есть наука о явлениях сознания, к которым он относил познавательные, эмоциональные и волевые акты. Кант заменил дихотомический принцип деления души на трехчленную классификацию психических явлений. Основной метод, с помощью которого обнаруживаются названные виды явлений, – внутреннее наблюдение. Согласно Канту, явления, получаемые от внутреннего чувства, протекают в одном измерении – временной последовательности. Пространственное измерение явлениям сознания не свойственно. Поэтому психология лишена возможности применять математику, использование которой требует минимум два измерения. К мыслящему субъекту совершенно неприложимы экспериментальные приемы. Отсюда делается вывод, что психологии никогда не суждено стать «экспериментальным учением».

Между тем, считают, что своим критическим отношением к психологии И. Кант стимулировал поиск новых подходов и средств в области психологии на последующих этапах ее развития (Ярошевский, Боринг, Мэрфи и др.).

Среди прочих положений Канта, оказавших влияние на психологию, следует указать его учение о трансцендентальной апперцепции как особой способности разума обобщать, синтезировать и интегрировать чувственные созерцания.

Общая доктрина Канта об априорных условиях, или формах чувственного опыта, будет положена в основу теории специфической энергии чувств Мюллера, оказавшей значительное влияние в зарубежной психофизиологии.

29.Ассоциацианизм Д. Гартли, психофизика Г. Фехнера, «метальная химия» Д. Милля в становлении научной психологии.

Основателем же ассоциативной психологии, которая просуществовала как единственное собственно психологическое направление до начала XX в., по праву считается Д. Гартли (1705-1757). Получив вначале богословское, а затем медицинское образование, Гартли стремился создать такую теорию, которая не только объясняла бы душу человека, но и позволяла бы управлять его поведением. В качестве такого универсального механизма психической жизни он и выбрал ассоциации.

В основу своей теории Гартли положил идею Локка об опытном характере знания, а также принципы механики Ньютона. Вообще понимание человеческого организма, принципов его работы, в том числе и работы нервной системы по аналогии с законами механики, открытыми в то время, было характерной приметой психологии XVIII в. Не избежал этой ошибки и Гартли, который стремился объяснить поведение человека исходя из физических принципов.

Учение об ассоциации Гартли, изложенное им в его книге «Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях» (1749), базируется на учении о вибрации, так как он считал, что вибрация внешнего эфира вызывает соответствующую вибрацию органов чувств, мышц и мозга. Проанализировав структуру психики человека, Гартли выделил в ней два круга - большой и малый. Большой круг проходит от органов чувств через мозг к мышцам, т. е. является фактически рефлекторной дугой, определяющей поведение человека. Таким образом, Гартли, по сути, создал свою, вторую после Декарта в психологии, теорию рефлекса, которая объясняла с помощью законов механики активность человека. По мнению Гартли, внешние воздействия, вызывая вибрацию органов чувств, запускают рефлекс. Вибрация органов чувств приводит к вибрации соответствующих частей мозга, а эта вибрация, в свою очередь, вызывает работу определенных мышц, стимулируя их сокращение и движение тела.

Психофизика была задумана Фехнером как наука о всеобщей связи физического и духовного мира. Исследователь выступил с учением о тождестве психического и физического, выдвинул принцип всеобщей одушевленности природы. По мнению Фехнера, должна быть создана специальная наука, которая с помощью эксперимента и математики могла бы доказать выдвинутую им философскую концепцию. Такой наукой и явилась психофизика, которая определялась им как точное учение о функциональных отношениях между телом и душой.

Согласно Фехнеру, психофизика должна заниматься экспериментально-математическим изучением различных психических процессов в их отношении, с одной стороны, к физическим факторам, что должно составить предмет внешней психофизики, с другой – в отношении к анатомо-физиологическим основаниям, что должно было представить предмет внутренней психофизики.\

Особую роль в изучении этого вопроса сыграли работы Э. Вебера по изучению осязания и порогов чувствительности. Именно опыты Вебера показали, что существует определенная зависимость между физическим и психическим, в частности, между раздражением и ощущением, и что обнаруженные отношения между ними поддаются экспериментальному измерению. Немалое значение для определения специфики новой науки сыграли идеи Гербарта, в частности, его учение о порогах сознания и обоснование возможности применения математики в психологии.

Психофизика становилась наукой о связи раздражений и ощущений. Установленные Фехнером положения об измеримости психофизических отношений и о возможности применения математического закона к ним ставили на передний план проблему разработки специальных методов психофизического измерения и способов математического анализа и описания психофизических отношений. Общая программа построения психофизики включила три главные задачи:

1) установить, какому закону подчиняются отношения психического и физического мира, на примере связи раздражений и ощущений;

2) дать математическую формулировку этому закону;

3) разработать психофизические методы измерения.

Джон Стюарт Милль (1806-1873), сын Джеймса Милля, экономист, философ, оформил индуктивную логику в книге «Система логики» (1843). Основная цель книги - усовершенствование методологии «нравственных наук» (науки об обществе и в том числе психологии), используя в них методы, оказавшиеся плодотворными в науках естественных. В контексте этой задачи рассмотрел состояние психологии.

Защищая ассоциативную психологию, фактически пришел к выводу о ее теоретической несостоятельности. Проводил мысль о том, что не у механики, а у химии следует психологии заимствовать способ изображения явлений сознания («ментальная химия»). Как в химии по продукту нельзя судить об исходных элементах, а знание свойств элементов не избавляет от необходимости изучать свойства целого, анализ явлений сознания как продуктов психического синтеза не может дать нам представления об исходных компонентах. Следовательно, виртуальный анализ не имеет силы действительного анализа: «...семь цветов спектра, быстро следуя друг за другом, производят белый цвет, а не то, что они действительно суть белый цвет,- точно также и относительно сложной идеи, образующейся путем соединения нескольких более простых идей... надо сказать, что она есть результат или порождение этих простых идей, а не то, что она состоит из них... Таким образом, здесь мы имеем случай психической химии: в них простые идеи порождают, а не составляют своей совокупностью идеи сложные». Но как открыть эти элементы? Выяснение происхождения одного класса психических явлений из другого (психическая химия) «не устраняет необходимости экспериментального изучения позже возникшего явления, подобно тому, как знание кислорода и серы не позволяет нам без специального наблюдения и опыта вывести свойства серной кислоты». Таким образом, изучение самих сложных явлений - суждений, стремлений, хотений - остается самостоятельной задачей.

30.Вклад Й. Прохазки, Ф. Мажанди, Ч. Бэлла, И. М. Сеченова в построении теории «рефлекторной дуги».

Рефлекторная дуга – это совокупность структур, при помощи которых осуществляется рефлекс.

Главнейший вклад в учение о рефлексе и рефлекторном аппарате осуществили Ч. Белл и Ф. Мажанди. Они обнаружили, что все осязательные (афферентные) волокна входят в спинной мозг в составе задних корешков, а эфферентные (моторные) оставляют спинной мозг в составе передних корешков. Данное открытие позволило английскому врачу и физиологу М. Холлу аргументировать четкое мнение о рефлекторной дуге и широко применять учение о рефлексе и рефлекторной дуге в клинике.

Ко второй половине XIX в. расширяются познания об общих элементах в структурах как рефлекторных (непроизвольных), так и произвольных движений, причисляемых к результатам психической деятельности головного мозга и противопоставлявшихся рефлекторным.

И. М. Сеченов в работе «Рефлексы головного мозга» (1863 г.) утверждал, что «все акты сознательной и бессознательной жизни по способу происхождения суть рефлексы».





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 1300 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...