Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Тревожность, депрессия, фрустрация: определение, методы изучения и коррекции



В психологическом словаре дано следующее определение тревожности: это "индивидуальная психологическая особенность, заключающаяся в повышенной склонности испытывать беспокойство в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и в таких, которые к этому не предрасполагают". Следует отличать тревогу от тревожности. Если тревога - это эпизодические проявления беспокойства, волнения ребенка, то тревожность является устойчивым состоянием.

Метод изучения: Тест «Исследование тревожности» (опросник Спилбергера). Психические состояния человека традиционно рассматриваются как синдром, в структуру которого входят субъективные переживания, изменения в психической деятельности на любом из уровней психической активности, то есть в общении, поведении, деятельности, и соматические проявления, что соответствует трем основным компонентам проявления данного синдрома: эмоциональному, поведенческому и физиологическому. Соответственно, и изучение психических состояний ведется в трех направлениях:

1. Изучение осознаваемых компонентов, данных в субъективных переживаниях.

2. Изучение выразительных компонентов, проявляющихся в особенностях поведения и пантомимики, а также в результатах деятельности.

3. Изучение неосознаваемых проявлений, отражающихся в вегетативных изменениях.

При этом на каждом из направлений для описания состояния человека могут быть использованы шесть видов информации:

1. Словесные самоотчеты и самооценки, констатация интуитивного опыта.

2. Данные клинических наблюдений.

3. «Молярные» компоненты поведения (позы, жестикулярно мимические и речевые характеристики).

4. Реакции на действие различных стрессоров.

5. Изменение (чаще всего ухудшение) в деятельности.

6. Изменение вегетативных и физиологических функций.

Среди первых попыток выявить критерии интересующего нас состояния тревоги в рамках первого направления, то есть на основе самонаблюдения и самооценки, можно выделить работы Хоулис (1961), Кеттелла и Шейера (1961), Цукермана (1960). Достаточно распространенным методом выявления субъективных и феноменологических компонентов состояния тревоги является аффективный опросник Цукермана. Среди других методов необходимо отметить опросник профиля настроения (РОМ5) МакНэйра, Лорра и Дропплмена (1971), а также шкалу реактивной личностной тревожности Спилбергера (1970). Эти методы наиболее распространены среди тех, что используются для оценки тревоги как состояния. Ю. Я. Киселев описывает комплекс методик для оценки эмоционального возбуждения, который включает фиксацию самооценок испытуемым собственного эмоционального состояния. Здесь используются 15-балльная шкала самооценки «градусник» и шкалы ситуативной тревоги Ю. Л. Ханина.

Метод беседы (интервью) для изучения тревоги применялся в исследовании А. Бэсс, А. Дэрки, М. Байера. В присутствии четырех психологов с пациентами проводилась беседа, названная авторами стандартным интервью. Во время беседы велись наблюдения над проявлениями рассеянности, беспокойства. Пациенты давали словесный отчет о субъективном переживании напряжения, печали, состояния своего здоровья, физическом самочувствии и мышечном напряжении. Оценки всех четырех психологов в значительной мере совпадали. В заключение давалась оценка тревоги, положительно коррелировавшая с данными, полученными при использовании MAS. Д. Хогт и Т. Мэгун пользовались для диагностики тревоги методом наблюдения. Восемь человек наблюдали студентов в течение шести месяцев по следующим параметрам:

1. Нервность (грызет ногти, непрерывно курит и т. д.).

2. Напряженность (неспособен отдыхать, успокоиться, работает с усилием, дрожат руки и т. д.).

3. Склонность к замешательству (краснеет, заикается и т. д.).

4. Состояние печали (опасение, постоянные сомнения и т. д.).

Изучение экспериментального компонента эмоций (второе направление изучения психических состояний) обычно осуществляется следующими методами:

1. Метод прямого наблюдения.

2. Метод фотографирования

3. Запись на видеокамеру или кинопленку.

4. Метод детального анализа мимического выражения. Так, в исследовании Г. В. Парамей приводятся экспериментальные данные, которые дают основание утверждать, что контурные рисунки экспрессивных эталонов лица в целом воспринимаются как эмоционально означенные. При этом дифференцированно и надежно опознаются эталоны, передающие радость, удивление, грусть и гнев.

5. Оценка внешних проявлений эмоций.

6. Использование шкалы субъективных и объективных признаков эмоций. А. Я. Чебыкин относит к объективным поведенческие и экспрессивные признаки, к субъективным— мотивационные, смысловые и энергетические характеристики эмоциональных переживаний. При этом тревога была определена испытуемыми как признак, характеризующий эмоцию «боязнь».

Депре́ссия (от лат. deprimo — «давить», «подавить») — это психическое расстройство, характеризующееся «депрессивной триадой»: снижением настроения и утратой способности переживать радость (ангедония), нарушениями мышления (негативные суждения, пессимистический взгляд на происходящее и т. д.), двигательной заторможенностью. При депрессии снижена самооценка, наблюдается потеря интереса к жизни и привычной деятельности. В некоторых случаях человек, страдающий ею, может начать злоупотреблять алкоголем или иными психотропными веществами.

Депрессия — аффективное состояние человека, которое, как правило, сопровождается общей пассивностью поведения, отрицательным эмоциональным фоном, когнитивными представлениями, изменениями мотивационной сферы. Человек, находящийся в таком состоянии испытывает мучительные, тяжелые, отрицательные переживания и эмоции — тоску, подавленность, безысходность, отчаяние. В таком состоянии у человека обычно резко снижаются все потребности, желания, мотивы, влечения, волевая активность. Депрессия, методы диагностики и коррекции которой описаны ниже, характеризуется быстрой утомляемостью, безынициативностью, замедленностью человека. Методы диагностики. Согласно данным одного исследования выявить случаи депрессии достаточно сложно, так как в большинстве случаев пациенты просто умалчивают о симптомах, характерных депрессии, что усложняет врачу постановки точного диагноза. Причин, почему многие боятся об этом говорить много: некоторые боятся побочных эффектов антидепрессантов; некоторые считают, что контроль над своими эмоциями является личным делом, а не заботой врача; некоторые опасаются, что работодатель узнает об их депрессивном состоянии из медицинской карточки; некоторые опасаются, что их направят к психиатру для дальнейшего лечения. Поэтому терапевты должны уметь применять инструменты скрининга, в том числе опросники, чтобы во время приема исключить депрессию. Чтобы определить тяжесть депрессии и для проведения скрининга в основном применяется опросник большой депрессии и шкала Занга. Шкала Занга — это тест позволяющий оценить тяжесть депрессии. Во время тестирования в расчет берется 20 факторов (10 вопросов сформулировано позитивно, 10 сформулировано негативно), определяющих 4 уровня депрессии. На каждый вопрос даются ответы «иногда», «никогда», «постоянно», «часто» и оценивается от 1 до 4. В итоге результат шкалы доходит до 20-80 баллов. Первый уровень — 20-49 баллов оценивается как нормальное состояние. Второй уровень — 50-59 баллов говорит о легкой депрессии. Третий уровень — 60-69 баллов говорит об умеренной депрессии. Четвертый уровень — 70 и выше свидетельствует о депрессии тяжелой формы. Опросник большой депрессии — тест самооценки для скрининга, обнаружения и определения тяжести депрессивного расстройства. В основу разработки данного теста легли диагностические меры депрессивного расстройства по DSM-IV-TR и МКБ-10. Опросник состоит из вопросов, ответ, на который способен отражать отдельный симптом заболевания. Тяжесть заболевания определяет врач собирая анамнез пациента. Он обращает внимание на то, как сильно выражены депрессивные симптомы по шкале Ликерта, насколько часто проявляются признаки депрессии у больного. Методы коррекции. Психотерапия. Когнитивно-поведенческая психотерапия считается приоритетным способом, которая заключается в обучении больного умению контролироваться свои эмоции, мышление, поведение. Для коррекции применяются также гипноз, аутогенная тренировка, православно-ориентированная психотерапия, психоанализ, командная реализация творческих идей.

Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - психическое состояние, вызванное неуспехом в удовлетворении потребности, желания. Состояние фрустрации сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации возникают в ситуациях конфликта, когда, например, удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или трудно преодолимые преграды. Высокий уровень фрустрации приводит к дезорганизации деятельности и снижению ее эффективности.

Исследование фрустрации. В последние десятилетия внима­ние наших психологов было привлечено к теории и экспери­ментально-психологической практике изучения состояния фру­страции [Левитов И. Д., 1967; Плотичер А. И., 1969; Блейхер В. М., Бурлачук Л. Ф., 1978]. Хотя различные исследова­тели нередко вкладывают в это понятие разный смысл, в целом фрустрацию можно определить как состояние человека, выра­жающееся в характерных особенностях переживаний и поведе­ния, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъектив­но так понимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи. S. Roscnzweig (1945), который является автором одной из методик исследо­вания фрустрации, ввел важное понятие о фрустрационной то­лерантности. В основе этого понятия лежит способность лич­ности к адекватной оценке трудной ситуации и, с другой сто­роны, способность увидеть выход из этой ситуации. Таким об­разом, фрустрационная толерантность понимается как способ­ность индивида переносить фрустрацию без утраты своей пси­хобиологической адаптации. Методика для исследования фру­страции была описана Розенцвейгом впервые в 1944 г. под наз­ванием «Метод рисуночной ассоциации». Этот тест занимает промежуточное положение между методикой словесной ассоциа­ции и ТАТ. Последний он напоминает тем, что также исполь­зует картинки в качестве стимулирующего материала. Но, в отличие от картин ТАТ, эти рисунки схематичны и, что явля­ется более существенным, употребляются для того, чтобы полу­чить от испытуемого сравнительно простые, краткие ответы. Таким образом, эта техника сохраняет некоторые преимуще­ства метода словесной ассоциации и в то же время приближа­ется к исследованию тех аспектов личности, которые стремятся выявить с помощью ТАТ. Методика содержит 24 рисунка и рассчитана на выявление характерных типов ответа испытуе­мого па повседневные стрессовые ситуации. На каждом рисунке персонаж слева представлен произносящим слова, помо­гающие уяснить фрустрацию другого лица, находящегося справа. Над персонажем справа имеется пустой квадрат, в ко­торый испытуемый должен вписать свой ответ. Ситуации, представленные в методике, можно разделить на две основные группы: а) в одной какое-либо препятствие, персонаж или предмет останавливают, обескураживают, лишают чего-то, одним словом, любым прямым способом вызывают фрустрацию (существует 16 ситуаций этого типа); б) в другой субъект служит объектом обвинения. Его привлекают к ответственности или обвиняют другие (таких ситуаций 8).

Испытуемому дается инструкция: «Каждый из рисунков включает в себя 2 или более персоны. Один человек произно­сит определенные слова. Вам надо написать в незаполненном квадрате первый пришедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделаться шуткой. Действуйте по возможности бы­стрее». При оценке результатов ответы испытуемого сводятся к определенным типам реагирования. Каждый ответ оценива­ется с двух точек зрения: 1) с точки зрения выраженной на­правленности реакций личности: а) экстрапунитивный — с тен­денцией порицать источник фрустрации; б) интропунитивный — с тенденцией порицать самого себя или же в) импунитивный — с тенденцией избежать порицания; 2) с учетом типа реакций личности: а) испытуемый делает акцент па самом препятствии, на оценке его степени и значения, как крайне неблагоприятной, благоприятной или же незначительной; б) его реакция носит самозащитный характер, выражающийся в обвинении другого, порицании себя как виновного в ситуации или отрицаний чьей бы то ни было вины в происшедшем; в) акцент делается на разрешении ситуации (требование помощи от других лиц для этой цели, субъект принимает на себя обязанности произвести необходимые исправления или же ожидает, что нормальный ход событий со временем принесет с собой разрешение ситуа­ции). Помимо количественных и качественных оценок особен­ностей направленности и типов реакций личности в фрустра-ционных ситуациях, методика позволяет сопоставить ответы испытуемого со среднестатистическими данными и установить дополнительный показатель, дающий возможность судить о степени социальной адаптации индивида. Розенцвейг считает, что реакции на фрустрацию и способы приспособления к ней должны рассматриваться как значимые для понимания пове­дения человека, поскольку они выявляют индивидуальные сред­ства преодоления стресса.

В Институте им. В. М. Бехтерева тест рисуночной ассоциа­ции был адаптирован Н. В. Тарабриной (1973) и использовался в исследовании типов реакции на фрустрацию и фрустрацион-ной толерантности больных неврозами [Тарабрина И. В., Ширяков Г. В. и Широков В. Д., 1971]. Здесь же Г. П. Цейтиной (1980) он применялся в сочетании с методикой незаконченных предложений при исследовании уровня социальной адаптации и нарушений в системе отношений к своему окружению и здо­ровью у больных с церебральной формой гипертонической болезни. Тест Розенцвейга, методика незаконченных предложе­ний, а также MMPI оправдали себя и при прогнозировании общественно опасных действий больных шизофренией [Шума­ков В. М., Колос И. В., Дегтярев В. А., 1981].

22.Воображение. Физиологическая основа воображения. Виды воображения. Формы и механизмы воображения. Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений. Образы воображения не всегда соответствуют реальности; в них есть элементы фантазии, вымысла. Если воображение рисует сознанию картины, которым ничего или мало что соответствует в действительности, то оно носит название фантазии. Если воображение обращено в будущее, его именуют мечтой. Виды воображения: Активное воображение – пользуясь им, человек усилием воли, по собственному желанию вызывает у себя соответствующие образы. Пассивное воображение – его образы возникают спонтанно, помимо воли и желания человека. Продуктивное воображение – в нем действительность сознательно конструируется человеком, а не просто механически копируется или воссоздается. Но при этом в образе она все же творчески преобразуется. Репродуктивное воображение – ставится задача воспроизвести реальность в том виде, какова она есть, и хотя здесь также присутствует элемент фантазии, такое воображение больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Творческое мышление. По мнению Дж. Гилфорда, творческое мышление характеризуется четырьмя особенностями:1. Оригинальность, нетривиальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне.2. Семантическая гибкость, то есть способность видеть объект под новым углом зрения, обнаруживать его новое использование, расширять функциональное применение на практике.3. Образная адаптивная гибкость, то есть способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.4. Семантическая спонтанная гибкость, то есть способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности, в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей. Образная память. Образная память искусственно вызывает недостающие ощущения, дополняя усеченную информацию до полноценного образа, его вызвавшего. То есть образная память возвращает целостное детское восприятие мира, восстанавливает естественную память, учит творческому мышлению. Это более стойкая форма памяти, разрушить которую почти невозможно, так как она исходит из интересов и профессиональных знаний самого человека и уже неотделима от его личности. Все, что он будет делать, после приобретения, точнее возвращения, своей естественной гениальности, будет делать ее методами, неуклонно совершенствуя и систему и себя своей жизнью.

Многообразие видов воображения показывает, что его физиологические механизмы представляют собой сложные нервные процессы в коре головного мозга. Их основу составляют остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов. В итоге этой сложной нервной деятельности и возникают новые, не имевшие места в реальном процессе восприятия, сочетания образовавшихся в прошлом опыте временных связей, составляющие физиологическую основу образов воображения. Эти новые сочетания нервных связей могут возникать по разным причинам: или бессознательно, как следствие персеверации (самопроизвольного усиления) временных связей в определенных центрах коры под влиянием каких-либо случайных раздражителей, действующих на эти центры в момент ослабления регулирующего контроля со стороны высших отделов коры, в частности при выключении или ослаблении функции второй сигнальной системы действительности (сновидения, галлюцинации); или в результате сознательных усилий человека, направленных на построение нового образа, что невозможно без повышения интенсивности остаточных возбуждений в соответствующих центрах коры, их регулирования и контролируемого связывания с деятельностью других центров (все виды произвольного воображения). При этом ведущее значение в работе коры приобретает вторая сигнальная система с ее широкими возможностями элективного, избирательного установления временных связей. Образование новых сочетаний временных связей, как физиологической основы процесса воображения, нельзя понимать как случайное, механическое соединение неизменных в своей физиологической структуре остаточных возбуждений в тех или других центрах коры, образовавшихся и зафиксировавшихся в них в процессе восприятия. Эти новые сочетания представляют собой перестройку наличных нервных процессов, образование качественно новой структуры временных связей, как результат поистине творческой работы мозга. В основе воображения лежит работа не изолированных нервных центров, а всей коры в целом. Это справедливо в отношении не только произвольного, но и непроизвольного воображения: даже в сновидениях образы воображения не являются хаотическим нагромождением бессмысленных, изолированных представлений, но всегда образуют в какой-то степени цельную, осмысленную, хотя и фантастическую картину. Это показывает, что и неконтролируемое второй сигнальной системой образование новых сочетаний временных связей в сновидениях является результатом деятельности всей коры.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2094 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...