Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Стадии развития личности в процессе социализации



1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового возраста ребенок некритически усваивает социальный опыт - адаптируется, приспосабливается и подражает).

2. Стадия индивидуализации (подростковый и ранний юношеский возраст). В этот период появляется желание выделить себя среди других, проявляется критическое отношение к общественным нормам поведения. В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения "мир и я" выступает как промежуточная социализация, так как внутренний мир подростка характеризуется неустойчивостью. В целом, юношеский возраст характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, при которой вырабатываются устойчивые свойства личности.

3. Стадия интеграции проявляется желание найти свое место в обществе, "вписаться" в общество. Интеграция проходит благополучно но, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если они не принимаются, то возможны следующие исходы:
- сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;
- изменение себя, чтобы "стать как все";
- конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

4. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, его трудовую деятельность, когда человек воспроизводит социальный опыт за счет воздействия через свою деятельность на среду.

5. Послетрудовая стадия социализации охватывает пожилой возраст, когда вносится существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

Таким образом, на протяжении всей жизни человек развивается как личность. Процессы, демократизации в нашем обществе создают благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого человека.

Механизмы социализации помогают социализации человека в процессе взаимодействия с разными агентами и факторами. Мнения ученых о том, как рассматривать механизмы социализации, неоднозначны и часто расходятся, но если их суммировать, то все же можно назвать общие для всех социально-психологические и психологические механизмы социализации личности.

Механизмы социализации психологические:

На первых ступенях социализации ведущая роль принадлежит семье. Она является главным фактором социальной адаптации человека и именно с нее и стоит начинать рассматривать, как влияют институты социализации на его развитие.

На качество обитания всех членов семьи, взаимоотношения между ними, на детское развитие влияют следующие параметры каждой отдельно взятой семьи:
1. Параметр демографический – наличие и отца и матери, а также наличие детей и родственников, их количество.
2. Параметр социально-культурный – уровень образования всех членов семьи, их активная или пассивная жизненная позиция.
3. Параметр социально-экономический – материальное состояние семьи, занятость членов семьи на рабочих местах.
4. Параметр технико-гигиенический – обустроенность быта семьи, условия жизни.

Образовательные институты социализации осуществляют социальный опыт через:
- организацию бытовых условий в коллективе, условий жизнедеятельности;
-обучение взаимодействию в коллективе;
- способствование самодеятельности в коллективе.

В процесс образования входит:
- обучение систематическое;
- культурная агитация (это касается неформального образования);
- мотивация самообразования.

Организация образования и социального опыта, их интенсивность, содержание, систематичность и формы зависят от принадлежности учащихся к определенному
этносу и социальной группе. Необходимые духовные, эмоциональные и социальные ценности воспитуемые приобретают в процессе взаимодействия с учителем.

Также благоприятные условия, создаваемые в учебных заведениях, способствуют приспособлению учеников к социуму, которое сопровождается положительными
изменениями их личности.

Следующие институты социализации, влияющие на адаптацию человека в социуме, - это соседи, соседские отношения. Соседи – это группа людей, проживающая на очень близкой территории. Влияние соседства на социализацию человека зависит от уровня его образования, возраста, профессии, положения в обществе и даже от размеров поселения, в котором он проживает. Больше с соседями общаются дети, начиная с дошкольного возраста и заканчивая подростковым. На примере такого общения они приобретают социальный опыт, осваивают социальные роли, и вообще учатся приспосабливаться к социуму. Кроме того, дети как губка впитывают определенные стереотипы, нормы поведения, лексику, разрешения и запреты, бытующие в этой среде. Характер социализирующей роли соседства может быть как позитивным, так и негативным. Соседские связи между взрослыми людьми более тесны в селах, чем в городах и уже не несут такой социальной нагрузки, не имеют такого влияния, как в детском возрасте.

Институты социализации личности часто представлены объединениями сверстников. В группу сверстников могут входить люди на несколько лет младше или старше друг друга, но они обязательно связаны общими идеями, ценностями, интересами. Социализация групп сверстников заключается в приобщении к нормам данного общества, к его культуре, обучении поведению, соответствующему характеру группы, создании условий для самореализации личности.

Все институты социализации личности в комплексе воздействуют на построение социальной стороны мира в человеческом сознании.

Во взаимодействии с разными агентами и факторами механизмы и институты социализации способствуют социальной адаптации личности в обществе.

15.
К величайшему сожалению, не существует такого счастливого общества, в котором все его члены вели бы себя в соответствии с общими нормативными требованиями. Термин “отклонение” означает поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам, в результате чего эти нормы ими нарушаются. Отклонения могут принимать самые разные формы: преступники, отшельники, аскеты, святые, гении и т.д.

Таким образом, под девиантным (лат. Deviatio - уклонение) поведением понимаются: поступок, действия человека, не соответствующие официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам

социальное явление, выраженное в массовых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам (стандартам, шаблонам).
В первом значении девиантное поведение преимущественно предмет психологии, педагогики, психиатрии. Во втором значении - предмет социологии и социальной психологии. Разумеется, такое дисциплинарное разграничение относительно.

компенсаторная функция - девиантное поведение возмещает недостатки в жизни человека или дея-

тельности социальных институтов: употребление алкоголя - наиболее простой и доступный способ снятия на-

43пряжения, усталости, «утешения» в разных жизненных невзгодах; с помощью наркотических средств люди

снимают боль (анастезирующее действие), волнение и тревогу (седативный эффект) или же усталость (психо-

стимулирующее действие); организованная экономическая преступность восполняет недостаток в деятельности

«нормальных» социальных институтов: экономики, правоохранительных органов и т.д.

коммуникативная функция - девиантное поведение способствует общению людей: алкоголь, помогая

преодолению робости и застенчивости, сближает людей, содействует их общению; коллективный, совместный

прием наркотических средств также способствует сближению, общению людей, вырабатывает чувство сопри-

частности - это и знаменитая «трубка мира», и наши обыденные «перекуры», и восточные курильни, и китай-

ские «чайные церемонии» и т.д.;

ритуальная функция - девиантное поведение является частью ритуалов: в российской культуре все ри-

туалы от рождения до поминок включают в себя потребление алкоголя; в восточной культуре ритуалы

связаны с потреблением наркотиков; общеизвестны ритуальные самоубийства (харакири - самоубийство

японских самураев, сати - самосожжение вдов в Индии и т.д.), ритуальная проституция - религиозная

проституция в странах Древнего мира, проституция «гостеприимства» и т.д.;

статусная или престижная функция - девиантное поведение выступает в качестве статусного символа

(служит показателем определенного положения в обществе): подростки могут выпивать, демонстрируя свою

«взрослость», а девушки или женщины - доказывают свою эмансипированность; в определенные периоды раз-

вития общества девиантное поведение в целом или отдельные его формы могут стать объектом моды (мода на

проституцию в конце 80-х годов в СССР, мода на нетрадиционную сексуальную ориентацию, потребление нар-

котиков и т.д. в России 90-х годов); если представителей высших классов общества отличает девиантное пове-

дение (пьянство, наркомания, преступность и т.д.), то и представители других слоев, желая доказать свою бли-

зость к «элите», будут вести себя подобным образом;

протестная функция — девиантное поведение выражает недовольство человека существующим поло-

жением дел - социальной несправедливостью или отношением к нему близких людей: гипо- или гиперопека со

стороны родителей могут спровоцировать девиантное поведение подростка; осознание социального неравенства

как несправедливого может толкануть человека к различным формам девиантного поведения.

Латентные функции девиантного поведения:

сигнальная функция - девиантное поведение, во-первых, сообщает обществу, что его социальные инсти-

туты «работают со сбоем»: рост девиаций среди людей и подростков говорит о неэффективности деятельности

основных агентов социализации (семьи, школы, СМИ и т.д.); «дедовщина» в армии - о неэффективности армей-

ской структуры управления и т.д.; во-вторых, предупреждает его (общество) о неизбежности социальных изме-

нений;

интегративная функция - девиантное поведение способствует объединению законопослушных граж-

дан («здоровой» части общества) с целью их противостояния или помощи девиантам: люди объединяются, что-

бы дать отпор хулиганам, преступникам или помочь близким, имеющим проблемы с алкоголем или наркотика-

ми;

функция уточнения и/или изменения социальных норм - во-первых, рост числа людей, нарушающих

какую-либо социальную норму, заставляет общество задуматься, насколько она соответствует «духу времени»;

во-вторых, активное выступление людей (девиантов) за свои права также может привести к пересмотру соци-

альных норм (правовых и моральных): выступления в конце 60-х годов различных социальных меньшинств

(феминисток, гомосексуалистов, хиппи и т.д.) привели к изменению социальных норм, регулирующих поведе-

ние в личной жизни (в частности, сексуальное предпочтение);

функция «защитного клапана» — девиантное поведение защищает общество от различного рода соци-

альных катаклизмов: организованная экономическая преступность («теневая экономика») удовлетворяет по-

требности граждан в товарах и услугах, создает рабочие места и тем самым «снимает» напряжение в обществе,

связанное с рыночным дефицитом и безработицей; проституция способствует сохранению моногамной семьи

(по данным зарубежных исследователей), снимает психическое напряжение (в России проститутка часто высту-

пает в роли своеобразного «психотерапевта»); потребление алкоголя снижает политическую активность людей -

Екатерине II приписывают известную фразу: «Пьяным народом управлять легче!»

1. Культурные и психические отклонения. Социологов интересуют прежде всего культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Люди часто пытаются связывать культурные отклонения с психическими. Например, сексуальные отклонения, алкоголизм, наркомания и многие другие отклонения в социальном поведении связывают с личностной дезорганизацией, иначе говоря с психическими отклонениями. Однако личностная дезорганизация далеко не единственная причина отклоняющегося поведения. Обычно психически ненормальные личности полностью выполняют все правила и нормы, принятые в обществе, и, наоборот, для личностей, психически вполне нормальных, бывают характерны весьма серьезные отклонения. Вопрос о том, почему это происходит, интересует как социологов, так и психологов.

2. Индивидуальные и групповые отклонения.

o индивидуальные, когда отдельный индивид отвергает нормы своей субкультуры;

o групповое, рассматриваемое как конформное поведение члена девиантной группы по отношению к ее субкультуре (например, подростки из трудных семей, проводящие большую часть своей жизни в подвалах. "Подвальная жизнь" кажется им нормальной, у них существует свой "подвальный" моральный кодекс, свои законы и культурные комплексы. В данном случае налицо групповое отклонение от доминирующей культуры, так как подростки живут в соответствии с нормами собственной субкультуры) [4. C. 113].

3. Первичное и вторичное отклонения. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное.

4. Культурно одобряемые отклонения. Отклоняющееся поведение всегда оценивается с точки зрения культуры, принятой в данном обществе. Следует выделить необходимые качества и способы поведения, которые могут привести к социально одобряемым отклонениям [4. C. 115-117]:

o сверхинтеллектуальность. Повышенная интеллектуальность может рассматриваться как способ поведения, приводящий к социально одобряемым отклонениям лишь при достижении ограниченного числа социальных статусов. Интеллектуальная посредственность невозможна при исполнении ролей крупного ученого или культурного деятеля, в то же время сверхинтеллектуальность менее необходима для актера, спортсмена или политического лидера;

o особые склонности. Позволяют проявлять уникальные качества на очень узких, специфических участках деятельности.

o сверхмотивация. Многие социологи считают, что интенсивная мотивация часто служит компенсацией за лишения или переживания, перенесенные в детстве или юности. Например, существует мнение, что Наполеон имел высокую мотивацию к достижению успеха и власти в результате одиночества, испытанного им в детстве, или Никколо Паганини постоянно стремился к славе и почету в результате перенесенных в детстве нужды и насмешек сверстников;

o личностные качества - личностные черты и свойства характера, которые помогают достичь возвышения личности;

o счастливый случай. Большие достижения - это не только ярко выраженный талант и желание, но и их проявление в определенном месте и в определенное время.

5. Культурно осуждаемые отклонения. Большинство обществ поддерживает и вознаграждает социальные отклонения, проявляемые в форме экстраординарных достижений и активности, направленной на развитие общепринятых ценностей культуры. Нарушение же нравственных норм и законов в обществе всегда строго осуждалось и наказывалось.

16.

Проблемы отклоняющегося поведения рассматриваются различными науками. Так, биологию и психологию интересует, какова роль биологических и психологических личностных качеств в распространении девиации. Более ста лет назад появилась френологическая теория итальянского врача Чезаре Ломброзо, пытавшегося объяснить склонность к преступному поведению физическим строением человека. Уже в наше время была создана психологическая теория сдерживания (У. Реклесс и С. Динитц, 1967 г.), связывавшая отклонения с неумением личности обуздывать девиантные импульсы. З. Фрейд объяснял девиацию недостаточно развитым «Супер-Эго». Однако, как показано в вопросе 43, все человеческое поведение, и девиантное, и конформное, создается обществом, поскольку именно общество определяет норму и отклонения.

Основы социологической теории девиации заложил Э. Дюркгейм. Ему принадлежит идея аномии – состояния общества, характеризующегося «упадком норм, управляющих социальным взаимодействием». Самоубийства, как вид девиации, которые он анализировал, часто происходят вследствие слабости или отсутствия четких социальных норм.

Американский социолог Р. Мертон, яркий представитель структурного функционализма, опираясь на идею Э. Дюркгейма, разработал свою концепцию аномии. Базовой причиной девиантного поведения он считал разрыв между социально одобряемыми целями и возможностями их достижения индивидом в рамках социально одобряемых средств. В соответствии с его гипотезой была выстроена классификация возможных типов поведения в зависимости от сочетания этих двух факторов

Первый тип в таблице, конформизм, единственный не относится к отклоняющемуся поведению, остальные четыре в той или иной степени – девиация.

Инновация – тип поведения, при котором человек, разделяя культурные цели данного общества, выбирает неодобряемые в этой культуре средства их достижения. Причем эти средства могут быть не обязательно криминальными, но просто непривычными для данного общества или социальной общности.

Ритуализм имеет место, когда социально одобряемые цели не только отвергаются людьми, они могут оставаться как лозунг, не имеющий содержания, а применение социально одобряемых средств для их достижения становится самоцелью. Так, бюрократические организации, первоначально созданные для выполнения каких-либо общественно полезных функций, при отсутствии надлежащего контроля работают, по сути, на самосохранение, которое и становится истинной целью.

Ретритизм – отказ от принятых обществом целей и средств их достижения, зачастую сознательный. Можно вспомнить массовое некогда движение «хиппи». Второй вариант – это поведение людей, достигших крайней степени падения: алкоголики, наркоманы, бродяги, живущие в обществе, но не принадлежащие к нему.

Бунт, мятеж – радикальное отвержение старых норм и выдвижение новых, стремление не приспособиться к обществу, а изменить его.

17.

Актуальность темы обусловлена тем, что нет такого общества, которое могло бы функционировать без разработанной системы правил и норм, предписывающих выполнение каждым индивидом требований и обязанностей, необходимых для общества.

Слово "контроль" происходит от французского controle, что буквально означает вторичная запись с целью проверки первой. Первоначально это слово использовалось преимущественно в бухгалтерском учете. Однако английское слово control имеет другой смысл: "господство", "власть", "насилие". Поэтому термин "контроль" зачастую вызывает отрицательные эмоции. Для многих он ассоциируется с насилием, командованием, со словами "поймать", "уличить", "схватить". Такое представление о контроле уводит в сторону от его истинного предназначения.

Контроль - это не опека и не насилие. Эффективный контроль - это прежде всего совет, помощь, своевременная подсказка, поощрение, одобрение и т. д. Контроль не несет в себе возмездия за упущения. Контроль - это не чрезвычайная мера, он не является вопросом доверия к сотрудникам, а представляет неотъемлемую часть управленческой деятельности, его функцию[1].

Основная задача социального контроля — создание условий для устойчивости той или иной социальной системы, сохранение социальной стабильности и в то же время для позитивных изменений. Это требует от контроля большой гибкости, способности распознавать отклонения от социальных норм деятельности: дисфункциональные, приносящие обществу вред, и необходимые для его развития, которые следует поощрять[2].

Функции социального контроля

Социальный контроль выступает как функция социального управления, обеспечивающая его целесообразность и практическую действенность.

В самом общем виде социальный контроль означает процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными; это система мер, направленных на оценку проделанной работы, выявление отклонений и их причин, их предупреждение, устранение выявленных отклонений. Задача социального контроля состоит также в критическом анализе причин отклонения, разработке мероприятий по их устранению. Социальный контроль - это процесс, при помощи которого руководство организации определяет, правильны ли его решения и не нуждаются ли они в известной корректировке.

В общем процессе управления социальный контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов, а также норм и нормативов. Поэтому социальный контроль выступает одним из главных инструментов выработки политики и принятия решений, обеспечивающих нормальное функционирование системы и достижение ею намеченных целей как в долгосрочной, так и оперативной перспективе[3].

Социальный контроль рассматривается в широком и узком аспекте. В первом случае - это совокупность политических, экономических и идеологических процессов и методов, призванных обеспечить стабильность общества и государственного строя, соблюдение социального порядка.

В узком смысле социальный контроль чаще всего сводится к проверке: решений вышестоящих организаций; соблюдения экономических, организационных и социальных нормативов; выполнения плановых заданий; соблюдения производственной и трудовой дисциплины, правовых норм и т. д.

3. Самоконтроль
В зависимости от способа вынесения санкций — коллективного или индивидуального - социальный контроль может быть внешним и внутренним. Внутренний контроль еще называют самоконтролем: индивид самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. В процессе социализации нормы усваиваются настолько прочно, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины. Вопреки нормам подобающего поведения, человек влюбляется в жену своего друга, ненавидит собственную жену, завидует более удачливому сопернику. В таких случаях говорят о муках совести. Совесть — проявление внутреннего контроля.

Общепринятые нормы, будучи рациональными предписаниями, остаются в сфере, ниже которой расположена сфера подсознания, состоящая из стихийных импульсов. Самоконтроль означает сдерживание природной стихии, он основывается на волевом усилии.

Примерно на 70 % социальный контроль осуществляется за счет самоконтроля. Чем выше у членов общества развит самоконтроль, тем меньше этому обществу приходиться прибегать к внешнему контролю. И наоборот, чем меньше у людей развит самоконтроль, тем чаше приходится вступать в действие институтам социального контроля, в частности, армии, судам, государству. Чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Однако жесткий внешний контроль мелочная опека граждан тормозит развитие самосознания и волеизъявления, приглушает внутренние волевые усилия. Часто диктатура устанавливалась якобы во благо гражданам, с целью навести порядок. Но привыкшие подчиняться принудительному контролю граждане не развивали внутренний контроль. Они деградировали как социальные существа, способные брать на себя ответственность и вести себя в соответствии с рациональными нормами.

18.

Понятие социальной системы. Каждая из основных функций социальной системы дифференцируется на большой ряд подфункций

(менее общих функций), которые реализуются людьми, включенными в ту или иную нормативную и организационную социальную структуру, более или менее отвечающую

(или, наоборот, противоречащую) функциональным требованиям общества. Взаимодействие микро- и макросубъективных и

объективных элементов, включенных в данную организационную структуру для реализации функций (экономических, политических

и др.) социального организма, придает ей характер социальной системы.

Специфика социальной системы состоит в том, что она складывается на базе той или иной общности людей (социальная

группа, социальная организация и т. д.), а ее элементами являются люди, чье поведение детерминируется определенными

социальными позициями (статусами), которые они занимают, и конкретными социальными функциями (ролями),

которые они выполняют; социальными нормами и ценностями, их различными индивидуальными качествами. В число элементов

социальной системы могут входить различные идеальные (верования, представления и т. д.) и случайные элементы.

Социальная система может быть представлена в пяти аспектах:

1) как взаимодействие личностей, каждая из которых является носителем индивидуальных качеств;

2) как социальное взаимодействие, имеющее своим следствием становление социальных отношений и образование социальной группы;

3) как групповое взаимодействие, в основе которого лежат те или иные общие обстоятельства (город, деревня, трудовой коллектив и т.д.);

4) как иерархия социальных позиций (статусов), которые занимают личности, включенные в деятельность данной социальной системы, и социальных функций, которые они выполняют на основе данных социальных позиций;

5) как совокупность норм и ценностей, определяющих характер и содержание деятельности элементов данной системы.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 2422 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.016 с)...