Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Катастрофа ВЕКА



26 апреля 2006 г. исполнилось 20 лет с того дня, когда произошла авария на Чернобыльской АЭС. Как и большинство аварий техногенного характера, она произошла неожиданно. При плановой остановке четвертого энергоблока произошел взрыв реактора типа РБМК-1000 с частичным разрушением его активной зоны и выходом осколков деления за пределы станции. В реакторном зале возник пожар, охвативший все пространство здания. Причиной аварии явился ряд (шесть) допущенных работниками станции грубых нарушений эксплуатации реакторных установок.

Произошло внезапное нарастание мощности реактора, что привело к резкому повышению температуры и давления в его активной зоне с разрушением реакторного здания. Аварийная защита реактора (три ступени блокировки) в этих условиях должна была автоматически сработать от любого аварийного сигнала и предотвратить нарастание реакции деления ядерного горючего. Но она, увы, была отключена, и отключена была сознательно, в нарушение всех инструкций, так как мешала проведению эксперимента.

Через проломы в реакторном здании на территорию станции было выброшено большое количество радиоактивных обломков. В активной зоне четвертого энергоблока содержалось 200 т урана, в том числе около 3 т изотопа уран-235. По оценке специалистов, после взрыва в активной зоне осталось около 10% топлива.

Уровни радиации в завале рядом с энергоблоком достигали более 2000 Р/ч, на высоте 200 м над реактором − до 340 Р/ч, а отдельные его обломки, разлетевшиеся на расстояние до 100 м, излучали около 600−700 Р/ч.

Выброшенная в атмосферу парогазовая смесь достигла высоты 1,5 км и распространилась по направлению ветра. Радиоактивное заражение местности характеризовалось неравномерностью плотности по различным направлениями от станции, сложным изотопным составом, включающим практически все, в том числе и наиболее опасные радионуклиды йода, стронция, цезия, плутония, кюрия и др., изменчивостью уровней радиации в отдельных районах в результате переноса пыли и продолжавшихся выбросов (до 15 мая) радиоактивных продуктов из аварийного реактора. Произошло радиоактивное заражение огромных площадей. Только в России общая площадь радиоактивного заражения с плотностью выше 1 Ки/м2 по цезию-137 достигает более 56 тыс. км2. На этих территориях проживает сегодня около 3 млн человек, что представляет для них опасность.

В первые дни большую опасность представлял йод-131, который поражает жизненно важный орган – щитовидную железу. В последующем на местность выпали и другие радионуклиды − цезий, стронций и т.д. Основная часть радионуклидов была сосредоточена в поверхностном (1 см) слое почвы и растительной биомассе, где они практически не растворяются водой. В сухую и ветреную погоду часть их вновь переходила в аэрозольное состояние и распространялась по ветру. Особенно опасны в этом отношении для человека альфа-бета-активные изотопы.

В связи с тем, что начало аварии совпало с вегетационным периодом созревания растений, произошло массовое заражение зелени, ранних овощей, фруктов и кормов. Фактически с первых дней в пробах зелени определялись йод-131, рутений-103,106, барий-лантан-140, цирконий-ниобий-95, церий-14, цезий-134 и 137.

При анализе фруктов наиболее опасными для человека по содержанию цезия оказались яблоки. А вот картофель и другие корнеплоды имели низкие уровни заражения. То же можно сказать и о зерновых продуктах.

По заражению цезием-134, 137 критическими пищевыми продуктами в течение года после аварии являлись молоко и мясо.

Заражению подверглись леса на площади более 500 тыс. га. В местах с высоким уровнем радиации погибли насаждения на площади 47 га в одном км от АЭС в западном направлении − «рыжий лес». Другой очаг поражения на площади около 30 га − на расстоянии 6 км от нее на север.

Максимальное заражение воды в первые дни после аварии наблюдалось в устьях рек Припять, Уж, Тетерев, Ирпень и в Киевском водохранилище. Этот факт, а также воздушный перенос РВ усложнили радиационную обстановку в Каневском и Кременчугском водохранилищах, где примерно 99% радионуклидов содержалось в донных отложениях и около 1% − в воде.

Исследования на радиоактивность водопроводной воды показали, что очистные сооружения в середине мая 1986 г. практически перестали удерживать йод-131. Концентрации же других радионуклидов были значительно ниже допустимых. В источниках питьевого водоснабжения населенных пунктов Киевской области − колодцах и артезианских скважинах − в течение мая − июня радиоактивного заражения фактически не отмечалось. Лишь в некоторых открытых колодцах определялись йод-131 и другие радионуклиды.

В результате широкомасштабных мероприятий по пылеподавлению, дезактивации и захоронению РВ уровни радиации на территориях станций и других районов значительно снизились. Над «саркофагом» на высоте 200 м радиоактивность не обнаруживалась. На его перекрытии отмечались уровни радиации 8−2 Р/ч, а на площадке вентиляционной трубы − от 8 до 200 Р/ч и более.

Спад радиации вследствие распада РВ в случае аварии на АЭС идет значительно медленнее, чем при ядерном взрыве. Уровни радиации за 7-кратный промежуток времени, прошедший после аварии, в условиях аварийного выброса уменьшаются примерно в 2 раза (при ядерных взрывах − в 10 раз).

Авария на Чернобыльской АЭС явилась одной из тяжелейших в атомной энергетике. Ее последствия приобрели значительные, во многом непредсказуемые масштабы. Они стали следствием, во-первых, нерационального размещения АЭС − в густонаселенном регионе, вблизи крупных городов, водохранилищ и рек, снабжающих эти города; во-вторых, сооружения реактора в обычном, а не защищенном варианте; в-третьих, отрицательно сработавшего человеческого фактора, который проявился в неподготовленности и нерешительности должностных лиц, в чрезмерной централизации принятия решения. Одним из основных виновников аварии (а всего их шесть) признан бывший директор АЭС В. Брюханов. Являясь руководителем радиационно-опасного объекта, он не обеспечил его надежной и безопасной эксплуатации, неукоснительного выполнения персоналом установленных правил. Сложилась атмосфера вседозволенности, благодушия и беспечности. Все это способствовало возникновению и развитию аварийной ситуации, обусловило неумелые, нерешительные действия части персонала в экстремальных условиях.

Проявив растерянность и трусость, Брюханов не принял мер к ограничению масштабов аварии (более того − запрещал их осуществлять), не ввел в действие план защиты персонала и населения от радиоактивного излучения, в представленной информации умышленно занизил данные об уровнях радиации, что помешало своевременному выводу людей из опасной зоны. Все шестеро виновных понесли за эти преступления уголовные наказания от 10 до 2 лет. В министерствах и ведомствах многие руководители были сняты с занимаемых должностей.

Только прямой материальный ущерб в связи с аварией исчисляется суммой в 8 млрд рублей (в ценах 1986 г.).

Но вместе с тем большое число людей при ликвидации аварии и ее последствий проявили особое мужество и отвагу. Прежде всего это работники атомной станции, которые, рискуя самым дорогим − жизнью, предотвратили разрастание аварии: А.А. Ситников, заместитель главного инженера; А.Г. Лелеченко, начальник электроцеха; В.И. Лопатюк, дежурный электромонтер; А.И Баранов, машинист турбогенератора; К.Г. Перчук, старший машинист турбин и др. Все они награждены орденами и медалями. Многие за мужество, героизм и самоотверженные действия, проявленные при ликвидации аварии на ЧАЭС. удостоены звания Героя Советского Союза и Героя Социалистического Труда. Память о них, до конца выполнивших свой человеческий и профессиональный долг, для нас свята.





Дата публикования: 2015-07-22; Прочитано: 737 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...