Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Глава третья. REQUIESCANT {x}
{* Да почиют (лат.)} Салоном г-жи де Т. ограничивалось для Мариуса Понмерси знание жизни.Салон был единственным оконцем, через которое он мог глядеть в мир. Окнобыло тусклое; сквозь него проникало больше холода, нежели тепла, большемрака, нежели света. Вступив радостным и сияющим в этот мирок, ребенок посленедолгого пребывания там стал печальным и - что еще менее соответствовалоего возрасту - серьезным. Окруженный всеми этими важными и странными людьми,он глядел вокруг с изумлением. А все, что он видел, могло только усилить эточувство. В салоне г-жи де Т. можно было встретить старых знатных почтенныхдам, носивших фамилии Матан, Ноэ, Левис, произносившуюся Леви, Камби,произносившуюся Камбиз. Старые лица и библейские имена смешивались в головемальчика с рассказами из Ветхого завета, которые он учил наизусть. И когда,собравшись в кружок у потухающего камина, дамы молча восседали в полумраке,вокруг лампы под зеленым абажуром, лишь изредка роняя торжественные игневные слова, маленький Мариус испуганными глазами смотрел на их строгиепрофили, на седеющие и седые волосы, на их длинные, сшитые по моде прошлоговека платья самых мрачных цветов. Ему казалось, что перед ним не женщины, апатриархи и волхвы, не живые существа, а призраки. К этим призракам присоединялись духовные особы - завсегдатаи старинногосалона и дворяне: маркиз де Сассене, личный секретарь г-жи де Берри; виконтде Валори, печатавший под псевдонимом Шарля-Антуана написанные одним и темже размером оды; князь де Бофремон, еще молодой, но уже седеющий, у которогобыла хорошенькая и остроумная жена, чьи туалеты из алого бархата с золотымшнуром и глубоким декольте рассеивали царивший в салоне мрак; маркизКариолис д'Эспинуз, лучший во Франции знаток "меры учтивости"; графд'Амандр, холостяк с добродушным подбородком, и кавалер де Пор де Ги, столпЛуврской библиотеки, именовавшейся "королевским кабинетом". Де Пор де Ги,лысый, раньше времени состарившийся, рассказывал, что в 1793 году,шестнадцати лет от роду, он был сослан на каторгу за отказ от присяги изакован в кандалы вместе с восьмидесятилетним епископом де Мирпуа, такжеосужденным за отказ от присяги, с той только разницей, что тот былнепокорным священником, а он - непокорным солдатом. Дело происходило вТулоне. На их обязанности лежало убирать по ночам с эшафота головы и телагильотинированных днем. Взвалив на спину обезглавленные кровоточащиетуловища, они уносили их; на вороте их красных арестантских халатовобразовывалась корка запекшейся крови, к утру высыхавшая, вечером влажная. Всалоне г-жи де Т. можно было услышать много таких страшных рассказов. Впроклятиях Марату здесь докатывались до восхваления Трестальона. Депутаты изпороды "бесподобных", Тибор дю Шалар, Лемаршан де Гомикур и знаменитыйшутник "правой" Корне-Денкур, играли здесь в вист. Бальи де Ферет, носивший,несмотря на худые ноги, короткие штаны, забегал иногда по дороге к Талейранув этот салон. Он был собутыльником графа д'Артуа и, в противоположностьАристотелю, ходившему на задних лапках перед Кампаспой, заставлял ползать начетвереньках девицу Гимар, явив векам образец бальи, отомстившего зафилософа. Из духовных лиц здесь бывали аббат Гальма, тот самый, которому Лароз,сотрудничавший в газете "Фудр", говорил: "Да кому же теперь меньшепятидесяти? Разве какому-нибудь молокососу-первокурснику!"; аббат Летурнер,королевский проповедник; аббат Фрейсину, в ту пору еще не граф, не епископ,не министр, не пэр, носивший старую сутану, на которой вечно не хваталопуговиц. Сюда приходили аббат Керавенан, кюре церкви Сен-Жермен-де-Пре,тогдашний папский нунций, высокопреосвещеннейший Макки, архиепископНизибийский, впоследствии кардинал, с длинным меланхолическим носом, и аббатПальмиэри, носивший звание духовника папы, одного из семи действительныхпротонотариев святейшего престола, каноника знаменитой Либерийской базилики,ходатая по делам святых - postulatore di santi, что указывало накасательство его к делам канонизации и соответствовало примерно чинудокладчика Государственного совета по райской секции. Наконец салон посещалидва кардинала: де ла Люзерн и де Клермон-Тонер. Кардинал де ла Люзерн былписателем; несколько лет спустя на его долю выпала честь помещать своистатьи в Консерваторе рядом со статьями Шатобриана. Тулузский архиепископ деКлермон-Тонер в летнюю пору частенько приезжал вместо дачи в Париж к своемуплемяннику маркизу де Тонеру, занимавшему пост морского и военного министра.Кардинал де Клермон-Тонер был маленький веселый старичок, из-подподвернутой сутаны которого виднелись красные чулки. Он избрал себеспециальностью ненависть к Энциклопедии и увлекался бильярдом. Парижане,которым случалось в описываемое время проходить вечером по улице Принцессы,где находился тогда особняк Клермон-Тонеров, невольно останавливались,привлеченные стуком шаров и резким голосом кардинала, кричавшего своемуконклависту, преосвященному Котрету, епископу in раrtibus {В иноверческойстране (лат.).} Каристскому: "Смотри, аббат, я карамболю". Кардинала деКлермон-Тонера ввел к г-же де Т. его ближайший друг де Роклор, бывшийепископ Санлисский и один из сорока бессмертных. В Роклоре заслуживаливнимания высокий рост и усердное посещение академии. Через стеклянную дверьзалы, смежной с библиотекой, где происходили тогда заседания французскойакадемии, любопытствующие могли каждый четверг лицезреть бывшего Санлисскогоепископа, свеженапудренного, в фиолетовых чулках, обычно стоявшего спиной кдвери, - вероятно для того, чтобы лучше был виден его поповский воротничок.Хотя святые отцы являлись по большей части столько же служителями церкви,сколько царедворцами, они накладывали печать сугубой строгости на салон г-жиде Т., а пять пэров Франции: маркиз де Вибре, маркиз де Таларю, маркизд'Эрбувиль, виконт Дамбре и герцог де Валентинуа подчеркивали егоаристократизм. Герцог де Валентинуа, будучи владетельным принцем Монако, тоесть владетельным иностранным принцем, составил себе тем не менее такоевысокое представление о Франции и об ее институте пэрства, что все сводил кпоследнему. Ему принадлежат слова: "Римские кардиналы - те же пэры Франции;английские лорды - те же пэры Франции". Впрочем, поскольку в ту эпохуреволюция проникала всюду, тон в этом феодальном салоне, как мы уже сказали,задавал буржуа. В нем царил Жильнорман. Тут была эссенция и квинтэссенция парижского реакционного общества. Тутпринимались карантинные меры даже против самых громких роялистскихрепутаций. От славы всегда несколько отдает анархией. Попади сюда Шатобриан,и он бы выглядел здесь "Отцом Дюшеном". Все же кое-кому из признавших в своевремя республику оказывалось снисхождение, и они допускались в этоправоверное общество. Граф Беньо был принят сюда с условием исправиться. Современные "благородные" салоны совсем не походят на описываемый нами.Нынешнее Сен-Жерменское предместье заражено вольнодумством. Теперешниероялисты, не в обиду будь им сказано, - демагоги. В салоне г-жи де Т., где собиралось избранное общество, под лоскомизощренной учтивости господствовал утонченный и высокомерный тон.Установившиеся здесь нравы допускали великое множество всяких изысканностей,которые возникали сами по себе и возрождали доподлинный старый режим, давнопогребенный, но все еще живой. Иные из принятых здесь манер вызывалинедоумение, в особенности манера выражаться. Люди неискушенные легко сочлибы эти в действительности лишь устаревшие формы речи за провинциализмы.Здесь широко употреблялось, например, обращение "госпожа генеральша".Можно было услышать, хотя и реже, даже "госпожа полковница". Очаровательнаяг-жа Леон, вероятно из уважения к памяти герцогинь де Лонгевиль и де Шеврез,предпочитала это обращение своему княжескому титулу. Маркиза де Креки тожевыражала желание, чтобы ее называли "госпожой полковницей". Этот аристократический кружок придумал в интимных беседах с королем вТюильри именовать его только в третьем лице: "король", избегая титулования"ваше величество", как "оскверненного узурпатором". Здесь судили обо всем - и о делах и о людях. Насмехались над веком, чтоосвобождало от труда понимать его. Подогревали друг друга сенсациями,спешили поделиться друг с другом всем слышанным и виденным. Здесь Мафусаилпросвещал Эпименида. Глухой осведомлял слепого. Здесь объявляли несуществовавшим время начиная с Кобленца. Здесь считали, что, подобно томукак Людовик XVIII достиг милостью божией двадцать пятой годовщины своегоцарствования, так и эмигранты милостью закона достигли двадцать пятой своейвесны. Тут все было в полной гармонии; тут жизнь чуть теплилась во всем; словаизлетали из уст едва уловимым вздохом; газета, отвечавшая вкусам салона,напоминала папирус. Здесь попадались и молодые люди, но они выгляделиполумертвыми. В прихожей посетителей встречали старенькие лакеи. Господам,время которых давно миновало, прислуживали такие же древние слуги. Всепроизводило впечатление чего-то отжившего, но упорно не желающего сходить вмогилу. Охранять, охранение, охранитель - вот примерно весь их лексикон."Блюсти за тем, чтобы не запахло чужим духом", - к этому, в сущности,сводилось все. Взглядам этим почтенных особ было действительно присущеособое благоухание. Их идеи распространяли запах камфары. Это был мир мумий.Господа были набальзамированы, из лакеев сделаны чучела. Почтенная старая маркиза, разорившаяся в эмиграции и державшая толькоодну служанку, все еще говорила: "Мои слуги". Что же собой представляли посетители салона г-жи де Т.? Это были"ультра". Быть ультра! Быть может, явления, обозначаемые этим словом, не исчезлии по сей день, но самое слово потеряло уже всякий смысл. Постараемсяобъяснить его. Быть "ультра" - это значит во всем доходить до крайности. Это значит воимя трона нападать на королевский скипетр, а во имя алтаря - на митру; этозначит опрокидывать свой собственный воз, брыкаться в собственной упряжке;это значит возводить хулу на костер за то, что он недостаточно жарок дляеретиков; это значит упрекать идола, что в нем мало идольского; это значитнасмехаться от избытка почтительности; это значит винить папу в недостаткепапизма, короля - в недостатке роялизма, а ночь - в избытке света; этозначит не признавать за алебастром, снегом, лебедем, лилией их белизны; этозначит быть таким горячим защитником, что из защитника превращаешься воврага; так упорно стоять "за", что это превращается в "против". Непримиримый дух "ультра" характеризует главным образом первую фазуРеставрации. В истории не найдется эпохи, которая походила бы на этот краткийпериод, начавшийся в 1814 году и закончившийся около 1820-со вступлением вминистерство г-на де Вилель, исполнителя воли "правой". Описываемые шестьлет представляют собой неповторимое время - и веселое и печальное, блестящееи тусклое, как бы освещенное лучами утренней зари, но и окутанное мракомвеликих потрясений, все еще заволакивающим горизонт и медленно погружающимсяв прошлое. И среди этого света и тьмы существовал особый мирок, новый истарый, смешной и грустный, юный и дряхлый, протиравший глаза; ничто так ненапоминает пробуждение от сна, как возвращение на родину. Существовалагруппа людей, смотревшая на Францию с раздражением, на что Франция отвечалаиронией. Улицы были полным-полны старыми филинами-маркизами, возвратившимисяиз эмиграции аристократами, выходцами с того света, "бывшими людьми", сизумлением взиравшими на окружающее; славное вельможное дворянство ирадовалось и печалилось, что оно снова во Франции, испытывая упоительноесчастье оттого, что снова видит родину, но и глубокое отчаяние оттого, чтоне находит здесь своей старой монархии. Знатные отпрыски крестоносцевоплевывали знать Империи, то есть военную знать; историческая нацияперестала понимать смысл истории; потомки сподвижников Карла Великогоклеймили презрением сподвижников Наполеона. Как мы уже сказали, мечискрестились, взаимно нанося оскорбления. Меч Фонтенуа подвергался насмешкам,как ржавое железо. Меч Маренго внушал отвращение и именовался солдатскойшашкой. Давно прошедшее отрекалось от вчерашнего. Чувство великого и чувствосмешного были утеряны. Нашелся даже человек, назвавший Бонапарта Скапеном.Этого мира больше нет. Теперь от него, повторяем, ничего не осталось. Когдамы извлекаем оттуда наугад какую-нибудь фигуру, пытаемся воскресить его ввоображении, он кажется нам таким же чуждым, как мир допотопных времен. Даон и в самом деле был поглощен потопом. Он исчез в двух революциях. О, какмогуч поток освободительных идей! Как стремительно заливает он все, чтонадлежит ему разрушить и похоронить, и как быстро вырывает он глубочайшиепропасти! Таков облик салонов тех отдаленных и простодушных времен, когдаМартенвиль считался мудрее Вольтера. У этих салонов была своя литература и своя политическая программа.Здесь веровали в Фьеве. Здесь законодательствовал Ажье. Здесь занималисьтолкованием сочинений Кольне, публициста и букиниста с набережной Малаке.Наполеон был здесь только "корсиканским чудовищем". Позднее, в виде уступкидуху времени, в историю вводится маркиз де Буонапарте, генерал-поручиккоролевских войск. Салоны недолго сохраняли неприкосновенную чистоту своих воззрений. Ужес 1818 года сюда начинают проникать доктринеры, что являлось тревожнымпризнаком. Доктринеры, будучи роялистами, держались так, словно старалисьоправдаться в этом. То, что составляло гордость "ультра", у них вызывалосмущение. Они были умны; они умели молчать; они щеголяли своей в мерунакрахмаленной политической догмой; успех был им обеспечен. Они несколькозлоупотребляли - впрочем, не без пользы для себя - белизной галстуков истрогостью наглухо застегнутых сюртуков. Ошибка, или несчастье, партиидоктринеров заключалась в том, что они создали поколение юных старцев. Онистановились в позу мудрецов. Они мечтали привить крайнему абсолютизмупринципы ограниченной власти. Либерализму разрушающему онипротивопоставляли, и порой чрезвычайно остроумно, либерализм охранительный.От них можно было услышать такие речи: "Пощада роялизму! Он оказал рядуслуг. Он восстановил традиции, культ, религию, взаимоуважение. Емусвойственны верность, храбрость, рыцарственность, любовь, преданность. Самтого не желая, он присовокупил к новому величию нации вековое величиемонархии. Его вина в том, что он не понимает революции, Империи, нашейславы, свободы, новых идей, нового поколения, нашего века. Но если онвиноват перед нами, то разве мы так уж неповинны перед ним? Революция,наследниками которой мы являемся, должна уметь понимать все. Нападать нароялизм - значит грешить против либерализма. Это страшная ошибка, страшноеослепление! Революционная Франция отказывает в уважении историческойФранции, иначе говоря, своей матери, иначе говоря, себе самой. После 5сентября с дворянством старой монархии стали обращаться так же, как после 8июля обращались с дворянством Империи. Они были несправедливы к орлу, мы - клилии. Неужели необходимо всегда иметь предмет гонения? Что пользы счищатьпозолоту с короны Людовика XIV или сдирать щипок с герба Генриха IV? Мысмеемся над Вобланом, стиравшим букву "Н" с Иенского моста. А что собственноон делал? Да то же, что и мы. Бувин, как и Маренго, принадлежит нам. Лилии,как и буква "Н", - наши. Это наше наследство. К чему уменьшать его? Отпрошлого своей отчизны так же не следует отрекаться, как и от ее настоящего.Почему не признать всей своей истории? Почему не любить всей Франции вцелом?" Так доктринеры критиковали и защищали роялизм, вызывая своей критикойнедовольство крайних роялистов, а своей защитой - их ярость. Выступлениями "ультра" ознаменован первый период Реставрации;выступление Конгрегации знаменует второй. На смену восторженным порывампришла пронырливая ловкость. На этом мы и прервем наш беглый очерк. В ходе повествования автор этой книги натолкнулся на любопытное явлениесовременной истории. Он не мог оставить его без внимания и не запечатлетьмимоходом некоторые своеобразные черты этого ныне уже никому неведомогообщества. Однако он долго не задерживается на этом предмете и рисует его безчувства горечи и без желания посмеяться. Его связывают с этим прошлымдорогие, милые ему воспоминания, ибо они имеют отношение к его матери.Впрочем, надо признаться, что этот мирок не лишен был своего рода величия.Он может вызвать улыбку, но его нельзя ни презирать, ни ненавидеть.Это - Франция минувших дней. Как все дети, Мариус Понмерси кое-чему учился. Выйдя из-под опекитетушки Жильнорман, он был отдан дедом на попечение весьма достойногонаставника чистейшей, классической ограниченности. Эта юная, едва начавшаяраскрываться душа из рук ханжи попала в руки педанта. Мариус провелнесколько лет в коллеже, а затем поступил на юридический факультет. Он былроялист, фанатик и человек строгих правил. Деда он недолюбливал, егооскорбляли игривость и цинизм старика, а об отце мрачно молчал. В общем это был юноша пылкий, но сдержанный, благородный, великодушный,гордый, религиозный, экзальтированный, правдивый до жестокости,целомудренный до дикости.Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 276 | Нарушение авторского права страницы