Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Данная тема является заключительной в курсе теории государства и права, читаемом в Юридическом институте Иркутского государственного университета. В ней мы рассмотрим различные правовые системы современного мира. Правовые системы, существующие практически в каждом государстве, обладают своими, только им присущими чертами. В то же время правовым системам отдельных государств присущи какие-то общие черты, что позволяет объединять их в правовые семьи, которые тоже называют правовыми системами. В современном мире насчитывается несколько таких правовых систем. О них и пойдет речь в настоящей теме. Но предварительно мы рассмотрим общее понятие правовой системы и ее структуру, а также поговорим о национальных правовых системах, правовых семьях и типах права. Вследствие этого предметом нашего разговора станут следующие вопросы: 1. Понятие и структура правовой системы; 2. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права; 3. Романо-германская правовая система; 4. Англосаксонская правовая система; 5. Мусульманская правовая система.
1. Понятие и структура правовой системы. В отечественной теории государства и права понятие «правовая система» как научная категория стало фигурировать с 80-х гг. прошлого столетия. Введение данной категории в научный оборот было обусловлено несколькими причинами. Как утверждалось в литературе тех лет, во-первых, она позволяет дать целостное научное видение правовых явлений в их взаимосвязях и единстве. Во-вторых, может быть использована для характеристики права и связанных с ним правовых явлений каждой отдельно взятой страны, т. е. для характеристики национальной правовой системы. В-третьих, с ее помощью можно охарактеризовать нацио-
нальные правовые системы, обладающие родственными признаками, т. е. правовые семьи.
В современной юридической литературе, равно как и в литературе прошлых лет, мы не встретим однозначного понимания правовой системы. Ее трактуют либо широко, либо узко. Согласно широкой трактовке, которой придерживаются многие исследователи и которая представляется более предпочтительной, под правовой системой понимаются взятые в единстве и взаимосвязи все правовые явления общества. Это и само позитивное право, и правосознание, и правовая культура, и правотворчество, и правоприменительная деятельность, и законность, и правопорядок, и все остальные правовые явления общественной жизни. Все вместе они образуют определенную систему, поскольку находятся в единстве и так или иначе связаны между собой. При узкой трактовке понятием «правовая система» охватываются не все, а лишь некоторые правовые явления. Это позитивное право, господствующая в обществе правовая идеология и юридическая практика. Прежде в литературе можно было встретить и другие узкие трактовки правовой системы, когда под правовой системой понимались либо система права, либо система законодательства. И в настоящее время некоторые авторы исходят из того, что система права и правовая система — это в принципе одно и то же. Как считает, например, В. С. Нерсесянц, в результате русского перевода работы известного французского ученого Р. Давида «Основные правовые системы современности» слова «система права» переведены в виде «правовой системы», вследствие чего многие авторы стали толковать «систему права» и «правовую систему» в качестве различных правовых категорий, рассматривая «правовую систему» как некое более широкое правовое явление, чем традиционное понятие «система права»1. Между тем большинство исследователей исходит в настоящее время все-таки из того, что правовую систему не следует отождествлять с системой права, хотя эти понятия в отечественной теории государства и права долгое время рассматривались как идентичные. Термин «система права» характеризует, как уже говорилось в теме 7, само
1 См.: Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства: учебник. М., 2000. С. 449.
позитивное право как систему и раскрывает его внутреннее строение. В понятии же «правовая система» отражается не только позитивное право, но и все другие правовые явления общества, как находящиеся в единстве и взаимосвязи. Поэтому понятие «правовая система» значительно шире, чем понятие «система права», поскольку охватывает практически все правовые явления общества, включая и само позитивное право.
Поскольку правовая система является системой, она, как и всякая система, имеет свою структуру, т. е. внутреннее строение. Вопрос о структуре правовой системы не имеет в отечественной теории государства и права единообразного решения. Так, сторонники узкой трактовки правовой системы выделяют в ее структуре такие элементы, как позитивное право, господствующую правовую идеологию и юридическую практику, так как именно эти правовые явления и образуют, по их мнению, правовую систему общества. Иначе рассматривают структуру правовой системы сторонники широкой ее трактовки. Как правило, они выделяют большее число элементов, но их точки зрения в 0 этом вопросе не совпадают. Не вдаваясь в анализ тех или иных взглядов относительно структуры правовой системы, считаю возможным выделить в правовой системе общества три подсистемы, которыми, как представляется, можно охватить все правовые явления общества: это нормативно-регулятивная, интеллектуально-идеологическая и организационно-деятельност-ная подсистемы.
В нормативно-регулятивную подсистему входят: нормы права, в своем единстве составляющие позитивное право; источники права, включая законодательство; индивидуальные правовые предписания; индивидуальные правовые акты (индивидуальные правовые договоры и акты применения права), акты толкования права. Данная подсистема является центральной, составляющей основу правовой системы общества. К интеллектуально-идеологической подсистеме относятся: правосознание, правовая культура, юридическая наука, юридическое образование, правовое воспитание. Организационно-деятельностную подсистему составляют: субъекты права и правоотношений, сами правоотношения, правотворчество, реализация и применение
права, толкование права, правовое поведение, юридическая ответственность, законность, правопорядок.
2. Национальные правовые системы, правовые семьи и типы права. Каждое государство имеет не только собственное право, но и собственную правовую систему. Правовую систему каждого отдельно взятого государства принято именовать национальной правовой системой. В современном мире насчитывается около двухсот правовых систем, т. е. ровно столько, сколько государств. Каждая национальная правовая система по-своему оригинальна, специфична, имеет свои неповторимые черты, так как в ней отражаются социально-экономические, политические, культурные и иные особенности общества, страны, в которой существует и функционирует данная правовая система. Вместе с тем правовые системы различных государств могут иметь определенные общие черты, что позволяет объединять их в отдельные группы. Такие группы правовых систем принято именовать правовыми семьями. В научной литературе нет единых критериев для выделения тех или иных правовых семей. За основу могут приниматься идеологические, юридические, этические, экономические, религиозные, географические и другие критерии. Однако чаще всего во внимание принимаются общность источников, структуры и исторического пути формирования права. Вследствие этого под правовой семьей многие понимают совокупность национальных правовых систем, обладающих общностью источников, структуры и исторического пути формирования права.
Исходя из общности источников, структуры и исторического пути формирования права, а также некоторых других критериев, различные исследователи выделяют разное число правовых семей. Так, известный французский ученый, один из крупнейших исследователей в области компаративистики (сравнительного правоведения) Р. Давид выделял три правовых семьи: романо-германскую, англосаксонскую и социалистическую, к которым, по его мнению, примыкает остальной юридический мир под на-
званием «религиозные и традиционные системы»1. Германские исследователи К. Цвайгерт и X. Кетц, исходя из такого критерия, как «правовой стиль», который складывается из нескольких факторов (происхождения и эволюции правовой семьи, своеобразия юридического мышления, специфики правовых институтов, природы источников права и способов их толкования, идеологии), различает семь правовых семей (по терминологии авторов -«правовых кругов»): романскую, германскую, скандинавскую, англо-американскую, социалистическую, исламскую и индусскую2. Нет единства мнений и среди российских исследователей. Не вдаваясь в подробности, представляется возможным выделить в современном мире четыре основных правовых семьи: ро-мано-германскую, англосаксонскую, религиозно-традиционную и социалистическую. В свою очередь, в рамках романо-германской правовой семьи можно выделить такие правовые семьи (подсемьи), как романскую, германскую, скандинавскую, славянскую и латиноамериканскую, а в рамках религиозно-традиционной - религиозную, к которой относятся мусульманская, индусская и иудейская правовые системы, и традиционную. В дальнейшем более подробно мы остановимся только на рома-но-германской, англосаксонской и мусульманской правовых системах и рассмотрим исторические пути их формирования, структуру и источники.
С понятием «правовая семья» известным образом связано и такое понятие, как «тип права». В советской теории государства и права правовые семьи принято было выделять в рамках типов права, которые именовались историческими типами права. Так, в рамках буржуазного типа права выделялись романо-германская и англосаксонская правовые семьи, а в рамках социалистического типа права - советская правовая семья, правовая семья стран народной демократии и правовая система республики Куба, которая считалась самостоятельной правовой семьей, несмотря на то, что была представлена в единственном числе. В настоящее
1 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988; Давид
Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.
2 См.: Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере
частного права. М., 1995. Т. 1.
время соотношение между типами права и правовыми семьями рассматривается несколько иначе. Обусловлено это тем, что типология права, которая имела место в советской теории государства и права, носила односторонний характер, поскольку основывалась лишь на одном критерии - способе производства материальных благ. Современная же российская теория государства и права исходит из множественности критериев типологии права и возможности использования разных подходов.
Прежде всего, в типологии права, как и в типологии государства, используется формационный подход, разработанный, как известно, советской теорией государства и права. Согласно этому подходу выделяются рабовладельческий, феодальный, буржуазный (капиталистический) и социалистический типы права, каждый из которых существует в рамках соответствующей общественно-экономической формации и обусловлен определенным способом производства материальных благ. В современной теории государства и права отдельные авторы наряду с названными типами права выделяют также восточный тип права, рассматривая его в качестве исторически первого типа права.
По мнению О. Э. Лейста, «типизация права по формациям уязвима тем, что описывает более черты того общества, в котором действует право, чем качества самого права, действующего в том или ином обществе»'. В этой связи автор считает, что «действительная типизация правовых систем - это не их перечень с добавлением наименований общественно-экономических формаций, а исследование качеств этих правовых систем в их обусловленности особенностями обществ»2. Исходя из качественных особенностей права той или иной общественно-экономической формации, О. Э. Лейст выделяет три типа (исторических типа) права: сословное право, формальное право и социальное право.
Сословное право соответствовало, как считает О. Э. Лейст, азиатскому способу производства, рабовладельческому и фео-
1 Лейст О. Э. Сущность и исторические типы права // Вестн. МГУ. Сер. Право.
1992. № 1.С. 3.
2 Там же.
дальному обществам. Оно отражало и закрепляло структуру обществ, состоявших из классов-сословий, и выступало как право-привилегия, по содержанию разное для разных сословий, а нередко - и для социальных групп внутри сословий.
Формальное (абстрактно равное) право - это право буржуазного общества. Оно является правом всеобщего равенства, формальных прав и абстрактной свободы и качественно отличается от сословного права. С приходом формального права отменяются сословные привилегии, учреждается равенство всех людей перед законом, закладываются основы гражданского общества.
Социальное право - это право, которое возникает в XX в. Оно сохраняет общечеловеческие ценности равного права, но преодолевает формализм буржуазного права при помощи общегосударственной системы гарантий, особенно льгот и правовых преимуществ для социально обездоленных слоев общества. «Социальные и демократические движения новейшего времени, -пишет О. Э. Лейст, - достигли заметных успехов в переходе от существовавшей долгие века системы привилегий господствующих высших сословий за счет низших к системам льгот и привилегий для низших слоев общества за счет имущих классов»1.
В современной отечественной теории государства и права используется также типология права, в основе которой лежит типология правовых систем. При таком подходе каждая правовая семья, выделяемая в процессе типологии правовых систем, рассматривается и как соответствующий тип права. Поэтому выделенные выше в качестве основных романо-германская, англосаксонская, религиозно-традиционная и социалистическая правовые семьи могут рассматриваться и как соответствующие типы права.
3. Романо-германская правовая система. Романо-германская правовая система (семья) возникла в XIII в. (по отдельным источникам - в ХИ-ХШ вв.) в странах континентальной Европы. Вследствие этого данную правовую систему неред-
1 Там же. С. 5.
ко называют также континентальной правовой системой. Своим появлением романо-германская правовая система обязана европейским университетам, поскольку сложилась «на основе изучения римского права в итальянских, французских и германских университетах, создавших в XII-XVI вв. на базе Свода законов Юстиниана общую для многих европейских стран юридическую науку»1.
По мнению известного французского ученого Р. Давида, романо-германская правовая система в своем развитии прошла три периода: период становления, период рецепции римского права и период усиленного развития и кодификации законодательства2.
Первый период, который предшествовал возникновению романо-германской правовой системы, характеризуется господством обычного права. После распада Римской империи на ее бывшей территории определенное время еще продолжало действовать римское право (Кодекс, Дигесты, Институции Юстиниана и некоторые другие источники). Однако римские компиляции оказались слишком сложными для варваров. Начиная с VI в., большинство германских племен уже имело свои законы («законы варваров»). Процесс создания этих законов продолжался до XII в., охватывая различные нордические и славянские племена. Однако «законы варваров» регулировали незначительную часть общественных отношений и были весьма разрозненными. Не было их единого собрания, не предпринимались даже попытки их систематизации и комплексного обобщения. Право в этот период существовало лишь формально. Реальное его господство прекратилось, а сама идея права была отброшена.
Второй период связан с рецепцией римского права и его дальнейшим совершенствованием. К XIII в. в Европе сформировался ряд предпосылок рецепции римского права и становления романо-германской правовой системы. Прежде всего, это экономические предпосылки. Развитие торговли, ремесел, рыночных
Саидов А. X. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988. С. 73. 2 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 50-51.
отношений, рост городов потребовали иной системы нормативно-правового регулирования, которая в отличие от феодального права основывалась бы на формальном равенстве и независимости участников рыночных отношений. Такой системой, отвечающей данным идеям, оказалось римское право. Определенную роль в становлении романо-германской правовой системы сыграло и городское право, которое возникло в результате развития торговли, ремесел, росте городов и основу которого составляли городские статуты и хартии, состоящие из местных обычаев.
Немаловажную роль сыграли и социально-культурные предпосылки. Как известно, XIII-XIV вв. - начало эпохи Возрождения. Возрождение, символизировавшее собой обращение к культурному наследию античности, проявлялось в разных областях: образовании, искусстве, культуре, юриспруденции. Новое общество осознало необходимость права и начало понимать, что только право способно обеспечить порядок. Развитие образования, искусства, культуры подготовили почву для восприятия римских юридических концепций, взглядов, конструкций, понятий. Важнейшую роль в этом процессе сыграли европейские университеты и, прежде всего, Болонский университет в Италии. Изучение права в университетах прошло процесс смены одних школ другими. Самыми значительными из них, оказавшими влияние на формирование романо-германской правовой системы, были школа глоссаторов, школа постглоссаторов и школа естественного права.
Важной предпосылкой рецепции римского права явилось также благословение христианской церкви и появление канонического права. На протяжении многих веков церковь негативно относилась к римскому праву, но благодаря авторитету Фомы Аквинского такое отношение к римскому праву было преодолено. В XII-X1II вв. окончательно сформировалось каноническое право. Оно использовало исходные положения римского частного права, нередко прямо их заимствуя (нормы о владении, наследовании по завещанию, о распоряжении недвижимостью и др.). Каноническое право изучалось в европейских университетах наряду с римским правом и тоже оказало большое влияние на формирование романо-германской правовой системы.
Третий период - период усиленного развития и кодификации европейского законодательства - связан с формированием национальных правовых систем. Начиная с XIX в., во Франции, в Германии, Швейцарии и других странах Европы вначале появляются гражданские, а затем и другие кодексы. Например, во Франции за довольно короткий период (с 1804 по 1810 гг.) были приняты Гражданский, Гражданский процессуальный, Торговый, Уголовно-процессуальный и Уголовный кодексы.
Возникнув и сформировавшись в странах континентальной Европы, романо-германская правовая система распространилась затем на многие другие страны и континенты. Распространение романо-германской правовой системы проходило двумя путями: путем колонизации и путем добровольной рецепции. Так, в странах латинской Америки и ряде африканских стран романо-германская правовая система утвердилась в результате колонизации, а в России, Турции и некоторых других странах - в результате добровольной рецепции.
Теперь поговорим о структуре, т. е. внутреннем строении, романо-германского права и выясним наиболее характерные его особенности.
Первое, что необходимо здесь отметить, так это четкое деление романо-германского права на публичное и частное. Такое четкое деление права присуще по сути дела только романо-германской правовой системе. Ни в англосаксонской, ни в мусульманской правовой системе такой четкости деления права на частное и публичное мы не находим. Если в англосаксонском праве имеет место деление на общее право и право справедливости, которое не совсем адекватно отражает деление романо-германского права на публичное и частное, то в мусульманском праве преобладает в основновном частное право.
Деление романо-германского права на публичное и частное идет от римского права, поскольку в основе романо-германской правовой системы лежит римское право, и романо-германская правовая система явилась результатом его рецепции. Именно в римском праве право впервые было разделено на публичное и частное. Правда, такое деление носило по большей части декларативный характер, поскольку публичное право как таковое
сформировалось лишь в процессе развития романо-германской правовой системы.
Другая характерная особенность структуры романо-германского права состоит в четком делении права на институты и отрасли. Хотя в национальных правовых системах этой правовой семьи имеются некоторые особенности, в целом наблюдается сходство во многих институтах и отраслях как публичного, так и частного права. В рамках данной правовой семьи обычно выделяются такие отрасли права, как конституционное, административное, гражданское, уголовное, гражданское процессуальное и уголовно-процессуальное право. В некоторых странах выделяются также торговое, коммерческое и некоторые другие отрасли права.
Третья особенность структуры романо-германского права связана с характеристикой правовых норм этой системы. Нормы романо-германского права - это правила поведения общего характера. Они не создаются судьями, как это имеет место в англосаксонской правовой системе. Их устанавливают соответствующие правотворческие органы. Вместе с тем нормы романо-германского права, как считает Р. Давид, не должны быть слишком общими, так как в этом случае они перестанут быть надежным руководством для практики. В то же время они должны быть настолько обобщенными, чтобы регулировать определенный тип отношений, а не применяться подобно судебному решению лишь к конкретной ситуации1.
Концепция правовой нормы, преобладающая в странах романо-германской правовой системы, обусловливает, по мнению Р. Давида, существование значительно меньшего числа норм, чем в странах англосаксонской правовой системы. Однако эта концепция, отмечает он, делает норму права менее точной, что увеличивает роль судьи в ее толковании и предоставляет ему широкие дискреционные полномочия в ее применении. Кроме того, стремясь укрепить стабильность правопорядка, судебная практика пытается уточнять нормы, сформулированные наиболее общим образом, что приводит к созданию так называемых
1 См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 99.
вторичных норм, т. е. норм, создаваемых судебной практикой. Вследствие этого норма, установленная законодателем, - это не более чем ядро, вокруг которого вращаются вторичные правовые нормы1.
Что касается источников романо-германского права, то для них характерно следующее. На первом месте здесь стоит нормативный правовой акт и, прежде всего, закон. При этом соблюдается строгая иерархия нормативных правовых актов. Верхнюю позицию занимают конституция и конституционные законы, далее идут обыкновенные законы, среди которых ведущую роль играют кодифицированные законы, и затем сообразно юридической силе - подзаконные нормативные акты. На втором месте находятся международные договоры, которые, как правило, обладают верховенством по сравнению с внутренними законами. Этот принцип закреплен в конституциях таких стран, как Нидерланды, Россия, Франция, ФРГ и многих других. К источникам романо-германского права относятся также правовые обычаи, которые имеют некоторое распространение в области торговли, судебная и административная практика, общие принципы. Судебная и административная практика, хотя и не является основным источником права, играет далеко не последнюю роль. Во многих странах романо-германской правовой системы (Франция, ФРГ, Испания, Италия, Швейцария, Турция) издаются официальные сборники судебной практики, на которые опираются судьи при решении конкретных дел. Судебный прецедент использовать не обязательно, но существуют и обязательные прецеденты (например, решения конституционных и верховных судов в ФРГ, Аргентине, Швейцарии). В течение длительного времени основным источником романо-германского права была правовая доктрина. Однако с победой идей демократии и кодификации первенство доктрины было, по выражению Р. Давида, заменено первенством закона, и доктрина стала играть роль лишь косвенного источника права2. Что касается общих принципов, то к ним относят принципы как предусмот-
См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 101— 102. 2 См.: Там же. С. 259.
ренные, так и не предусмотренные законом. К принципам, не предусмотренным законом, обычно относят моральные принципы.
4. Англосаксонская правовая система. Англосаксонская правовая система в отличие от романо-германской возникла несколько раньше - в XI веке. Ее возникновение и формирование связано с историей английского права, поскольку вплоть до XVIII в. история англосаксонского права - это история английского права. По мнению Р. Давида, в истории английского права можно выделить четыре основных периода: период англосаксонского права, период становления общего права, период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости и период развития и систематизации законодательства1.
Первый период - период англосаксонского права (с V в. до 1066 г.) - характеризуется наличием многочисленных законов и обычаев варварских племен германского происхождения (англов, саксов, датчан и др.). Римское господство, длившееся в Англии четыре столетия (от императора Клавдия до начала V в.), не оказало какого-либо заметного влияния на право Англии. После ° прекращения римского господства обосновавшиеся в Англии варварские племена не имели общего для всех права. В стране действовали не связанные между собой в единую систему сугубо местные, локальные обычаи. После обращения Англии в христианство (596 г.) составлявшиеся в ней законы, такие, как Правда Этельберта (около 600 г.), Правда Инэ (около 690 г.), Правда короля Альфреда (около 890 г.), Законы Этельстана (первая половина X в.), регулировали очень ограниченный круг общественных отношений. В 1017 г. датский король Кнут (Канут), захвативший Британию, издал общие для всего государства законы. Тем не менее, действующее право по-прежнему оставалось сугубо местным.
Второй период - период становления общего права - начинается с 1066 г., с нормандского завоевания Англии Вильгельмом I Завоевателем, и длится до 1485 г., до установления династии Тюдоров. После нормандского завоевания в стране про-
См.: Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 143.
должали действовать старые англосаксонские обычаи, поскольку Вильгельм Завоеватель и его преемники неоднократно подтверждали, что будут соблюдать старые «добрые» законы и обычаи. И надо заметить, что английские юристы и судьи до сих пор упоминают и даже применяют тот или иной закон англосаксонской эпохи. Вместе с тем нормандское завоевание Англии оказало серьезное влияние на развитие английского права. В стране установилась сильная централизованная власть короля, и одним из направлений ее усиления стало расширение юрисдикции королевских судов. Во второй половине XII в. в Англии возникает институт разъездных судей, которые при разрешении дел на местах руководствовались законодательными актами королей, местными обычаями и практикой местных судов. По возвращении в свою резиденцию они обобщали судебную практику и на ее основе вырабатывали общие нормы права, которыми руководствовались королевские суды при рассмотрении дел как в центре, так и во время выездов на места. Так постепенно усилиями королевских судов было создано так называемое «общее право» (Common Law). С середины XIII и до середины XIV вв. зарождается основной принцип общего права: решение вышестоящего суда является обязательным при рассмотрении аналогичного дела этим же или нижестоящим судом. Позднее этот принцип получит название судебного прецедента.
Третий период - период расцвета общего права и его соперничества с правом справедливости - начался с 1485 г. и продлился до 1832 г. В этот период наряду с общим правом сформировалось и так называемое право справедливости. Начиная с XIV в., частные лица, не имея возможности добиться решения в королевских судах или будучи недовольными решением, вынесенным по их делу, обращались к королю и просили его из милости решить их дело «по совести», «по справедливости». Такое обращение обычно проходило через лорд-канцлера, который являлся духовником и исповедником короля. Лорд-канцлер передавал, если считал целесообразным, жалобу королю и тот ставил ее на рассмотрение в своем совете. Со временем обращение к королю приняло общий характер и превратилось в обычное обжалование решений судов и даже в способ полностью или частично обойти
королевские суды. В XV в. лорд-канцлер становится все более и более автономным судьей, единолично решающим дела от имени короля и совета, делегировавших ему эти полномочия. Появляется суд канцлера («суд справедливости»), а сам канцлер перестает быть духовником и исповедником короля и превращается в настоящего судью. Судопроизводство осуществлялось канцлером единолично и в письменной форме, однако в отличие от королевских судов без тех процедур, которые предусматривало общее право. Лорд-канцлер при вынесении решений руководствовался не нормами права, а своей совестью, т. е. внутренним убеждением. Вместе с тем при вынесении решений канцлеры опирались также на принципы римского и канонического права. Так появилось право справедливости, которое было более гибким и более подвижным, чем общее право. Формально оно дополняло общее право и восполняло его пробелы, однако к XVII в. оно получило такое развитие и влияние, что стало угрожать существованию общего права. Конфликт, возникший между общим правом и правом справедливости, привел „ в начале XVII в. к соглашению, согласно которому юрисдикция лорд-канцлера продолжает существовать, но она не должна расширяться за счет судов общего права и канцлерский суд будет осуществлять юрисдикцию не произвольно, а в соответствии с прецедентами права справедливости. Кроме того, с 1621 г. был разрешен контроль палаты лордов за решениями суда канцлера. Так возник дуализм английского права, который сохранился до наших дней и стал одной из характерных черт англосаксонской правовой системы.
Четвертый период — период развития и систематизации законодательства - имеет точкой отсчета 1832 г. и продолжается до настоящего времени. В самом начале этого периода были проведены довольно радикальные правовая и судебная реформы. Была проведена огромная работа по расчистке законодательства, освобождению его от архаичных, давно не действующих актов. В ряде областей английского права целые массивы нормативных актов подверглись консолидации. В результате проведенной судебной реформы все суды были уравнены в правах. Было ликвидировано формальное различие между судами общего права и
канцлерскими судами справедливости. При этом все суды получили возможность применять нормы как общего права, так и нормы права справедливости. В этот же период в результате усиления роли парламента и государственной администрации резко возрастает значение законодательных и административных актов, наблюдается быстрое развитие английской правовой системы в направлении ее сближения с континентальной правовой системой.
Возникнув и сформировавшись в Англии, англосаксонская правовая система, которую называют также системой общего права, получила не менее широкое распространение в мире, чем романо-германская правовая система. Ее распространение осуществлялось, как правило, путем колонизации, хотя в отдельных случаях имела место и добровольная ее рецепция. В настоящее время англосаксонская правовая система, кроме Англии, существует в США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Индии и ряде других стран. Несмотря на некоторые особенности, англосаксонская правовая система во всех странах, в которых она утвердилась, имеет общую структуру и одинаковые источники.
Для структуры англосаксонского права характерно следующее. Во-первых, англосаксонское право не знает деления на публичное и частное. Это обусловлено, прежде всего, тем, что английская правовая система не восприняла римское право и не рецептировала его. Кроме того, в Англии деление права на публичное и частное издавна не признавали, так как видели в нем отказ от идеи правового государства, согласно которой государство и его органы должны быть подчинены праву. Для английского права, как это видно из истории его формирования, характерно деление на общее право и право справедливости. Причем такое деление сохраняется и в настоящее время и присуще не только английскому праву, а праву всех государств, входящих в англосаксонскую правовую семью.
Во-вторых, в англосаксонском праве, и в первую очередь в английском, отрасли права, особенно материального, выражены не столь четко, как в романо-германской правовой системе. Англосаксонское право - это право процессуалистов и практиков. До XIX в. в Англии главным для юриста было уметь найти форму
иска, позволявшую обратиться в Королевский суд и избежать тех препятствий, которые предусматривала формальная процедура. Поэтому процессуальные вопросы выдвигались для английских юристов на первый план. За последнее столетие английская судебная процедура значительно упростилась, однако по-прежнему ей уделяется первостепенное внимание.
В-третьих, нормы англосаксонского права известным образом отличаются от норм романо-германского права. В англосаксонском праве существует два вида правовых норм: законодательные и прецедентные. Законодательные нормы англосаксонского права ничем не отличаются от норм романо-германского права. Так же как и в романо-германском праве -это абстрактные правила поведения общего характера. Прецедентные же нормы - это судебные решения по конкретному делу, точнее, определенная их часть. Английские юристы к прецедентной норме относят сущность решения (мотивировку решения и юридическое заключение по делу). Все остальное для них является «попутно сказанным». Поскольку английские юристку рассматривают право главным образом как право судебной практики, для них нормы права - это положения, которые берутся из основной части судебных решений. Поэтому даже законодательные нормы английские юристы воспринимают только в том случае, когда они истолкованы судебной практикой.
Отличается англосаксонская правовая система от романо-германской и по своим источникам. Наиболее важным источником англосаксонского права является судебный прецедент. Зародившись в XIII-XIV вв., правило прецедента, согласно которому английские суды обязаны придерживаться решений, принятых их предшественниками, прочно укоренилось лишь с первой половины XIX в. В настоящее время прецеденты в Англии создаются только высшими судебными инстанциями: в основном Палатой лордов, Апелляционным судом и Высоким судом. При этом решения, вынесенные Палатой лордов являются обязательными для всех судов; решения, принятые Апелляционным судом, обязательны для всех нижестоящих судов и (кроме уголовного права) для самого этого суда; решения, принятые Высоким судом, обязательны для низших судов. Решения других
судов и квазисудебных органов обязательного прецедента не создают и могут служить лишь примером.
Другим источником англосаксонского права является нормативный правовой акт (закон, статут). Классическая теория видит в законе второстепенный источник права. Согласно этой теории закон привносит лишь ряд поправок и дополнений к праву, созданному судебной практикой. В нем следует искать не принципы права, а только решения, которые уточняют или подкрепляют принципы, выработанные судебной практикой. В настоящее время в связи с бурным развитием законодательства закон в англосаксонском праве играет не меньшую роль, чем судебная практика, однако в целом оно продолжает оставаться правом судебной практики.
К источникам англосаксонского права относятся также правовой обычай, доктрина и разум. Это вспомогательные источники права, которые применяются в основном при восполнении пробелов в действующем праве. Правовой обычай в настоящее время имеет очень ограниченное значение. В Англии он может считаться обязательным только в том случае, если является старинным обычаем (существовавшем до 1189 г.). Это требование, правда, не распространяется на торговые обычаи, которые тоже являются источниками права. Определенную роль как источники права играют доктрина и разум. В Англии некоторые научные труды, написанные судьями (Глэнвиллом, Литлтоном, Коком), имеют огромный авторитет среди судей. Что же касается разума, то общее право в целом считается правом разума, так как формирование общего права всегда было связано с поиском наиболее разумных решений. Это имеет место и в настоящее время.
Несмотря на то, что национальные правовые системы государств, входящих в англосаксонскую правовую семью, имеют много общего с правовой системой Англии, у них имеются и свои особенности. В этом плане заслуживает внимания правовая система США, которая отличается от правовой системы Англии большим своеобразием. Это своеобразие выражается в следующем:
во-первых, в федеративном характере права США. Право США помимо деления на общее право и право справедливости
имеет деление на федеральное право и право отдельных штатов. В этой связи возникает вопрос: существует ли в США федеральное общее право или общим является только право штатов? В 1938 г. Верховный Суд США утвердил принцип, согласно которому федерального общего права не существует. В настоящее время этот принцип твердо укоренился в американском праве. Вместе с тем он не носит абсолютного характера, поскольку федеральное общее право признается существующим в сферах, подпадающих под исключительную компетенцию федеральной законодательной власти;
во-вторых, в наличии федеральной Конституции;
в-третьих, в дуализме правовой системы. В США наряду с прецедентным правом действует система законодательства, хотя законодательные нормы включаются в правовую систему США лишь после их неоднократного применения и истолкования судами;
в-четвертых, в некоторых различиях в отдельных отраслях права. Например, конституционное право США предусматривает о контроль судов над конституционностью законов, чего нет в Англии. Отличается от английского и американское процессуальное право;
в-пятых, в значительной гибкости и маневренности американского права. Это проявляется, прежде всего, в том, что высшие суды США (Верховный Суд США и верховные суды штатов) не считают себя связанными своими собственными прецедентами и могут изменить свою практику. Кроме того, каждый штат является суверенным, в связи с чем правило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебной системы соответствующего штата. Иными словами, суды одного штата не обязательно должны ссылаться на судебные решения другого штата, и могут принять собственные решения;
в-шестых, в кодифицированном характере законодательства. Если в Англии основной формой систематизации законодательства была и остается консолидация, то в США - это кодификация. Начиная с конца XVIII в. и вплоть до второй половины XX в., в США на уровне отдельных штатов были разработаны и приняты отраслевые кодексы (уголовные, гражданские, граж-
данские процессуальные и др.). Кодификационная работа проводилась и на федеральном уровне. Так, в XX в. был подготовлен и принят федеральный Уголовный кодекс, разработан и одобрен федеральный Свод законов, периодически обновляемый каждые шесть лет, одобрен Торговый кодекс и т. д.
В литературе отмечаются и некоторые другие особенности правовой системы США.
5. Мусульманская правовая система. По сравнению с рассмотренными выше правовыми системами мусульманская правовая система (по-другому - мусульманское право) возникла значительно раньше. Она возникла в VII в. в Арабском Халифате в качестве одного из важнейших компонентов исламской религии. Как отмечается в научных источниках, эта религия содержит в себе, во-первых, теологию, которая устанавливает и уточняет, во что должен верить и во что не должен верить мусульманин, и, во-вторых, предписания верующим, указывающие на то, что они должны и чего не должны делать в своей жизни. Совокупность таких предписаний именуется в исламской религии шариатом (в переводе с арабского означает - «путь следования»), который и составляет то, что принято называть мусульманским правом.
Вместе с тем мусульманское право можно рассматривать с двух позиций. В широком смысле оно представляет собой единую исламскую систему социально-нормативного регулирования, которая включает как юридические нормы, так и неправовые регуляторы, в первую очередь религиозные и нравственные правила поведения, а также обычаи. В узком смысле - это юридические правила поведения, которые занимают в данной системе относительно самостоятельное место1. В этой связи под шариатом обычно имеется в виду мусульманское право в широком смысле, а мусульманское право в узком смысле обозначается таким понятием, как «фикх»2.
1 См. об этом: Сюкияйнен Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и прак
тики. М, 1986. С. 4.
2 См.: Там же. С. 33.
История мусульманского права начинается с пророка Мухаммеда (Мухаммада), жившего примерно в 570-632 гг. Мухаммед от имени Аллаха адресовал некоторые основные правила поведения, нормы верующим мусульманам. Эти нормы формулировались им главным образом в проповедях. Другая часть юридически значимых норм сложилась в результате жизнедеятельности и поведения самого пророка. Позднее и те и другие нормы нашли отражение в первичных источниках мусульманской религии и права - Коране и сунне. Поскольку этих норм не доставало для системного регулирования всей совокупности общественных отношений, после смерти Мухаммеда его нормо-творческую деятельность продолжили ближайшие сподвижники пророка, «праведные» халифы Абу-Бакр, Омар, Осман и Али. Опираясь на Коран и сунну, они формулировали новые правила поведения, соответствующие, на их взгляд, воле Аллаха и Мухаммеда. Эти нормы устанавливались либо совместным усмотрением, либо единолично каждым халифом.
В VIII-X вв. существенное влияние на развитие мусульманского права оказали исламские правоведы и мусульманские судьи (кади). Их роль в формировании мусульманской правовой системы была настолько значительной, что некоторые исследователи стали определять мусульманское право как право юристов. В этот период зарождаются основные ветви (толки) ислама, восполняются правовые пробелы, на основе Корана формулируется множество предписаний. К концу X в. завершился процесс формирования мусульманского права, и оно было канонизировано.
Возникнув в Арабском Халифате, мусульманское право вышло затем далеко за его пределы. Вместе с мусульманской религией нормы шариата получили распространение на территории Передней и Средней Азии, Закавказья, Северной, а также частично Восточной и Западной Африки, ряда стран Южной и Юго-Восточной Азии. Само мусульманское право вобрало в себя многие элементы предшествовавших правовых культур стран Востока, в частности правовые обычаи и традиции, действовавшие в доисламской Аравии и в завоеванных арабами территориях.
Примерно с середины XI в. мусульманское право перестает быть единым для всех мусульманских стран и становится правом
различных правовых школ (толков). Судьи теряют право самостоятельно ссылаться на Коран и сунну и формулировать на их основе новые нормы. В своих решениях они должны были следовать общепризнанным произведениям основателей и крупнейших исследователей той или иной правовой школы. Наиболее известными стали четыре школы суннитов: ханефитская, ма-лекитская, шафеитская и ханбалитская. Кроме суннитских имеются и несуннитские школы, среди которых наиболее известными являются школа зейдитов и шиитская школа. В результате разделения на школы мусульманское право утратило наднациональный характер и стало национальным.
XIX в. знаменует принципиально новую ступень в развитии мусульманского права. Становление законодательства в качестве самостоятельного источника права привело к постепенному вытеснению юридической доктрины и снижению ее роли. Со второй половины XIX в. происходит активное заимствование европейского права. Этот процесс привел к тому, что в некоторых странах (например, в Турции) мусульманское право практически было вытеснено, в других (в Алжире, Сирии, Египте) сохранилось лишь частично. В тех же странах, где доминируют исламский фундаментализм (Иран, Пакистан, Ливия, Судан, ЙАР), наблюдается своеобразное возрождение исламской правовой культуры и возврат к традиционным исламским ценностям, что влечет за собой расширение сферы действия мусульманского права.
Структура мусульманского права характеризуется, прежде всего, тем, что оно, как и романо-германское право, знает деление на публичное и частное. Правда, это деление в мусульманском праве имеет свои особенности, поскольку мусульманское право, как отмечает Р. Л. Сюкияйнен, — это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей1. Особая и наиболее развитая отрасль частного права - «право личного статуса», основными институтами которой являются брак, развод,
1 См.: Сюкияйнен Р. Л. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986. С. 84.
родство, материальное обеспечение семьи, обязанности по воспитанию детей, завещание, наследование «по закону» и некоторые другие. К частному праву относится и «гражданское право» (муамалат), регулирующее вопросы собственности, различные виды сделок и их обеспечение, порядок обеспечения обязательств и т. д. Деликтное (уголовное) право объединяет нормы как публичного, так и частного права, граница между которыми достаточно условна. Публично-правовые нормы касаются лишь нескольких наиболее опасных проступков, за совершение которых установлены строго определенные меры наказания. Большинство же других правонарушений считаются частными, поскольку затрагивают права и интересы отдельных лиц. В отношении этих правонарушений судья может избрать санкцию по своему усмотрению. Судебное право, включающее принципы судоустройства и правила процесса, также не относится целиком к публичному или частному праву, поскольку касается структуры и деятельности различных по своему характеру органов правосудия.
Публично-правовую отрасль в мусульманском праве по сути дела составляют только нормы, регулирующие конституционные, административные и финансовые отношения. К ней примыкает отрасль, нормы которой регулируют международные и некоторые внутригосударственные отношения. Вследствие этого деление мусульманского права на публичное и частное носит в известной мере условный характер. В большинстве случаев вертикальные отношения регулировались и продолжают регулироваться не столько нормами мусульманского права, сколько государственными нормативно-правовыми актами.
Системе мусульманского права и отдельным его отраслям в полной мере присущи характерные черты феодальных правовых систем - партикуляризм, неопределенность и противоречивость содержания при запутанности нормативных источников. Различные школы-толки при общности отправных позиций формулировали различные нормы при решении сходных вопросов. Развитие мусульманского права не шло по пути формулирования общих абстрактных правил поведения, последовательной замены одних норм другими или же придания общеобязательной силы
конкретным решениям на основе судебного прецедента. Мусульманское право в значительной мере носит казуальный характер и представляет собой совокупность решений крупнейших правоведов по конкретным (действительным или гипотетическим) делам. Со временем оно превратилось в собрание огромного множества возникших в различных условиях разнообразных норм, в большинстве случаев формально неопределенных. Неопределенность и противоречивость мусульманского права обусловлена еще и тем, что все выводы какой-либо школы, содержащиеся в канонизированных трудах юристов, признаются в равной степени действительными, хотя и могут противоречить друг другу. Отмена устаревших норм не допускается, так как нормы мусульманского права являются религиозными нормами.
Для структуры мусульманского права характерно и то, что в нем есть конкретные нормы и нормы-принципы. Последние, по мнению современных исследователей, являются фундаментальной и самой стабильной частью мусульманского права, пригодной для всех времен и гарантирующей его соответствие потребностям социального прогресса. Они образуют своего рода «Общую часть» мусульманского права, которая рассматривается как исходный пункт при применении любой конкретной правовой нормы.
Сами нормы мусульманского права тоже обладают определенными особенностями. Если европейские юристы под нормой права понимают установленное законодателем абстрактное правило поведения, а юристы англосаксонской правовой системы -сформулированное судом решение по конкретному делу, исламские правоведы под нормой права понимают правило, адресованное мусульманской общине Аллахом. Это правило основано на религиозных догмах, на вере. Его нельзя изменить, отменить, поправить. Оно бесспорно и абсолютно и должно безусловно исполняться. Нормы мусульманского права отличаются также по содержанию. Они не являются управомочивающими или запрещающими. Их основу составляет обязанность, долг совершить те или иные поступки.
Теперь рассмотрим источники мусульманского права. Их можно подразделить на две основные группы. Первую группу составляют Коран и сунна, вторую - иджма и кияс (кийяс).
Коран - священная книга ислама. Он является основополагающим источником мусульманского права. Согласно общепринятой традиции текст Корана был поведан пророку Мухаммеду самим Аллахом через архангела Джебраила - посредника между богом и людьми. Пока пророк был жив, надобности в Коране не было. На все вопросы ответ давал сам Мухаммед. Но после его смерти потребовался четко фиксированный закон, в связи с чем были собраны все записи и сделана их первоначальная сводка. Так появился первый вариант Корана. Параллельно с ним были разработаны еще четыре версии сборников заповедей Аллаха. Затем все они были сведены к единой редакции.
Коран состоит из 114 разных по характеру и объему глав (сур). Наряду с изложением библейских историй здесь можно найти рассуждения о мироздании, об исторических событиях, о порядке развода и т. д. Коран - это своего рода свод знаний, за- 0 поведей и инструкций чуть ли не на все случаи жизни. Много места Коран уделяет основам права, которые закреплены в так называемых «правовых строфах». Мусульманские юристы различают строфы, которые устанавливают личный статус (их 70), строфы, касающиеся гражданского права (тоже 70), строфы уголовно-правового характера (30), строфы, регламентирующие судебную процедуру (13), конституционные строфы (10), строфы, касающиеся экономики и финансов (10), и, наконец, строфы, относящиеся к международному праву (25).
В нормах Корана заметно преобладают общие положения нравственного характера, в связи с чем многие исследователи отмечают, что мусульманское право не уделяет большого внимания юридическим тонкостям и деталям. Коран учит мусульманина, например, выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклонятся от ростовщичества и азартных игр и т. д. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Даже запреты, которых в Коране очень
много и которые распространяются на различные виды человеческой деятельности, изложены в самой общей форме.
Принято считать, что Мухаммед стремился не создать новое право в строгом смысле этого слова, ибо только Аллах имеет законодательную власть, а научить людей, как поступать в тех или иных жизненных ситуациях, как относиться к тому или иному поступку.
Вторым по значимости источником мусульманского права является сунна. Сунна - это сборник адатов, т. е. традиций, касающихся действий и высказываний Мухаммеда. Она рассказывает о бытии и поведении пророка, примером которого должны руководствоваться верующие.
Первоначально единственным источником вероучения и права признавался только Коран. Но со временем обнаружилось, что его предписаний далеко не достаточно для решения возникающих юридических вопросов. Тогда стали прибегать к прецедентам и брать за образец поступки и действия пророка, а также его отдельные высказывания. Так появились сборники хадисов, т. е. преданий о деяниях Мухаммеда, его решениях и заявлениях. Шесть таких сборников и составили сунну.
Вторую группу источников мусульманского права, как уже было отмечено, составляют иджма и кияс.
Иджма - это согласованное заключение древних правоведов - знатоков ислама - об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или сунны. Иджма имеет исключительно большое практическое значение. На сегодня Коран и сунна - это только историческая основа мусульманского права. Судья не должен использовать непосредственно Коран или сунну, так как их окончательное толкование дано в иджме. Нормы права независимо от их происхождения подлежат применению только будучи записанными в иджму. К иджме в качестве источника права, дополняющего шариат, примыкает фетва - решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам.
Кияс - суждения по аналогии. Потребность в них возникает тогда, когда положения Корана, сунны и иджмы не применимы к конкретному случаю и требуют использования аналогии. Однако
использование аналогии - явление довольно редкое, поскольку для решения того или иного спора вполне хватает существующих норм. В этой связи кияс можно рассматривать только как способ толкования и применения права, и с его помощью нельзя создавать основополагающие нормы права.
К второстепенным источникам мусульманского права относят обычаи и традиции, не противоречащие основам мусульманского права, а также государственные законы. Формально мусульманские юристы не числят обычай среди источников права, но иногда прибегают к нему для дополнения или уточнения применяемого принципа права или правовой нормы. Что же касается закона, то он стал признаваться в качестве источника права с развитием законодательства. При этом закон не должен противоречить традициям и требованиям ислама и нарушать их.
Говоря о мусульманском праве как самостоятельной правовой системе, его не следует отождествлять с позитивными правовыми системами мусульманских стран. Как отмечает Р. Давид, «необходимо различать понятия «мусульманское право» и «право мусульманской страны». Как и в христианских странах, гражданское общество никогда не смешивается в исламе с обществом религиозным. Гражданское общество всегда живет под властью обычаев или законов, которые, безусловно, опирались, в общем, на принципы мусульманского права и отводили им серьезную роль, но могли в то же время... отходить от ортодоксальных положений и входить в противоречие с принципами и нормами религиозного мусульманского права»1. К тому же на правовые системы мусульманских стран оказали известное влияние романо-германская и англосаксонская правовые системы, что привело к созданию смешанных правовых систем и так называемой вес-тернизации права в мусульманских странах.
Контрольные вопросы
1. Что следует понимать под правовой системой и какова ее структура?
2. Что понимается под национальной правовой системой и правовой семьей? Какие правовые семьи принято выделять в совре-
1 Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988. С. 398.
менном мире? Как в настоящее время решается вопрос о типах права?
3. Когда и где возникает романо-германская правовая система? Чем характеризуется ее структура и каковы ее источники?
4. Когда и где возникает англосаксонская правовая система? Что характерно для ее структуры и источников?
5. Когда и где возникает мусульманская правовая система? В чем особенности ее структуры и источников?
Литература
1. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид. - М.: Прогресс, 1988.- 496 с.
2. Давид, Р. Основные правовые системы современности / Р. Давид, К. Жсффре-Спинози. - М.: Междунар. отношения, 1996. - 400 с.
3. Загрядский, Г. В. Правовые системы современности: лекция / Г. В. Загрядский. - М.: [б. и.], 1995. -42 с.
4. Карташов, В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1 / В. Н. Карташов. - Ярославль: Яросл. гос. ун-т, 1995. -269 с.
5. Лейст, О. Э. Сущность и исторические типы права / О. Э. Лейст // Вестн. МГУ. Сер. 11. Право. -1992. - № 1. - С. 3-13.
6. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть / М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2001. - 552 с.
7. Матузов, Н. И. Правовая система и личность / Н. И. Матузов. - Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1987. - 295 с.
8. Правовые системы мира: учеб. пособие / отв ред. А. Ф. Черданцев. -Екатеринбург: УрПОА, 1995. - 88 с.
9. Саидов А. X Введение в основные правовые системы мира / А. X. Саидов. -Ташкент: Фан, 1988.-217 с.
10. Саидов, А. X. Сравнительное правоведение и юридическая география мира / А. X. Саидов. - М.: [б. и.], 1993. -148 с.
11. Сюкияйнен, Л. Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Л. Р. Сюкияйнен.-М.: Наука, 1986.-256 с.
12. Сюкияйнен, Л. Р. Шариат: религия, нравственность, право / Л. Р. Сюкияйнен // Государство и право. -1996. - № 8. -С. 120-128.
13. Тиунова, Л. Б. О понятии правовой системы / Л. Б. Тиунова // Правоведение. -1985. - № 1. - С. 23-30.
14. Тихомиров, Ю. А, Курс сравнительного правоведения / Ю. А. Тихомиров. - М.: Норма, 1996. - 432 с.
15. Фридмэн, Л. Введение в американское право: пер с англ. / Л. Фридмэн; под ред. М. Калантаровой. - М.: Прогресс: Универс, 1993.-286 с.
Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 1647 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!