Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Костюм в живописи. Часть вторая. Средневековье

Европейский костюм Средневековья специалистами делится, естественно, на романский и готический период. В соответствии с искусствоведческой квалификацией. Однако для нашего разговора, не вижу особого смысла в такое скрупулезное деления, ибо с одной стороны, различия были не столь велики, а с другой – произведений живописи в период готики маловато, а романский стиль почти вообще не оставил нам примеров. Но все же хоть невнятно, но проведу отличия.
Романский стиль, сложившийся в период раннего Средневековья в архитектуре, изобразительном и прикладном искусстве благодаря скрещиванию двух культур — римской, античной и местной, варварской, отразился и в костюме. В романскую эпоху тело старались закрыть как можно плотнее, и в одежде получил распространение кроеный и шитый костюм.

Мужская одежда обычно состояла из двух туник-рубах, надетых друг на друга. Первоначально они были короткими — до колена, но с середины XI века удлинились до середины икры.
Нижняя туника называемая камиза - была с длинными рукавами и достаточно узкая. Носилась как мужчинами, так и женщинами. представляла из себя, по-большому счету, нижнее белье.

Амброджо Лоренцетти

Верхние туники назывались сюрко и котт.
Котт - это либо верхняя мужская одежда с рукавами или без них либо верхняя женская одежда с длинными и узкими рукавами.
Сюрко в романский период - верхняя женская туника (платье) без рукавов либо с короткими и широкими рукавами, с глухим закрытым воротом. Сюрко в готический период -безрукавное, из дорогой материи с разрезом спереди либо по бокам, обшитое по вырезу и проймам мехом. Это длинное, до пят, платье было принадлежностью знати. Носили сюрко поверх котты и часто украшалось шлейфом. В XIV в. с. укоротилось до бедер и превратилось в одежду типа душегреи.

В период, именнуемый в искусствоведение "готика" в костюме добавились:
пурпуэн — короткая куртка с узкими рукавами, к которой крепились штаны-чулки, существовавшие как одно целое в виде сквозных тесно прилегающих паголенков. Щеголи носили пурпуэн с длинными, свисающими до пола декоративными рукавами.
котарди - узкая, плотно облегающая фигуру до середины бедер, парадная одежда феодалов. Мужское котарди — это верхняя куртка, кафтан с застежкой по центру переда и низко расположенным поясом из чеканных пластинок. У женщин котарди было сильно расширено книзу и часто заканчивалось шлейфом.
блио — отрезной по талии кафтан с узким лифом и пышными полами, не сшитыми по бокам. Блио обычно шнуровали сзади.
Распространенная вехняя одежда Средневековья - плащ- нарамник,состоявший из куска ткани, согнутого пополам и имевшего на месте сгиба отверстие для головы. По бокам нарамники не сшивались. Они могли быть длинными и короткими.

В средние века появились и первые штаны.
Шоссы - мужские штаны-чулки, а проще говоря, плотные чулки, натягивавшиеся отдельно на каждую ногу и прикреплявшиеся специальными застежками к поясу. Только в XIV в. обе половинки были соединены в один предмет мужского туалета — штаны современного типа. Шоссы могли плотно облегать ногу, подобно трико, но могли быть и чуть просторнее.

Что касается обуви, то мужчинам обувью служили полусапоги и туфли из кожи или бархата, без каблуков. Первоначально носки были слегка заостренными, а с середины XIV века обувь феодалов, так называемый пигаш, приобрела настолько удлиненные носки, что иногда они достигали 50 см. Женская обувь была схожа с мужской — с заостренными носками.

Однако наибольшее значение придавалось формам головных уборов. Мужчины носили прежний средневековый капюшон, видоизменяя его в соответствии с модой. Обычно он был пришит к плащу или куртке. Капюшон-воротник, как и ранее, прикрывал голову и плечи и мог застегиваться спереди; со временем край воротника сзади удлинился и стал свисать сзади, а иногда мог даже опускаться ниже пояса. Такой головной убор назывался шаперон. Вначале представлял собой капюшон с длинным шлыком и пелериной, затем превратился в пышное и достаточно дорогое сооружение, напоминающее тюрбан, дополнительно украшавшийся фестонами.

Ян ван Эйк «Мужчина в голубом шапероне»


Ян ван Эйк "Мужчина в красном тюрбане"
Но теперь-то мы знаем, что он не в тюрбане, а в шапероне.

Распространенным головным убором, который носили женщины всех слоев населения вплоть до XV века, был горж. Он напоминал сшитую из ткани трубу, расширенную по краям, с разрезом сзади. Носили женщины также вилообразный, или «двурогий» чепец на каркасе из китового уса, металла, накрахмаленного полотна или твёрдой бумаги, с ниспадающим покрывалом или с широким свисающим краем, который назывался атур или эннен


Ян ван Эйк. "Портрет Маргареты ван Эйк"


Квентин Массейс "Уродливая герцогиня"

Часто одежда делилась по вертикали на две половины, в соответствии с цветами герба. Такая одежда называлась мипарти. В мипарти правая и левая стороны одежды были разных цветов, вплоть до обуви, которая соответствовала цвету штанов и верхней одежды. Мипарти носила молодежь и особенно часто пажи.

Симоне Мартине

Жан Фуке "Возвращение Изабеллы, королевы Англии, на родину — во Францию". («Большие французские хроники»)
Как видите, одежда королевы и ее придворных не отличается разнообразием: сюрко, в декольте которого выглядывает камиза.



"Посещение франкским королём Дагобертом стройплощадки в Сен-Дени". ("Большие французские хроники")
Оба придворных одеты в шоссы, на ближнем к нам котт, а втором - пурпуэн.Обратите внимание на обувь.



Братья Лимбург. «Великолепный часослов герцога Беррийского». «Январь» (фрагмент).
Герцог изображён сидящим за столом. Двое, стоящие к нам спиной, придворных одеты в камизы, котарди и шоссы.


Братья Лимбург. «Великолепный часослов герцога Беррийского». «Декабрь» (фрагмент).
Обратите внимание на разницу в костюме по сравненю с предыдущей миниатюрой. Но ведь это и понятно - изображены не придворные, а простые охотники.На них одеты даже не котта, а скорей всего еще одна камиза, только из более грубой ткани. А на одном - шоссы, а вот на другом просто грубо чулки подвернутые возле колен.


Конрад Виц "Поклонение волхвов(королей)"
Нам в контексте нашей беседы интересен костюм крайне левого волхва. На нем явно щегольский пурпуэн.



Маттео Джованнетти "Сцена охоты" (деталь). Фреска.
На левом охотнике надет плащ-нарамник. Он достаточно короток, что бы не мешать при охоте.


Жак Иверни "Фонтан молодости"
Эта фреска интересна для тем, что мы воочию видим, что на что надевалось. Вот дама снимающая через голову, скорее всего, котт и остающаяся в камизе. Вот старик, который уже снял половинку шосс и стягивает другую.В центре мужчина, освобождающийся от нарамника. И что интересно - многие в каких-то набедренных повязках, наподобии трусов.


Таддео ди Бартоло. «Цезарь и Помпей», фреска.
На стоящем слева от нас Цезаре, надет нарамник, из под которого выглядывает котт, ибо на камизе не делалось оторочек мехом.




Ганс Гольбейн "Внесение Христа в Храм"
Здесь мы видим множество примеров готического костюма. Я думаю, что вы уже и сами можете понять как называется та или иная деталь туалета.


"Изабелла"
А вот эта картина английского художника-прерафаэлита Джона Эверетта Милле, созданная через несколько столетий после рассматриваемого нами периода, является, на мой взгляд, удачным примером использования средневекового костяма в живописи 19 века.

Метки:костюм в живописи

Источник http://my.mail.ru/community/galereja/6DB0C0224EC82B28.html


Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 535 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...