Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Краткие теоретические сведения. Выделим главные этапы методики программирования задач



Выделим главные этапы методики программирования задач.

1. Постановка задачи. Основное требование к постановке задачи – достаточное количество информации для решения задачи. Очень часто постановка задачи выполняется не программистом, а некоторым Заказчиком. Программист является Исполнителем заказа. От него требуется добиться от Заказчика полной информации о решаемой задаче.

2. Моделирование и формализация задачи. При моделировании важно иметь опыт программирования, знать возможности компьютера и языка программирования и выдвигать гипотезы с учетом этих возможностей. К разработке алгоритма следует приступать только после принятия гипотезы решения задачи. Помимо идеи решения задачи, результатами этого этапа должны быть формализованная постановка задачи типа "дано-найти" и достаточное количество контрольных примеров для последующего тестирования программы. К категории "Дано:" обычно относятся данные, вводимые в начале работы программы и обеспечивающие массовость алгоритма. К категории "Найти:" относятся данные, получаемые в результате работы программы.

3. Разработка алгоритма. Этот этап представляет собой реализацию идеи решения задачи.

4. Тестирование алгоритма. Этап предполагает проверку алгоритма вручную с использованием подготовленных ранее контрольных примеров. Для сложных задач этот этап может оказаться весьма трудоемким, поэтому опытные программисты пропускают его и тестируют программу.

5. Программирование алгоритма. Программирование является формальной записью алгоритма средствами языка программирования.

6. Тестирование программы. Тестирование выполняется путем вывода промежуточных результатов работы программы и сравнения их с контрольным примером. Для этого либо используют специальные средства отладки программ, имеющиеся в интегрированной среде языка программирования, либо временно добавляют в программу команды вывода промежуточных значений. Уменьшить трудоемкость поиска ошибок в программе можно более тщательным проектированием алгоритма и планированием процесса тестирования на ранних стадиях разработки программы.

7. Эксплуатация программы и интерпретация результатов. В сложных программах может быть недостаточно тестирования для устранения всех ошибок. Очень час-то они обнаруживаются на стадии эксплуатации Заказчиком.

Успех в разработке программы зависит от двух основных факторов: соблюдения описанной выше методики и от опыта программирования. Не следует игнорировать или недооценивать этапы проектирования программы (1 – 5), выполняемые вне компьютера. "Час, потраченный на выбор алгоритма, стоит пяти часов программирования" (Д.Ван-Тассел. Стиль, разработка, эффективность, отладка и испытание программ.- М.: Мир, 1985).

Алфавит языка и зарезервированные слова

Как и любой язык программирования, Turbo Pascal имеет свой алфавит - набор символов, разрешенных к использованию и воспринимаемых компилятором. В алфавит языка входят:

Латинские строчные и прописные буквы A, B, C...Z, a, b,c,... z
Цифры 0, 1, …9
Символ подчеркивания “_”
Символ «пробел» является разделителем (код 32)
Символы с кодами ASCII от 0 до 31 непечатные(управляющие коды)
Специальные символы, участвующие в построении конструкций языка + - * / = < > [ ]., ();: ^ @ { } $ # ‘
Составные символы, рассматриваемые как единое целое (пробелы между ними не допустимы) <= >=:= (* *) (..)..

Turbo Pascal имеет большое количество зарезервированных слов, которые не могут быть использованы в качестве идентификаторов, поэтому попытка нарушить этот запрет либо вызовет ошибку при обработке программы компилятором языка, либо семантическую ошибку (при выборе идентификатора, совпадающего с именем стандартных процедур и функций из библиотечных модулей). Зарезервированные слова выделяются редактором текста белым цветом, после зарезервированного слова символ “;” не ставится (кроме слова End).

Список зарезервированных слов

ABSOLUTE EXTERNAL MOD SHR
AND FILE NIL STRING
ARRAY FOR NOT THEN
BEGIN FORWARD OBJECT TO
CASE FUNCTION OF TYPE
CONST GOTO OR UNIT
CONSTRUCTOR IF PACKED UNTIL
DESTRUCTOR IMPLEMENTATION PROCEDURE USES
DIV IN PROGRAM VAR
DO INLINE RECORD VIRTUAL
DOWNTO INTERFACE REPEAT WHILE
ELSE INTERRUPT SET WITH
END LABEL SHL XOR
Замечание: зарезервированное слово PACKED (упакованный) в Turbo Pascal’е игнорируется

Правила построения идентификаторов

Идентификаторы (ИД) – все имена, которые пользователь использует в программе для обозначения каких-либо понятий. ИД - это имена типов, переменных, констант, процедур, функций, модулей, меток. Для правильного построения ИД необходимо соблюдать следующие правила:

Правила построения идентификаторов

№ п/п Правило Пример написания
Правильно Неправильно
1. ИД может состоять только из букв латинского алфавита, цифр и специального символа подчеркивания, причем первый символ не может быть цифрой: X Y1 i5 CharVar Task125 My_Int_Type 156_type 666Num
2. ИД может состоять из произвольного числа символов, но компилятором различаются только первые 63 (остальные игнорируются)    
3. Все ИД должны быть уникальными
3.1. ИД не может совпадать по написанию с зарезервированными словами, в случае необходимости к зарезервированному слову можно добавить символ подчеркивания End_ _End _End_ End Procedure
3.2. ИД не должен совпадать по написанию со стандартными операторами и встроенными (библиотечными) процедурами и функциями Write_ _Write _Window Write   Window
3.3. Прописные и строчные буквы не различаются WRITE Write  
4. ИД должен нести смысловую нагрузку, т.е. при его объявлении необходимо определять дальнейшее использование в программе OpenWindow Algorithm  
5. При записи ИД необходимо выбирать английский вариант понятия _Window Count OKNO Chetchik
6. При записи составных ИД (ИД, состоящих из нескольких понятий) желательно делать первую букву каждого слова строчной CheckInFile FileExist checkinfile fileexist

Правила 1, 2, 3.1. строго контролируются компилятором, поэтому при их нарушении компилятором будет выдано сообщение об ошибке и трансляция программы будет прервана. Остальные правила компилятор не контролирует, но соблюдать их желательно, так как они позволяют улучшить «читабельность»





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 191 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...