Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть С



Творческая часть ЕГЭ по русскому языку (сочинение) призвана проверить и объективно оценить коммуникативную компетентность учащихся. Основные требования к содержанию сочинения сформулированы в задании С1:

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора. Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните, почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на знания, жизненный или читательский опыт (учитываются первые два аргумента).

Каждое сочинение проверяется двумя экспертами. При оценке работы эксперты учитывают:

-насколько адекватно, глубоко и полно был понят смысл прочитанного текста;

-проявлена ли способность зрело судить о проблемах, затронутых в тексте:

-насколько ясно и убедительно изложена позиция и, если она не совпадает с авторской, ---вежливо ли, корректно обоснована точка зрения экзаменуемого:

-проявлено ли умение излагать свои мысли грамотно, не нарушая норм литературного языка и правил орфографии и пунктуации;

-хороша ли, богата, выразительна речь, уместно ли использованы ее выразительные средства.

Таким образом, для успешного выполнения задания части С ключевыми понятиями являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. Незнание этих терминов приводит к тому, что задание понимается неверно и выполняется неправильно. Рассмотрим важнейшие из этих понятий.

Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это вопрос, над которым размышляет автор. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа: В чем смысл жизни? Что такое красота? Чем определяется формирование личности человека? В то же время проблемой может быть некоторое противоречие, конфликт между какими-либо группами людей, их взглядами на жизнь, например, проблема «отцов» и «детей».

Довольно часто текст может затрагивать несколько проблем. В этом случае выбор проблемы, которая будет положена в основу сочинения, определяется как минимум двумя факторами: 1) следует сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно; 2) необходимо выбрать ту проблему, которая дает больший простор для выражения мысли, т.е. соответствует знаниям, жизненному и читательскому опыту ученика.

В художественном произведении выявленные писателем общие закономерности жизни воплощены в конкретных художественных образах. Общее отражается в частном – в чувствах, мыслях, эмоциях, поведении персонажей. Восприятие текста читателем идет в обратном направлении – от конкретных персонажей, отличающихся своей неповторимостью, от конкретной ситуации к общей проблеме. В этом случае требуется умение обобщения, абстрагирования от частностей, конкретных деталей данного текста. Подумайте:

-Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? (социальный – человек и общество; политический - человек и государственная власть, экологический человек и окружающая среда; нравственный (этический) - взаимоотношения людей, нравственные ценности).

-Какие аналогичные ситуации, случаи Вам известны?

-Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (сострадание, милосердие, благородство/ грубость, эгоизм, жестокость и т.п.).

-Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Нужно помнить, что проблема возникает там, где появляется конфликт (противопоставление, антитеза): есть все условия для чего-то, а оно не происходит, не появляется, не существует. Упрощенно говоря, проблема в публицистическом тексте - это вопрос возмущённого автора: почему это так?

Основная проблема текста, как правило, если называется, то называется неоднократно, автор возвращается к ней снова и снова. Определению проблемы текста способствует поиск ключевых слов. Ключевые слова, как правило, имеют свойство повторяться, в том числе в виде синонимов, создавать лейтмотивы.

Наиболее вероятное место формулировки проблемы:

начало текста,

начало основной части,

конец основной части или абсолютный конец текста.

Способы выражения проблемы текста бывают разнообразны:

проблема формулируется автором открыто, в виде тезиса,

проблема формулируется на основе отдельных суждений и замечаний автора, разбросанных по тексту,

проблема не называется в тексте, а выявляется путем анализа его сюжета, реплик, описаний и так далее (характерно для художественного текста).

При выявлении проблемы можно использовать следующий прием:

1.Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2.Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3.Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Например, автор текста убеждает нас в том, что знание истории помогает человеку лучше понимать события современности. Значит, соответствующая проблема может быть сформулирована следующим образом: Что дает человеку знание истории? или Почему необходимо знать историю?

Клише

Автор поднимает проблему…

Автор затрагивает важную проблему…

Автора текста волнует проблема…

Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…

Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что …

Текст Д.С. Лихачева заставил меня задуматься над проблемой…

Волнующую всех нас проблему … поднимает писатель Д. Гранин.

Проблема, поднимаемая В. Солоухиным, - это…

Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…

Проблема … не может не волновать современного человека. Задумался над ней и В. Тендряков.

Что такое …?(В чем заключается…? Какую роль в жизни человека играет…?) Эту важную проблему поднимает автор.

! Следует осторожно использовать подобного рода «домашние заготовки», поскольку сочинение порой превращается в набор шаблонных фраз, слабо связанных между собой и ничего не говорящих о содержании текста.

Как обозначить проблему?

Проблема должна быть взята более крупно, чем просто частный случай, описанный автором (проблема милосердия, нравственного выбора (между чем и чем), социальной справедливости, жестокого отношения (к чему или кому?), одиночества, цели и смысла (жизни, писательского труда и тому подобное), сложности жизни, роли (книг, музыки, природы и т. п.) в жизни человека и др. Как правило, описанный случай для автора – иллюстрация к его размышлениям о проблеме. Об этом следует помнить.

Слово «проблема» (или «вопрос») обязательно должно прозвучать в тексте. Причем не надо путать проблему с авторской позицией. Позиция обозначается как тезис (законченное предложение), а проблема формулируется либо как вопрос, либо сочетанием слова «проблема» с существительным в родительном падеже.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 304 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...