Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Деятельность Рисовальной палаты и иллюстрирование книг кириллической печати в первой четверти XIX века



На рубеже XVIII-XIX веков кириллицей набирались только книги церковного назначения. В Московской синодальной типографии за ними установилось название «книги церковной печати». В XIX веке, как и в XVIII, существовали разновидности кириллического шрифта - так называемые «азбуки» - евангельская, библейная, арсеньевская, осиповская, Воскресенская226. Рисунки шрифтов, как и рисунки для гравюр, утверждались Синодом.

В 1800 году Дмитрий Павлович Левашов, исполнявший должность товарища директора Московской синодальной типографской Конторы, обратился в Синод с проектом «Об улучшении способов печатания книг». 12 февраля 1802 года из Синода последовал Указ, по которому надлежало «привести в лучший вид» как церковную, так и гражданскую печать227. Пунсоны были переправлены и отлиты заново, матрицы пробиты глубже и ровнее, чем прежде, очки литер кириллических «азбук» сделали более округлыми и открытыми, как в гражданской печати. Вместо смешения разных шрифтов в одном издании стал применяться один. Таким образом, книги XIX века отличались от прежних, в первую очередь, характером печати, которая стала чище и ровнее, а линии букв -тоньше.

Все книги кириллической печати продолжали орнаментироваться заставками («заставицами»), концовками («узлами»), инициалами («цветными литерами») и ломбардами («хвостатыми литерами»), часто на полях помещались рамки для «зачал» («цветки»). Некоторые книги снабжались листовыми гравюрами.

В начале XIX века для иллюстрирования книг церковной печати продолжали использоваться старые доски, неоднократно правленые еще в XVIII столетии. Медные доски 1765 года, выгравированные В. Иконниковым по рисункам С. Второва, ранее служившие для иллюстрирования Нового Завета в 8 и 4, были использованы в таких же по формату Евангелиях, ставших первой частью вышедших в 1802 (РНБ. XVII.7.35), 1803 (ЦМи-АР. № 17150) и 1807 (РНБ. C.XV.6.9) годах двухтомных изданий Нового Завета. Эти доски неоднократно реставрировались. Две из них подверглись глобальной правке в 1795 году, остальные постоянно догравиро-вывались, а для издания 1802 года было произведено их второе полное поновление. Уже на всех гравюрах этого издания не было подписей авторов. Для издания 1807 года доски опять подверглись догравировке. Гравюры получились очень темными из-за того, что новые штрихи были прорезаны глубоко и часто (илл. 203-206). В гравюре с «Иоанном» очертания лучей солнца, пробивающихся из-за туч, окончательно утратили первоначальный рисунок.

Другая медная доска тех же авторов с изображением Распятия, продолжительное время использовавшаяся при подготовке изданий Служебников и также выдержавшая ряд поновлений, привлекалась к работе при оформлении «Последования молебных пений» 11.1801 (ЦМиАР. № 22099) и тиражей Служебников - ХІІ.1808 (ЦМиАР. № 22257) и ІХ.1817 (ЦМиАР. № 11206). К 1801 году она была сильно спечатана, на что указывает качество оттиска (илл. 197). Горизонтальные параллельные линии фона стали прерывистыми, штрихи в очертаниях фигур святых и их ликов - нечеткими. В 1808 году доску поновили резцом. Все фигуры получили четкие линейные контуры, одновременно были восстановлены полустертые надписи возле нимбов святых (илл. 198).

Очередной раз доска была сильно правлена в 1832 году, оттиск с нее имеется в архивных документах (илл. 199). После этой реставрации штриховое заполнение медной основы стало совершенно иным. Размашистые грубые линии прежних поновлений были заменены четкими ровными штрихами. Новая разнонаправленная штриховка подчеркивала планы, передавала игру света и тени. Беспорядочный точечный штрих на полуобнаженном теле Христа превратился в пунктирные линии. Характер изображения настолько изменился, что если не знать прежних состояний доски, ее легко можно принять за новую. Экземпляров книг с оттиском этого состояния печатной формы пока не обнаружено, но очень вероятно, что они существовали. Поновленная доска могла выдержать еще значительное количество изданий.

Такие же этапы поновлення прошли три доски с изображением Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Двоеслова, вырезанные в 1767 году С. Ефимовым, С. Назаровым и А. Андреевым (илл. 207-209). Гравюры с этих досок использовались в Служебниках второй половины XVIII века в комплекте с «Распятием» В. Иконникова (см. Приложение II, с. 287-288, 292).228.

В 1832 году лики Иоанна Златоуста и Василия Великого были почти полностью перегравированы, отчего облик святых стал совсем другим. Они как бы помолодели, приобретя темную курчавую шевелюру и бороды без проседи.

В начале XIX века в Псалтирях использовалось несколько старых досок, вырезанных по рисункам, имеющим разную композицию. В экземпляр 1802 года в 4 (РНБ. Х.8.38) была вложена гравюра А. Андреева по рисунку Т. Даева 1780 года. Офортная доска была подправлена резцом. Авторские подписи в оттиске 1802 года сохранились хорошо, и это обстоятельство не позволяет усомниться в идентичности печатной формы.

В процессе атрибуционной практики не вызывает трудности соотнесение анонимной гравюры с печатной формой, если последняя правилась не основательно. Так, хорошо видно, что при создании иллюстрации для Псалтири с восследованием XII. 1807 года в 8 (РНБ. C.VI.6.28) использовалась не подписанная медная доска 1788 года, гравированная И. Максимовым (илл. 179).





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...